Редистрибуция живого труда —
экономическая основа Казарменного Коммунизма (КК)
«Здесь мерилом работы считают усталость…»
И. Кормильцев. Скованные
Для архаичных обществ характерным было особое чувство слияния человека-труженика с землей, или, как писал К. Маркс, «природное единство труда с его вещными предпосылками», при котором человек относится к земле «как к неорганической природе своей субъективности». Этот симбиоз труженика и земли приводил в самых ранних архаичных обществах, разделенных временем и пространством, к весьма сходным результатам. Первоначально «восходящая» редистрибуция (рента-налог) в восточных обществах имела характер не взимания каких-то поборов (хотя и они встречались), а отчуждения живого труда. И в силу слитности труженика с землей отдавание труда на общественные нужды означало и выделение на те же самые нужды части земли (С. 55-56). Самой ранней формой налога на Востоке были, т. о., не платежи продуктами, полученными на общинной земле, а выделение государству наиболее плодородной части этой земли. Так было в Шумере, в древнекитайском государстве Шан-Инь, в империи Тауантинсуйу и в ряде других архаичных образований аналогичного типа: помимо таких форм налога, как ирригационные и строительные повинности и повинность воинского ополчения, вся земля общины делилась на три части: царские поля, храмовые поля и поля простых общинников. «...В Тауантинсуйу индейцы не „платили" налога в ином виде, как только трудом. Трудовая повинность — обработка „полей Инки и Солнца", служба в армии, мита в рудниках и хозяйствах — все это своеобразные формы государственного налога...». Большой ошибкой было бы рассматривать выполнение этих трудовых повинностей как нечто чисто принудительное, насильственное. На ранних этапах развития государства эти общественные работы воспринимались тружениками именно как общественные, т. е. направленные на общее благо, и объективно в значительной степени таковыми и являлись. Урожай с царских и храмовых полей имел страховое предназначение; строительство каналов и дамб, дорог и крепостей, храмов и гробниц также воспринималось как важное дело, направленное на общую пользу. Поэтому труд на общественных работах ранней древности имел сакральный характер. Выполняющие его свободные общинники рассматривают этот труд «и как повинность, и как почетную общественную обязанность (долг), и даже подчас как большой праздник труда, некий триумф принципа реципрокности: все помогают властям, власти заботятся обо всех, все правильно, все разумно, все хорошо, да еще и по завершению работ грядет большое торжество, ритуал с обрядами, танцами, музыкой, угощением и т. п.» Во всех архаичных обществах зафиксирована забота властей о питании, здоровье, регулярном отдыхе общинников, выполняющих подобные работы, вознаграждение их ритуальным пиршеством после их завершения. На самих работах царил дух трудового энтузиазма. Почетный характер этих работ подтверждается хотя бы тем фактом, что именно свободные, и только они (в том числе царские и храмовые чиновники, писцы и др.) привлекались к ним, а обряд первой борозды совершало первое лицо в государстве — будь то фараон, Инка или «сын неба» (С. 56-57). В Вавилонии действовал «принцип поголовного участия всех граждан, включая самого царя, в строительных, прежде всего ирригационных, общественных работах». К тому же общинные повинности существовали и в государствах античного типа (древнегреческие полисные литургии), поэтому их нельзя считать сугубо восточными или особой формой зависимого труда.
Однако со временем положение менялось. Всё большая часть продукта, производимого на царских и храмовых полях, шла не на общественные нужды, а на паразитическое («престижное») потребление господствующей верхушки. Соответственно, такой труд все более терял характер первобытно-коммунистической реципрокции с ее добровольностью и приобретал характер редистрибуции со свойственной ей принудительностью. Свободные ранее общинники превращаются в «царских людей», которые всеми силами пытаются уклониться от трудовой повинности. И вот уже в Египте Среднего царства (конец III — середина II тысячелетия до н. э.) «царских людей» загоняют в охраняемые лагеря, подчиненные «Ведомству поставщиков людей», объединяют в отряды и под наблюдением надсмотрщиков гонят на царские работы. Казна обеспечивает их орудиями труда, семенами и пайком. Если работник убегал, в лагерь заключалась его семья. Одновременно те же самые процессы имеют место и в Шумере, где в конце III тысячелетия до н. э. утвердилась уже знакомая нам III династия Ура. Если АСП в целом экономически базируется на сочетании государственной барщины с государственным оброком, то в рамках архаичного КК (к рассмотрению которого мы сейчас вплотную подступаем) — этой особой фазы АСП — всецело доминирует именно, государственная барщина. Редистрибуция овеществленного труда (оброк) предполагает наличие у производителя определенных прав собственности на средства производства (в .виде права пользования и даже владения) и, соответственно, определенной автономии в процессе производства, а следовательно — и в личной жизни. У человека появляется рудиментарное Поле Личной Автономии. Ведь сначала он сам производит продукт, а уже потом этот продукт у него отчуждается в виде ренты-налога. При этом какая-то часть продукта может оставаться, накапливаться и создавать, т. о., возможность товарообмена; отношения пользования и владения могут постепенно эволюционировать в направлении частной собственности (как это однажды произошло на южной оконечности Балкан, породив «греческое чудо», а вместе с ним и европейскую модель развития) (С. 57-58).
В рамках КК максимально возможная часть «платежей» государству осуществляется в форме живого труда. Присваивается уже не овеществленный продукт труда, а сама личность производителя. Он уже не организатор собственного производства, его труд — под жестким контролем надсмотрщика, всякая автономия личности уничтожена. Не может быть и речи о каких-то рудиментах собственности, а тем более об эволюции ее в сторону полной частной. Личное накопление невозможно — невозможен и товарообмен. КК — это грандиозные общественные работы, тотальная регуляция, жизнь по плану — короче говоря, полное подавление человеческой свободы. Поле Личной Автономии «ужимается» до размеров геометрической точки.
Конечно, в чистом виде КК невозможен. Встречаются в казарменных социумах и крохотные личные наделы работников (когда государство не желает тратиться на пайки и «доверяет» содержание работника ему самому), и зародышевые элементы рынка и обмена (в меновой форме и на локальном уровне). Иногда за «царским человеком» закрепляют определенный участок земли — не как объект собственности, а как условие успешного труда на государство, т. е. такой «царский человек» выступает не как субъект собственности, а в сугубо функциональной роли носителя рабочей силы. Поэтому землю дают лишь тому, кто способен ее обрабатывать, и отбирают тогда, когда способность к труду потеряна. Действует своеобразное «трудовое начало» в общественном правосознании: «землю тем, кто ее обрабатывает», т. е. тем, кто может исправно платить ренту-налог государству. Подобная «условная собственность» — не что иное, как тяглово-фискальная функция. Недаром в государствах подобного типа естественным является внешне совершенно непонятное явление — крестьяне как черт от ладана бегут от излишков земли, которую им упорно навязывают «добрые» чиновники. А дело в том, что больше земли — больше работы и больше налогов, которые с тебя сдерут,— и никаких излишков продукта в личное пользование эти «излишки» земли тебе не дадут. Да и сама эта «условная собственность» настолько условна, что «царских людей» легко перебрасывают с одного участка на другой, так что они никакими узами, даже узами привычки, не могут быть привязаны к государственным земельным наделам, данным им в обработку (С. 58-59). В любом случае работник — полная собственность государства, а посему «смена форм собственности» для него (государства) никаких трудностей не представляет, тем более что и права как такового тоже не существует. (Далеко не поверхностная аналогия этому — в той легкости, с которой наше государство «творило» разные формы собственности, легко «превращая» одни в другие: то государственные МТС становились собственностью колхоза, то колхозы превращались в совхозы, личные приусадебные участки и живность при них то отбирались, то возвращались.) В государствах европейского типа, где публичное право отделено от частного, а государственный суверенитет — от государственной собственности, государство, желающее завладеть тем или иным участком земли, вынуждено покупать его у своих граждан, а не отбирать, когда ему это заблагорассудится.
Так что, вообще-то говоря, между КК и АСП нет четких граней, как не может быть таких граней между частью и целым, особенным и всеобщим. В рамках АСП может усиливаться редистрибуция живого труда (государственная барщина) в ущерб всем иным формам эксплуатации, и тогда государство начинает приобретать все более казарменный облик. Элементы КК в разных пропорциях всегда присутствуют в «азиатчине», ибо в ней всегда есть значительный элемент редистрибуции живого труда. Наша же задача — рассмотреть классически чистый КК как некую абстрактную логическую конструкцию. При этом мы будем приводить для иллюстрации наиболее классические случаи из истории.
Формирование архаичных КК-структур проходит несколько этапов. Мы уже знаем, что первоначальная общинная собственность на землю выделяет из себя царский и храмовый секторы, находящиеся на первых порах в ведении общинных органов самоуправления и обрабатываемые на основе принципа реципрокции. Постепенно царский и храмовый секторы выходят из-под власти «общественности», консолидируясь во все более единый государственный сектор и подпадая под полный контроль государственной администрации во главе с царем. По мере развития этого процесса царская власть, опирающаяся на собственную экономическую мощь, набирает все большую силу. Царь в состоянии содержать за свой счет преданную ему чиновничью рать, дружину. Срабатывает своеобразный эффект «чужаков»: на царскую службу набираются иноплеменники, беглые, а то и просто военнопленные и рабы, т. е. люди, потерявшие общинные связи, а посему полностью зависимые от царя (С. 59-60). Их можно направить против кого угодно, в том числе и против собственных сограждан царя. Сограждане же все более превращаются в подданных, а царь — в деспота с неограниченной властью. Работа в госсекторе приобретает все более принудительный характер. Сам госсектор непрерывно разрастается, поглощая земли общинников. Этот процесс обусловлен не просто субъективной волей монарха — имеются и объективные экономические предпосылки усиления госсектора. Дело в том, что чрезвычайная примитивность орудий труда того времени при величайшей зависимости производственного цикла от случайных обстоятельств (погоды, природных условий, войн и т. д.) делала экономически более устойчивыми именно крупные хозяйства. Срабатывал и эффект простой кооперации больших масс рабочей силы, что делало эти хозяйства более эффективными, нежели мелкие. А «древние экономисты в пределах своих задач,— утверждает Э. О. Берзин,— видимо, могли считать не хуже нынешних». На основе примитивной техники и простой кооперации создаются своеобразные «агропромышленные комплексы»: к земельным участкам примыкают продовольственные мастерские, служащие одновременно и складами готовых запасов. Мастерские по хлебопечению тесно связаны с пивоваренными предприятиями (пиво приготовляют из печеных ячменных хлебцев), но поскольку для последних требовалась еще и посуда, в древний АПК входили и гончарные мастерские. Над АПК, как и положено в таких случаях, возвышалась административная надстройка с иерархией управления разными подразделениями, с системами отчета и «госприемки»: «„распорядители заповедников" отчитывались перед „управою" в целом или писцами „собственного дома", принимавшими изделия. Проверка была самой тщательной. В качестве меры и измерения использовали большие сосуды. В случае неполноценности изделия приемщик отклонял его, требуя представить другое. В пищевых мастерских работали мужчины и женщины, но одни работы выполняли преимущественно мужчины, другие — женщины. Иные работы были взаимосвязаны: работница лепит хлеб, работник передает его другому, ставящему формы с тестом на очаг, огонь в хорошем состоянии поддерживает третий. Подле зернотерщиц расположились просеивальщицы со своими ситами, причем одна просеивальщица могла обслуживать нескольких зернотерщиц и т. д.».
Процесс нарастания роли госсектора в своей классически чистой незамутненности лучше всего прослеживается на примере Шумера. Этот процесс идет как вширь, так и вглубь (С.60).
Количественные его параметры характеризуются тем, что при III династии Ура процент земель, занятых царским хлебом, по самым минимальным подсчетам составляет 60%. Но более всего интересен характер государственного регулирования этого огромного хозяйства, тот бесподобный в своей бездушной рациональности казарменный механизм, который был детищем второго царя III династии — Шульги, сына Ур-Намму.
На царских землях были созданы громадные псевдо-«латифундии» — огромные полевые хозяйства площадью во много тысяч квадратных километров, что уже никакими экономическими соображениями не оправдывалось. Об автономии каждой такой «латифундии» нет и речи: по указанию из царской канцелярии рабочая сила, фонды и прочее произвольно перебрасываются из округа в округ. Т. о., эти гигантские «госхозы» сведены в единую для всей страны систему, жестко контролируемую из центра. Подневольная рабсила сведена в отряды, работающие коллективно под надзором надсмотрщиков. Весь урожай поступает в государственные закрома. Работники получают жестко нормированный паек. Никаких личных наделов, никакой, даже самой условной, «собственности»: «латифундия» — единый хозяйственный комплекс, обрабатываемый мобильными «трудовыми армиями». Ремесленное производство было сведено в множество больших государственных мастерских, устроенных на принципе простой кооперации.
«...Специализированное ремесло существовало только как царское ремесло, и царские ремесленные мастерские были поставлены в столь исключительно благоприятные условия, что параллельное развитие каких-либо иных мастерских, производство которых могло бы принять товарный характер, было совершенно исключено. Тем самым закрывался путь к развитию ремесленно-торговых городов античного типа». Основные отрасли ремесленного производства были в Уре объединены в восемь огромных мастерских, руководимых одним лицом. Работники этих мастерских, даже самые квалифицированные, были по своему бесправному положению приравнены к основной массе подневольных работников, составлявших «трудовые армии»,— «социальная справедливость», заключавшаяся во всеобщей нивелировке всех и вся, была, таким образом, соблюдена. Надо всем этим унифицированным однообразием с неизбежной естественностью возвышается громадный аппарат надсмотрщиков, надзирателей, счетоводов, кладовщиков, контролеров, инспекторов и т. д. (Из хранящихся в различных музеях мира двухсот тысяч глиняных плиток с клинописью более половины — свидетельства «учета и контроля» из государственных хозяйств царей III династии Ура (С. 61-62). Особо отметим, что наиболее придирчивому контролю подвергались ремесленные мастерские. Ревизии проводились, по крайней мере, ежемесячно, иногда же и по нескольку раз в месяц. Вслед за А. И. Тюменевым и И. М. Дьяконовым все исследователи как один указывают на экономическую неэффективность и противоестественность такого сверхцентрализованного палочно-бюрократического механизма: низкая производительность подневольного труда даже в условиях сверхэксплуатации, высокая смертность работников, необходимость содержать гигантский аппарат надсмотрщиков и чиновников, проедавших значительную часть произведенного прибавочного продукта — все это требовало крайнего напряжения всех сил и средств, систематического применения насилия в самом широком масштабе. В стране воцарился жесткий полицейский порядок, существовавшие прежде народные собрания бездействовали, имевшие ранее место сделки о купле-продаже земли — запрещены, как и вообще всякая частная нажива (как видим, у Шульги и его верных последователей тоже были идеологические принципы, которыми они «не могли поступиться»). Унифицированы были даже культы богов, а все цари, начиная с Шульги, обожествлялись. Официальный культ с его унылыми славословиями в адрес царя приобретал все более рутинный, формальный характер, маскируя чисто бюрократические по сути институты.
Как считает И. М. Дьяконов, «удивительно не то, что урская... каторжная система рухнула, а то, что она смогла при всей своей дорогостоящей громоздкости и бюрократичности вообще просуществовать сто лет». В чем видит Дьяконов причину этого феномена? — «Только несравненное естественное плодородие почвы Двуречья и четко поставленная служба ирригации могли сделать громоздкий противоестественный организм царского хозяйства III династии Ура пригодным для эксплуатации вообще». Итак, в экономической сфере «природная машина» выручила, сделав неэффективную экономику «экономной» (тот же феномен мы наблюдаем и в 70-е годы XX века у себя на родине — «нефтяной фактор» поддерживает на плаву брежневский эквивалент урского монстра). В социально-политической же сфере «государство III династии Ура должно было представляться исключительно прочным, т. к. не было никаких явных социальных сил, которые могли бы выступить с целью его разрушения» (С. 62-63). Это тоже вполне понятно, если вспомнить о названных выше свойствах редистрибутивно-пирамидальных структур.
Следует отметить, что шумерский феномен не уникален. Он лишь в наиболее чистой форме иллюстрирует определенный этап развития АСП, через который прошли и некоторые другие государства древности, например, Древний Египет. Причем вся древняя история Египта — от раннединастического периода до Птолемеев — особо уникальный случай чрезвычайно раннего зарождения и трехтысячелетнего существования структур, близких КК. Если даже в Шумере III династии Ура около 40% земель находились в общинной собственности, то в Египте общинный сектор полностью поглощается государством в столь древние времена, что историки до сих пор не могут зафиксировать какие-либо рудименты общинных структур после 2000 г. до н. э. В чем причина того, что КК, являвшийся в странах АСП лишь временным этапом развития, зафиксировался в Египте на тысячелетия? Ответ: в уникальности географической среды этой страны. Необычайная однородность и простота ландшафта на протяжении тысяч километров вдоль Нила, единообразие климата с ничтожными погодными колебаниями на протяжении всего года, стопроцентная ирригация всей обрабатываемой территории (а, следовательно — полная зависимость от «водной» редистрибуции), уникальная мощь «природной машины» с ее главной производительной силой — Нилом. Поскольку вытянутая вдоль Нила населенная полоска земли зажата скальными обрывами на краю пустыни, складывается опять же уникальная возможность господствовать над этой цепочкой поселений из единого центра: какое-либо объединение против центральной власти невозможно, и всякий бунт будет подавлен «по цепочке». Короче говоря, в силу геополитического фактора Египет — уникальный полигон для отработки и совершенствования структур КК. Здесь тоже имеются собственные этапы развития — от непосредственного управления царской властью огромными государственными хозяйствами до появления разного вида условной частной собственности. Но собственность эта была настолько условной, что мало чем отличалась от полного огосударствления: земля по-прежнему была государственной, основная рабочая сила по-прежнему состояла из «царских людей», т. е. принадлежала тому же государству, а самое главное — государство по-прежнему вмешивалось в производственный процесс, а на полученный урожай сразу же накладывало секвестр, мало что оставляя «частным собственникам» (С. 63-64). Короче говоря, это была «продразверстка» в самой жесткой форме: в единую государственную казну (житницу) поступало даже посевное зерно, выдававшееся затем земледельцам. Размеры налога определялись не процентом с полученного урожая, но были жестко фиксированы в своем натуральном объеме и изымались у производителя с бесчеловечной жестокостью. В общем, «план — любой ценой». «Птолемеевский Египет вырабатывает под греко-македонским правлением наиболее завершенную систему безрыночного централизованно планируемого хозяйства, которую когда-либо видел мир. Современники смотрели на Египет Птолемеев как на страну сказочного богатства, чья цивилизация превосходила своих современников почти во всех отношениях. Это следует иметь в виду для того, чтобы понять высочайший престиж египетских путей, включая их деловые методы, практикуемые в этот период. ...Позднее птолемеевская техника усовершенствованной редистрибуции, базирующаяся на системе хранилищ и учета „в натуре", оказала влияние на методы, использованные Римской империей при реорганизации ее администрации и финансов». И в самом деле, сочетание уникальных природных условий Египта с утонченным искусством управления, основанным на достижениях греческой культуры, давало на протяжении двухсот лет отличный результат. Но это не избавило страну от жесточайшего экономического кризиса II - I вв. до н. э. Что же касается заимствования этих хозяйственных методов Римской империей, то весьма примечательно, что произведено это заимствование было тоже в эпоху кризиса — в III-IV вв. н. э., когда происходили такие регрессивные явления, как переход от интенсивного товарного хозяйства к экстенсивному натуральному, порча монеты, инфляция и — как следствие — доминирование редистрибуции над рынком, усиление сословного деления и закрепощение сословий. А в целом — ориентализаиия всей жизни гниющей империи и как завершение этого процесса — гибель некогда могучего государственного организма под ударами варваров, с которыми до того римские легионы справлялись без особого труда (С. 64-65). Нашествие варваров — не столько причина, сколько следствие внутреннего ослабления Рима. А надлом наступил в III в. н. э., когда начался переход от рынка к редистрибуции.
Если же отвлечься от уникального египетского феномена и говорить о тенденции развития АСП в целом, то ясно прослеживается такая закономерность: на определенном историческом этапе редистрибуция живого труда приходит к своему логическому завершению во всеобщем огосударствлении всех и вся, а это — исторический тупик. Гигантские государственные хозяйства, «трудовые армии», «работные дома», раздутый чиновничий аппарат и прочие прелести древнего ГУЛАГа оказываются настолько неэффективны с экономической точки зрения, а вся система — настолько хрупка, что общества древнего КК рушатся. Возрождающаяся из этих обломков новая государственность, зачастую сохраняя преемственность политической и культурной традиции, вынуждена проводить «экономическую реформу»: редистрибуция живого труда все более вытесняется редистрибуцией овеществленного, государственная барщина сменяется государственным оброком, древняя «продразверстка» — «продналогом». Оставаясь государственной собственностью, земли раздаются самостоятельно хозяйствующим лицам и общинам в виде служебных наделов, держаний, разного рода аренды — короче говоря, тотальная государственная собственность модифицируется в симбиоз подчиненной (условной, податной) собственности частных лиц с верховной государственной «собственностью-суверенитетом». Система пайков для рабсилы и натуральных «спецраспределителей» для аппарата уступает место системе обеспечения земельными наделами. Из придирчивого управителя, дотошно влезающего во все мелочи хозяйствования, государство превращается в своеобразного рантье, для которого уже не важна ни форма условного владения, ни сам владелец, ни переход этого владения из рук в руки — главное то, что верховная собственность — все равно в руках государства, а стало быть, поступление ренты-налога гарантировано. На этой основе широко развивается частная инициатива, торговые сделки относительно земли и товарно-денежные отношения вообще, а по своим внешним формам частная собственность на Востоке зачастую ничем не отличается от известного нам по римскому праву классического европейского образца. Многочисленные противники концепции АСП используют этот факт для дискредитации данной теории и для утверждений о том, что никакой принципиальной разницы между «азиатской» и «европейской» моделями развития не было и нет (С. 65-66). Но поверхностная эмпирия обманчива: при всем разительном сходстве европейского и неевропейского собственника разница между ними принципиальна. Европейский собственник — подлинный субъект и собственности, и права, а государство — орган защиты его интересов. На Востоке же собственник — это «оброчный холоп», временно отпущенный хозяином (государством) на заработки, это курица, несущая хозяйку золотые яйца. А умный хозяин такую курицу, естественно, не зарежет и даже даст ей относительную свободу. Так, в законах Ману говорится: «Не следует подсекать корень свой м других чрезмерной жадностью, ибо подсекающий корень губит себя и других» (Ману VII, 139); «Как мало-помалу поглощает пищу пиявка, теленок и пчела, так мало-помалу царем должен быть взимаем ежегодный налог» (Ману VII, 129). Но, продолжая аналогию с несущей золото курицей, следует отметить, что как бы ни заботился о ней умный хозяин, все-таки не курица распоряжается им, а он курицей. На Востоке не власть является функцией богатства и собственности, а наоборот, собственность и богатство — функция власти. И ничто не помешает хозяину (государству), буде ему придет сие в голову, прирезать свою несушку (частного собственника). На Западе же такое, если и встречается не так уж редко,— все-таки аномалия, исключение из правила. А правило (европейская парадигма) оформилось в античной Греции. «Греческое чудо» задало манеру поведения на века, на тысячелетия. И какие бы отступления от этих норм ни встречались, «права и принципы как таковые уже были сформулированы и общеизвестны. Идея, овладевшая массами, стала весьма серьезной материальной силой, неотъемлемой частью общественною сознания. За свои права люди боролись, готовы были идти на смерть. И хотя античная демократия, как и частнопредпринимательская деятельность, по меньшей мере частично, функционировала не только на фоне бесправия рабов к иных неполноправных слоев общества, но и за счет их эксплуатации — и это весьма существенно,— она все же сыграла огромную роль в истории Европы и всего мира. Во всяком случае, „гражданское общество", демократия, права и свободы, гарантии частнособственнической деятельности обособленного и вычлененного из коллектива индивида — гарантии, которые даны ему коллективом и охраняются законом,— стоили весьма многого. Можно сказать, что на этом фундаменте зиждилась вся античная структура, что принципиально отличало ее от неантичной, практически незнакомой со всем этим комплексом социально-политических и правовых норм, обеспечивающих свободную экономическую деятельность индивида, частного собственника» (С. 66-67).
Подводя итог сказанному в этой главе, сделаем краткое резюме: КК — лишь определенный (тупиковый) этап в развитии АСП, этап, связанный с доведенной до логического абсурда редистрибуцией живого труда. Можно сказать, что КК — это предельная, наиболее «чистая» форма АСП. В своей же более широко распространенной разновидности АСП — это своеобразная «вялотекущая форма казарменности», при которой основы государственного подавления личности и общества сохранены, но, дабы избежать «казарменного коллапса», постигшего III династию Ура, в организм социума введена инъекция частнособственничесхой инициативы. Но нигде и никогда в рамках АСП эта инициатива не выходит за пределы круга, очерченного государством. Если КК — это тюрьма с узкими камерами-одиночками, то АСП б своей широко известной форме — это концентрационный лагерь, где заключенные могут более «свободно» двигаться и общаться, не переставая от этого быть заключенными (С. 67). <…>