Форма государственного (политико-территориального) устройства
В зависимости от размера территории, географического положения (наличие выхода к морю, гористой местности, водных границ и т.д.), особенностей исторического развития и плотности населения каждое государство нуждается в территориальной организации публичной власти, отвечающей его задачам и интересам, которые обусловлены необходимостью осуществления им внутренних и внешних функций: экономической, политической, социальной, военной, фискальной и т.д. Кроме того, после определенных порогов численности граждан и площади подвластных земель появляется необходимость разделить их на округа, штаты, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды, волости и т.д. Вследствие этого возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.
Существующие в мире державы имеют различные виды государственного устройства, под которым понимается территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между отдельными регионами и местными государственными органами, а также их взаимоотношение между собой.
Такое определение формы государственного устройства позволяет дать ответы на следующие вопросы:
1) из каких структурных единиц состоит государство (городов, районов, областей, краев, республик, округов, штатов, земель, кантонов и т.п.);
2) каков правовой статус этих образований с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичных варианта: полная самостоятельность, относительная самостоятельность, абсолютная подчиненность;
3) каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и ее структурных подразделений;
4) какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный;
5) сколько систем высших органов государственной власти имеется в одном государстве: одна или несколько.
В теории государства и права существуют различные подходы к градации политико-территориальной организации власти в государстве. Например, А.М. Осавелюк и А.А. Мишин говорят об унитарной и федеративной форме государственного устройства[544]. В.Я. Любашиц и А.М. Скоков дополняют этот перечень конфедерацией и содружеством[545].
В учебном пособии под редакцией К.Е. Бабаева выделяется два вида территориальной организации государств: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации)[546].
Вместе с тем из данной классификации необходимо исключить конфедерацию, т.к. она представляет собой временный, переходный, над государственный союз суверенных государств, основанный на международно-правовом договоре, созданный для решения общих задач и целей (обороны, технического сотрудничества и т.д.), субъекты которого обладают правом сецессии (свобода выхода) и нуллификации (отмены, отклонения актов конфедерации на своей территории), имеют независимую систему органов власти и управления, самостоятельное гражданство, валюту, национальную армию, налоговую систему.
Кроме того, к ряду сложных государств, следует отнести унию, речь о которой пойдет ниже.
Прежде всего, необходимо отметить, что сложные государства представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований; а простые (унитарные) являются едиными государствами, разделенными на административно-территориальные единицы (округа, дистрикты, префектуры, воеводства и т.п.) и не имеющие в своем составе других государств или государственно-подобных образований.
Большинство монархий и республик (Дания, Испания, Швеция, Люксембург, Нидерланды, Франция, Португалия, КНР и т.д.) унитарны, хотя каждая из них имеет свои особенности. Так, Датское королевство состоит из 14 амтов (областей) и двух самоуправляющихся территорий – Фарерские острова и Гренландия.
Органы управления амтов возглавляют начальники областей, назначаемые и освобождаемые от должности Королем по представлению Совета министров. Амты делятся на коммуны. Начальники административно территориальных единиц (амтов) по представлению местных советов назначают и освобождают от должности старост коммун и бургомистров муниципалитетов. Такое положение обеспечивает целостность исполнительной власти по вертикали и жесткий контроль за деятельностью ее низовых звеньев. Представительными органами на местах являются советы амтов, коммун и муниципалитетов, избираемые непосредственно населением на четырехлетний срок[547].
Фарерские острова пользуются внутренней автономией установленной Законом о самоуправлении от 23 марта 1948 года, в соответствии с которым они имеют собственный законодательный орган (Лектинг), состоящий из 32 депутатов, избираемых на 4 года прямым голосованием на основании пропорционального представительства. Высший исполнительный орган – ландсстюри (правительство) формируется легтингом. Интересы Королевства Дании на Фарерских островах представляет верховный комиссар. Официальными языками автономии являются Фарерский и Датский[548].
Правовой статус Гренландии определен законом о расширении внутренней автономии Гренландии принятым Фелькетингом Дании 17 ноября 1978 года и одобренным на референдуме в Гренландии 17 января 1979 года, в соответствии с которым законодательный орган Гренландии – ландстинг состоит из 31 депутата, избираемого на четыре года всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. Высший исполнительный орган – ландстюри (правительство) формируется ландстингом. Королевство Дании в Гренландии представляет верховный комиссар. В качестве официальных языков автономии используются эскимосский и датский[549].
В отличии от монархий северной Европы, основными единицами территориального деления Испании являются муниципии, провинции и автономные сообщества (см.: Конституцию Испании 1978 года, раздел восьмой)[550]. Государство признает их автономными образованиями (ст. 137)[551], что делает справедливым доктринальное определение Испании как государства автономий. Модель национально-территориальной автономии, при которой статус самостоятельных приобретают не только сложившиеся исторические регионы проживания национальных меньшинств (страна Басков, Каталония, Галисия), но и каждая из муниципий и провинций, придает государственному устройству Испании уникальный характер.
Руководство и управление муниципиями осуществляется муниципальными Советами, формируемыми на основе свободного, всеобщего равного и прямого избирательного права по пропорциональной системе, и алькальдами (мэрами).
Провинции являются объединениями муниципий на основе территориального признака. Как правило, они управляются Собраниями представителей (ст. 141 Конституции Испании)[552].
На общенациональном уровне создана испанская Федерация муниципий и провинций, координирующая связи между ними и центром[553].
Граничащие друг с другом провинции, имеющие общие культурные и экономические черты, а также островные территории и регионы, представляющие единую историческую область, могут получать право на самоуправление и образовать автономное сообщество. Каждое сообщество имеет статут, утверждаемый, изменяемый и дополняемый Генеральными кортесами. Статуты являются основными правовым актами сообществ. Кроме того, государство признает и охраняет их как составную часть национального законодательства (п. 1 ст. 147 Конституции Испании)[554].
Разграничение полномочий между государством и автономными сообществами основано на принципе определения исключительной сферы ведения каждого из них (ст., ст. 148 и 149)[555]. Так к компетенции сообществ относится 22 пункта (ст. 148), совокупность которых во многом превышает возможности некоторых субъектов федерации. Более того, вопросы прямо не отнесенные Конституцией к ведению государства, могут быть переданы автономным сообществам в соответствии с их статутами. У каждого сообщества через пять лет, появляется право расширить свои полномочия в пределах, не затрагивающих компетенцию государства.
Перечень вопросов отнесенных к исключительному ведению Королевства Испании (ст. 149) еще более обширен (32 позиции)[556]. Вместе с тем Генеральные кортесы могут принимать решения и по предметам ведения, отнесенным к сфере компетенции сообществ, если они не включены в их статуты.
Контроль за деятельностью органов автономных сообществ осуществляется Конституционным судом, Правительством, органами административной юстиции и Счетной палатой. При делегировании сообществу Генеральными кортесами права на принятие законодательных актов по вопросам, входящим в сферу ведения государства, каждый раз определяется дополнительная система контроля со стороны парламента (ст. 150)[557].
Особое внимание следует уделить Великобритании, которая является унитарным государством с оригинальной моделью территориальной организацией власти. Государственное управление относительно самостоятельных частей объединенного королевства осуществляется на принципах автономии, во многом отличающихся от используемых в Испании.
Наибольшей самостоятельностью обладает Шотландия. На уровне исполнительной власти это проявляется в том, что в рамках британского правительства (Кабинета) функционирует специальное министерство (так называемое Шотландское ведомство), возглавляемое министром – членом Кабинета, то есть государственным служащим высшего ранга. Структурные части аппарата этого министерства дислоцированы главным образом в исторической столице Шотландии – Эдинбурге. В компетенцию Шотландского ведомства включены вопросы местного характера, связанные с задачами традиционного самоуправления: здравоохранение, образование, охрана общественного порядка и некоторые другие. Одна из важнейших задач министерства является осуществление так называемого административного контроля за деятельностью органов местного самоуправления – муниципалитетов, которые избираются населением административно-территориальных единиц[558].
На уровне законодательной власти определенная автономизация государственного управления проявляется, прежде всего, в создании специальных структур в рамках британского Парламента. Так, в нижней палате Парламента функционирует Большой шотландский комитет, в состав которого входят все депутаты, избранные по округам на территории Шотландии. Этот комитет предназначен для проведения второго чтения законопроектов, касающихся так называемых «шотландских дел». В Палате общин создаются и другие законотворческие структуры – постоянные комиссии, деятельность которых связана с управлением национальными частями государства[559].
«Шотландская модель» автономизации государственного аппарата на уровне исполнительной и законодательной властей в целом воспроизведена в Уэльсе, но при более узкой компетенции соответствующих органов. Само понятие автономии применительно к указанным историко-этническим регионам Великобритании может использоваться весьма условно. Здесь должна идти речь об особенностях государственного управления не на провинциальном уровне, а исключительно в центре, но в отношении регионов. Шотландию и Уэльс нельзя считать классическими автономно- территориальными образованиями, предлагающими достаточно широкие полномочия по самоуправлению, которые в данном случае отсутствуют.
Специфичность государственного управления дополняется некоторыми особенностями административно – территориального деления. Если территория Англии разделена на графства, районы и приходы (подобная система административно-территориальных единиц существует и в Уэльсе), то Шотландия территориально организована по двухуровневому принципу: округа и районы[560].
Кроме того, в Шотландии существует особая система судов, в корне отличающаяся от английской и сохраняющая по отношению к ней значительную самостоятельность, прежде всего в сфере уголовной юрисдикции. Своя система судов функционирует и в Северной Ирландии, хотя она во многом близка к Английской и объединена с нею. Вместе с тем именно Северная Ирландия до введения в 1972 году так называемого прямого правления была реальным автономно-территориальным образованием в составе унитарного государства. Здесь действовал избиравшийся населением законодательный орган – стормонт, перед которым несло политическую ответственность сформированное им же правительство автономии. Попытки восстановить такое образование неоднократно предпринимались в последующие годы, но безуспешно.
Китайская Народная Республика является унитарным государством в состав, которой входят административно-территориальные и национально-территориальные автономные единицы.
В КНР под национально-территориальной автономией понимается такая система, при которой под руководством государства на территориях, населённых национальными меньшинствами, создаётся территориальное образование, имеющее свои органы самоуправления, наделённые соответствующими правами, и сами национальные меньшинства осуществляют управление внутренними делами на данных территориях[561].
Целью создания национально-территориальной автономии является решение национального вопроса. По данным 5-й Всекитайской переписи населения, проводившейся в 2000 г. в КНР проживало 1 млрд. 265,83 млн. человек (без учёта населения Сянгана, Аомыня и Тайваня)[562].
Кроме того, в Китае насчитывается 56 национальностей, среди которых самой многочисленной является хань – 1 млрд. 159,4 млн. человек, что составляет 91,59% общей численности населения. Численность остальных 55 национальностей – 106, 43 млн. человек, или 8,41% от общего числа граждан КНР[563].
Поэтому в основу китайской автономии положены национальные и территориальные принципы. Так, административное деление национально-территориальной автономии имеет три уровня: автономный район, автономный округ и автономный уезд, которые соответствуют провинции, округу и уезду в системе обычных административных единиц.
С точки зрения национального состава национально-территориальные автономии в КНР по своим формам и административным статусам классифицируются на следующие виды:
1) автономии, созданные на основе компактного проживания преимущественно одного национального меньшинства (например, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Тибетский автономный район, Нинся-Хуэйский – мусульманский автономный район и др.);
2) автономии, созданные на основе компактного проживания двух национальных меньшинств (например, сянсинский автономный округ народностей туцзя и мяо в провинции Гуанси и др.);
3) автономии, созданные на основе компактного проживания нескольких национальных меньшинств (например, Луньшэнский многонациональный автономный уезд в провинции Гуанси и др.);
4) автономии, созданные на основе компактного проживания одного малочисленного национального меньшинства на территории крупных национальных автономий (например, Или-Казахский автономный округ в Синцзян-Уйгурском автономном районе и др.);
5) автономии, созданные на основе компактного проживания одной национальности в целом ряде мест (например, Тибетский автономный район, Хуанань-Тибетский автономный уезд в провинции Гуанси и др.)[564].
Существуют некоторые территории, населённые национальными меньшинствами, которые не могут образовать национально-территориальную автономию ввиду незначительной территории проживания и малочисленности населения. В этом случае создаются национальные волости, что даёт национальным меньшинствам данной территории возможность осуществлять самоуправление. Национальные волости представляют собой дополнение к системе национально-территориальной автономии. На любых территориях национально-территориальной автономии проживает ханьское население, а на некоторых территориях они даже составляют большую часть жителей.
На конец 2005 г. в Китае были созданы 155 административных единиц национальной автономии, в том числе 5 автономных районов, 30 автономных округов и 120 автономных уездов.
Из 55 национальностей Китая 44 образовали свои национально-территориальные автономии, причём площадь, которую они занимают, составляет 64% всей территории страны.
Монархические государства, также как и республики, могут иметь федеративную форму государственного устройства, которое представляет сложное союзное государство, состоящее из нескольких юридически равных самостоятельных территорий, имеющих общие органы власти и управления, созданные на основании федеративного договора, либо федеральной конституцией, где суверенитет принадлежит федерации в целом, а не ее субъектам (Бельгия, Малайзия, Австралийский союз, ОАЭ, ФРГ, Индия и т.д.).
В этом отношении наибольший интерес представляет Королевство Бельгия, сменившее в 90-х годах XX века форму государственного устройства с унитарного на федеративное. Первоначально было зафиксировано существование двух основных культурно-лингвистических сообществ: фламандско- говорящего и франко-говорящего населения, а затем образованы три региона: Фландрия, Валлония и Брюссель (последний официально объявлен двуязычным). В сообществах и регионах созданы Законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти. Вместе с тем на федеральном уровне гарантированы права немецко-говорящих граждан (онисоставляют менее 1 % от всего населения страны), которым предоставляется одно место в общенациональном парламенте. Одновременно Бельгия делится на девять провинций – административно-территориальных единиц[565].
Королевство Малайзия также является федерацией, где часть субъектов
имеет республиканскую форму правления, однако верховным правителем избирается один из монархов – султан. Малазийская федерация состоит из 13 штатов и 2-х федеральных территорий (Куала-Лумпур и островов Лабуан). Во главе 9 Малайских штатов стоят наследные конституционные монархи (в штатах Кедах, Джохор, Келантан, Пакан, Перак, Селанюр, и Тринану – султаны, в штате Неции – Сембилан – большой правитель, в штате Теркис – раджа). Штаты Малако, Пикан, Саравах и Сабах возглавляются губернаторами, назначаемыми верховным главой (правителем) Малайзии. Наследные государи Штатов образуют Совет правителей и избирают из своего состава сроком на пять лет Верховного правителя (Джанг ди – Пертуан Агонга) – конституционного монарха выполняющего главным образом представительные функции главы государства. Губернаторы входят в совет без права участия в голосовании[566].
Австралийская федерация (Австралийский союз) – это монархическое государство, в котором исполнительная власть возложена на британскую королеву и осуществляется от ее имени назначаемым ею на пять лет генерал-губернатором. Среди полномочий генерал-губернатора можно выделить следующие: он имеет право созыва и отсрочки парламентских сессий, роспуска Палаты представителей, одобрения принятых парламентом законов, либо возврата их обратно в парламент со своими поправками; кроме того представитель короны назначает на должности государственных служащих, осуществляет право помилования и является верховным главнокомандующим австралийскими вооруженными силами.
Генерал-губернатор формирует консультативный орган – Федеральный исполнительный совет, который согласно ст. 62 Конституции создается «для оказания помощи генерал-губернатору в осуществлении им своих функций в управлении государством»[567].
В его состав входят два или более министров и другие лица, назначаемые посланником престола на такой срок, какой он сочтет нужным. Деятельность Федерального исполнительного совета контролируется парламентом.
Представители королевы в штатах (губернаторы) независимы от генерал-губернатора; и самостоятельны в принятии собственных решений. Они действуют в пределах предоставленной им компетенции. Срок их полномочий также равен пяти годам[568].
Федеративное государственное устройство известно и республикам. Так, Конституция Соединённых Штатов 1787 г. впервые закрепила федеративную форму территориального устройства страны: США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия с особым статусом, на территории которого находится столица страны – город Вашингтон. Национально-этнические различия среди населения не получили отражения в государственной структуре. Конституция весьма скупо характеризует отношения между федерацией и ее субъектами, разграничивая компетенцию между центром и штатами, а также между отдельными штатами.
В федеральной Конституции США немного можно найти сведений о внутреннем устройстве штатов. Национальный основной закон имеет примат по отношению к конституциям штатов, поскольку «Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны исполнять, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления» (см. статью VI). Основные законы штатов признают верховенство федеральной конституции. Так, Конституция Калифорнии в разделе 3 статьи 1 указывает: «Штат Калифорния составляет неотъемлемую часть Американского Союза, и Конституции Соединенных Штатов является высшим законом страны». В разделе 4 статьи IV Конституции США сказано, что Штаты могут принять только республиканскую форму правления.
Штаты – это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют право выхода из США. Это положение было впервые сформулировано Верховным судом США в связи с Гражданской войной 1861-1865 гг. Вместе с тем они принимают свои конституции, которые должны соответствовать Конституции США. Однако они являются более пространными по объему, да и принимались неоднократно. Штаты обладают собственным гражданством и вправе издавать свои законы. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция США запрещает штатам вступать в какие-либо союзы договоры или конфедерации, без согласия Конгресса облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать политические соглашения с другими штатами или иностранными государствами, содержать в мирное время войска. Штаты могут заключать с другими государствами экономические соглашения по вопросам торговли, охраны окружающей среды и др. В настоящее время действуют более 170 таких соглашений. С разрешения государственного департамента (министерства иностранных дел) США они учреждают свои представительства в других государствах (по экономическим и культурным вопросам).
Организация государственной власти в штатах сходна со структурой федеральных органов. Так, законодательные собрания здесь, за исключением одного штата Небраска, двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Даже названия этих палат одинаковы: палата представителей и сенат. Срок их полномочий в разных штатах колеблется от двух до четырех лет, ротация в сенате, как правило, не применяется.
Губернатор является главой исполнительной власти в штате. Он избирается, как правило, прямыми выборами сроком на 2-4 года по одномандатному округу (в пределах штата). Наряду с ним избирается лейтенант-губернатор (заместитель). В 25 штатах они могут избираться только на 2 срока, в остальных переизбрание не ограничено. Законы подписываются губернатором, который в 49 штатах, кроме Северной Каролины, обладает правом отлагательного вето, которое преодолевается, как и в федерации. Вместе с тем, в отличие от Президента США губернатор не назначает всю высшую администрацию штата. Многие из должностных лиц на этом уровне – атторней, казначей и др. – непосредственно избираются гражданами. Однако и в этом случае губернатор координирует их деятельность и в какой-то мере руководит ими. В подавляющем большинстве штатов (кроме Орегона) губернаторы и другие гражданские чиновники могут быть подвергнуты импичменту. В каждом штате имеется своя судебная власть во главе с Верховным судом штата.
Конгресс США может принимать в союз новые штаты но не вправе учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии Конгресса США и законодательных собраний – легислатур штатов.
США – относительно централизованная федерация. В соответствии с доктриной дуалистического федерализма Конституция США разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов. Со временем сфера компетенции федерации была расширена толкованиями Верховного суда США на основе доктрины подразумеваемых в Конституции полномочий, а доктрина дуалистического федерализма на практике давно заменена концепцией кооперативного федерализма, т.е. сотрудничества федерации и штатов. Зачастую, федерация в лице Президента вмешивается в дела штата и это выдается за должное, обосновывая такое ссылкой на разд. 3 ст. II Конституции, где говорится, что Президент обеспечивает точное соблюдение законов. На практике было более 10 случаев федерального вмешательства, в том числе, на уровне отдельных городов и даже штатов. Наиболее серьезной формой зависимости является финансовая, поскольку штаты не могут существовать без дотаций из центра. Верховный суд США признает такое вмешательство правомерным, если в действительности есть «явная и наличная опасность».
Особой самобытность обладает индийская федерация. Первоначально по Конституции Индийского Союза 1950 года деление Индии на штаты было основано на территориальном принципе без учета национальной специфики и языка. Сами штаты были неравноправны.
В результате принятия Закона о реорганизации штатов 1956 г. и последующих изменений Конституции прошла реформа федерации, в результате которой:
Штаты по территориальному принципу были ликвидированы и вместо них созданы штаты по национальному и языковому принципу, причем главным критерием создания штата была территория, население которой говорило на одном языке (иногда на двух).
Всем штатам были предоставлены равные права;
Образованы союзные территории, находящиеся под управлением центра и обладающие меньшими правами, чем штат.
В настоящее время в состав индийской федерации входят: 28 штатов (Андхра-Прадеш, Аруначал-Прадеш, Ассам, Бихар, Гоа, Гуджарат, Джаммуи Кашмир, Джхарканд, Западная Бенгалия, Керала, Карнатака, Мадхья-Прадеш, Манипур, Махараштра, Мегхалайя, Мизорам, Нагаленд, Орисса, Пенджаб, Раджастахан, Сикким, Тамилнаду, Трипура, Уттаранчал, Уттар-Прадеш, Хариана, Химачал-Прадеш, Чхаттисгарх), национальная столичная территория Дели и 6 союзных территорий (Андаманские и Никобарские острова, Дадра и Нагар-Хавелли, Даман, и Диу, Ладкшадвил, Пондишери, Чиндигапрх)[569].
Конституция Индии проводит детальное разграничение полномочий между Индийским союзом, с одной стороны, и штатами и союзными территориями – с другой. Основной объем полномочий принадлежит союзному центру, и лишь некоторые полномочия – субъектам федерации. К сфере исключительной компетенции федерации («союзный перечень») относятся 97 вопросов с многими подвопросами: иностранные дела, оборона, внешняя торговля, банковское дело, почта и телеграф, железные дороги и др. Совместная (совпадающая, конкурирующая) компетенция включает 47 вопросов: уголовный и гражданский процесс, брак и процесс, договорное и трудовое законодательство и др. Исключительная компетенция штата охватывает 66 вопросов: общественный порядок, полиция, тюрьмы, просвещение, здравоохранение, промышленность, сельское хозяйство и др.[570]
По вопросам федеральной компетенции штаты не вправе издавать нормативные акты и иным путем вмешиваться в эту сферу. В области конкурирующей компетенции закон штата действует только в том случае, если по данному вопросу нет федерального закона; если же он есть, то имеет приоритет. В своей области штаты действуют самостоятельно, но федерация по решению верхней палаты федерального парламента, принятому 2/3 голосов, может отнести к своей компетенции любой вопрос, включенный конституцией в сферу исключительного законодательства штатов.
Индийский штат имеет гораздо меньше прав, чем штат в США:
Индийские штаты не имеют своей конституции (кроме Джамму и Кашмира);
Не имеют гражданства;
Имеют незначительные полномочия;
Губернаторы штатов не избираются населением, а назначаются на 5-летний срок президентом Индии.
Губернатором может быть гражданин, достигший 35 лет; он не вправе занимать никакую другую оплачиваемую должность, не может быть членом парламента Индии или членом легислатуры штата.
Помимо губернатора в каждом штате имеются законодательное собрание (легислатура), состоящее из одной или двух палат, и правительство штата. Губернатор обязан назначать лидера партии, имеющей большинство в легислатуре штата, судей окружных судов. Судебную систему в штате возглавляет высокий (высший) суд штата, члены которого назначаются президентом Индии.
Помимо штатов в состав федерации входят 6 союзных территорий. Обычно это мелкие острова в Индийском океане, другие небольшие районы в континентальной Индии. Во главе союзной территории стоит управляющий, назначаемый президентом страны. Союзная территория может иметь свою легислатуру и правительство.
Особым статусом в индийской федерации пользуется штат Джамму и Кашмир. Джамму и Кашмир – самый северный штат Индии, где проживает большое количество мусульман. Данный штат – предмет территориально спора между Индией и Пакистаном, также претендующим на этот штат и оккупировавшим часть его территории. Этот штат:
пользуется очень большой автономией от Индии;
имеет собственную конституцию;
имеет отдельное гражданство.
Штаты не имеют права на выход из Индийского союза, но ряд штатов – Джамму и Кашмир, Пенджаб (на севере страны) и Тамилнад (на юге) – активно стремятся к этому, что периодически подрывает стабильность в Индии.
Бразильская федерация также обладает своеобразием: в качестве её составных частей названы не только штаты и федеральный округ, но и административно-территориальные единицы, на которые разделены штаты, - муниципии.
Наиболее сложен вопрос с определением имперской формы государственного устройства. Большинство исследователей обходит ее изучение стороной. Например, А.Б. Венгеров говорит лишь о федерации и унитарном государстве[571]. И.А. Солоневич, напротив, отмечал, что каждый народ стремится создать не только свою культуру, национальную государственность, но и собственную империю: «Если он это не делает, то не потому что не хочет, а потому что не может. Или потому, что понимает недостаточность своих сил»[572]. Б. Соколов рассматривает империю как государство, политическая элита которого стремится к постоянному расширению территории страны[573]. С точки зрения политолога А.Уткина, империя есть форма правления, позволяющая главенствующей державе определять внешнюю и частично внутреннюю политику других государств[574]. Для М.Б. Смолина «империи – это высшее состояние государства, рождающееся из иерархии человеческих союзов (семьи, рода, сословия) и перерастающее свои национальные границы, как проект государственного и культурного объединения для внешних народов»[575]. Английские ученые М. Харт и А. Негри считают, что «империя есть … суверенная власть, правящая миром»[576].
Энциклопедический словарь «Политология» содержит пять определений империи: «1). Империя – это высшая государственная власть народа в Древнем Риме, проявлявшаяся при выборах, в принятии законов, в объявлении войны и при заключении мира, а также в верховном суде; 2). Империя – высшее полномочие древнеримских магистратов – царей, а при Римской республике – консулов, преторов, диктаторов, пропреторов, городского и преторианского префектов и цензоров, либо пожизненная власть Императора эпохи домината; 3) Империя – территория на которую распространялась власть императора; 4) Империя – это государство, возглавляемое лицом, принявшим или получившим по династической линии титул императора; 5) Империя – это политическая система, объединяющая под началом жесткой централизованной власти гетерогенные этно-национальные и административно-территориальные образования на основе отношений метрополия – колония, центр – провинции, центр – национальные республики и окраины»[577].
По мнению С.Н. Бабурина «в геополитическом плане под империей понимают объединение разнородных социально-этнических образований под управлением единого центра»[578].
Е.С. Холмогоров описывает империю как «институт характерный для той или иной стадии существования традиционного общества, … с помощью которого поддерживается существование нескольких разноуровневых традиций и жизненных укладов, на которые, без их разрушения, не может быть наложена слишком жесткая схема организации общественной жизни»[579].
Теологическая доктрина Русской Православной Церкви никогда не отвергала сложных форм государственного устройства. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн считал, что «империей … в христианском понимании принято называть государство, почитающее сохранение истин веры своей главной обязанностью; государство, объединяющее в себе различные культуры, народы и племена, спаянные в единый общественный организм вокруг некоторого державного ядра. Таким ядром является народ носитель державной идеи, народ-защитник святынь и страж устоев государственного бытия, блюститель мировоззренческого единства, политической стабильности общества и экономической дееспособности страны»[580].
В соответствии с данным подходом рассматриваются два типа империй: 1) христианские (Византия, Самодержавная Россия) и 2) колониальные псевдоимперии (Британская, Германская, Австрийская и Французская), главной целью которых было стремление исключительно к территориальным захватам[581]. «Подлинная империя есть великая мировая держава, - пишет Иоанн, - включающая в свой состав различные народы, которые связаны в единое целое общностью высшей культуры, равенством всех граждан перед законом и верховной властью. Благодаря своей величине и мощи, внутренней культурной и этнической многоцветности, христианская империя являет собой своего рода уменьшенную копию целого человечества»[582]. Митрополит считал, что лучше всего имперскую идею понимали русские государи. Так, Александр I создал Священный Союз; Николай II спас от развала Австрийскую монархию и остановил победное шествие революции в 1849 году; Александр II способствовал возникновению Германской Империи в качестве противовеса республиканской Франции; но самой блистательной звездой международной миссии России был Александр III, прозванный в народе «миротворцем», при котором русское государство достигло апогея своего величия[583].
В учебнике под редакцией В.К. Бабаева империя (от лат. Imperium – власть) исследуется как насильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого – царь, император, король и т.п. (например Римская, Российская, Британская, Германская и др.)[584].
Вместе с тем данный подход в корне ошибочен, потому что не все империи создаются насильственным путем (например, Российская империя многие территории включила в свой состав на добровольной основе). Не выдерживает критики и утверждение об обязательной монархической форме правления для империи, так как последняя вполне может быть и республикой (например, французская колониальная империя в период III-ей республики 1871-1940гг.). По мнению, З. Бжезинского, глобальное господство США в конце XX – начале XXI веков напоминает прежние империи, которые в своем могуществе опирались «на иерархию вассальных, зависимых государств, протекторатов и колоний, и всех тех, кто не входил в империю, обычно рассматривали как варваров. В какой-то степени эта анахроническая терминология не является такой уж неподходящей для ряда государств, в настоящее время находящихся под влиянием Америки»[585]. Так, Канада, Мексика, Западная Европа, Прибалтика, Турция, Египет, Саудовская Аравия, Авст