Понятие и структура правовой системы.

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кафедра теории и истории государства и права

(наименование кафедры)

«УТВЕРЖДАЮ»

начальник кафедры

теории и истории государства и права

майор внутренней службы

Немченко С.Б.

”_____” _____________ 2012 года

Л Е К Ц И Я

по дисциплине «Теория государства и права»

по специальности 030900.62 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

«БАКАЛАВР»

Тема № 12. Источники права. Основные правовые системы (правовые семьи)

Обсуждена на заседании кафедры

«____» ______________ 2012года

протокол № ____________

Санкт-Петербург

2012
I. Учебные цели

1. (Дидактические) Цель преподавания курса «Теория государства и права» – «вооружение» курсантов категориальным аппаратом юридической науки, закономерностями, существующими в области функционирования соответствующих явлений: права и государства. При рассмотрении данной темы изучаются следующие дидактические единицы: Методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений; закономерности ис­торического движения и функционирования государства и права.

2. (Образовательные) При изучении данной темы у курсантов (студентов) формируется четкое представление о понятии и видах источников права; о понятии и структуре правовой системы; об отличительных чертах основных правовых систем современности.

3. (Воспитательные) Формирование у обучаемых знаний, умений, навыков, позволяющих в последующем решать задачи, стоящие перед ГПС МЧС России. Привитие обучаемым уважительного уважения к старшим по званию (преподавателю), к выполнению требований общевоинских уставов; умения слушать и конспектировать текст лекции.

III. Расчет учебного времени (лекция – 4 часа)

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Понятие источника права. 2. Виды источников права. 3. Понятие и структура правовой системы. 4. Критерии классификации правовых систем. Юридическая компаративистика. 5. Основные правовые системы (семьи) современности.   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ                

IV. Литература

Основная

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега, 2005.

2. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Проспект, 2007.

3. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд. 3-е, перераб., доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2009. (Российское юридическое образование)

4. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2006.

Дополнительная

1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник для вузов – СПб.: Питре, 2003.

2. Алексеев С.С. Теория права. – М., 1994.

3. Григонис Э.П. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. – СПб.: МИЭП, 2004.

4. Давид Р. Основные правовые системы современности. – М., 1988.

5. Ромашов Р.А. Теория государства и права: тематический словарь / Ред. В.П. Сальников; СПбУ МВД России. – СПб.: Фонд «Университет», 2005.

7. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ТК Велби; Проспект, 2005.

8. Тойнби А.Д. Постижение истории. – М., 1991.

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1985.

Y. Текст лекции

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 12 «Источники права. Основные правовые системы (правовые семьи)».

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Понятие источника права.

2. Виды источников права.

3. Понятие и структура правовой системы.

4. Критерии классификации правовых систем. Юридическая компаративистика.

5. Основные правовые системы (семьи) современности.

Понятие источника права

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.

Следовательно, формы права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения(Н.И. Матузов, А.В. Малько).

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права», «правовая форма», «источник права».

Так, под правовой формой понимаются практически все юридические средства, которые участвуют в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов (например, правовые формы регулирования экономики).

Под формой права понимаются лишь специфические «резервуары» (С.С. Алексеев), в которых содержатся нормы права.

Если категория «правовая форма» используется прежде всего для того, чтобы показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием, то форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:

а) согласно первой – названные понятия тождественны;

б) согласно второй – понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день.

Категории «форма» – одна из центральных и сложнейших в философии. Парной категорией для нее выступает другая философская категория – «содержание».

Под содержанием понимается определенная сторона целого, представленного в единстве всех составных элементов объекта, его свойств, связей, состояний, тенденций развития. Что же касается формы, то она есть способ существования, выражения и преобразования содержания.

Различают внутреннюю и внешнюю форму явления. Когда термин «форма» употребляется для обозначения внутренней организации содержания, то он связан с понятием структуры.

При относительном единстве содержания и формы, первое представляет собой подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее порой в ходе развития несоответствие содержания и формы в конечном счете разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию.

Таким образом, при формально-юридическом подходе способы внешнего выражения норм права называются формами или источниками права.

Термины «форма» и «источник» в рассматриваемом плане равнозначны, так как применяются для определения одного и того же правового явления. Форма свидетельствует о способе внешнего выражения норм права, придает им официальность и общеобязательность, а источник указывает, откуда черпаются нормы права. Под формой права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, общественных и частных организаций, в решениях судов, договорах, обычаях, референдумах.

Термин «источник права» юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права. Источники права – это обстоятельства, питающие появление и действие права (В.М. Баранов).

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

Источник права можно рассматривать в нескольких смысловых значениях:

– в материальном смысле: в качестве источников права выступают общественные отношения, требующие охранительно-регулятивного воздействия со стороны государства и в силу этого обусловливающие появление соответствующих правовых институтов.

– в идеальном смысле: под источниками права понимают идеи, взгляды, теории, в которых отражается сущность социально-правового регулирования и которые оказывают серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. К идеальным источниками права следует отнести правосознание, правовую доктрину, правовую культуру и т.д.

– в юридическом смысле: источниками права являются сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного характера, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций.

Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм.

Таким образом, в юридическом смысле:

· источник права – это внешнее выражение (закрепление) нормы права

· источник права – это форма юридического закрепления и внешнего выражения правового предписания (Р.А. Ромашов)

· под источниками права понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли.

Виды источников права.

К источникам права относятся:

1. Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения.

Он возникает путем перерастания обычаев в правовые (Законы XII таблиц), сохраняет свое значение в международном праве.

Этот вид источника права является наиболее древним. Он возник одновременно с государством и на первых этапах социального развития был основным. Обычаи являются наиболее важными союзниками государственной власти. Они возникают, развиваются и становятся необходимыми для определенной части граждан на протяжении длительного исторического развития. Определенная часть из них перестает соответствовать потребностям общества и утрачивает свое значение, «уступая дорогу» другим, более востребованным.

Обычно выделяют следующие виды правовых обычаев: прогрессивные, консервативные, реакционные (например, принципы талиона). Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат проводимой им политике, а также со сложившимися нравственными основами образа жизни.

Термин «обычай» в современных правовых системах трактуется, как правило, неоднозначно. Нередко наряду с ними используется понятие «обыкновение». Обыкновение, играющее большую роль в регулировании торговых отношений, определяется, как правило, сложившимся на основе столь постоянного единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерений.

Как источники права правовые обычаи характеризуются следующими особенностями:

– носят локальный характер;

– тесно взаимодействуют с другими социальными нормами и, в частности, с религиозными (в Индии обычное право входит в структуру индусского права);

– их основные сущностные черты нередко отражаются в пословицах, афоризмах и поговорках;

– их применение обеспечивается санкцией государства;

– отличаются консервативным характером, придавая обязательный характер общественным отношениям, сложившимся в результате длительной общественной практики.

В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционно сложившихся норм, но и важный способ создания новых юридически обязательных правил поведения государств в различных сферах деятельности и международного общения. В данном случае обычай может рассматриваться как основание для создания новых норм международного права и как результат такого процесса.

2. Нормативный правовой акт– официальный письменный документ, содержащий властное предписание государственных органов, общественных и частных организаций, органов местного самоуправления, руководителей учреждений, предприятий, организаций, которое устанавливает, изменяет и отменяет нормы права (законы, постановления, инструкции).

3. Юридический прецедент– это конкретное решение по определенному делу, принятое судебным или административным органом, которое становится обязательным при рассмотрении аналогичных дел (лежит в основе англосаксонской системы права).

Прецедент (лат. предшествующий) – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода; характер поведения субъекта (субъектов) права в конкретной ситуации, которое рассматривается как образец поведения для других в аналогичных обстоятельствах.

Правовой прецедент – это решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах.

Судебный прецедент является весьма распространенной формой права в современном мире. Юридическая практика в целом и судебная практика в частности фактически получили значение источника права еще в Древнем Риме, поскольку ряд институтов римского права складывался именно в ходе судебной практики. В отечественной науке судебный прецедент как источник права отрицался. Назначение судебной практики признавалось как средство формирования правосознания юристов, являющегося личностным механизмом разрешения юридически значимых дел. Иными словами, судебная практика рассматривалась как определенная идеология.

Этот источник права широко используется в англосаксонской системе права. Так, в Великобритании право создано королевскими Вестминстерскими судами, ибо общее право – это право судебной практики. Судебная практика в Великобритании и других государствах данной правовой семьи не только реализует право, но и создает норму права. Соответственно судьи исполняют роль субъектов правотворчества. Обязанность придерживаться норм права, уже содержащихся в общей части судебных решений, уважать судебные прецеденты вполне логична для права, созданного судебной практикой. Судьи в государствах с общей системой права обязаны придерживаться решений, принятых их предшественниками.

Судебный прецедент – источник права, в наибольшей мере раскрывающий своеобразие англосаксонской правовой системы. Возникший в Англии и распространившийся в десятках стран мира, он повсеместно остается в основе своей английским, хотя, конечно, и отражает специфику местных условий и британской колониальной политики.

Помимо судебного прецедента в странах, где действуют административные суды, применяется и административный прецедент. Наиболее широко это происходит во Франции. Такое положение объясняется сравнительно молодым возрастом административного права (возникло в конце девятнадцатого века) и его комплексным характером, охватывающим разнообразный спектр общественных отношений. Для придания единообразия регулируемым правам общественных отношений практика рассмотрения специальными (административными) судами дел и споров идет по пути основных положений и принципов судебного прецедента.

4. Договоры нормативного содержания– это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей (широкое применение находит в гражданском, международном, конституционном праве).

Значимость нормативного договора как одного из источников определяется тем, что право по своей сути, за незначительным исключением, «договаривается» с субъектами права о характере юридически значимого поведения в обществе в той или иной ситуации по различным поводам. Такое понимание права зародилось еще в античности. Римские юристы согласие народа считали универсальным правообразующим фактором. Это нашло свое отражение в доктрине естественного права, признающей договор в качестве единственного правомерного источника позитивного права. В то же время сторонники естественно-правовой школы договор рассматривали как фактический, но не юридический источник, как средство добровольного самоограничения свободной личности.

Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Они могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО).

Для нормативных договоров как особых видов договоров характерны следующие основные черты:

– предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды общественных отношений;

– заключаются в публичных интересах для достижения общественно полезных целей;

– охватывая широкий круг общественных отношений, они носят комплексный характер и могут выступать в качестве самостоятельных источников права;

– распространяют свое действие на формально неопределенный круг лиц;

– рассчитаны на неоднократное применение;

– как правило, не имеют фиксированного срока действия (если речь идет о временной передаче полномочий, то нормативный договор носит устанавливаемый в определенных рамках временный характер);

– содержащиеся в них требования обязательны для исполнения;

– продолжают свое общее действие независимо от возникновения или прекращения предусмотренных ими конкретных правоотношений;

– содержат правила поведения, юридически значимые не только для непосредственных участников договорных отношений (внутреннее юридическое воздействие), но и для иных лиц (внешнее юридическое воздействие);

– при возникновении спорных ситуаций, связанных с их исполнением, предусматривается специальная процедура разрешения юридического конфликта, связанная с определением уполномоченных субъектов (Конституционный Суд РФ, подобные суды в субъектах Российской Федерации – конституционные или уставные).

Федеративные государства, как правило, строятся на основе договора между федеральной властью и субъектами федерации. Они регулируют предметы ведения сторон и их полномочия.

5. Референдум– всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной и общественной жизни. Референдумы бывают общегосударственные, республиканские, региональные, местные.

6. Под доктриной как источником права понимается наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в процессе правотворчества и реализации права.

Доктрины ученых– это регулятивная роль юридической науки, когда формулы крупных ученых-юристов становятся составной частью нормативных правовых актов, кодексов (уголовного, гражданского и т.д.), судебных прецедентов. Доктрина имеет значение формы права, в частности, в мусульманском праве для разрешения семейно-брачных, имущественных и иных споров.

В романо-германской правовой семье доктрина имеет первостепенное значение, так как в течение длительного времени она была основным источником права, которое было выработано в университетах в период XVIII - XIX вв. В литературе отмечается, что относительно недавно с победой идей демократии и кодификации доктрина уступила свое первенство закону.

7. Рецепция права – заимствование (использование) содержания некоторых форм права из правовых систем других стран (римское право) или из прошлого своей страны (например, СССР).

8. Общие принципы права –исходные общие начала правовой системы (принцип справедливости, доброй совести, гуманизма и т.д.), на которые юристы (особенно в судах) ссылаются при отсутствии норм, закрепленных в различных формах права.

9. Религиозные тексты

Для мусульманского и индуистского права характерно переплетение с религией. Так, мусульманское право имеет четыре источника. Это, прежде всего Коран – священная книга ислама, состоящая из высказываний Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету (570 – 632); Сунна – сборник традиций, связанных с посланцем Бога; иджма – единое соглашение мусульманского общества; кияс, или суждение по аналогии. Мусульманское право – это право общины верующих. Существующие в мусульманских государствах законы фактически воспроизводят указанные источники. Для мусульманского права характерно преобладание религиозного принципа применения, выражающегося в применении только в отношении мусульман. При этом предусматриваются изъятия из этого принципа в отношении немусульман.

Норма есть во всякой форме права – в древнем обычае и в современном законе, в юридическом прецеденте и договоре нормативного содержания и т.д. Норма без всякого преувеличения играет в сфере права основополагающую роль, нормативность – универсальное и глубинное качество права.

Понятие и структура правовой системы.

В современном мире обычно различают следующие правовые массивы:

1. национальные правовые системы;

2. правовые семьи;

3. группы правовых систем.

Наши рекомендации