Экологическое состояние среды обитания.
Витологический метод позволяет проанализировать проблемы влияния биологических факторов на политическое развитие механизма государства и народа обеспечивающего его существование, особенно в монархических державах, в которых остро стоит вопрос о престолонаследии.
Кроме того, витальная философия может дать ответ на ряд вопросов, ставящих в тупик другие способы познания. Например, почему непрерывные традиционные цивилизации Китая и Индии существуют более четырех тысяч лет, обеспечивая стабильный рост своего населения, а в экономически благополучных странах Европы наблюдается вымирание коренных национальностей и вытеснение их выходцами из Азии и Африки? Почему женщины Древнего Рима в эпоху его расцвета, перестали рожать детей, и императору Августу пришлось законодательным путем стимулировать заключение браков и т.д.? Целесообразно ли применение смертной казни и как обусловлены другие меры уголовного преследования биологическими законами? Правомерно ли клонирование человека и эвтаназия смертельно больных людей? При каких заболеваниях глава государства обязан слагать с себя полномочия и т.д.?
Так, в рамках виталогическаго метода, уместно привезти выводы профессора Е.П. Гуськова, утверждающего, что «Взлет и разрушение цивилизаций – это система перераспределения генов в популяциях. Завоеватели – кочевники исчезали, растворяя свои гены в завоеванных, но генетически обособленных народах. Александр Македонский распылил генофонд Великой Греции от Египта до Индии. Гунны расплескали свои гены по всей Европе и растворились в ней, как и татарские орды, оставившие исторический след в завоеваниях от Урала до Италии, но калабрийцы и венгры сохранили свой генофонд, несмотря на присутствие дружин Чингисхана и Батыя. Исчезли аланы, скифы и сарматы, растворившие свои гены в популяциях менее воинственных народов.
Завоеватели теряют гены, порабощенные их накапливают»[63].
Антропологический метод изучения государства и права строится на интеграции человеческого измерения посредством внешней рефлексии познающего субъекта, определяющего дефиниции публичного управления исходя из самого себя[64], а не стороннего наблюдателя.
Адекватный в ркамках антропологической методологии понятийный аппарат образуют:
1) понятия, отражающие определённую совокупность видов права права (живое право, моральное право, фольклорное право, индивидуальное право, народное право и т.п.);
2) понятия, отражающие «корневые» характеристики правовой и государственной жизни (архетипы как ментальные условия вхождения в культуру, сокровенное (интимное), сакральное, священное, религиозное и т.п.);
3) понятия, характеризующие базовые, с точки зрения происхождения, формы организации социальной жизни (миф, табу, ритуал, магия, традиция и привычка и т.п.);
4) понятия, отражающие психологически окрашенные средства организации и поддержания отношений (инициация, мотивация, безопасность, защищённость, доверие, подозрение, расположение и т.д.);
5) понятия, в психологическом аспекте отражающие следствия в отчуждённости права и государства от человека (патология, агрессия, сублимация и связанные с ними психоаналитические понятия)[65].
Весьма полезным для юридической науки является философский метод концептуального триединства материи, сознания и меры. Так, процессы юридической квалификации[66] (например, в ходе осуществление следственных действий, правосудия и т.п.) или моделирования определённых вариантов правоотношений (нормотворчества) всегда связаны с оценкой вещественного мира при помощи идеальных конструкций разума соизмеряемых с достигнутыми уровнем культуры эквивалентами социальной справедливости, истинности, правды, целесообразности и т.д.
Вместе с тем, использование исключительно всеобщих методов познания для исследования теории государства и права совершенно недостаточно, так как зачастую формированию юридических доктрин предшествует определение гипотетических предположений, требующих эмпирических проверок. Поэтому в качестве промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук применяются общенаучные методы дедукции, индукции, анализа, синтеза, системного подхода, восхождения от абстрактного к конкректному и т.д.[67]
Дедукция для отыскания истины использует пошаговое движение от общего к частному и единичному. Индукция, напротив, представляет «вид рациональной оценки (интерпретации) фактов, позволяющий предвидеть или предсказывать явления … общественной жизни»[68] путем рассуждения от частного к общему, от единичного к целому. «Метод систематизации исследует объект не изолированно, а как целостную систему с выполнением ее многообразных типов связей»[69]. Методологические приемы анализа и синтеза базируются на фактическом разложении целого на составные части и воссоединения его из отдельных элементов, путем идеального моделирования.
Способ восхождения от абстрактного к конкретномуимеет собственное содержание, отличное от анализа и синтеза, а также других общенаучных методов. Кратко оно раскрывается путём выделения основных принципов (положений) такого «восхождений»:
1) началом восхождения от абстрактного к конкретному выступает пара простейших правовых понятий, которая фиксирует в мышлении самое простое, «неразложимое» и массовидное отношение в юридической действительности;
2) исходное простейшее отношение в праве уже содержит в себе, как в «зародыше», противоречия (диалектические взаимодействия) изучаемого предмета, из которого «вырастают» все другие отношения и взаимосвязи;
3) построение органической понятийной системы основывается на поэтапном «развёртывании противоречий», переходе от мысленного раскрытия простых взаимосвязей правовых явлений к более сложным, при этом данные связи (взаимодействия) должны выступать источником функционирования и развития юридической действительности;
4) порядок построения (взаимного расположения) определяется реальным отношением, в котором находятся правовые феномены в наиболее зрелом состоянии предмета на момент исследования;
5) конструирование целостной системы научных юридических абстракций представляет собой мысленную деятельность субъекта познания (учёного), но что очень важно, опирающуюся на объективную «логику» самого предмета исследования (права), т.е. логика понятий должна отражать реальные взаимосвязи правовой сферы[70].
В процессе возхождения от абстрактного к конкретному, весьма полезно изучать взаимозависимость парных юридических категорий, отражающих объективное единство двух противоположных явлений правовой материи, таких как «частное и публичное право», «материальные и процессуальные отрасли», «преступление и наказание», «правовые стимулы и ограничения» и т.д.[71]
Стоит сказать, что методологическая наука наряду с всеобщими и общенаучными методами познания выделяет частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы теоретического получения новых выводов и заключений.
Частнонаучные методы познания применяются только в определенных областях знания, например, в естественных или общественных науках. Так, при изучении истории используется хронологический метод[72], в психологии – метод тестирования и анкетирования. Существуют методы механики, физики, химии и других наук. Наиболее рациональными являются математические приемы добывания нового знания. К сожалению, современная юриспруденция использует их крайне редко[73]. Хотя, с помощью алгебраических формул можно доказать невозможность организации абсолютной власти в обществе, ибо таковой нет в природе. Так, если предположить, что некая совокупность индивидов конкретного государства (множество) борется за обладание безграничными полномочиями социального управления, то оно будет стремиться к единице, а единица, стремящаяся к бесконечности (абсолюту) всегда равна нулю. Следовательно, безмерная власть – это фикция, а не реальность.
Для анализа правовых обычаев небезынтересна разработанная Г. Гарфинкелем этнометодологическая программа, позволяющая выявить рутинные, каждодневные практики рядовых людей, из которых складывается общественный (и правовой) порядок, в том числе, тот редко осознаваемый смысл, который вкладывают люди в типичные ситуации своего жизненного мира. Для этого Г. Гарфинкель использовал провокационные стратегии, нарушающие нормальное течение «автоматического хода вещей в данном окружении»[74]. Дезорганизуя общественные взаимодействия, по его мнению, можно узнать, как организованы и воспроизводятся структуры повседневной деятельности в обычном порядке[75].
Нельзя обойти вниманием также активно разрабатываемые в психолингвистике методы семантического анализа. Значительный интерес для проведения исследований в юриспруденции может представлять метод ассоциативного эксперимента. Разработав шкалу значимых для данной правовой культуры ассоциаций и проведя такое исследование можно получить важные данные по сохраняющимся на уровне бессознательно господствующим ценностям, групповым и коллективным установкам. Анализ используемых фразеологизмов также позволяет выявить господствующие стереотипы обыденного сознания как, например, с точки зрения отношения населения к Конституции, нормативно-правовым актам, органам государственной власти, так и применительно к этническим, социально-групповым стереотипам (восприятия других этносов, классов социальных групп) для выявления потенциальных конфликтов в обществе[76].
Психолингвистика даёт возможность также исследовать интенцию (направленность, телеологическую функцию) юридического текста. Для этого целесообразно использовать метод интент-анализа[77].
Для эффективного анализа теоретических концепций объясняющих государственно-правовые закономерности И.Л. Честнов рекомендует активно применять диалогический метод познания, базирующийся на соотнесении индивидуальной интенции исследователя с намерением автора изучаемой доктиры[78].
Частнонаучным методом юриспруденции считается сравнительно правовой метод.Его используют при сопоставлении и противопоставлении двух и более правовых или государственных систем с целью выявления общих, особенных и единичных свойств[79]. «В процессе применения сравнительно-правового метода, - пишет И.А. Иванников, - выявляются: типы правовых систем, связь правовых норм и институтов с отраслями права, цели всего народа или политически господствующего класса (нации, расы и т.д.), получившие отражение в праве, конкретно-исторические условия подготовки и принятия нормативных актов и т.д. Сравнительно-правовой метод расчленяют на синхронический (синхронный) и диахронический (сравнительно-исторический)»[80]. Синхронический сравнительно правовой метод изучает государство и право двух или нескольких государств одной эпохи, а диахронический – разных исторических промежутков времени.
Теория государства и права имеет собственные дисциплинарные методы познания, применяемые только этой дисциплиной. Такими методами считаются формально-юридический (догматический) и нормативно-юридический. С помощью формально-юридического метода изучается дух правовой нормы, ее смысл. По мнению сербского ученого Радомира Лукича, «предмет, для исследования которого применяется догматический метод, - это знаки, выражающие соответствующее идейно-понятийное содержание правовой нормы. Стоящая перед ним задача – «извлеч» из знаков их «содержимое», выявить обозначаемые ими идеи – понятия»[81].
Нормативно-юридический метод опирается на анализ структурных элементов нормы права, понимает их как логическое суждение особого рода, содержащее начальные компоненты правового предписания[82]. В начале XX столетия И.А. Ильин отмечал, что «нормативное рассмотрение интересуется правом как юридической нормой, т.е. юридическим характером и содержанием ее предписаний»[83].
Дисциплинарные методы помогают выявлять отличительные признаки форм правления и государственного (политико-территориального) устройства, государственного режима, политической системы и т.д. при анализе письменных источников конституционного права любой державы в разные исторические периоды ее развития.
Нередко, исследователям публичной власти приходиться применять и междисциплинарные методы познания, используемые при анализе комплексных или родственных дисциплин. Например, императивный метод применяется как в государственном, так и в административном праве.
Для того чтобы минимизировать субъективность и временную искаженность современного мировоззренческого восприятия различного правового материала со стороны исследователя, И.Л. Честнов предлагает, использовать, так называемые «качественные» методы юридического познания[84]. К их числу относятся биографический метод, методы генетической и структурной деконструкции.
Биографический метод познания представляет собой освещение интересующего исследователя события сквозь призму истории отдельной личности. При этом источником биографических данных, как правило, становятся личные документы (мемуары, дневники, письма и т.п.) либо материалы интервью и бесед. Особо важен этот метод для выявления мотивов юридически значимых правомерных действий или поведения правонарушителей, позволяющий тем самым дать более убедительную трактовку механизму индивидуального правомерного или противоправного поведения[85]. Биографический метод позволяет увидеть как воспринимается социальный институт (например, правовой институт, государственный орган) изнутри, какие неформальные нормы дополняют действующие в институте правила поведения. Одновременно с помощью этого метода можно гораздо чётче, чем с помощью количественных методов, изучить внутренний мир интересующего нас субъекта (например, представителя истории политических и правовых учений), а также контекст эпохи[86].
Метод генетической деконструкции предполагает анализ с позиции мировоззренческих и материалистических характеристик исторического времени, в котором возник и существовал правовой документ (юридический памятник)[87]. Наряду с этим, генетическая деконструкция предполагает дополнение характеристик той или иной эпохи выявлением роли и значения исследуемого исторического события или явления применительно к современности. Функциональная значимость исторического памятника права, как представляется, заключается как раз в том, насколько и как он повлиял на современную правовую систему. Поэтому необходимо проанализировать эволюцию данного памятника вплоть до сегодняшнего дня. Такая задача, безусловно, невыполнима в полном объёме (хотя бы в силу амбивалентности любого социального – и правового – явления), но это не означает, что за неё вообще не стоит браться. Абсолютная истина вряд ли достижима, но без стремления к ней невозможно существование науки.
Генетическая реконструкция, напротив, сосредотачивает своё внимание на то, какой смысл (замысел) придавал автор – законодатель или референтная группа относительно правовых обычаев – той или иной форме права, как она (форма права) воспринимается правоприменителем, доктриной и обыденным правосознанием. Последний аспект представляется наиболее важным, так как право преломляется в действиях широких народных масс[88]. От того, каков образ нормативно-правового акта у среднестатистического человека, зависит, будет ли он реально действующим актом, или останется мёртворождённым текстом, «пылящимся на полке». Одновременно анализ правовой реальности должен включать также выявление параллельной системы нормативного регулирования «живого права». «Только такой анализ в состоянии объяснить, - пишет И.Л. Честнов, - почему Япония с формальной точки зрения является представителем романо-германской правовой системы, хотя фактически таковой не является, так как удельный вес норм-гири в правопорядке явно доминирует над нормативно правовыми актами»[89].
Существенную помощь в преодолении отмеченной проблемы, а также в выявлении социокультурной обусловленности права может принести метод включённого наблюдения. В отличие от обычного наблюдения, включённое наблюдение предполагает анализ изучаемой ситуации изнутри, с точки зрения действующего субъекта. Такой прием принципиально важен, так как внешний наблюдатель практически всегда лишён возможности обратить внимание на те детали, которые укрываются от глаз непосвящённого, но являются существенными для действующего субъекта или представителя иной (относительно наблюдателя) культуры[90]. Для выявления мотивации поведения, обнаружения смысла юридически значимых действий, позволяющих объяснить и понять произошедшее как раз требуется эмпатия (вчувствование), т.е. описание этих действий на языке субъекта. Особо важна такая работа по экспликации неофициальных норм регулирования поведения в малых группах, например, в преступных сообществах для криминолога, в незападных обществах для сравнительно-правового исследования и т.д. Включённое наблюдение, по мнению В.А. Тишкова, является единственным отличием антропологического подхода к социокультурным явлениям от, например, политологического[91].
В тех случаях, когда отсутствуют писанные источники кодифицированного права и доминирует обычай в качестве основного регулятора общественных отношений необходимо использовать методику конкретно-исторической реконструкции, основанной на восстановлении нормативно-правовой материи с помощью исследования летописных, археологических, документарных и иных свидетельств на базе которых возможно составить научно-теоретический кодекс обычного права того или иного народа, сословия или другого сообщества людей, например, доского казачества[92].
Для преодоления крайностей формально-догматического и нормативистского понимания права также применяют аксиологический метод познания,который позволяет обнаружить идейно-мотивационный аспект проблем теории государства и права, при обосновании органического единства государственно-правовой жизни людей с жизнью в других общественных формах, а также в идейно теоретическом обеспечении выхода на уровень индивидуального (права человека) и международного права.
Назначение аксиологической методологии состоит в характеристики всех элементов права и государства с точки зрения их самоценности, самодостаточности, а не социально-исторической обусловленности. Это означает, что она обращена на проявления (обнаружение) сущностных свойств (природы) права и государства[93].
В целом, говоря словами И.А. Ильина, можно констатировать, что «способов изучения права много. Каждый из них в отдельности ценен, и незаменим. Вера в спасательный идеологический монизм падает и уступает место принципиальному признанию методологического плюрализма»[94].
Однако, современная методологическая наука теории государства и права далека от совершенства, она нуждается в новой модернизации, учитывающей биологические принципы человеческого развития, математические приемы позволяющие обрабатывать данные публично-правовых процессов, протекающих в обществе и предсказывать (моделировать) будущие изменения государственных механизмов.
Разрешить данные проблемы, способно мировоззрение витальной, философии базирующейся на основополагающих законах развития жизни на Земле, сохранение которой следует признать главной целью политической эволюции человечества.
Кроме того, в методологическом плане мы стоим на той позиции, в соответствии с которой познание «природы», т.е. содержания совокупности суммы непосредственной деятельности всех вещей и событий в их всеобщей связи, характеризующих любое явление бытия[95], следует проводить с помощью интегрированного анализа объективного, (эмпирического) материала и доктринального (субъективно-идеалистического) осмысления его сущности. Связано это с тем, что изучение окружающего мира, прежде всего, осуществляется в рамках социальных стереотипов человеческого мышления[96] доминирующих на той или иной стадии развития мирового сообщества в целом или отдельно взятой цивилизации.