Мативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти.

Нормативные акты органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.В соответствии с Конституцией России органы власти находящихся в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга наделены широкими полномочиями в сфере працо-творчества. Достаточно сказать, например, что все края и области получили право принимать уставы края и области,которыми определяется правовой статус этих субъектов федерации.

Кроме того, многие отрасли законодательства (административное, жилищное, земельное, водное, законодательство об охране окружающей среды и т.д.) отнесены Конституцией РФ к сфере совместного ведения федерации и ее субъектов. По этим вопросам органы государственной власти субъектов федерации осуществляют в соответствии с федеральным законодательством собственное правовое регулирование, принимая нормативные правовые акты. Такими актами являются решения краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербургапредставительных органов и решения глав соответствующих администраций. Как уже отмечалось, все субъекты Федерации получили право принимать законы.

Источниками права могут быть нормативные акты органов местного самоуправления и соответствующих местных администраций.

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и

По кругу лиц

Действие нормативных актов во временипродолжается от момента вступления их в силу до момента ее утраты. Акты вступают в силу: 1) либо с момента их принятия; 2) либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования); 3) либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).

В зависимости от вида нормативного акта в российском законодательстве установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования. Так, законы Российской Федерации вступают в силу на всей территории Российской Фе-

дерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу на территории России по истечении семи дней после их опубликования в официальном источнике; ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления в силу.

Нормативные акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении этого срока. Например, в тексте постановления V Съезда народных депутатов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. "Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы" было сказано, что постановление вступает в силу с момента принятия и прекращает действие 1 декабря 1992 г. В других случаях нормативный акт утрачивает силу в. результате его отмены. Об отмене прежнего нормативного акта указывается в новом акте, заменяющем старый, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и третью ситуацию, когда нормативный акт фактически теряет силу вследствие издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования.

По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы. На практике это означает следующее: при возникновении, например, имущественного спора или совершении преступления во время, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя на момент рассмотрения дела закон отменен или изменен. Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативном акте предусмотрено, что он может применяться к событиям и действиям, имевшим место до его издания.

В праве Российской Федерации обратную силу имеют законы, устраняющие или смягчающие уголовную и административную ответственность. В некоторых случаях обратная сила признается и за гражданским законом. Например, Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что подлежат отмене противоречащие этому закону договоры купли-продажи и аренды жилья, даже если они совершены до вступления этого закона в силу.

По действию в пространстве нормативные актыразличаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную часть ее либо предназначены для действия за пределами страны.

Акты федеральных органов распространяются, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Под государственной территорией Российской Федерации понимается находящаясяjnofl ее суверенитетом часть земного шара. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, несущие российский флаг, подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие России и находящиеся в открытом море или космосе.

Акты субъектов Российской Федерации действуют на территории соответственно республик, краев, областей, автономных округов. А нормативные акты местных органов имеют силу лишь на подведомственной территории. Таким образом, действие нормативных актов в пространстве находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.

Но и нормативные акты, издаваемые высшими органами государственной власти Российской Федерации, могут распространять свое действие только на определенную часть страны, если соответствующий орган это прямо оговорит при принятии конкретного нормативного акта. Так, введение особого режима деятельности государственных органов, предусмотренного Законом РСФСР от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении", возможно только на тех территориях, где в установленном порядке объявлено чрезвычайное положение. Правотворческий орган довольно часто в самом акте указывает местность (край, область, районы Крайнего Севера, зону чернобыльской аварии), за пределами которых акт теряет силу.

Нормы, содержащиеся в федеральных законах, могут иметь также и экстерриториальное действие, то есть применяться и за пределами Российской Федерации. Например, в отношении защиты граждан Российской Федерации, находящихся за пределами России, действуют нормы, предусмотренные Законом РСФСР от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве РСФСР". В то же время граждане Российской Федерации, совершившие преступления за границей, в случае предания их суду несут ответственность не по

12-3759 ,77

законам места совершения преступления, а по УК Российской Федерации.

Действие нормативных актов по кругу лиц.Выяснить действие того или иного нормативного акта по кругу лиц – значит определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания.

В ряде случаев различия в действии норм права по лицам предопределены различиями действия норм в пространстве. Обычно нормативные акты обязательны для всех субъектов (граждан, юридических лиц, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций), находящихся на данной территории. Однако сферы действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц могут и не совпадать. Так, нормы обязательного на всей территории России избирательного закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

Спецификой различных отраслей хозяйства обусловлено появление норм, действие которых распространяется лишь на работников данной отрасли. Известны, например, установленные законом льготы в пенсионном обеспечении для работников угольной и металлургической промышленности. Нормативные акты могут распространять свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, которые занимают определенное должностное положение. Так, административную ответственность за расточительное расходование электрической и тепловой энергии несут руководители предприятий, учреждений и организаций, их главные инженеры, главные энергетики (ст. 90 Кодекса об административных правонарушениях).

Общим принципом российского законодательства является то, что под его действие подпадают как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Однако из этого правила есть исключения. Во-первых, существуют такие сферы правового регулирования, где субъектом правоотношения может выступать только гражданин России. Так, служба в Вооруженных силах России – это обязанность исключительно ее граждан. Поэтому предписания российского Закона "О воинской обязанности и военной службе" адресованы только гражданам Российской Федерации. Согласно Закону РСФСР "О референдуме", иностранные граждане не могут прнимать участие во всенародном голосовании. Во-вторых, исключение делается

для тех иностранных граждан, которые, согласно действующим законам и международным договорам, заключенным Россией, пользуются дипломатическим иммунитетом. На таких лиц (а это – послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала и т.д.) в случае совершения ими правонарушений не распространяется Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс об административных правонарушениях.

12*

Глава XII

Наши рекомендации