Эволюция стратегии национальной безопасности КНР: основные приоритеты
В эволюции представлений о государственной безопасности Китая выделяются четыре основных этапа. На первом - от образования КНР до событий на о. Доманский в 1969 году - главное внимание уделялось политической и военной безопасности, а экономической придавалось третьестепенное значение. На втором этапе - от событий на о. Даманский до 12-го съезда КПК - центральной стала военная безопасность, угроза политической безопасности ослабла. Источником главной военной угрозы считался Советский Союз. На третьем этапе - с 12-го съезда КПК в 1982 г. до создания ШОС в 1996 г. - значение экономической безопасности постепенно стало возрастать, а военной и политической - убывать. На четвертом этапе, начавшемся с апреля 1996 г, китайские руководители стали создавать новую концепцию безопасности, основанную на сотрудничестве и взаимопомощи. Эта новая концепция была провозглашена в марте 1997 г., а также в выступлениях Цзян Цземиня на форуме ООН по проблемам разоружения в марте 1999 г. и во время празднования 80-й годовщины образования КПК 1 июля 2001 года1.
Китай принял новую концепцию международного сообщества, исходя из интересов собственной безопасности2. Постепенно сформировалась новая концепция безопасности с китайской спецификой. Концепция имеет комплексный характер и, в понимании китайского правительства, включает государственный суверенитет, территориальную целостность и военную безопасность; затрагивает проблемы политической и социальной стабильности, ресурсов и экологии. В области международных отношений китайское правительство призывает к взаимному уважению суверенитета, взаимному ненападению и невмешательству во внутренние дела, равноправию и мирному сосуществованию.
Понятие национальной безопасности можно раздробить на несколько важнейших подпунктов. Это, в первую очередь, обеспечение экономической безопасности, поскольку, несмотря на быстрое развитие экономики, инвестиционные и экономические возможности КНР еще весьма ограничены, что создает косвенную угрозу национальной безопасности в целом. Пристальное внимание уделяется проблемам энергетической безопасности. Под ней Китай понимает "состояние, когда гарантированы достаточные и надежные поставки энергоресурсов по приемлемым ценам, причем договоренности о поставках не ставят под угрозу главные ценности нации и не мешают достижению других целей"1. При этом, когда в КНР говорят об "адекватных и надежных поставках", то имеют в виду, в первую очередь, поставки нефти. Как упоминалось выше, потребление именно этого ресурса в экономике Китая неуклонно растет. Кроме того, собственных запасов угля нации хватит еще на десятилетия, поэтому пока эта проблема особой тревоги не вызывает. А вот смена статуса с экспортера на импортера с выходом на второе место после США по объемам потребления заставляют серьезно задуматься над тем, откуда КНР будет брать нефть в дальнейшем2. Однако, основное внимание китайских властей направлено на обеспечение успешно функционирующей и динамично развивающейся оборонной безопасности.
На нынешнем этапе военная политика Пекина основывается на принципах неучастия в военных блоках и союзах, неприменения ядерного оружия первым, поддержки создания зон, свободных от ядерного оружия; отказа от размещения вооруженных сил на иностранных территориях, за исключением участия в миротворческих операциях под эгидой ООН. Одновременно Китай осуществляет курс на реализацию концепции безопасности нового типа, основанной на межгосударственном доверии и включающей следующие положения:
обеспечение взаимной равной безопасности, основанной на взаимном доверии и сотрудничестве посредством диалога;
осуществление взаимодействия по вопросам безопасности при невмешательстве других государств и ненанесении ущерба третьим странам;
недопущение угрозы или нанесения ущерба военной силой безопасности и стабильности других государств; осуществление оборонительной внешней политики;
принятие на двусторонней основе оптимальных мер по утверждению доверия в пограничных и спорных районах;
поддержание дружественных связей между вооруженными силами.
Национальные интересы должны быть защищены стратегией национальной безопасности.
Целью последней является формирование мирной и стабильной окружающей среды, благоприятной для национального развития.
Безопасность должна быть взаимной, что предусматривает "безопасность наших соседей, нашего региона и даже всего мира". Стратегия безопасности опирается на комплексную мощь страны. Ее задачами является - предотвращение возникновения войны и возможность держать под контролем кризисные ситуации.
Стратегия национальной безопасности строится на защите независимости и суверенитета, защите социалистического пути и руководствуется политикой и линией, сформулированными на декабрьском пленуме ЦК КПК 1978 г1. Важнейшим компонентом стратегии национальной безопасности является политика национальной обороны, субординированная под экономическое развитие страны. Ее содержательная часть в контексте других установок выражена Дэн Сяопином следующим образом: "В новую эру, хотя мировая война может быть отодвинута или ее можно избежать, локальные войны и региональные конфликты далеки от завершения. Мы искренне стремимся к миру, однако мир достигается через борьбу. Мы привержены развитию, но развитие требует обороны, которая достигается через готовность сражаться"1.
На основе данной теории, главными целями китайской оборонной политики являются:
укрепление национальной обороны;
сопротивление внешнему агрессору;
защита государственного суверенитета над территориями, воздушными и водными пространствами, морских прав и интересов;
укрепление государственной целостности и безопасности;
решительная защита социалистической системы и руководящей линии нашей партии.
Однако, за годы правления нового китайского руководства во главе с Ху Цзиньтао, то есть с конца 2002 года, во внешнеполитической стратегии Китая, нацеленной на защиту интересов национальной безопасности, произошли существенные изменения. Изменяются и сама трактовка понятия национальной безопасности, и средства ее обеспечения внешнеполитическими механизмами.
Концептуальные изменения стратегии безопасности нашли отражение в осуществленной под руководством Ху Цзиньтао корректировке внешнеполитической доктрины Китая, принятой на XVI съезде КПК в ноябре 2002 года2, когда собственно и началась финальная передача власти новому поколению руководителей.
На XVI съезде КПК Цзян Цземинь заявил: "Безопасность должна быть основана на взаимном доверии; новая концепция безопасности предусматривает создание обстановки взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства и координации. Споры должны решаться путем диалога и сотрудничества, а не путём применения или угрозы применения силы"1.
Ядро новой концепции безопасности может быть сведено к четырем основным принципам: взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, координация.
Названные принципы дополняют друг друга и составляют органичное целое: взаимное доверие - это фундамент, взаимная выгода - цель, равенство - гарантия, а координация - средство реализации установок новой концепции безопасности.
Взаимное доверие связано с преодолением различий в идеологии и социальных системах, с отказом от менталитета "холодной войны" и политики с позиции силы, с освобождением от взаимной подозрительности и враждебности. Предполагается, что все страны должны постоянно вести открытый диалог, информировать друг друга о своей политике безопасности и обороны, о важнейших акциях в этой области2.
Взаимная выгода относится к удовлетворению объективных потребностей социального развития стран в эпоху глобализации. В новой концепции особо выделяется принцип "всеобщей безопасности" и отвергается "абсолютная безопасность" одной страны за счёт безопасности других.
Равенство связано с идеей о том, что все страны являются равными членами мирового сообщества. Только равенство может быть гарантией того, что страны будут способны решать проблемы безопасности путём диалога и консультаций.
Координация предусматривает разрешение споров посредством мирных переговоров и осуществлением обширного и глубокого сотрудничества по проблемам безопасности с тем, чтобы предотвратить скрытую угрозу и избежать войн и вооруженных конфликтов1.
В документах съезда нашло отражение сочетание старого и нового видения китайским руководством мира и места Китая в мире. Согласно старым представлениям, мир воспринимался китайскими лидерами как потенциально враждебный, хотя и не несущий непосредственной военной угрозы безопасности Китая. Воспринимался через призму борьбы против сил гегемонизма и, прежде всего, против американского стремления к глобальному доминированию, а также против стремления к локальному доминированию географически близких к Китаю "больших стран" - России, Японии, Индии. Уточняется, что не все страны понимают мир и развитие одинаково. США понимают мир - как "мир при американском господстве", развитие - как "приоритетную гарантию американского развития". Развивающиеся страны стремятся к модели развития, соответствующей обстановке в стране, к установлению справедливого и рационального мирового экономического и политического порядка. 2
В дальнейшем в Пекине все больше стали говорить о взаимодействии с мировыми лидерами, чем о "борьбе с гегемонизмом". В выступлении Ху Цзиньтао на саммите ООН в конце 2005 года3 была, по сути, сформулирована новая стратегия китайской дипломатии, нацеленная на " создание гармоничного мира", под которым подразумевается "достижение политического равновесия:
между развитием собственной страны и ответственностью между мировым сообществом;
между экономическими, политическими интересами безопасности в отношениях между великими державами;
между проведением реформ и обеспечением международного порядка"1.
Из этого видно, что речь о "гегемонизме" уже не идет, а акцент на участие Китая в строительстве новой глобальной архитектуры просматривается весьма определенно. Практическая реализация этой доктрины позволяет Китаю рассматривать национальные интересы безопасности через призму глобализации и глобального сотрудничества. И открывает дополнительные возможности для мирового сообщества в плане конструктивного взаимодействия с Китаем.
"Напористость новичка" - так условно можно описать эффект, когда в устоявшихся международных отношениях "больших сил" появляется новая сила, которая хочет, чтобы с ней считались2. Желает политического признания своей возросшей стратегической мощи и изменившегося глобального соотношения потенциалов агрессивности.
Эта стратегия характерна для страны, которой еще предстоит борьба за свое место в международных раскладах, сопровождается дипломатической агрессивностью и неуступчивостью по отношению к признанным центрам силы. По отношению к малым силам осторожность в действиях сменяется активностью.
По мере усиления глобальной конкурентоспособности Китая будет нарастать глобальное противодействие Китаю со стороны его основных мировых партнеров. Это создает угрозы безопасности Китая в ее невоенном толковании и требует от Китая ответных адекватных действий. Здесь можно ожидать усиления наступательности внешней политики Китая в вопросах обеспечения национальной безопасности. Усиливающаяся наступательность будет подпитываться и развиваться на фоне сохраняющегося восприятия Китая рыночными демократиями как политически чужого, что будет создавать новую напряженность в отношениях Китая и мира, однако напряженность - не выходящую за пределы, очерченные интересами экономической взаимозависимости.
Китаю потребуются новые аргументы и дипломатические шаги в обеспечении национальной безопасности. Их общая логика будет такой:
для сохранения монополии КПК на власть нужна внутренняя стабильность;
для поддержания внутренней стабильности нужны экономические успехи;
для достижения экономических успехов в условиях глобализации необходима дальнейшая интеграция Китая в мировое хозяйство.
А для этого Китаю нужна не конфронтация с Западом, а сотрудничество, которое не выходит за пределы торговых и дипломатических споров. При успешном осуществлении данной концепции Китай имеет значительные шансы на превращение из "новичка" в "гранда" на мировой арене.
Военный фактор продолжает играть важную роль в мировой политике1. Под влиянием охватившей весь мир революции в военной области формы ведения войны претерпевают коренные изменения и характеризуются переходом от механизации к информатизации. Развитые страны вносят соответствующие изменения в свои стратегии национальной безопасности, форсируют переоснащение армий высокотехнологичными вооружениями и военной техникой, ведут разработку новых военных доктрин. В результате существующий дисбаланс в военной области между развитыми и развивающимися странами усиливается, а роль военного фактора в обеспечении национальной безопасности возрастает.
В Китае осознают, что роль отдельных стран и соотношение сил в мировой политике не остаются неизменными, поэтому следует быть готовым к любому изменению международной обстановки. Однако признают, что в настоящее время отсутствует масштабная угроза внешней агрессии, которая существовала в течение продолжительного периода после образования КНР. После холодной войны угрозу для Китая могли представлять только Россия и США1.
Стратегия Китая в сфере военной безопасности заключается в осуществлении превентивных мер политического, дипломатического, экономического и военного характера, направленных на создание благоприятных условий вокруг Китая и уменьшение факторов нестабильности2. Также немалую роль играет благоприятная окружающая обстановка. Многие противоречия с соседними странами разрешены или находятся под контролем. Но не стоит забывать и о существовании внутренних и внешних проблем. Улучшение обстановки не означает, что решены все проблемы безопасности. Реально у Китая есть довольно много достаточно серьезных проблем безопасности. Конфликт могут спровоцировать тайваньские или тибетские сепаратисты, находящиеся под влиянием внешних сил. Особую озабоченность руководства страны вызывает активизация и расширение масштабов деятельности на территории Китая и за его пределами сепаратистской террористической организации "Восточный Туркестан". Развертывание по американской инициативе и с американской помощью систем ПРО ТВД на территориях Японии и Тайваня рассматриваются в Пекине как действия, наносящие ощутимый ущерб китайским интересам в сфере военной безопасности. Аналогичным образом расцениваются в Китае и планы Пентагона усиливать свои военно-морские силы в западной части Тихого океана в течение ближайшего десятилетия за счет постоянного базирования здесь дополнительно нескольких крупных авианосных групп.
Со времени начала проведения политики реформ и открытости Китай добился огромных экономических успехов. Имеющиеся экономические успехи являются материальной базой осуществления Китаем в 21 веке политики четырех модернизаций1. Если имеющиеся достижения будут уничтожены войной, то невозможно будет добиться реализации долгосрочных целей программы четырех модернизаций. Поэтому Китай должен защищать достижения политики реформ и открытости и свое мирное окружение, проводить стратегию обороны от противника за пределами государства, всеми силами стремится избежать войны. Цзян Цзэминь говорил:". добиться подъема экономики и создать мощную национальную оборону - вот две великие стратегические задачи в деле модернизации нашего государства"2. Если же говорить по существу, то эти две великие задачи стратегического характера представляют собой единое целое, однако требуется согласовать их решение с правильным подходом и осознанием того реального положения, которое существует в нашем государстве, находящемся на начальном этапе социализма. Благодаря практике, полученной за двадцать лет, у нас сформировалось следующее ответственное и важное понимание этого вопроса.
Во-первых, экономическое строительство должно рассматриваться в качестве центра, строительство национальной обороны - подчиняться обстановке, складывающейся в целом в ходе экономического строительства в государстве. Сохранность непрерывного развития экономики, в значительной степени усиление экономического потенциала государства - вот основа разрешения всех проблем, включая и вопрос о модернизации национальной обороны. Это и является ключом к повышению конкурентоспособности на международной арене, к тому, чтобы положить предел давлению со стороны гегемонизма и политики силы, к защите независимости и суверенитета государства; строительство национальной обороны должно находиться в тесном согласовании и взаимодействии с обстановкой в целом, и при этом никак нельзя допускать, чтобы оно препятствовало этой обстановке или оказывало на нее негативное воздействие"1. После состыковки китайской экономики с мировой, китайская экономика стала нуждаться все в большей защите. Экономическая база четырех модернизаций Китая находится главным образом в прибрежных районах, это обуславливает необходимость в стратегии безопасности ставить на первое место оборону приморских районов. Возникли проблемы контрабанды, защиты морских путей. Поэтому китайское руководство выдвинуло к армии требование: "Выполнять священную миссию защиты территории, морского и воздушного пространства, защиты единства и безопасности государства"2.
Из этих аспектов вытекает главный принцип стратегии безопасности Китая после холодной войны - активная оборона. Дэн Сяопин так интерпретирует слово "активная": "Активная оборона не просто оборона, в ней содержится и наступление. Соединение обороны и наступления отражает развитие закона самой войны"3. Дэн Сяопин говорил: "активная оборона" по природе оборонительна, в то же время, по сути, она активна. Основной идеей этой стратегии является, что она включает в себя принцип обороны, самообороны и нанесение удара на стратегическом уровне только после нападения4. С одной стороны, Китай придерживается оборонительного характера своих целей в сфере обеспечения безопасности, с другой - активно повышает коэффициент гарантии безопасности государства. Данный принцип основывается на достижении победы в локальной войне в условиях современной техники, особенно в условиях высоких технологий. Комплексно учитывая различные факторы, угрожающие государственной безопасности, Китай надлежаще ведет работу по подготовке обороны в свете самых трудных и сложных обстоятельств1. Данный курс уделяет серьезное внимание сдерживанию вспышки войны. Согласно требованиям стратегии государственного развития НОАК гибко использует различные военные средства, тесно взаимодействует с политическими, экономическими и дипломатическими методами борьбы, улучшает условия стратегического окружения Китая, снижает факторы опасности и нестабильности, всеми силами сдерживает возникновение локальных войн и вооруженных конфликтов2.
Модернизация национальной обороны, с точки зрения Цзян Цзэминя, должна быть постоянным объектом заботы руководства КПК. Решение экономических задач остается на первом месте. Цзян Цзэминь признавал: "Мы не можем сопоставлять наши вложения в дело национальной обороны с вложениями развитых стран. Тут мы должны идти по пути, который характеризуется тем, что инвестиций вкладывается относительно меньше, а эффект получается относительно больше, по пути модернизации с китайской спецификой национальной обороны и армии"3.
Второй принцип - создание компактных вооруженных сил, их модернизация. Китайская армия насчитывает 3 млн. человек, однако по техническому оснащению она далеко отстает от развитых стран4.
Еще одним важным принципом является укрепление сотрудничества в сфере безопасности. В этом принципе нашла отражение идея традиционного Китая: "Наилучшим вариантом является срыв стратегических планов противника, затем - нанесение удара по его стратегическим союзникам, далее - по его армии и только после этого-штурм его крепостей"5 и ее влияние на современную китайскую стратегию безопасности.
Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что Китай исходит из того, что в конце XX века вслед за завершением "холодной войны" в международных отношениях произошли глубокие перемены. Ранее мир воспринимался китайскими лидерами как потенциально враждебный, хотя и не несущий непосредственной военной угрозы безопасности Китая. Просматривался в аспекте борьбы против сил гегемонизма и, главным образом, против американского стремления к глобальному доминированию. Также существовали опасения, что близкие к Китаю страны, такие как Россия, Япония и Индия, будут развивать тенденцию к региональному доминированию. На сегодняшний день Китаем признано, что исчезла конфронтационная биполярная система, на смену которой пришла позитивная тенденция строительства многополярного мира. Не только меняются взаимоотношения между крупными государствами, в том числе между бывшими противниками в "холодной войне", но и все большее число стран приходит к общему пониманию того, что необходимы взаимное уважение, равенство и взаимная выгода, а не гегемонизм и силовая политика, диалог и сотрудничество, а не конфронтация и конфликты. В построении мирного, стабильного, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка все возрастающую роль играют региональные организации экономического сотрудничества.
Официально признается, что для Китая, на данный момент, отсутствует какая либо широкомасштабная военная угроза. Однако существует ряд внешних и внутренних очагов напряженности. Что и подвигло Китай все более быстрыми темпами развивать и улучшать свою оборонную политику.
Следуя так называемой формуле "24 иероглифа", принадлежащей Дэн Сяопину, Китай осуществляет превентивные меры политического, дипломатического и военного характера, направленные на уменьшение факторов нестабильности. В тоже время в интересах решения ближайшей стратегической задачи - урегулирования тайваньской проблемы по принципу "одного Китая" - Пекин допускает возможность применения военной силы, что содержит в себе опасность развязывания крупного вооруженного конфликта с серьезными негативными последствиями для региональной и глобальной безопасности.
В этой связи необходимо отметить, что выдвинутая Пекином новая концепция международной безопасности на основе взаимного доверия, по - видимому не распространяется на тайваньскую проблему, являющуюся внутренним делом КНР. Поэтому сдерживающим фактором для Китая может стать позиция США, Японии и стран ЕС, решительно выступающих против решения тайваньской проблемы военным путем.
Ввиду приоритетности задач экономического развития оборонительный характер военной доктрины Китая в ближайшей перспективе не претерпит существенных изменений. Политика Пекина в сфере военной безопасности будет направлена на предотвращение войны и уменьшение факторов нестабильности, с целью обеспечить внешние и внутренние условия реализации национальной стратегии Китая, направленной на достижение статуса великой державы, занимающей доминирующее положение в АТР и равной по своему политическому влиянию, экономической и военной мощи другим державам мира.
Безусловно, многие положения новой китайской концепции безопасности звучат как демонстрационные и даже пропагандистские клише. Вместе с тем, Китай в своей внешней политике в последние два десятилетия последовательно придерживается этих принципиальных положений, совершенствуя их в теоретическом и практическом плане.
1.2 Развитие оборонной политики КНР: цели, задачи, планы, перспективы
"Оборонная политика Китая исходит из коренных интересов государства, подчиняется и служит доктрине государственного развития и безопасности" - об этом говорится в опубликованной 27 декабря Пресс-канцелярией Госсовета КНР "Белой книге об обороне КНР в 2004 году"1.
Национальная оборона должна обладать тремя особенностями. Во-первых, речь идет о модернизированной национальной обороне, то есть о модернизации вооружений, о придании вооруженным силам регулярного характера, о преобразовании вооруженных сил в компактную и оперативную оборонную армию. Что означает о необходимости выйти в этой области на мировой уровень. Во-вторых, это должна быть оборона, которая полностью соответствует реальному положению дел в Китае. Следует учитывать слабости Китая, его уязвимые места и в тоже время исходить из конкретных обстоятельств. В-третьих, национальная оборона должна отображать особенности современной эпохи, ориентироваться, прежде всего, на развитие глобальных процессов и в области экономики, и в сфере обеспечения безопасности2.
Китайское правительство опирается на то, что особенности обеспечения строительства национальной обороны и строительства армии заключаются в усилении способности китайской армии действовать в ходе оборонительных и военных действий в условиях применения современной техники, особенно высоких технологий, делая при этом главный упор на повышение качества армии, усиливая ее совокупную эффективность.
Выделяется две стороны в деятельности вооруженных сил. Они должны быть всегда уверены, что осуществляют справедливые действия, находятся в обороне, не признавая себя ни нападающей, ни наступающей стороной. Любые операции, выполняемые по приказу руководства, нужно рассматривать и трактовать как оборонительные. При этом предполагалось, что оборона должна быть активной, а не пассивной. Далее, вооруженные силы необходимо перестроить, чтобы они могли действовать в условиях современной войны с применением высоких технологий. Ставится задача углублять научные исследования в области национальной обороны, повышать уровень модернизации китайской армии.
Модернизация национальной обороны - это важная составная часть социалистической модернизации в КНР. Усиление строительства национальной обороны - это основная гарантия безопасности государства и его экономического развития. Однако, и строительство национальной обороны, и строительство вооруженных сил необходимо осуществлять в опоре на экономическое строительство, в соответствии с экономическим потенциалом государства. Китай может предоставить мощную материально - техническую базу для модернизации национальной обороны только в том случае, если развитие национальной экономики пойдет вверх, если государство будет обладать мощным экономическим потенциалом, поэтому строительство армии должно служить общей обстановке в области строительства экономики страны. Из этого следует, что государство должно выделять на нужды вооруженных сил столько средств, сколько руководство КПК сочтет необходимым для обеспечения обороны страны от внешних противников. Могут быть выделены большие или меньшие средства - всё зависит от того, кто будет принимать решения и оценивать международную обстановку и опасность для КНР извне1.
Большое внимание уделяется работе с населением. Правительство КНР считает, что национальная оборона - это дело всего китайского народа. Здесь речь идет о политической, идеологической пропагандистской работе с населением. Еще одной стороной укрепления национальной обороны является строительство народного ополчения, тыловых частей, совершенствовать систему мобилизации в целях национальной обороны.
Народное ополчение (около 12 млн. чел.) - массовая вооруженная организация без отрыва ополченцев от производства, резерв НОАК и основа народной войны в современных условиях. Согласно закону КНР о воинской обязанности все граждане мужского пола в возрасте 18 - 35 лет, которые соответствуют условиям несения воинской обязанности, кроме тех, кто призван на действительную воинскую службу, включаются в систему народного ополчения и состоят на службе в запасе. Отряды ополчения состоят из кадровых и обычных народных ополченцев. Кадровые народные ополченцы (4-4,5 млн. чел.) - лица в возрасте до 28 лет, включая отставных солдат, прошедших действительную воинскую службу, а также отобранные лица, прошедшие военную подготовку или намеченные для ее прохождения. Остальные мужчины в возрасте 18 - 35 лет, соответствующие условиям службы в запасе, считаются обычными народными ополченцами (7-7,5 млн. чел.). В случае необходимости в отряды кадровых народных ополченцев можно принимать и женщин1.
Недавно принятая система организации и комплектования регулярных войск и резерва способствовала существенному росту возможностей страны по мобилизации НОАК в чрезвычайных условиях. Мобилизационные ресурсы КНР - около 350 миллионов человек, в том числе годных к военной службе - примерно 190 миллионов человек. При наличии таких людских ресурсов важнейшую роль играют командные кадры. Качественная подготовка офицеров сегодня рассматривается как радикальная мера модернизации армии.
В этой связи следует отметить, что в последние годы НОАК стремилась повышать уровень подготовки кандидатов на офицерские должности, расширяла источники получения кандидатов, создала юридическую и методическую основы для их подготовки. В настоящее время более 80 процентов офицеров окончили вузы с полным или сокращенным сроком обучения. В целях заимствования полезного опыта разных стран мира, особенно развитых, с 1996 года около тысячи человек направлены на военную учебу более чем в 20 государств. Большинство из них - командный состав и кадры технического состава полкового и дивизионного уровня1.
Продолжается реформирование военных академий и училищ, создаются новые исследовательские центры, вводятся новые учебные дисциплины, сформирована информационная база обучения в составе около 100 тыс. компьютерных центров и терминалов сети Интернет. Около 50 вузов, в том числе Пекинский университет и Университет "Синьхуа", взяли на себя обязанности по подготовке военных кадров.
Китай проводит политику национальной обороны, носящую оборонительный характер. В Конституции КНР и разработанном в соответствии с конституцией Законе "Об обороне КНР" определено, что задачей вооруженных сил КНР является укрепление обороны страны, противодействие агрессии, защита Родины, защита мирного труда народа, участие в строительстве государства, всеми помыслами служить народу2.
Китай всегда ставил на первое место суверенитет, единство, территориальную целостность и безопасность страны, добиваясь всеми силами благоприятной международной мирной обстановки и обстановки вблизи границ страны ради осуществления социалистической модернизации. Развитие и процветание Китая никому не создаст угрозы, но только будет способствовать миру, стабильности и развитию в мире. Никогда не претендовать на гегемонию - это торжественное обещание китайского народа миру.
В "Белой книге" подчеркивается необходимость использовать разнообразные способы нейтрализации как традиционных, так и нетрадиционных угроз безопасности для обеспечения всесторонней политической, экономической, военной и общественной безопасности страны1.
Основными задачами обеспечения государственной безопасности, являются недопущение раскола страны, содействие мирному воссоединению Родины, предотвращение и сопротивление агрессии, защита государственного суверенитета, территориальной целостности и морских прав и интересов; обеспечение всестороннего, гармоничного и долгосрочного социально - экономического развития и непрерывное наращивание совокупной государственной мощи; создание современной системы обороны, соответствующей реалиям Китая и тенденциям развития мировой военной сферы; гарантирование политических, экономических и культурных прав населения и борьба с преступностью; проведение самостоятельной и независимой мирной внешней политики и утверждение нового взгляда на безопасность, основанного на взаимодоверии, взаимной выгоде, равенстве и взаимодействии. Оборонная политика Китая имеет следующие главные аспекты:
Укрепление национальной обороны;
Противодействие агрессии и вооруженной подрывной деятельности;
Защита государственного суверенитета, единства, территориальной целостности и безопасности2.
Усилия Китая по модернизации своей обороны предпринимаются исключительно для целей самообороны. Китай делает всё для предотвращения войны и решения мирными средствами международных споров и проблем. Однако, в связи с тем, что гегемонизм и политика с позиции силы всё еще существуют и эксплуатируются и основа для мирного воссоединения страны подвергается серьезной опасности, Китай будет наращивать свои возможности, защищать суверенитет и безопасность военными средствами3.
Создание и укрепление национальной обороны независимо, с опорой на собственные силы. Китай придает особое значение самообеспечению как основе сохранения безопасности государства и стремиться самостоятельно осуществлять национальную оборонную политику и разработку стратегии. КНР не стремиться к союзу с какой-либо страной или блоком стран, не участвует ни в каких военных блоках. Китай развивает свою оборонную науку, технику, промышленность и разрабатывает своё вооружение с опорой на собственные силы.
Для осуществления военной стратегии активной обороны, Китай придерживается принципов проведения главным образом оборонительных операций, самообороны и нанесения удара только после удара противника. Такой метод обороны сочетает усилия по сдерживанию войны с подготовкой к успешному ведению оборонительной войны в период мирного времени и стратегическую оборону в сочетании с проведением наступательных операций и боевых действий тактического звена во время войны. Китайский вооруженные силы, полагаясь на существующее вооружение и развивая свои славные традиции, стремятся учитывать глубокие изменения в военном деле и готовятся к оборонительным операциям в новых условиях, особенно с применением высокотехнологичного оружия.
Создание ограниченной и мощной военной силы с китайской спецификой.
В соответствии с требованиями иметь хорошую политическую подготовку, быть высококомпетентными в военном деле, владеть совершенным стилем работы, отличной дисциплиной и адекватным тыловым обеспечением вооруженные силы Китая стремятся к укреплению своего общего потенциала, чтобы представлять собой революционную, современную и регулярную народную армию с китайской спецификой.
Китай стремиться к укреплению своих вооруженных сил путём улучшения их качественных характеристик, к укреплению вооруженных сил на основе науки и техники, управлению ими в соответствии с законодательством. НОАК трансформируется от армии количественного превосходства к армии качественного превосходства, от интенсификации технического фактора, а также к подготовке высококвалифицированного личного состава и повышению уровня модернизации вооружения с целью всемерного повышения боевой эффективности вооруженных сил1.
В последние годы была проведена реформа тылового обеспечения в НОАК, главным содержанием которой стало внедрение механизма совместного тылового обеспечения. За основу такого механизма берется военный округ, снабжение через округ сочетается со всеармейским снабжением, снабжение общего назначения - со специальным снабжением. Снабжение материалами и тыловое обеспечение общего назначения осуществляются силами военного округа, а снабжение специальными материалами и специальные статьи тылового обеспечения регулируются всеармейской системой снабжения по видам вооруженных сил и родам войск2.
Постепенно реформируется система закупок вооружения и военной техники. Управления вооружений выполняют функции заказчика и руководят всеми контрактами по научным исследованиям и разработкам вооружений, их закупкам и эксплуатации. В последние годы НОАК, рассматривая конкуренцию как основу в закупках вооружений, внедряет практику объявления торгов, улучшает механизм конкуренции, оценки, контроля и стимулирования. Укрепляются подразделения военных представителей на промышленных предприятиях, совершенствуется система сертификации качества, повышается эффективность использования средств при разработке и производстве вооружения и военной техники.
В последнее время активно развивается правовая основа национальной обороны Китая. В марте 2000 года на сессии ВСНП был принят "Закон КНР о законодательстве", который впервые в форме основного закона государства четко предусматривает компетенции законотворчества Центрального Военного Света, главных управлений НОАК, видов вооруженных сил, родов войск и военных округов. С 2000 года в Китае разработаны 3 постановления, 56 законоположений и 420 подзаконных актов в области оборонного строительства и строительства вооруженных сил1.
Согласно установкам руководства КНР, ядром оборонного воспитания является патриотизм. В апреле 2001 года был опубликован и вступил в силу Закон КНР "Об оборонном воспитании". Система военной подготовки осуществляется во всех китайских вузах, средних школах второй ступени и соответствующих им других заведениях. С 2002 года все студенты и учащиеся в обязательном порядке знакомятся с военным делом. За последние годы военную подготовку прошли около 60% студентов и учащихся.
КНР придерживается концепции народной войны в современных условиях и в области национальной обороны проводит линию на сочетание постоянной армии с мощными резервными силами. Резервные силы и народное ополчение поддерживаются на соответствующем количественном уровне, с оптимальной структурой и повышенной степенью подготовленности. В свете принципа единого планирования на мирное и военное время, единства армии и народа, Китай стремиться популяризировать и развивать оборонное обучение, совершенствовать оборонную мобилизационную систему и повышать мобилизационные возможности страны.
Подчинение национальной обороны общим задачам экономического развития страны, достижение их скоординированного развития. Развитие экономики и укрепление национальной обороны - две стратегические задачи Китая на пути модернизации страны. Правительство ставит экономическое развитие в центр свое работы, работа в области обороны носит подчиненный характер и служит высшим интересам экономического строительства. В то же время наряду с экономическим развитием государство стремиться укрепить мощь национальной обороны, эффективно поддержать вооруженные силы в работе по повышению качества, создать механизм, который позволит национальной обороне и экономике содействовать друг другу и гармонично развиваться.
Защита мира во всем мире и противодействие агрессии и экспансии. Китай решительно отвергает гегемонизм и политику с позиции силы, борется с политикой войны, агрессии и экспансии. Китай также возражает любой стране, которая навязывает другим странам свою политическую систему и идеологию в любой форме. Китай не стремится к военной экспансии, не имеет ни в одном иностранном государстве своих войск или военных баз. Китай выступает против гонки вооружений и поддерживает мировое сообщество в его усилиях по обеспечению мира, безопасности и стабильности.
Среди основных целей КНР в области оборонной политики, помимо традиционных защиты суверенитета и территориальной ценности, также называется "обеспечение интересов национального развития и интересов китайского народа"1. Для создания сильных вооруженных сил, способных решать эти задачи, КНР намерена продолжать их модернизацию. Китай планирует "в основном завершить процесс механизации ВС и достичь существенного прогресса в информатизации к 2020 году, завершить выполнение всех целей модернизации к середине XXI века". Он "намерен продолжать разрабатывать новые высокотехнологичные вооружения и военную технику, готовить войска к ведению боевых действий в условиях информатизации и создавать современную систему тылового обеспечения"2.
При этом КНР не собирается делать усиление своей военной мощи приоритетом экономического развития. Китай составляет общие планы использования национальных ресурсов и находит баланс между усилением страны и наращиванием военной мощи с тем, чтобы стратегия строительства вооруженных сил отвечала стратегии национального развития. Военное строительство является органичной частью социально-экономического развития. Китай стремится к тому, чтобы оборонные ресурсы в мирное время максимально использовались для решения социальных задач3.
Расходы КНР на оборону, несмотря на некоторый рост в последние 10 лет, по-прежнему находятся на довольно низком уровне по сравнению с другими мировыми державами4. Так, в 1979-1989 гг. среднегодовые темпы роста расходов на оборону составили 1,23%. Если принять во внимание, что в эти же годы индекс потребительских цен возрастал в среднем на 7,49 % ежегодно, то получается отрицательный рост оборонных расходов на 5,83 %. В 1990 - 2005 гг. среднегодовой прирост составлял формально 15,36 %, но с учетом фактора роста цен - 9,64 %5.
В 2005 г. объем оборонных расходов КНР составил лишь 6, 19% средств, затраченных на оборону в США, 52,95% расходов Великобритании, 71,45% Франции и 67,52% Японии. В среднем, на каждого китайского военнослужащего пришлось 107607 юаней, что равняется 3,74 %американского и 7,07 % японского показателей.
В бюджете 2006 года были заложены расходы на оборону в размере 283, 829 млрд юаней. Происходит снижение их доли в ВВП и финансовых расходах страны: если в 2003 г. данные показатели составляли соответственно 1,4 и 7,74%, в 2004 г. они снизились до 1,38 и 7,72 %, а в 2005 г. - до 1,35 и 7,29 %1.
Рост расходов на оборону обусловлен, главным образом, необходимостью повышения благосостояния военнослужащих и улучшения условий размещения войск, финансирования оснащения армии и инфраструктурного строительства, подготовки военных специалистов, компенсации потерь от роста цен и финансирования мероприятий, проводимых в рамках международного сотрудничества в борьбе с нетрадиционными угрозами безопасности. Китайским руководством была выработана новая стратегическая формула "военные - финансы - военные", означающая, что доходы от экспорта оружия будут использоваться только на разработку вооружений2.
В настоящее время в Китае существует одиннадцать военно-промышленных корпораций, которые не только отвечают за организацию и управление разработками и производством военной продукции в рамках своей корпорации, но и как инвестиционные органы, уполномоченные государством осуществляют финансовый надзор над государственным имуществом подведомственных предприятий.
Важное экономическое, политическое и оборонное значение имеет освоение западных районов Китая. ЦВС держит этот вопрос под особым контролем и широко привлекает к его решению вооруженные силы Китая. Для помощи масштабному освоению Запада НОАК и войска вооруженной милиции направили 1,5 млн. человек командного и рядового состава, задействовали 450 тыс. машин. Силы сосредоточены на оказании поддержки строительству ключевых объектов инфраструктуры. Воинские части участвуют в реконструкции и расширении 8 аэропортов, 3 государственных шоссейных магистралей.
Белая книга "Национальная оборона КНР в 2004 году" достаточно много внимания уделяет национальной доктрине применения вооруженных сил, которая носит "исключительно оборонительных характер". "Китай следует принципу активной оборонной политики", - говорится в документе. При этом стратегия предусматривает "проведение оборонительных операций и нанесение ударов по противнику только после нападения с его стороны". Как следует из положений военной доктрины, КНР готовится к ведению "локальных войн в условиях информатизации", где ему понадобится "организовывать максимально эффективное взаимодействие различных видов вооруженных сил и родов войск, сочетать наступательные и оборонительные операции, гибко применять различные стратегические и тактические приемы"1.
В Белой книге "Национальная оборона КНР в 2004 году" заявляется, что его доктрина использования ядерного оружия не предусматривает первого удара. "В мирное время ядерные ракетные вооружения второй артиллерии не нацелены ни на одну страну. В случае появления ядерной угрозы ядерные ракеты приводятся в состояние боевой готовности для нанесения ответного удара и сдерживания противника от применения ядерного оружия против Китая", - говорится в документе2.
Что касается военных контактов Китая с внешним миром, то КНР соблюдая пять принципов мирного сосуществования, выступает за новую концепцию безопасности, характеризующуюся взаимодоверием, взаимовыгодностью, равенством и взаимодействием, а также за расширение военных связей, которые бы не приводили к союзам, конфронтации и не были направлены против третьей стороны.
Для дальнейшего развития национальной обороноспособности Китай принимает активное участие в миротворческих операциях ООН. Начиная с 1990 г. Китай 16 раз принимал участие в миротворческих операциях под эгидой ООН, в них участвовали 5815 китайских миротворцев-военнослужащих, при этом 8 из них погибли, несколько десятков получили ранения1.
В Белой книге сообщается, что с 2000 года Китай направил полицейские отряды общим количеством 893 человек в 7 районов мира. В настоящее время 1487 китайских миротворцев участвуют в операциях в 9 районах в составе миротворческих сил ООН.180 китайских миротворцев выполняют свои миссии в Косово, Либерии, Судане и на Гаити.
Начиная с 1998 г. явно ускорились шаги в области военного законодательства. Постоянный Комитет ВСНП принял Закон КНР "О дислокации вооруженного контингента в Особом административном районе Аомэнь", который предоставил юридическую основу для дислокации войск в Аомэне и выполнения ими функции по обороне этого района. Благодаря внесению поправок в Закон КНР "О воинской обязанности" более совершенной стала система воинской службы, Госсовет и ЦВС внесли поправки также в Положение "О действительной службе рядового состава НОАК". ЦВС обнародовала более 40 нормативных документов, в том числе Положение "О преподавании в учебных заведениях НОАК" и "Уложение о пограничной службе НОАК". Все эти нормативные акты и инструкции составили укомплектованное правовое обеспечение в деле усиления национальной обороны и армейского строительства, продвижения военных реформ и гарантирования законных прав и интересов командно-рядового состава войск. Кроме того, главными штабами, руководством разных родов войск и военных округов были разработаны всего более 300 уставных инструкций и регламентов, которые играют свою роль в усилении военного правопорядка.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что современная военная политика Китая носит оборонительный характер и преследует следующие цели и задачи: укрепление территориальной целостности и безопасности страны, предупреждение и оказание отпора агрессору; пресечение сепаратистских тенденций и содействие полному объединению страны; предотвращение вооруженной подрывной деятельности и защита общественной стабильности; усиление оборонного строительства и осуществление модернизации национальной обороны и вооруженных сил страны, а также защита мира и противостояние агрессии и экспансионизму. При этом Китай придерживается военно-стратегического курса, основу которого составляют принципы активной обороны, отстаивает и развивает концепцию "народной войны".