Сущность и значение производства в суде кассационной инстанции.
(УПК РФ: Гл. 47.1 Производство в суде кассационной инстанции)
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, в соответствии с которыми с 1 января 2013 г. вступили в силу положения главы 47.1 УПК РФ, устанавливающей новый порядок производства в суде кассационной инстанции.
Ранее по действующему законодательству кассационная инстанция проверяла законность, обоснованность и справедливость приговора и иного судебного решения, не вступившего в законную силу. Теперь же в соответствии со ст. 401.1 УПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, определения или постановления суда, которые уже вступили в законную силу.
Кассационная инстанция больше не является судом второй инстанции, так как эти функции теперь возложены исключительно на апелляционный суд. В соответствии с ч. 1 ст. 389.2 УПК РФ все решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами только в суд апелляционной инстанции.
Полномочиями суда кассационной инстанции наделены президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономной области и автономного округа, окружных (флотских) военных судов, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ и Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Предметом судебного разбирательства в кассационном порядке является лишь законность приговора, определения или постановления, вступивших в законную силу (то есть их точное соответствие нормам процессуального и материального права). Обоснованность и справедливость судебных решений проверяется только в апелляционном порядке.
Законность судебных решений проверяется по кассационным жалобам и представлению прокурора.
С жалобой в суд кассационной инстанции может обратиться осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, их законные представители и представители, а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.
С представлением вправе обратиться Генеральный прокурор РФ и его заместители - в любой суд кассационной инстанции; прокурор области и его заместители - в президиум областного суда.
Судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение одного года со дня его вступления в законную силу. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен путем подачи соответствующего ходатайства.
Пересмотр судебного решения по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается только в случае, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
В ст. 401.4 УПК РФ подробно регламентированы требования к содержанию кассационной жалобы и представления.
В президиуме областного суда кассационные жалобы и представления рассматриваются судьей соответствующего суда в срок, не превышающий одного месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в срок, не превышающий двух месяцев, если дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции.
В Верховном Суде РФ эти сроки увеличены соответственно на месяц.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы или представления судья выносит постановление:
- об отказе в их передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции;
- о передаче кассационной жалобы или представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции извещает о дате, времени и месте рассмотрения уголовного дела не позднее 14 суток до дня судебного заседания.
Участие прокурора в судебном заседании обязательно. Другие участники процесса также могут принимать участие в судебном заседании при условии заявления ими ходатайства об этом. Их неявка не препятствует рассмотрению уголовного дела в кассационном порядке.
Судья, вынесший постановление о передаче кассационных жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, не вправе участвовать в рассмотрении данного уголовного дела.
Пересмотр судебных решений в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ, осуществляется в отношении приговоров, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу после 1 января 2013 года.
46. Общие положения производства по делу в стадии надзорного производства.
В УПК РФ сохранено надзорное производство по уголовным делам, поскольку эта стадия процесса является дополнительной гарантией устранения судебных ошибок, допущенных судами первой и второй инстанций, и эффективным средством, препятствующим исполнению вступившего в силу незаконного, необоснованного и несправедливого приговора.
В отличие от ранее действовавшего порядка надзорного производства в УПК РФ предусмотрена детальная регламентация этой стадии процесса с момента поступления надзорной жалобы или надзорного представления прокурора в суд надзорной инстанции и до принятия им решения по существу хотя и вступивших в законную силу, но оспариваемых приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов.
В УПК РФ сохранен прежний перечень судов, наделенных правом на пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений. Ими являются: президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, президиумы окружных (флотских) военных судов; Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ, Президиум Верховного Суда РФ.
В ст. 404 УПК РФ впервые закреплены те положения, которым должны соответствовать надзорные жалобы и представления. Прежде всего их содержание должно соответствовать требованиям ст. 375 УПК РФ («Кассационные жалоба и представление»), обязывающей лицо, которое подает жалобу либо представление, приводить в них доводы с указанием основания к отмене или изменению обжалуемого судебного решения. В этой же статье содержится указание и на то, что надзорные жалоба или представление направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК РФ пересматривать обжалуемое судебное решение. Необходимость такого указания объясняется тем, что имеются многочисленные факты, когда надзорные жалобы поступают от заявителей в вышестоящую надзорную инстанцию, минуя тот суд надзорной инстанции, который правомочен пересмотреть обжалуемый приговор, определение или постановление, что приводит, в конечном итоге, не к ускорению разрешения жалобы, а напротив, к его замедлению, поскольку такая жалоба, поступившая в Верховный Суд РФ, осуществляется им без рассмотрения и направляется по подсудности в нижестоящий суд надзорной инстанции. Так как суд надзорной инстанции не располагает уголовным делом, на решения по которому поданы надзорные жалоба и представление, к этим обращениям, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 404 УПК РФ, должны быть приложены копии соответствующих решений судов первой и последующих судебных инстанций.
В необходимых случаях к надзорным жалобам (представлениям) могут быть приложены копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные им в жалобе или представлении (п. 3 ч. 2 ст. 404 УПК РФ). Под «иными процессуальными документами» понимаются, в частности, надлежаще заверенные копии содержащихся в уголовном деле протоколов допросов свидетелей, протоколов других следственных действий, заключений экспертов Полагаем, что к надзорным жалобам и представлениям могут быть приложены также дополнительные материалы (справки, характеристики и пр.) в подтверждение обоснованности указанных обращений в суд надзорной инстанции.
В отличие от действовавшего ранее положения, согласно которому пересмотр в порядке надзора приговоров, определений и постановлений в сторону ухудшения положения осужденного, оправданного и лица, в отношении которого вынесено постановление о прекращении дела, был возможен в течение года по вступлении их в законную силу (ст. 373 УПК РСФСР), в ст. 405 УПК РФ установлено, что такой пересмотр не допускается.
Иными словами, кардинальным образом изменена сама сущность надзорного производства, состоящая в том, что проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в силу судебных решений возможна лишь в целях улучшения положения осужденного.
Исходя из этого сторона обвинения лишена права на обжалование указанных судебных решений на предмет их отмены в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого вынесено постановление о прекращении дела.
С учетом высказанных соображений можно, однако, сделать вывод, что прокурор, частный обвинитель, потерпевший вправе возражать против доводов надзорных жалоб стороны защиты.
УПК РФ предусматривает, что пересмотр дела в прядке надзора может быть инициирован только сторонами процесса, в то время как прежний процессуальный закон практически не ограничивал круг лиц и организаций, которые могли возбуждать ходатайство о надзорном производстве дела.
Исходя из концепции УПК РФ, можем определить надзорное производство как стадию уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам сторон в деле либо по представлению прокурора проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда, вынесенных по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационной и апелляционной инстанциями или нижестоящими надзорными инстанциями.
В надзорном производстве также, как и в кассационном (апелляционном) производстве проверяется законность и обоснованность судебного решения. Однако, между ними имеются существенные различия:
1. Если кассационная (апелляционная) инстанция проверяет судебные решения, не вступившие в законную силу, которые подлежат исполнению только после рассмотрения суда 2 инстанции, то предметом надзорного производства является вступившие в законную силу судебные решения, исполнение которого не приостанавливается в связи с проведением надзорной процедуры;
2. В кассационном (апелляционном) производстве дело может быть рассмотрено только 1 раз, в то время как в порядке судебного надзора возможно неоднократное рассмотрение дела в различных инстанциях;
3. Решение о законности и обоснованности обжалования судебного решения в кассационном (апелляционном) порядке принимают судьи вышестоящей судебной инстанции. Между тем, рассмотрение жалобы (представления) на судебные решение, проверенные в кассационном порядке, осуществляет судья того же суда и того же уровня, что и три судьи, проверявшие дело по второй инстанции.
При этом судья выносит постановление либо об отказе в удовлетворении жалобы, либо об ее направлении на рассмотрение суда надзорной инстанции. В этой связи высказывается мнение, что указанный порядок является спорным с точки зрения соответствия требованиям ст.50 Конституции РФ, требующей пересмотра дела вышестоящим судом.
Надзорное производство не может быть возбуждено по инициативе суда. Прокурор вправе принести надзорное представление с целью пересмотра судебных решений только по тем делам, в которых прокуратура выступала в качестве стороны обвинения.
Вышестоящая инстанция не может принять к своему производству дело, если оно не было разрешено в нижестоящем судебной инстанции, которой подведомственно рассмотрение надзорной жалобы (представления).
Внесение повторных жалоб (представлений) в суд надзорной инстанции, ранее оставленной их без удовлетворения, не допускается.
Не может рассматриваться как повторная жалоба, содержащая требования, которые не было в отклоненной жалобе, и если они не были разрешены судом надзорной инстанции в ревизионном порядке.
При новом рассмотрении суд не вправе постановить приговор, ухудшающий положение осужденного