Место теории государства и права в системе научного знания вообще, гуманитарных наук в частности и юриспруденции в особенности.
Традиционно считается, что «матерью» всех наук является философия, родившаяся в античной Греции. Вместе с тем, эта система знаний в большей степени базируется на исследовании субъективных мировоззренческих установок, нежели объективных законах развития Вселенной. Зачастую различные философские системы опровергают друг друга, ведут непримиримую борьбу с инакомыслием, достаточно вспомнить метафизику и диалектику; материализм и идеализм и т.д. На такой почве невозможно создать прочное «здание» просвещения и познания бытия.
Выход из сложившегося тупика лежит на поверхности, т.к. математика оперирует базовыми аксиомами, не требующими доказательств (например: от перестановки мест слагаемых сумма не меняется и т.д.), и аппаратом с помощью, которого описываются практически все процессы природы, именно она, должна быть признана «повивальной бабкой» современного научного знания.
На математических формулах зиждется физика и химия. Без физики нет геологии, географии, минералогии, астрономии и т.д. Химия открывает дорогу к изучению тайны жизни в рамках биологии, что заставляет человека задуматься о его месте в мире, о власти, о смысле жизни и первопричинах мира, т.е. погрузиться в предмет философии.
Таким образом, из состава философии вычленяются взаимосвязанные гуманитарные науки: юриспруденция, политология, экономика, социология, психология и т.д.
Будучи центральной юридической наукой, теория государства и права широко использует философские категории и всеобщие понятия, выработанные в течение многих столетий представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития и совершенствования постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие принципы государственно-правового развития общества. Среди философских категорий и понятий, которые активно используются в теории государства и права, в качестве примеров можно назвать такие, как «отношение», «функция», «прогресс», «свобода», «развитие», «эволюция», «связь», «целое» и др. Широкое использование философских категорий и понятий в рамках теории государства и права имеет не только сугубо теоретическое, но и огромное методологическое значение[97].
Наряду с философией теория государства и права имеет тесные связи с политологией. Политология – это наука, занимающаяся изучением всего многообразия политического мира, именуемого политикой. В поле зрения исследователей-политологов находятся общие законы развития политических явлений, институтов и учреждений, вопросы политической власти, политической системы, политической идеологии, политического режима, политических отношений и др.[98]
Используя политологические данные, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления не только с точки зрения их внутреннего строения, формы, сущности и содержания, но и под углом зрения их места и роли в системе других политических по своему характеру явлений, институтов и учреждений. Это дает возможность исследовать их не только сами по себе, но и в контексте их связей с окружающей политической средой. В результате такого подхода, например, к исследованию государства или его отдельных органов проявляется возможность видения государства и его связей с политической системой общества или же с ее отдельными элементами, такими, как политические партии, общественно-политические организации, союзы и прочие[99].
Между теорией государства и права и политологией существуют не только прямые, но и обратные связи. Это означает, что не только политология оказывает влияние своими занятиями на развитие теории государства и права, но и наоборот. Последнее проявляется, в частности, в том, что в процессе проведения политологических исследований и изучения курса политологии широко используются наряду с собственно политологическим материалом также положения и выводы, сделанные специалистами в области теории государства и права. Это касается, например, вопросов понимания государства и государственного механизма, проблем определения политической власти, соотношения политического и государственного режимов, форм и функций государства, соотношения государства, политических партий и регулирующих их деятельность норм права[100].
Таким образом, стоит согласиться с высказыванием Э.А. Позднякова о том, что «исследовать государство в отрыве от права, а то и другое - от политики – занятие мало плодотворное, способное дать лишь частичное, но не полное представление об исследуемом феномене»[101].
Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономическими науками. Последние, выступая в качестве важнейшей составной части общественных наук, включают в себя политическую экономию, историю экономической мысли, экономическую статистику, экономику труда, экономику отдельных отраслей хозяйства, финансы и кредит и др. Теоретическую и методологическую основу экономической науки составляет политэкономия. Экономические науки, занимаясь изучением различных средств и способов производства, форм собственности, методов, управления экономикой, характера производительных сил и производственных отношений, проблем труда и заработной платы и т.п., решают тем самым не только сугубо экономические, но и социально-политические вопросы. Ведь от того, например, как, на какой основе решаются проблемы производства, накопления и распределения материальных и иных благ, вопросы соотношения производственных и распределительных отношений, во многом зависит не только состояние экономики, но и состояние самого общества, а вместе с ним государства и права[102].
Большое академическое и политико-практическое значение имеют постоянные связи теории государства и права с социологией. Согласно сложившемуся в научном мире представлению, социология является одной из гуманитарных дисциплин, занимающейся изучением общества как целостной системы, а также его отдельных составных частей и институтов, различных социальных слоев и групп. В центре внимания социологов неизменно находятся вопросы организации и управления обществом, закономерности и тенденции развития и функционирования различных социальных систем. Теория государства и права опирается в своем развитии как на общую социологическую теорию и методологию, изучающую закономерности функционирования всего общества, так и на частные социологические теории, имеющие дело с закономерностями развития отдельны сфер жизни общества. С теоретической точки зрения весьма, важное значение имеет использование в процессе изучения государственно-правовых явлений, институтов и учреждений выводов и обобщений, сделанных в рамках социологии политики и социологии права. Особую значимость при этом приобретают даже те весьма спорные и противоречивые суждения и понятия, которым за пределами социологии, вне социологического контекста и фона удалось бы гораздо меньше внимания. В качестве примера можно сослаться на довольно спорное и одностороннее рассмотрение (в социологическом плане) государства и права как исключительно «силовых», «принудительных институтов»[103].
Постоянная и последовательная связь теории государства и права прослеживается с психологией.
От состояния социальной психологии, выражающейся в социально-политической активности или, наоборот, в перманентной пассивности населения, в душевной приподнятости и целенаправленности народа, нации или, наоборот, их психологической подавленности, социальной апатии и безразличии к судьбе общества и государства; в историческом оптимизме народа и нации или же в их неверии в будущее существующей общественной и государственно-правовой систем, историческом пессимизме; в уверенности перед грядущим будущим или в страхе за будущее своей страны, государства и общества; в полном доверии и уважении к властям предержащим или же, наоборот, в полном неверии в их способности управлять страной и их общественном презрении – от всего этого и многого другого в значительной степени зависит не только стабильность и эффективность существующего государства и права, но и реальные перспективы их существования и развития. От этого же зависит их жизнеспособность и конкурентоспособность на мировой арене[104].
Кроме того, теория государства и права тесно связана с исторической наукой, питающей ее фактами прошедших событий, исчезнувших государств и правовых систем.
Особое место теория государства и права занимает в системе юридических наук, которую можно представить в виде пирамиды разделенной на три уровня.
Нижний уровень составляют прикладные юридические науки: криминалистика, криминология, юридическая психология и др. Эти науки ближе всего стоят к практике и непосредственно ее обслуживают[105].
Средний уровень составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки: конституционное (государственное) право, административное право, гражданское право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право, семейное право, муниципальное право и т.д. Эти науки также тесно связаны с практикой (прежде всего с юридической), но вместе с тем нередко формулируют и теоретические положения фундаментального характера[106].
Верхний, доктринальный уровень юриспруденции составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве: теория государства и права, история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений, философия права.
Теория государства и права в системе юридических наук наиболее тесно связана с историей государства и права России и зарубежных стран и историей политических и правовых учений. По существу история политических и правовых учений составляет неотъемлемую часть теории государства и права.
В современной юридической литературе не прекращается спор по поводу соотношения философии права и теории государства и права. По мнению Д.А. Керимова, философия права выступает теорией познания правовых явлений и в качестве гносеологии входит в теорию права[107].
С точки зрения, В.С. Нерсесянца, философия права является междисциплинарной наукой, объединяющей начала юридической науки и философии[108], выполняющей «ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксеологического характера»[109]. В рамках такого подхода философия права изучает юриспруденцию преимущественно в рамках различия и соотношения права и закона[110]. Вместе с тем, данная проблема аналогично исследуется в границах общего учения о праве.
С.С. Алексеев утверждает, что философия права – это наиболее высокая ступень осмысления права, вершина обобщенных юридических знаний, представляющая собой «науку о праве в жизни людей, в человеческом бытии», призванная «дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения для людей, каждого человека, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей»[111]. Как и В.С. Нерсесянц, он также различает философию права как исконно философскую дисциплину, рассматривающую право под углом зрения определенной универсальной философской системы и интегрированную в философско-правовую область знаний, «когда на основе определенной суммы философских идей осуществляется проработка правового материала»[112].
В.М. Сырых, напротив, отмечает, что связь теории права и философии не зависит от содержания предмета самой философии, так как последняя, выполняя мировоззренческие, теоретические, методологические и гносеологические функции, выступает тем самым основанием теории права[113]. Поэтому философия исследует всеобщие законы развития природы, общества, мышления и является необходимым основанием теории права, так как любое конкретное явление (предмет науки) характеризуется определенной совокупностью всеобщих черт, признаков. Для их выявления и применяются философские (диалектико-материалистические) категории[114]. Следовательно, приходит к выводу В.С. Сырых, философия права объективно не существует[115]. Ведь теория познания права – это не что иное, как философия[116]; проявление всеобщих законов в отдельных сферах изучают соответствующие научные дисциплины. Философ не может за юриста решить проблему сущности права, а юрист за философа гносеологические проблемы, тем более что они, по утверждению В.М. Сырых, там решены[117].
Достаточно интересная позиция по данному вопросу принадлежит С.Г. Чукину. По его мнению, философия права представляет собой философский дискус права и является главным средством легитимации правовой материи[118].
Для Е.А. Фроловой, «различия философии права и теории права заключаются в том, что философия права изучает право идеальное (которого еще нет, но оно желательно), а в рамках теории (права), право изучается таким, каково оно есть в политико-правовой реальности (без учета ценностных ориентиров)»[119]. Эта идея не нова, во второй половине XIX – XX вв. её поддерживали П.И. Новгородцев, И.А. Покровский, Е.Н. Трубецкой и др. в рамках концепции «нравственного идеализма», признающего мораль фундаментальным началом естественного законав природы[120].
И.Л. Честнов определяет философию права, как «онтологическое и гносеологическое обоснование права философскими методами, определяющее, что есть право, каково его значение в обществе, каков социальный заказ и критерии оценки юридической практики, предмет юридической науки, критерии ее научности и методы научного познания правовых явлений, представляющее собой «верхний» уровень юридической науки, обеспечивающий взаимодействие философии (рефлексии над основаниями культуры) с правоведением»[121].
В.Н. Жуков предлагает включать в предмет философии права такие аспекты как:
1) предельные основания государства и права (политико-правового бытия);
2) смысл государства и права;
3) ценностные свойства государства и права;
4) методология познания государства и права[122].
Вместе с тем, по мысли, А.Ф. Закомлистова юриспруденция всегда стремится быть сама себе философией, но она не обладает для этого соответствующими методологическим инструментарием[123]. Обычно такой инструментарий извлекается либо из соответствующего концепта, либо он отыскивается в философском наследии прошлого. В некоторых случаях ресурсы для философско-правового исследования черпаются из такого универсального методологического источника, как философская герменевтика. В этой ситуации упор делается на феномене правопонимания, процесс которого сопровождается методическими приемами истолкования, интерпретации, т.е. арсеналом средств, принадлежащих герменевтическому методу. «Самым приемлемым обозначением соотношения философии и юриспруденции, - считает А.Ф. Закомлистов, - в современных условиях, в силу очевидного присутствия в праве фундаментального антропологического норматива, является определение – юридическая философия»[124]. Но этот подход, построен на схоластичной игре терминов, которые еще больше запутывают проблему, заводя ее в тупик.
По существу, все перечисленные определения философии права вполне поглощаются предметом теории государства и права, изучающей наиболее общие закономерности формирования и развития государства, права и правовых явлений, эволюционирующих в условиях переменчивых общественных процессов, пронизанных различными видами социального мировоззрения (научного, религиозного, правового, классового, национального и т.д.).
Кроме того, теория государства и права по отношению к другим юридическим наукам является методологической базой познания конкретных отраслевых государственно-правовых явлений на основе выработанных ею общих методов толкования нормативных правовых актов, определения видов правоотношений, типизации государственных органов, определения критериев эффективной деятельности государства и т.д.[125] Но для абстрактных обобщений она использует и практические данные отраслевых юридических наук.
Следовательно, теория государства и права является «краеугольным камнем», «концом и началом», философией юриспруденции, на которой построено все здание правовых знаний человечества.