Вопрос 87. Правосознание и правовая культура.
Правосознание – одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, убеждений, чувств индивидов, социальных групп или всего общества, в которых выражено отношение к действующему праву, правовым явлениям, ко вновь создаваемым юридическим нормам. В общественное сознание также входит политическое, нравственное, религиозное, национальное, научное, эстетическое и иное сознание. Особенности правосознания:
1. Правосознание отражает только те явления, которые составляют правовую сферу общественной жизни, т.е. государственно-правовые (законодательство, другие формы и связи права, юридическая практика и пр.). При этом использует собственные способы отражения: юридические понятия (законность, правопорядок), категории (прав и обязанностей), конструкции, правовые принципы, обычаи и традиции и т.п.
2. Правосознание может отражать не только наличное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. Опережающее отражение общественных отношений зависит от степени познания объективных закономерностей.
3. Правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания. Каждая из форм общественного сознания по-своему оценивает одно и то же явление. Особенно тесным является взаимодействие правосознания и нравственного сознания. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости, пронизывая содержание правовых взглядов, во многих случаях лежат в основе их формирования.
4. Правосознание характеризуется преемственностью представлений о праве, восприятием правовых идей, взглядов, выработанных другими народами в других исторических условиях (рецепция римского права в Западной Европе).
5. Правосознание оказывает обратное воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная определять процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их (негативное отношение отдельных слоев населения к жилищной реформе затормозило ее проведение).
Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Его составляет система присущих данному обществу правовых знаний, оценок, представлений, стереотипов, традиций и пр. Оно определяет, прежде всего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами конкретной социальной группы или личности. Правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права должными нормами, т.е. отвечают ли они тем ли иным требованиям. И, наконец, оно вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Результат оценки субъектом своего отношения к праву выступает в дальнейшем как мотивего поведения. Демократическое правосознание воплощает взгляды, представления, убеждения широких слоев населения относительно конкретного содержания и характера правовых институтов, которые в равной мере должны служить интересам всех и каждого.
Структура правосознания выступает в виде совокупности элементов и их взаимосвязей, как упорядоченность и организованность системы, как закон, способ связи элементов правового сознания. Существуют различные подходы структурирования правосознания:
1. Гносеологический подход, который в структуре правосознания выделяет предмет, уровни и формы отражения правосознания. С точки зрения уровня правосознания в нем можно выделить:
o Обыденное правосознание предполагает отражение общественным сознанием обыденной окружающей действительности. Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом субъекта, имеющейся у него информацией о правовых нормах, способах разрешения правовых ситуаций и т.д., а также обычаями, традициями, стандартами поведения, которыми он руководствуется. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, рассматривает только отдельные факты правовой действительности. Оно неспособно проникнуть в сущность права. Вместе с тем оно определяет поведение множества людей, кто не имеет специальной юридической подготовки, а, следовательно, имеет важной социальное значение.
o Теоретическое (научное) правосознание выступает в виде различных теорий и концепций (концепции о сущности права и взаимодействии его с иными социальными явлениями, о роли механизма правового регулирования в обществе и т.д.) и отражает уровень государственно-правовой действительности.
o Практическое правосознание – уровень правового сознания, формирующийся в процессе участия субъекта в сфере реальной правовой жизни. Как правило, практическое правосознание формируется в процессе взаимодействия личности с государственными органами и общественными организациями. В отличие от обыденного оно имеет большую четкость и организованность, опирается на опыт правового строительства. От него следует отличать профессиональное правосознание, которое предполагает специальную юридическую подготовку и наличие знаний в области права и практики его применения, и которому присущ высокий уровень развития (адвокаты, судьи, прокуроры и т.п.). Профессиональному правосознанию свойственны деформации, порождаемые юридической практикой: формализм, обвинительный уклон и пр.
2. Социологический подход различает индивидуальное, коллективное (групповое) и общественное правосознание, т.е. исходя из того, кто является носителем правосознания.
Правосознание индивида складывается как под влиянием тех многообразных отношений, в которые он вступает, так и под воздействием присущих ему психофизиологических особенностей. Различное социальное положение, разные уровни культуры, образования и т.п. предопределяют и различия в уровне правосознания индивидов.
Групповое правосознание отражает специфику соответствующей социальной группы. Общность интересов всех членов данного коллектива, особое влияние в нем отдельных лиц (лидеров) обусловливает единообразное восприятие всеми действующих норм права, одинаковые представления о должных нормах, в результате чего складывается свойственное именно данному коллективу правосознание (группы могут быть профессиональными, национальными, классовыми).
Общественное правосознание отражает характер отношения к праву, сложившийся в обществе в целом. Оно обусловлено индивидуальным и групповым правосознанием, но не сводится к ним. Прогрессивное общественное правосознание рассматривает право как социальную ценность, которая должна служить интересам всех и каждого.
3. Исторический подход (правосознание рабовладельческого, феодального, буржуазного общества).
4. Информационный подход.
В структуре правосознания принято выделять правовую идеологию и правовую психологию.
Правовая психология представляет собой отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е. в виде настроений, чувств, переживаний, в которых отражается отношение к действующему праву (например, в неприятии беззакония, в чувстве справедливости, чувстве страха перед уголовным наказанием и т.п.). Правовые эмоции формируются под влиянием правовых знаний и общения с другими людьми. В правовой психологии есть более или менее стойкие компоненты. К устойчивым компонентам относятся знания права (даже на обыденном уровне), соблюдение обычаев, традиций, привычных стереотипов поведения, способность критически оценивать свои поступки с т.з. соответствия их праву. В качестве подвижной части правовой психологии выступают настроения. Они формируются чаще всего стихийно, но ими можно сознательно руководить, поскольку они поддаются идейному воздействию.
Правовая идеология – это совокупность идей, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву. Примерами концепций, являющихся ее составными частями, могут служить учение о правовом государстве, учение о социальной ценности права. По сравнению с правовой психологией является более глубоким усвоением, познанием права. Она содержит в себе систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов и требований общества, различных групп и слоев населения. Правовая идеология тесно связана с социальными группами, политикой. И в этом ее отличие от теоретического (научного) правосознания, которое достаточно объективно.
Таким образом, отличие правовой идеологии и правовой психологии заключается в источниках происхождения, формах отражения правовой действительности и характере выполняемых функций.
Правовая идеология и правовая психология тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второразрядное по отношению к правовой идеологии. Те или иные правовые концепции, идеи воздействуют на правовую психологию личности, социальных групп, общества в целом. Правовая же психология индивида во многом предопределяет выдвигаемые им идеи.
Правовая культура – одна из форм человеческой культуры вообще (совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества). Культура может быть материальной и духовной (правовая культура). При этом основополагающее понятие в ее характеристике – категория «ценность» (право). Правовая культура – определенная мера освоения и использования на практике правовых ценностей, проявляющихся в характере, уровне правовых знаний, оценок, установок и других элементов правосознания, а также практической деятельности.
Нередко она отождествляется с правовой системой (континентальная, англосаксонская, мусульманская правовая культура). Правовая культура также отождествляется с правосознанием. Однако правовая культура – это не просто то или иное отношение к праву (правосознание), это, прежде всего, уважительное отношение. Чаще всего правовую культуру рассматривают как определенный уровень правового развития общества.
Правовая культура тесно связана с политической, нравственной культурой, общей культурой граждан. В правовой культуре получают отражение требования морали, реализация которых направлена на обеспечение каждой личности достойного человеческого существования. Наконец, правовая культура тесно связана с так называемой общей культурой, синтезирующей уровень образования, навыки общения, предпочтения, привычки.
Т.о. правовая культура:
o характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права;
o отражает качественное состояние правовой жизни страны;
o является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании;
o является частью общей культуры;
o зависит от нравственности общества и лиц, осуществляющих правовую деятельность;
o служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.
Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три составляющие: знания о праве (ориентация в законодательстве), отношение к праву (позитивное правосознание), навыки правового поведения (умение правильно реализовать). Следовательно, правовая культура представляет собой правовой менталитет общества.
Правовая культура проявляется в трех уровнях:
o Обыденном (ограниченном рамками повседневной жизни людей);
o Профессиональном (характеризующимся высокой степенью знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности);
o Теоретическом (характеризующимся не только высокой степенью знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права и т.п.)
В литературе иногда выделяют формы правовой культуры:
1. Правовая культура личности – такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. Источником правовых знаний личности обычно служат практический опыт, окружающая среда, СМИ и др.
2. Групповая правовая культура, свойственная отдельным социальным группам, зависящая от правосознания данной группы и испытывающая непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентаций отдельных личностей.
3. Правовая культура общества – составная часть созданных обществом духовных ценностей, охватывающая все виды поведения и действий, связанных с правовым обращением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений (зависит от уровня общественного правосознания, состояния и характера законодательства, прочности существующего правопорядка).
В правовую культуру также включить элементы творчества, характерные для социально активного поведения в сфере права, привычное правовое поведение, а также трансляцию правовых знаний, т.е. передачу правовых ценностей от поколения к поколению. Т.о. правовая культура включает в себя правовое воспитание и юридическое образование.
[1] См.: Общая теория государства и права. М., 1998. Т. 1. С. 238, 243.