II. Анализ деятельности территориального общественного самоуправления
Среди различных форм самоорганизации населения самой массовой является территориальное общественное самоуправление. Эта форма исключительно гибкая и максимально приближенная к населению. Она имеет ряд особенностей: возникает только там, где есть инициатива граждан; отличается многообразием своих уровней (подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, и на иных частях территории проживания граждан); может иметь статус юридического лица. Основным направлением деятельности органов территориального общественного самоуправления является решение социально значимых для населения вопросов. Создание необходимых условий для успешного функционирования системы территориального общественного самоуправления стала во многих муниципальных образованиях приоритетной задачей.
Во многих муниципальных образованиях взаимодействие населения и местных властей становится повседневной практикой, осуществляется большая работа по вовлечению жителей в решение важнейших вопросов муниципальных образований, создаются многочисленные институты, способствующие повышению гражданской активности и ответственности жителей. Созданы и активно работают общественные (координационные) советы, способствующие широкому и гласному обсуждению важнейших вопросов жизни муниципальных образований.
Практика показывает, что именно эти структуры должны представлять интересы органов территориального общественного самоуправления в органах местного самоуправления, аккумулировать и обрабатывать информацию, формировать обратную связь, распространять эффективный опыт и координировать их деятельность. Нужно рассказывать в СМИ о лучших практиках территориальных органов самоуправления, содействовать созданию последних во всех муниципальных образованиях.
По данным, органов местного самоуправления Нижегородской области территориальное самоуправление в той или иной степени осуществляется в 18 муниципальных районах и городских округах и на 01.06.2016 года насчитывают 364 ТОС, в т.ч. 19 имеют статус юридического лица.
Но большинство органов местного самоуправления к созданию и развитию территориального общественного самоуправления подошли формально, порой с явным нежеланием учитывать интересы граждан и критику в свой адрес со стороны общественности. К сожалению, они оказались не готовы организовать свою работу так, чтобы само население микрорайона, поселка с помощью эффективно работающих органов территориального общественного самоуправления могло решать вопросы, связанные с улучшением санитарного состояния придомовых территорий, развитием спорта и пропагандой здорового образа жизни, духовно-нравственным воспитанием, сбережением зеленых насаждений, сохранением жилого фонда, организацией досуга детей и подростков, проведением праздников, с охраной общественного порядка.
Еще одним фактором, препятствующим развитию территориального общественного самоуправления, является отсутствие или несовершенство ряда нормативных правовых актов представительных органов, регламентирующих порядок организации деятельности органов территориального местного самоуправления (предоставление помещений, оргтехники (в том числе, Интернет), выделение бюджетных средств для нормального функционирования и проведения публичных мероприятий (конференций, слушаний, систематических опросов) по вопросам местного значения.
Результатом проделанной работы по этому направлению стало принятие Советом Палаты Рекомендаций по разработке Положения об общественном совете, с учетом вышеперечисленных замечаний. Кроме того, комиссией Общественной палаты Нижегородской области по развитию территорий
разработан план оказания методической и организационной поддержки общественным советам при органах местного самоуправления;
прорабатываются вопросы:
• активизация потенциала НКО, расположенных в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области;
• разработка и организация системного курса обучения граждан и НКО, осуществляющих деятельность в сфере общественного контроля;
• создание схемы взаимодействия всех региональных субъектов общественного контроля.
В 2016 году члены Общественной палаты Нижегородской области принимали непосредственное участие в обеспечении общественного контроля и недопущения нарушений при организации и проведении Единого Государственного Экзамена на территории области; в формировании нового состава общественной наблюдательной комиссии по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания по Нижегородской области.