Характеристика уголовной и исполнительной политики
!!!!По Петру
Общая характеристика уголовной и исполнительной политики
Правовые институты XVIII в. вышли из недр средневековья и несли в себе все его характерные черты: сословность и неопределенность наказаний, их крайнюю и всепоглощающую жестокость и несоразмерность с тяжестью преступлений. Кара представлялась справедливым возмездием за преступление и, преследуя цели устрашения и устранения (преступников), рассматривалась в качестве важнейшего (подчас единственно возможного) средства борьбы с противозаконными деяниями.
Правонарушение воспринималось как дерзкое покушение на определенный свыше порядок. И в этом ряду лишь жестокое и немедленное возмездие преступнику должно было восстановить нарушенное и устрашить будущих потенциальных преступников.
Наиболее эффективным средством борьбы с преступностью считалось физическое устранение преступников, либо, в крайнем случае, их надежная изоляция и, по возможности, извлечение определенных экономических выгод от их труда.
Нетрудно заметить, что для реализации этих задач личностный подход, являющийся непременным требованием и условием индивидуализации исполнения наказания, совершенно не требовался.
Более того, сама индивидуализация и даже элементарная персонификация осужденных были излишними. Задача исправления арестантов не ставилась, поэтому не было необходимости в регламентации режима исполнения наказания. На администрацию, как и прежде, возлагались обязанности лишь по охране осужденных и воспрепятствованию их общения с внешним миром.
Исполнение наказания — одна из составляющих борьбы с преступностью, следовательно, уголовно-исполнительная политика в какой-то мере является частью уголовной политики. Уголовная политика формирует законодательство в сфере борьбы с преступностью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью.
Уголовно-исполнительная политика — это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
Цель, задачи, содержание и стратегия уголовно-исполнительной политики
Цели и принципы уголовно-исполнительной политики определяются Конституцией РФ (признание человека, его прав и свобод высшей ценностью нашего государства).
Цель уголовно-исполнительной политики - создание эффективной исправительной системы России путем
1. защиты граждан от преступных посягательств посредством исполнения уголовных наказаний,
2. создания условий для исправления осужденных, а также
3. обеспечения прав, свобод и законных интересов самих осужденных.
Принципы уголовно-исполнительной политики:
- законности,
- равенства граждан перед законом,
- гуманизма,
- демократизма,
- соблюдения прав, свобод и законных интересов личности.
Задачами уголовно-исполнительной политики являются разработка и определение:
1. приемов и методов обращения с виновными в преступлениях лицами;
2. основных направлений порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
3. порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и отдельных граждан в исправлении осужденных;
4. характера применяемых средств исправления и мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в бытовом и трудовом устройстве.
Содержание уголовно-исполнительной политики государства составляет теоретическая разработка способов и методов практической деятельности государства по реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.
Реализация положений политики представляет собой сложный процесс, проявляющийся во взаимодействии различных областей (социальной, правоохранительной, уголовной и уголовно-исполнительной), находящихся в постоянном взаимном влиянии.
Являясь частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки.
На стратегию, формы и методы уголовно-исполнительной политики оказывает влияние комплекс социальных факторов, в том числе
- социально-политическое состояние и структура общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления,
- здоровье людей, их материальное благополучие,
- работа системы социальных служб;
- обеспечение людей пенсиями, пособиями и иными гарантиями социальной защиты,
- создание условий для деятельности общественных формирований,
- состояние и динамика правонарушений в стране, меры по их предупреждению,
- профилактика пьянства, взяточничества, бюрократизма и др.
Стратегия политики в сфере исполнения наказания заключается
- в демократизации деятельности исправительных учреждений,
- в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы,
- в привлечении общества в исправлении осужденных.
Хотя она достаточно стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства может быть обусловлено:
1.
1. новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных;
2. новыми экономическими отношениями, возникшими в обществе;
3. существенными преобразованиями в производственной деятельности исправительных учреждений и иными установками на роль труда осужденных;
4. деполитизацией (политизацией) воспитательной работы с ними;
5. изменением организационных основ уголовно-исполнительной системы.
Существенное влияние на состояние уголовно-исполнительной политики оказывает экономическое положение общества. Благоприятное в экономическом отношении государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависящими от политических факторов.
Субъекты формирования и реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний:
1.
1. Президент РФ,
2. Федеральное Собрание РФ,
3. Правительство РФ,
4. Минюст России и
5. другие государственные органы и негосударственные организации.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции Президент определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (частью которой является политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.
Федеральное Собрание России, принимая соответствующие законы, в том числе уголовные и уголовно-исполнительные, акты амнистии, рассматривая различные вопросы борьбы с преступностью, оказывает влияние на формирование политики в сфере исполнения уголовных наказаний.
Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах и прежде всего — в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, а также в иных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, их медицинское и бытовое обеспечение и т.д.).
Уголовно-исполнительная политика одновременно реализуется в деятельности соответствующих государственных органов — центральных и территориальных органов уголовно-исполнительной системы ФСИН России, судебных приставов-исполнителей, органов управления военными пенитенциарными учреждениями, а также непосредственно в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер.
Минюст России в соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» осуществляет выработку, реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере исполнения уголовных наказаний. Основными субъектами реализации уголовно-исполнительной политики являются государственные органы, специально созданные для исполнения уголовных наказаний. Так, ФСИН России осуществляет эту деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы.
Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, реализуя уголовно-исполнительную политику, осуществляют свою деятельность во взаимодействии с различными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
В настоящее время основные положения отечественной уголовно-исполнительной политики заложены в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, закрепляющей направления реформирования деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.