Особенности становления государственности у Южных и Западных славян

Процессы образования государственности у Южных и Западных славян протекали аналогично тем, что привели к созданию Киевской Руси.

Так, в VI в. развернулась славянская колонизация Балканского полуострова, принадлежавшего Византии. Постепенно образовалось несколько славянских племенных союзов, в том числе и Союз семи племен, который сложился в Мизии (на северо-востоке современной Болгарии).

Во второй половине VII в. в Мизию вторглась тюркско-болгарская орда хана Аспаруха. Вскоре произошло военное столкновение булгар (протоболгар) с Византией, в результате которого византийский император Константин IV вынужден был заключить мир с Аспарухом, что означало фактическое признание возникшего славянско-булгарского государства.

Процесс классообразования у самих славян, появление частной собственности и вторжение булгар привели, таким образом, к созданию Первого Болгарского Царства, история которого началась с 681 г., когда Византия признала державу Аспаруха.

В новом государстве главенствующее положение заняли завоеватели в лице булгарской родоплеменной знати. Однако следует иметь в виду, что по уровню хозяйственного и культурного развития земледельцы-славяне стояли выше скотоводов-булгар; они превосходили их и в численном отношении. С течением времени степняки были ассимилированы славянскими племенами и все население страны получило единое название болгар.

Вместе с тем, в булгарской знати не приходится видеть единственных творцов болгарской государственности. Процесс формирования классового общества, как известно, всегда длителен. В его основе лежат глубокие сдвиги в состоянии производительных сил и в производственных отношениях, а не политические моменты. Приход орды Аспаруха, бесспорно, ускорил процесс складывания раннефеодального государства. С подчинением славян булгарской верхушке заметно углубилась имущественная и социальная дифференциация общества.

Показателем того, насколько далеко зашла в Болгарском царстве феодализация, служит признание в 865 г. христианства государственной религией: возникла необходимость заменить несоответствующие новым порядкам верования, которые достались от родового строя. Зенита своего политического могущества Первое болгарское царство достигло при царе Симеоне (893 – 927 гг.). Его владения простирались от Черного моря до Адриатики, северная граница была отодвинута далеко за Дунай.

Раннефеодальные государственные образования, возникавшие в западной части Балканского полуострова, также испытали сильное давление со стороны соседних воинственных народов. Каринтия (Словения), например, подверглась значительной германизации и в конце X в. вошла в состав Священной Римской Империи Германской Нации. Процесс объединения хорватских земель, протекавший в ожесточенной борьбе сначала с франками, затем с Венецией и Венгрией, привел в начале X в. к созданию королевства, которое в течение двух веков играло первостепенную роль в политической жизни региона. Но влиятельные круги феодальной знати сделали ставку на союз с венграми. В итоге унии 1102 г. образовалось Венгерско-Хорватское королевство, где ведущие позиции принадлежали венгерским феодалам.

Особое место в ряду южнославянских земель заняли богатые торгово-ремесленные центры далматинского побережья. Среди них первенствовал Дубровник. Признание Дубровником чужестранной власти (до 1205 г. – Византийской империи, потом Венеции и с 1358 г. – Венгерско-Хорватского королевства) не помешало складыванию здесь строя аристократической республики. Реальную власть сосредоточила в своих руках городская верхушка, управлявшая городам через посредство системы политических учреждений: Большого веча – законодательного органа; Сената, которому принадлежала исполнительная власть; и Малого веча, наблюдавшего за деятельностью князя, который стоял во главе администрации.

У сербских племен формирование классовых отношений шло медленнее, чем в соседних землях. Немаловажную роль в этом сыграли природные условия. Гористый рельеф поддерживал разобщенность жуп (объединений нескольких сельских общин), способствовал консервации родовых пережитков, часть из которых в глухих горных районах уцелеет вплоть до XX века.

На протяжении VIII и последующих веков возникали княжества в Дукле (будущей Черногории), Боснии и других землях. Медленный, но неуклонный хозяйственный и социальный подъем центральной сербской области Рашки позволили ей преодолеть внутренние центробежные тенденции и занять место политического лидера. В 60-х годы XII в., в княжение великого жупана Стефана Немани, Рашка сбросила зависимость от Константинополя. Рост международного веса Сербского государства привел к тому, что великий жупан, сын Немани Савва, 1217 г. получил от папы римского королевский титул. В споре с православной церковью папа римский пытался перетянуть сербов на свою сторону. Став обширным государством, Сербия достигла максимального расцвета при Стефане Душане (1331 – 1355 гг.), который присвоил себе пышный титул «краля Сербия, Дукли, Хума, Зеты, Албании и Приморья, владетеля немалой части Болгарского царства и господина почти всей Византийской империи» (последнее напоминало о том, что у Византии были отняты Южная Македония, Фессалия, Эпир). В 1346 г. Стефан Душан венчался на царство. При нем был издан один из наиболее значительных памятников средневекового славянского права – Законник Стефана Душана (Свод Стефана Душана).

Для политического строя Сербии характерно, что собор – съезд церковной и светской знати – продолжал функционировать, и царь вынужден был обращаться к нему при решении важных дел.

Среди западно-славянских племен трагично сложилась судьба полбско-балтийских славян, издавна обитавших по нижнему и среднему побережью р. Эльба (ее славянское название – Лаба) и вдоль берега Балтийского моря между Эльбой и Вислой.

Дошедшие до нас источники застают эти племена на стадии разложения первобытнообщинного строя и формирования классового общества. В конце I – начале II тыс. н.э. основой социальной структуры оставалась свободная община.

На балтийском побережье рано возникли торговые города – Волин, Колобжег и др. Это, с одной стороны, форсировало складывание политического строя поморских княжеств, в которых купеческие круги пользовались большим весом. В городах вечевые собрания довольно скоро попали в зависимость от патрициата.

Среди многочисленных полабских племен уже в VIII – начале IX вв. выдвинулись два племенных союза – ободритов и лютичей (венетов). Именно им, особенно лютичам, пришлось принять на себя основной натиск немецких феодалов. Еще Карл Великий перенес военные действия за Эльбу. После того, как в IX в. подчиненные им племена вернули себе свободу, новый этап «натиска на Восток» начался с воцарением в Германии саксонской династии. В 928 г. король Генрих Птицелов овладел главным городом племени гаволян Бренной. Затем был захвачен ряд других областей. Немецкие феодалы стремились утвердить свою власть жестокостью и вероломством. Однако, по словам немецкого хрониста Видукинда, те «решительно предпочитали войну миру, готовые нести всякие бедствия ради дорогой им свободы».

Большое восстание охватило полабские земли в 983 г. На этот раз у Священной Римской Империи Германской Нации достало сил только на то, чтобы оттеснить славянские отряды, опустошавшие Саксонию, обратно за Эльбу. Но очень скоро немецкие князья снова повели наступление.

В этой обстановке процесс образования крупных, сравнительно сплоченных раннефеодальных государств оказался в полабско-балтийском районе чрезвычайно длительным и не был завершен. Своей заключительной стадии он достиг в ту пору, когда в обществе уже назревали социально-экономические предпосылки феодальной раздробленности, что делало возникавшие княжества крайне непрочными. Так, на основе бодричского племенного союза в XI в. сложилось обширное государственное образование; в него вошли или платили ему дань многие соседние земли. Однако в начале XII в. разноплеменное и не успевшее консолидироваться государство, в дела которого настойчиво вмешивались немецкие феодалы, распалось.

К тому же княжеская власть в больших и малых политических объединениях у полабских славян X-XII вв. была слаба. Ее ограничивала племенная знать, включавшая в себя жреческую верхушку. Внешне это порой приобретало формы, о которых сообщает немецкий хронист Титмар: «Всеми этими племенами, которые вместе именуются лютичами, не управляет один властитель. Рассуждая на вече о своих нуждах, они единогласно постановляют о том, что надо сделать; а тех, кто противоречит принятому решению, бьют палками …».

Чрезмерное, многовековое перенапряжение сил в тяжелой борьбе с немецкой феодальной агрессией сказалось самым отрицательным образом. Оно, в частности, нарушило объединительные процессы и оживило племенной сепаратизм.

В 40-х гг. XII в. германские светские и духовные князья предприняли крестовый поход за Эльбу. Славяне не устояли в неравной сватке. Вскоре захваченный город Бренна стал ядром созданного там Бранденбургского маркграфства. Сосед и соперник Альбрехта, саксонский герцог Генрих Лев, завоевал западную окраину бодрических владений, но, теснимый другими немецкими феодалами, вынужден был в 1170 г. договориться с князем бодричей. Так, в составе Германской империи, возникло славянское Мекленбургское герцогство; славянская знать, принявшая христианство, уравнивалась в правах с немецким дворянством. Сюзеренитет императора признало также Западное Поморье, подвергавшееся частым нападениям датчан и немцев; оно превратилось в герцогство Померанию.

В краях, захваченных Германской империей, происходил процесс онемечивания населения. Немецкие феодалы широко применяли насилие. В ряде мест славян сгоняли с земель, отдавая их наделы немецким колонистам, запрещая владеть недвижимостью в городах и т.д. В итоге германизации славянский этнос исчез на большей части земель полабско-балтийского региона, но в жилах восточных немцев (пруссаков, создателей второго рейха Бисмарка в 1871 г.) до сих пор течет часть крови венетов и ободритов.

Польское княжество впервые появилось на страницах письменных источников в 60-х годах X в. При князе Мешко I (960-992 гг.) Польша представляла собой обширную и достаточно стабильную раннефеодальную монархию. Начало государственности, очевидно, надо искать задолго до этого момента. Легенды, записанные позднейшими летописцами, и данные археологии позволяют датировать время появления племенных союзов и их перерастание в территориальные княжества по меньшей мере VIII – IX вв. Одно из них – княжество полян, живших в бассейне р. Варты – явилось центром, вокруг которого объединились польские земли, составившие державу Мешко и его преемников.

Во второй половине X в. отношения между князем и дружиной, которая была его военной опорой, строились на основе вассалитета без ленов. При сыне Мешко – Болеславе I Храбром (992 – 1025 гг.) дружинники, число которых достигало 3 тыс., начинают получать земли в державе за службу. В те же десятилетия происходило оформление государственного аппарата. Страна была поделена на округа, во главе которых князь ставил своих наместников. Более мелкие административные единицы возглавлялись начальниками крепостных гарнизонов – Каштелянами. Княжеская власть, при Болеславе I достигшая своего зенита, тем не менее, была ограничена советом знати и в какой-то мере феодальными съездами. С принятием в 996 г. христианства в состав польского господствующего класса влился новый элемент – духовенство. В короткий срок католическая церковь превратилась в крупнейшего земельного собственника.

В 1037 г. поднялось мощное антифеодальное восстание, отголоски которого широко разошлись за пределами страны. «И бысть мятежь в земле Лядске, вставшее людие избиша епископы и попы, и бояры своя», - записал киевский летописец. Восставшие крестьяне – как те, что уже попали в тиски феодальной зависимости, так и стоявшие на пороге утраты своей свободы, а также рабы – обратили свою ненависть, прежде всего, против духовенства, противопоставив христианской религии древние верования славян, как оплот старых общинных порядков. Народное движение было подавлено с помощью немецкого войска, после чего в Польше окончательно утвердились раннефеодальные порядки.

Древнейшее из известных науке политических образований на территории современной Чехии и в ближайших землях – это так называемое княжество Само, получившее название по имени своего правителя, властвующего с 623 – 658 гг. Оно представляло собой объединение нескольких племенных княжеств, сложившееся и расширившееся в ходе борьбы с внешними врагами – аварами и франками. О судьбе объединения после 658 г. – года смерти князя Само – нет сведений. Предположительно, обширный, но непрочный союз чешско-моравких, панновских и других славянских племен вскоре распался.

Полтора столетия спустя, примерно в этом же регионе возникла Великоморавская держава. Правомерно предположить, что она генетически связана с племенным союзом VIII в. Внутренний строй Великой Моравии в IX веке может быть охарактеризован как раннефеодальный. Все IX столетие прошло для Великой Моравии в постоянных схватках с немецкими феодалами. Между ее частями не было прочного единства, и по мере социально-экономического роста отдельных областей естественно усиливались центробежные тенденции. Наконец, стремительный удар ей нанесло в 904-906 гг. венгерское вторжение.

С распадом Великоморавской державы большинство ее земель вошло в состав соседних государств. Так, Словакию подчинило Венгерское королевство, и до 1918 г. ее правовое развитие проходило в русле венгерской государственности. Самостоятельное государственное существование могла обеспечить себе только Чехия.

В чешских землях, часть которых политически обособилась еще с конца IX в., развернулась борьба за первенство между областями. Победу одержала Прага (по европейским меркам X в. это был большой город) и пражская княжеская династия Пржемысловичей. Объединение Чехии завершилось к 995 году.

Молодое чешское государство было объектом постоянного нажима со стороны германских императоров. Но Чехия, хотя и вошла в состав Священной Римской Империи Германской Нации, фактически сохранила свою внутреннюю независимость.

Таким образом, можно сделать вывод, что древняя государственность у Южных (болгар, словенцев, хорватов, сербов) и Западных (чехов, словаков и поляков) славян сложилась при непосредственном влиянии агрессивной политики их соседей (Византии, германских феодалов и венгров).

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные черты экономики первобытного общества.

2. Опишите социальную структуру первобытного общества.

3. Какие органы управления существовали в первобытном обществе?

4. Какие можно назвать причины возникновения государства?

5. Что такое «неолитическая революция»?

6. Каковы результаты «неолитической революции»?

7. Что являлось материальной базой возникновения и становления государственной власти?

8. Назовите признаки, отличающие государство от общественной власти родового строя.

9. Какие существуют формы возникновения государства?

10. Что общего и в чем разница между формами возникновения государства?

11. В чем причины многообразия теорий происхождения государства?

12. Какова особенность образования Древнерусского государства?

13. Какова специфика перехода к государственности у славянских народов?

Список рекомендуемой литературы.

1. Андрианов Б.В. Роль ирригации в становлении древних государств. // От доклассовых обществ к раннеклассовым. М., 1987.

2. Аргучинцев Г.К. История государства и права славянских народов: курс лекций для студентов специальности «Правоведение» - Минск, 2006.

3. Васильев Л.С. История Востока. М., 1994. в 2-х т. Т. 1.

4. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. 1995.

5. Дёмин В.Н. История Гипербореи. – М., 2009.

6. Дидро Д. Соч. М., 1939. Т. VII.

7. Древний Восток: учеб. пособие для вузов / Российская академия наук; Государственный университет гуманитарных наук; Научно-образовательный центр по истории; Н.В. Александрова, И.А. Ладынин, А.А. Немировский, В.М. Яковлев; рук. Проекта А.О. Чубарьян. – М., 2008.

8. История отечественного государства и права. Ч.1. Учебник. / Под. ред. О.И. Чистякова.- М. 1996.

9. История государства и права славянских народов: Учеб. пособие. / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М., 2004.

10. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. - М.: Правда, 1989.

11. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. I-IV. Калуга. 1994.

12. Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. II. М., 1931.

13. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2004.

14. Крадин Н.Н. Империя Хунну. М., 2001.

15. Классен Е.И. Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов. Вып. 1 -3, 1854 – 2005. – М., 2005.

16. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. I Сочинения: В – 9-ти т. Т. I. –М. 1987.

17. Куражковский Ю.Н. Библия Земли, или Книга Севера. Ростов н/Д., 2001.

18. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. Том первый. – М., 2010.

19. Лев Диакон. История. – М., 1988.

20. Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года … . // ПСС. Т. 6. М., Ленинград. 1952.

21. Любашиц В.Я. Эволюция государства как политического института общества. Ростов-на-Дону. 2004.

22. Моисеев В.В. История государственно-правовых реформ в России. Учебник. – Орел, 2007.

23. Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.

24. Общая теория государства и права: Учебное пособие / Г.А. Василевич, А.Ф. Вишневский, В.А. Кучинский, Л.О. Мурашко, А.Г. Тиковенко; Под общ. Ред. А.Г. Тиковенкуо. – Мн.: Книжный Дом, 2006.

25. Ольгейрссон Э. Из прошлого исландского народа: Родовой строй и государство в Исландии. М., 1957.

26. Орбини Мавро Книга историография початия имене славы и разширения народа славянского и их царей и владетелей под многими именами и со многими Царствиями, королевствами и Провинциями. / Репринтное издание 1722 г. Предисловие С.Н. Удаловой. М., 2010.

27. Осокин Н.А. История Средних веков. Том I (XIII-ое, XIV-ое и первая половина XV столетия). – Казань,1888.

28. Платонов О.А. Терновый венец России. М. 2001. С. 21 – 22; Юшков С.В. история государства и права СССР. Ч. I., М. 1961.

29. Прокопий из нтерп. Война с готами. М., 1950.

30. Повесть временных лет. // Повести Древней Руси. М. 2002.

31. Романенко В.Б., Серёгин А.В. История государства и права зарубежных стран: учебник. – Ростов н/Д., 2009.

32. Самоквасов Д.Я. Курс истории русского права. – М., 1908.

33. Свято-Русские Веды. Книга Велеса. – М., 2001.

34. Серёгин А.В. Истоки монархического правления в социальной организации первобытного общества // Правоведение, 2006. № 1.

35. Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова. // Повести Древней Руси. – М., 2002.

36. Соловьев С.М. Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого. Соч. в 18 кн. Кн. XVI. М., 1995.

37. Суверов Е.В. Государство и право Древнего Египта: Учебное пособие. – Барнаул, 2007.

38. нтерпел А.Н. История русского права. Ч. I. Юрьев. 1907.

39. Чудинов В.А. Канун научной революции в области историографии // Организмика: международный научный журнал, 2006, № 2.

40. Шафарик П.І. Славянскія древности. Часть историческая. Томъ II. Книга I-я. – переводъ съ чешскаго О.Бодянскаго. – М., 1847.

41. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г. Моргана. М., 1951.

Наши рекомендации