Товар в системе маркетинга, классификация товара в маркетинге, товарный знак и упаковка товара.

Товар – это все, что может удовлетворить конкретную потребность и предлагается рынку с целью приобретения и потребления. Это могут быть материальные продукты, физические объекты, услуги, способности людей, отдельные места, идеи и т.д.

Классификация товаров.

1. В зависимости от продолжительности использования и степени осязаемости товары подразделяют на три группы: 1) Товары длительного пользования – материальные изделия, выдерживающие многократное использование. Они наиболее осязаемые. К этим товарам относят автомобили, одежду, технику. 2) Товары краткосрочного пользования – материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов, например, продукты питания, мыло, бензин. 3) Услуги – это неосязаемые блага или действия, которые приносят человеку полезный результат. Например, парикмахерские услуги, услуги страхования.

2. В зависимости от сферы применения выделяют потребительские товары и товары производственного назначения, которые, в свою очередь, можно далее подвергнуть классификации: 1) Потребительские товары – это товары, приобретаемые конечными потребителями для удовлетворения индивидуальных потребностей. 2) Товары производственного назначения – товары, призванные удовлетворить коллективные потребности организаций, т.е. приобретаемые для ведения хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что один и тот же товар может рассматриваться и как потребительский, и как товар производственного назначения. Например, компьютер, используемый в домашних условиях, – это потребительский товар, а тот же компьютер, применяемый в компании ее сотрудниками – это товар производственного назначения.

Потребительские товары классифицируются в зависимости от особенностей спроса на них. Выделяют следующие основные группы потребительских товаров:

1) Товары повседневного спроса – это товары, обладающие низкой единичной стоимостью, которые покупатель приобретает часто и с минимальными усилиями на сравнение их между собой. К товарам повседневного спроса относятся:

а) основные товары(80 - 90 %) — товары, приобретаемые регулярно, например, продукты питания (кроме деликатесов), повседневная одежда (кроме верхней), предметы личной гигиены и т.д. Потребление этих товаров жизненно важно для каждого покупателя; главные требования, предъявляемые к товарам этой подгруппы, - высокое качество и удобство приобретения;

б) товары импульсной покупки (5 – 10 %) — это товары, не являющиеся жизненно необходимыми, но улучшающие и облегчающие жизнь того, кто их приобретает (специи, недорогие украшения, средства по уходу за домом, журналы и т.д.). Основными требованиями, предъявляемыми покупателями к товарам этой группы, являются: яркость оформления, удобство приобретения и, в некоторых случаях, высокое качество;

в) товары для особых случаев (5 – 10 %) — товары, которые приобретаются когда потребность в них становится обязательной. К ним относятся товары с резко выраженной сезонностью потребления, такие как медикаменты, отпускаемые без рецепта; средства по уходу за обувью, утеплители для окон и т.д.

2. Товары предварительного выбора – это товары высокой единичной стоимости, приобретаемые сравнительно редко и тщательно сравниваемые в процессе выбора и покупки по показателям качества, пригодности, цены и внешнего оформления.

Товары предварительного выбора состоят из двух подгрупп: а) схожие — это те товары, которые легко сравнивать между собой по объективным характеристикам (телевизоры, магнитофоны, автомобили и т.д.); б) несхожие – это те товары, которые крайне сложно сравнивать между собой по объективным характеристикам – весу, цене, техническим параметрам и т.д. (мебель, верхняя одежда, жилье и т.д.).

3. Товары особого спроса – это товары, обладающие специфическими характеристиками, для поиска и покупки которых потребители прилагают особые усилия. Они состоят из следующих подгрупп: а) товары с уникальными характеристиками (предметы искусства) б) престижные товары (дорогие марочные товары) в) товары без иных характеристик качества; г) медицинские препараты.

4. Товары пассивного спроса – это товары, о существовании которых покупатель не знает или знает, но не задумывается об их приобретении. В эту группу попадает большинство новых товаров, если их выход на рынок не был обеспечен должным продвижением. Классическими образцами товаром пассивного спроса, о которых покупатель знает, но не задумывается о покупке, являются страхование жизни, справочники, энциклопедии. Важно помнить, что один и тот же предмет может быть товаром повседневного спроса, предварительного выбора и особого спроса. Данная классификация основана на том, как товары расценивают потребители, а не на каких-либо присущих им характеристиках.

Упаковка - это внешняя оболочка товара. Многие экономисты называют упаковку пятой основной переменной маркетинга в дополнение к товару, цене, методам распространения и стимулирования. Однако большинство авторов все же рассматривают упаковку как один из элементов товарной политики. В настоящее время упаковка превратилась и в одно из действенных орудий маркетинга. Она является не только «визитной карточкой» продавца, но и важным инструментом стимулирования сбыта.

Функции упаковки: 1) локализация товара; 2) защита товара от внешней среды;3) обеспечение удобства использования товара; 4) коммуникационная функция; 6) охрана людей от опасных средств внутри упаковки.

106. Муниципальное хозяйство: понятие, структура, модели, механизмы управления.

Муниципальное хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения. Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности, и прежде всего в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.

Основу муниципального хозяйства составляет комплекс базовых отраслей, включающий: 1) жилищно-коммунальное хозяйство (комплекс); 2) городской пассажирский транспорт массового пользования, включая трамвай, троллейбус, автобус; 3) комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города; 4) учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы; 5) службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования.

Муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления (МСУ). Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства: 1) органы МСУ, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории МО, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения МО; 2) предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Органы МСУ определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию; 3) предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Органы МСУ имеют право координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории МО.

С точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы муниципального хозяйства, можно выделить несколько моделей муниципального хозяйства (по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности).

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства. Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования. Основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель применяется в благополучных странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что налоги с населения дополняются возможностью налогообложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель подразумевает, что органы местного самоуправления получают возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории (муниципальные предприятия).

Существование той или иной модели зависит от огромного количества факторов, главными из которых являются: 1. Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством. 2. Обеспеченность территории ресурсами. 3. Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях. 4. Налогоспособность населения.

Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга.

Существуют следующие этапы управленческой деятельности:

1. Аналитический (анализ проблемы, определяют возможные пути ее решения). 2. Постановка задачи (выявляют приоритеты деятельности). 3. Принятие управленческого решения (устанавливают технологию и алгоритм решения задачи, конечный и промежуточные результаты). 4. Исполнение решения (конкретная деятельность по реализации управленческого решения). 5. Оценки результатов (анализ результатов деятельности, подготовка к очередному аналитическому этапу и новому циклу).

Исходя из вышеизложенного структура управления муниципальным образованием должна обеспечить:

1) процесс формирования и исполнения управленческих решений на всех этапах цикла;

2) комплексность и внутреннюю координацию деятельности всех структурных подразделений, завершенность и поступательность развития.

Наши рекомендации