Новая модель МСУ (с 1993 г.)
Когда были приняты закон СССР «Об общих началах МСУ и местного хозяйства» и закон РСФСР «О МСУ в РФ»
В 1993 г. была принята Конституция РФ, в которой одна из глав посвящена МСУ, в 1995 г. принят закон №154 «Об общих принципах организации МСУ в РФ», действовал до 2003 г.
Характерные черты:
· органы МСУ не входят в систему ОГВ
· минимальная материальная и финансовая основа, гарантированная государством
· наделение органов МСУ собственными полномочиями
· самостоятельность решения вопросов местного значения
· ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением
23. Советская модель государственного местного управления.
Советская модель местного самоуправления, сменившая земскую модель, просуществовала в России с 1917 по 1993 г. Ее эволюция прошла несколько периодов.
Первый период был связан с созданием новой системы органов местного самоуправления. Большевики, взяв власть в 1917 г., стали строить новое государство, опираясь на ленинский тезис о необходимости первоначального слома старой государственной машины. После ликвидации земства возникла потребность создания новой структуры управления местным хозяйством: вся страна покрылась сетью Советов, создаваемых во всех, даже самых малых, территориальных единицах.
Делегаты низовых Советов создавали волостные органы власти, делегаты волостных - уездные органы, делегаты уездных - губернские, и так вплоть до Всероссийского Съезда Советов. На данном этапе Советы, по сути, были местными органами политической и экономической власти центра.
Следующий период вошел в историю как период новой экономической политики (нэп). Новая экономическая политика разрешала элементы частной собственности, что привело к усложнению форм хозяйственной деятельности и, в свою очередь, вызвало изменения в местных органах власти. Декрет ВЦИК "О замене разверстки натуральным налогом" (1921) и "Наказ от СТО (Совета труда и обороны) местным советским учреждениям" отмечали особую важность максимального развития творческой самодеятельности и инициативы местных государственных органов, учета опыта и широкого распространения лучших примеров работы Советов. Мощный толчок дало Положение "О городских Советах", принятое в 1925 г., которое определяло Советы как "высший орган власти на территории города в пределах своей компетенции" и предоставляло им относительную самостоятельность.
Для третьего периода была характерна практически полная ликвидация реальной системы местного самоуправления и ее замена системой тоталитарного партийно-государственного руководства. В 1933 г. было принято новое Положение "О городском Совете", которое окончательно "огосударствило" органы местной власти.
Согласно данному Положению и Конституции 1936 г. Советы определялись как "органы пролетарской диктатуры", призванные проводить политику центра на местах. Вопросы нормативного регулирования от Советов перешли преимущественно к высшим исполнительным органам и органам коммунистической партии. Местные Советы превратились в простых исполнителей воли центра.
С приходом к власти Н. С. Хрущева (1894-1971) был поставлен вопрос о повышении роли Советов, которые к этому времени "все более выступали как общественные организации". Очередная программа КПСС развитие местного самоуправления напрямую связывала с расширением прав местных Советов. Однако на практике попытки передать местным Советам некоторые управленческие вопросы закончились провалом. Вместо расширения прав местных
Советов были предприняты попытки упразднения сельских Советов и замены их общественными старостами. Кроме того, резко ослабляли роль Советов в общем руководстве подведомственными территориями следующие мероприятия: передача местной промышленности Совнархозам, разделение областных и краевых Советов на промышленные и сельские, вывод из системы районных Советов органов сельскохозяйственного управления, усиление на местах органов, не подчиненных Советам, и т.п.
Последний период связан с реформами государственно-политического устройства России. Важную роль в становлении местного самоуправления в этот период сыграли Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" (1990) и Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" (1991). По этим законам Советы получили значительные полномочия, собственный бюджет и собственность, что означало ликвидацию советской модели. Окончательную точку в процессе ее ликвидации поставил Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации", который провозгласил прекращение деятельности городских и районных Советов народных депутатов, а их компетенцию передал соответствующим органам местной власти.
Советской модели местного управления были присущи следующие черты:
¾ государственность органов местного управления, и представляющих собой "нижний этаж" государственного механизма;
¾ отсутствие собственной компетенции;
¾ жесткая централизация управления;
¾ принцип патернализма и т.д.
24. Основные принципы, задачи и функции местного самоуправления в России.
Для понимания местного самоуправления необходимо знать его основные принципы. Вопросы, связанные с установлением общих принципов организации местного самоуправления, Конституция относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1, п. "н"). Поэтому на федеральном уровне регулируются только основные, принципиальные вопросы организации и деятельности местного самоуправления, конкретное же их регулирование осуществляется в конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации, а также в уставах муниципальных образований.
Основополагающим актом служит Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В нем определяется роль местного самоуправления в осуществлении народовластия; закрепляются правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления; устанавливаются государственные гарантии его осуществления, общие принципы организации местного самоуправления в нашей стране.
В Федеральном законе нет конкретного перечня этих принципов, однако анализ его положений позволяет сформулировать следующие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации:
o - самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
o - организационное обособление местного самоуправления и его органов от системы органов государственной власти;
o - материальная и финансовая самостоятельность местного самоуправления;
o - территориальная организация;
o - многообразие форм осуществления местного самоуправления;
o - выборность и периодическая сменяемость органов местного самоуправления;
o - законность в организации и деятельности органов местного самоуправления;
o - ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
o - гарантии местного самоуправления;
o - соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
o - гласность деятельности местного самоуправления;
o - учет интересов населения;
o - использование исторических и иных местных традиций и обычаев.
Принципы местного самоуправления, определенные федеральным законодательством, получают свое развитие и конкретизацию в региональном законодательстве.
Каждый из названных принципов имеет самостоятельное значение и в то же время находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими принципами. В своей совокупности они образуют целостную систему принципов, т.е. основополагающих идей, исходных начал, в соответствии с которыми строится организация и функционирование местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть в нашей стране.
С принципами тесно связаны задачи и функции местного самоуправления. Среди задач, стоящих перед местным самоуправлением, можно выделить следующие:
o - укрепление основ конституционного строя;
o - обеспечение реализации права граждан Российской Федерации на местное самоуправление;
o - создание условий для обеспечения жизненно важных потребностей и законных интересов населения;
o - проведение необходимых мер по социальной защите населения;
o - подготовка и воспитание кадров для муниципальных органов.
Исходя из задач, строятся функции местного самоуправления, под которыми понимаются основные направления муниципальной деятельности. В их числе:
o - обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
o - управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами;
o - обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
o - обеспечение жизненно важных потребностей населения;
o - охрана общественного порядка;
o - защита прав и законных интересов местного самоуправления.
Правовое выражение функций местного самоуправления осуществляется в предметах ведения местного самоуправления, которые включают в себя вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления. Речь идет о следующих основных направлениях муниципальной деятельности: правовое обеспечение местного самоуправления; финансово-экономическое обеспечение; социальное развитие; землепользование и использование других природных ресурсов; социально-бытовое обслуживание населения; территориальное развитие; обеспечение общественного порядка
25. Полномочия местного самоуправления: понятие, виды.
Полномочия органов местного самоуправления обычно закрепляются специальными законами. В самом общем виде они могут устанавливаться в конституциях. В федеративных государствах полномочия местных органов чаще всего регулируются актами субъектов Федерации. В англосаксонских странах - судебными прецедентами.
Порядок предоставления полномочий:
· по принципу "позитивного регулирования" деятельности местных органов (США, Великобритания) - объем полномочий устанавливается путем подробного перечисления их прав и обязанностей.
· по принципу "негативного регулирования" (в странах континентального права) - местные органы вправе осуществлять все действия прямо не запрещенные законом.
Классификация полномочий органов местного самоуправления:
· в сфере финансово-экономических отношений:
o принятие местного бюджета,
o местное планирование,
o установление местных налогов и сборов,
o регулирование деятельности в сфере муниципального хозяйства.
· в сфере коммунального обслуживания населения:
o развитие транспорта,
o регулирование дорожного движения,
o санитария,
o канализация,
o очистка улиц и т.д.
· в социальной сфере:
o строительство дешевого жилья для бедных, школ, больниц,
o организация торговли, общественного питания,
o охрана общественного порядка.
В самом общем виде в законодательстве стран современного мира полномочия местных представительных органов обычно подразделяют на обязательные и факультативные.
Обязательные (те, которым придается общегосударственное значение и которые должны исполняться в обязательном порядке): водоснабжение, транспорт, общественная безопасность, здравоохранение, содержание и уборка улиц.
Факультативные (по своему усмотрению, в зависимости от конкретных финансовых полномочий. Как правило связаны с социальной и культурной сферой): содержание общественных парков, библиотек, посадка деревьев, строительство домов для бедных и инвалидов.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству.
Общая тенденция - сокращение собственно коммунальных дел и расширение обязательных полномочий, т.е. интеграция местных органов в государственный механизм, их приспособление к решению прежде всего задач, имеющих общегосударственное значение.
Необходимость возложения ответственности на органы местного самоуправления была осознана законодателями многих государств и была закреплена нормами права. При этом следует учитывать, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления традиционно рассматривается как определенное следствие осуществления надзора и контроля со стороны, прежде всего, государственных органов, не исключая при этом контроля со стороны местного населения. Представленные выше теории, обосновывающие характер взаимоотношение центральных и местных органов, не смотря на их принципиальные расхождения, тем не менее, едины в одном – необходимости установления эффективного контроля центра над местными органам. Осуществление этого контроля обычно не подвергается сомнению. Подобная уверенность базируется на ряде моментов, определяющих внутреннюю специфику осуществления соответственно государственной власти и власти местного самоуправления. В частности, можно говорить о том, что ряд функций, осуществляемых органами местного самоуправления носит жизненно важный характер не только для местного сообщества, и связан с существованием органов местного самоуправления и их деятельности, но и с тем, что отдельные функции носит общегосударственное, общенациональное значение. Именно поэтому в ряде случаев возможно и необходимо установление минимальных государственных требований, касающихся вопроса реализации этих функций, одновременно необходимо установление эффективного механизма государственного контроля в части реализации их. В тоже время государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления позволяет решать вопросы обеспечения эффективности местного самоуправления, защиты граждан от злоупотреблений и способствует проведению единой государственной политики в отдельных областях государственной и общественной жизни.
Формами реализации ответственности в таком случае является применение конкретных санкций. Такими санкциями являются роспуск муниципалитетов в установленных случаях и передача их функций органам, назначаемым правительством, а также принудительная отставка муниципальных служащих, лишение субсидий и т.п. Возможность роспуска советов предусмотрена в законодательстве Франции, Италии, Японии, Португалии, Венгрии, Индии и др. Право роспуска представительного органа общины имеют и правительства ряда германских земель (Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц и др.). В других же землях Германии (например, Шлезвиг-Гольштейн) министр внутренних дел может лишь существенно сократить или вообще прекратить финансирование той или иной общины.
Например, во Франции в случае конфликта между мэром и советом, когда он наносит чувствительный урон местным делам, в этот конфликт вмешивается комиссар республики. Если и подобная мера не дает результата, комиссар вправе внести предложение о роспуске Совета, которое вступает в силу после соответствующего акта Совета Министров. В таких случаях, крайне редко, комиссар назначает специальную делегацию, уполномоченную взять на себя административные функции, которые сводятся к поддержанию – до проведения новых выборов – управления районом и решению каких-либо срочных вопросов. Выборы производятся не позднее двух месяцев с момента роспуска Совета[10]. В Японии центральное правительство, а в США – правительство штатов могут изымать из ведения муниципалитетов и поручать своим чиновникам дела, с которыми муниципалитет, по мнению вышестоящих властей, не справляется.
26. Гарантии местного самоуправления: понятие и виды.
Под гарантиями МСУ следует понимать систему условий и средств, обеспечивающих реальные возможности для реализации гражданами их прав на МСУ.
Система гарантий МСУ включает в семя общие гарантии, обусловленные сложившимися в обществе общественными отношениями политического, экономического, социального и духовно-культурного характера, и специальные (юридические) гарантии, в качестве которых выступаю правовые (юридические) средства обеспечения деятельности МСУ, установленные на федеральном, региональном и, отчасти, местном уровне (уровне МО).
Общие: - политические Г – совокупность общественных политических институтов, обеспечивающих МСУ возможность свободно существовать и развиваться в условиях существующего в стране политического режима. Это – народовластие, верховенство Конституции и ФЗ над иными НПА, приоритет прав и свобод человека и гражданина, социальная государственность, самостоятельность МСУ в пределах своих полномочий.
- экономические Г – это, прежде всего, наличие муниципальной собственности и собственных финансовых ресурсов (местного бюджета).
- социальные Г – развитие муниципальной социальной структуры общества, формирование основных социальных групп с определёнными социально экономическими интересами и потребностями.
- духовно-культурные Г – общая система духовных ценностей и ориентаций в обществе, уровень культуры и правового сознания в обществе, а также степень осознания отдельным гражданином, обществом в целом, органами гос власти и долж лицами значения МСУ как важнейшей ценности демократической политико-правовой культуры современного общества.
Специальные: - запрет на ограничение прав МСУ;
-обязательность рассмотрения обращений органов и долж лиц МСУ органами гос власти, предприятиями, учреждениями, организациями;
-государственная защита юридической силы актов МСУ;
-судебная защита прав МСУ;
-прокурорский надзор и иные внесудебные средства гос защиты прав МСУ.
Европейская хартия МСУ (1985) содержит следующие положения, направленные на обеспечение гарантий МСУ:
-принцип МСУ должен быть признан во внутреннем законодательстве, по возможности в конституции государства;
-финансовые средства органов МСУ должны быть соразмерны представительным им по конституции или по закону полномочиям;
-в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно касающихся органов МСУ, с ними должны проводиться консультации, насколько это возможно, заблаговременно и в соответствующей форме;
-органы МСУ имеют право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения, закреплённых конституцией и законодательством страны принципов МСУ.
К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепляемые Конституцией и федеральными законами принципы организации местного самоуправления.
1. Согласно ст. 131 Конституции РФ население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления. В соответствии с принципами, заложенными основами конституционного строя Российской Федерации, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом 2003 г., другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.
2. В отличие от Федерального закона № 154-ФЗ в Федеральном законе № 131-ФЗ отсутствует норма, согласно которой запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ, федеральными законами. Действующее федеральное законодательство не содержит такой нормы, ограничившись воспроизведением общей конституционной формулы, предусмотренной ст. 55 Конституции РФ. Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 131-ФЗ установленные Конституцией РФ и Федеральным законом № 131-ФЗ права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
3. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения. В отличие от Федерального закона № 154-ФЗ в Федеральном законе № 131-ФЗ исключается изменение установленных перечней вопросов местного значения законами субъектов РФ. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон № 131-ФЗ.
4. Гарантией от необоснованного расширения компетенции муниципальных образований является конституционный принцип, согласно которому наделение отдельными государственными полномочиями осуществляется исключительно с передачей необходимых материальных и финансовых средств. Вместе с тем органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
5. Муниципальному образованию принадлежит полномочие по принятию муниципальных правовых актов, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государственного аппарата. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
27. Система местного самоуправления в Российской Федерации.
Система местного самоуправления – это совокупность структурных элементов составляющих местное самоуправление.
Муниципальное образование – это территория, в границах которой граждане, постоянно зарегистрированные на этой территории, могут участвовать в МСУ в различных организационно-правовых формах.
В ФЗ №131 выделяются несколько видов муниципальных образований:
1. Сельское поселение (деревня, село, поселок, аул, хуторы;
2. Городское поселение;
3. Городской округ;
4. Городской округ с внутригородскими районами;
5. Внутригородской район городского округа;
6. Муниципальный район – это совокупность сельских поселений с центром;
7. Внутригородская территория города федерального значения;
Основываясь на положениях Конституции России Федеральный закон от 6 октября 2003 г. закрепляет систему местного самоуправления таким образом, что основным субъектом местного самоуправления выступает население муниципальных образований. Оно осуществляет местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Муниципальные образования в порядке межмуниципального сотрудничества объединяются в советы муниципальных образований субъектов Федерации и в общероссийское объединение муниципальных образований.
Система местного самоуправления включает:
· непосредственные формы осуществления населением местного самоуправления;
· осуществление местного самоуправления органами местного самоуправления;
· формы межмуниципального сотрудничества муниципальных образований.
1. Непосредственные формы осуществления населением местного самоуправления — способы и средства реализации жителями муниципальных образований вопросов местного значения без использования в качестве промежуточных звеньев органов и должностных лиц муниципалитетов. Эти формы предназначены для личного, прямого участия граждан России в осуществлении местного самоуправления.
Закон от 6 октября 2003 г. закрепляет широкий перечень форм непосредственного участия населения муниципальных образований в решении вопросов местного значения. Выделяются следующие формы:
1. местный референдум;
2. муниципальные выборы;
3. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам преобразования или изменения границ муниципального образования;
4. сход граждан;
5. правотворческая инициатива граждан;
6. территориальное общественное самоуправление;
7. публичные слушания;
8. собрание граждан;
9. конференция граждан или собрание делегатов;
10. опрос граждан;
11. обращение граждан в органы местного самоуправления.
Закон допускает использование и иных форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, которые могут быть предусмотрены уставами муниципальных образований.
2. Осуществление местного самоуправления через органы местного самоуправления означает, что в каждом муниципальном образовании должна быть установлена конкретная структура органов местного самоуправления. Закон от 6 октября 2003 г. предусмотрел обязательное создание в муниципальном образовании трех органов местного самоуправления: представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Факультативным органом местного самоуправления является контрольный орган муниципального образования, т.е. он может не создаваться в каждом муниципальном образовании.
Указанный перечень является открытым, что дает возможность населению муниципального образования самостоятельно в зависимости от выбранной организационно-правовой модели местного самоуправления образовывать конкретные органы местного самоуправления, наделенные необходимой компетенцией.
3. Формы межмуниципального сотрудничества муниципальных образований представляют собой варианты горизонтальной интеграции муниципальных образований, как на публично-правовом, так и на частноправовом уровне регулирования.
Муниципальные образования субъектов Федерации вправе объединяться в региональные советы — некоммерческие организации в форме ассоциаций. Советы муниципальных образований субъектов федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Представительные органы муниципальных образований вправе принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ для совместного решения вопросов местного значения, а также могут создавать некоммерческие организации муниципальных образований в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.
Основные функции, реализуемые объединениями и союзами местных властей, действующими на региональном и общероссийском уровнях, заключаются в лоббировании многообразных интересов муниципальных образований, участии в законопроектной работе, организации совместной хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, осуществления информационного обмена опытом их работы.
В настоящее время активно создаются советы муниципальных образований в различных субъектах Российской Федерации. Действуют следующие общероссийские объединения муниципальных образований: Конгресс муниципальных образований Российской Федерации, Союз российских городов, Ассоциация малых и средних городов России.
28. Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
1. Местный референдум – это высшее непосредственное выражение воли народа.
В референдуме имеют право участвовать только те граждане, которые обладают избирательным правом и место жительства в пределах этого муниципального образования.
Мун. Референдум проводится для решения наиболее важных вопросов МСУ. (только вопросы местного значения)
На местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:
1. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2. о персональном составе органов местного самоуправления;
3. об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4. о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Решение о местном референдуме принимается представительным органом муниципального образования.
Инициаторы местного референдума –
1) граждане, имеющие право участвовать в этом референдуме;
2) избират. и иные обществ. Объединения, если в их уставе предусматривается участие в референдуме или выборах и , если они зарегистрированы в соответствующих органах;
3) представительный орган мун.обр-ия, и глава местной администрации совместно
Прдеставит.орган обязан назначить местный референдум в течение 20 дней со дня поступления документов, на основании которых может проводится этот референдум.
Осн-ые принципы МР:
1. Всеобщее равенство и прямое волеизъявление при тайном голосовании
2. Свободное и добровольное участие в этом референдуме
3. Право на участие в референдуме тех граждан РФ, которые проживают за пределами РФ и имеют прописку в этом мун.образовании.
4. Открытость и гласность при проведении результатов.
Не допускается вмешательство в проведении реф-ма никаких иных органов МСУ, исполнит.органов, должностных лиц, др. орг-ий, др. граждан.
Муниципальные выборы.
Проводятся в целях формирования органов МСУ или наделения полномочиями должностного лица.
Стадии проведения мун.выборов:
1. Назначение выборов (ст. 81, 91 Конституции и ст. 56 ИК).
2. Образование избирательных округов, участков, комиссий. Составление списка избирателей.
3. Предвыборная агитация.
4. Голосование.
5. Подсчет голосов и подведение итогов выборов.
Отличие мун.выборов от местного реф.ма:
1. Выборы являются обязательными и переодическими ( в установленные сроки – каждые 5 лет);
2. Выборы проводятся для избрания депутатов, членов выборного органа МСУ и выборных должностных лиц МСУ.
3. Агитация имеет иную цель.
3. Голосование.
В соответствии с Федеральным законом 2003 года голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения границ или преобразования муниципального образования. Порядок назначения и организации голосования аналогичны проведению выборов и референдумов. Основанием для отзыва депутата или выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), установленные уставом и подтвержденные в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечить возможность обвиняемому дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат или выборное должностное лицо считается отозванным, если за это проголосовало не менее половины всех зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе) избирателей. Голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования (или его части), обладающих избирательным правом. Решение по данным вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины жителей, участвовавших в голосовании. Итоги голосования граждан и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
4. Территориальное общественное самоуправление (ТОС)
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – это форма самоорганизации граждан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения на части территории поселения, т.е. в подъезде многоквартирного жилого дома; многоквартирном жилом доме; группе жилых домов; жилом микрорайоне; сельском населенном пункте, не являющемся поселением и иной территории проживания граждан. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и (или) уставом муниципального образования также определяются порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых для этого средств из местного бюджета.
ТОС осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания на них органов ТОС. Как правило, избранные в органы ТОС лица осуществляют возложенные на них полномочия на общественных началах. Но по решению собрания (конференции) они могут содержаться за счет добровольных взносов участников ТОС.
ТОС считается учрежденным с момента регистрации уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения устава ТОС, в котором устанавливаются:
· территория, на которой оно осуществляется;
· цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
· порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
· порядок принятия решений;
· порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
· порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
Частью 10 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ органам местного самоуправления запрещено устанавливать дополнительные требования к уставу ТОС.
Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста, а конференция граждан – считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2)