Совершенствование экономического районирования страны.
На ближайшую перспективу центральной задачей РП в сфере социально экономических отношений является максимальная концентрация усилий и средств на решение наиболее острых проблем регионального развития и на помощи наиболее кризисных территорий. \
В более долгосрочном плане требуется целенаправленная научное обоснованная политика в отношении регионов, то есть в крупных экономических районах, таких как Дальний Восток, Север, Центр, Волга Вятка, Северный Кавказ .
Так Дальний Восток в условиях смещения центра экономической активности в Азиатско-Тихоокеанского Регионе имеет хорошие перспективы сотрудничества с Китаем, Японией, Южной Кореей. Есть актуальные задачи региональной политики: другой промышленный район Калининградской области оказался на положении анклава, следовательно здесь необходима целевая государственная поддержка региона. Районы Севера являются основной базой топливно-энергетических и ценных минеральных ресурсов, но они не смогут без существенной государственной поддержки в отношении завоза продовольствия, работ ЖКХ. Здесь задача не допустить свертывания производства и переселения населения. Вывод из кризиса районов Сибири также невозможен без специальных мер государственного регулирования. Для Северного Кавказа характерно тесное переплетение экономических и межнациональных проблем, поэтому требуется тесная взаимосвязь экономической и национальной политики.
Существуют специфические проблемы и у других макрорегионов, отсюда вытекает проблема решения такой задачи, как совершенствование экономического районирования. Необходимости этого обусловлены изменениями территориальной организацией производства, специализацией регионов и новым геополитическим положением России.
2. Значительное влияние на социально-экономическое развитие России оказывает исторически сложившаяся экономическая неоднородность пространства страны. И это уменьшение дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, доказывает благоприятное влияние на укрепление единства России и проведение единой общегосударственной политики, и наоборот усиление территориальной дифференциации увеличивает опасность региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, также дезинтегрирует национальную экономику. Так за относительно небольшой отрезок времени дифференциация по показателю ВРП на душу населения в России между 10 регионами лидерами и 10 регионами аутсайдерами выросла в 1,6 раза и в этой связи в условиях асимметрического развития регионов Российской Федерации ослабление контроля над пространственным развитием страны, чрезвычайно возрастает значение региональной политики, способствующие достижению устойчивого социально-экономического развитие территорий.
Решение ключевых проблем региональной политики, выравнивание уровней социально-экономического развития территории осуществляется путем оказания отдельным регионам селективной поддержки за счет Федерального бюджета и небюджетных средств.
Однако процедура на основании которой принимается решение об оказании поддержки субъектов Российской Федерации не опираются на единую строго определенную нормативно-правовую базу.
В бывшем СССР ведущее место занимала политика выравнивания, инструментом которой были центр финансирования экономики и социальной сферы, дотации и субвенции, плановые цены. В некоторой степени эти меры сглазили межрегиональную социально экономическую дифференциацию, но при этом устраняли не причину проблемы, а ее следствие, что приводило к пассивности хозяйствования субъектов.
В большинстве стран мира столкнувшись с проблемами территориальных диспропорций (США Япония страны Африки Азии) в начале шестидесятых годов 20 века используется концепция поляризованного развития . Она базируется на наличие в регионах своеобразных полюсов роста или очагов, генерирующих их поступательное движение. Понятие полюс роста одним из первых в научный оборот в начале шестидесятых годов 20 века французский экономист Перру. Экономический рост идёт не повсеместно, имеет очаговый характер. Полюса роста - агломерация предприятий, сконцентрированных в определенных местах, где экономический рост, предпринимательская активность, инновационный процесс отличается наибольшей активностью, оказывает влияние на другие территории, которая не входит в полюса. Это и есть поляризованный развитие.
Настоящее время в Российской Федерации осуществляется переход от принципов выравнивания социально-экономического развития принципом поляризованного развития, что может привести к значительному увеличению межрегиональной диспропорции, при этом в условиях дефицита финансовых ресурсов большинство регионов будет испытывать острую нехватку инвестиций и именно для этих регионов наиболее приемлема концепцию саморазвития. Это концепция универсальная, она отвечает показателям и возможностям как относительно слабых регионов так и всех субъектов Федерации которые не нуждаются во внешней поддержки. Государство может оказывать поддержку экономически слабым региона в сфере производственной инфраструктуры, стимулирование притока частных инвестиций, налоговых и кредитных льгот и преференции, дотирование предприятий, обеспечивающих минимальный занятость. Однако масштабы такой экономической поддержки в наши годы не может быть значительным и достаточным, учитывая ограничение финансовых ресурсов. Следовательно пока главный путь - это саморазвитие регионов на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ.
Таким образом во-первых необходим дифференциальный подход к выбору приоритетов развития слабых регионов, основой которой может стать оценка потенциала развития регионов и уровня конкурентноустойчивости экономики.
Во-вторых необходимо достичь интересов согласовано со стратегическими целями России в целом. Ресурсные возможности самостоятельного разрешения депрессивной ситуации могут характеризовать показатели бюджетной обеспеченности, наличие имущества и ресурсов, которые могут быть задействованы при выходе из депрессивного состояния, а также показатели характеризующие возможность диверсификации, конверсии и реструктуризации производства.