Методические указания к семинарскому занятию. В результате изучения темы «Форма государства» студент должен:

В результате изучения темы «Форма государства» студент должен:

Иметь представление:

о понятии формы государства;

о структуре формы государства.

Знать:

определение формы государства; определение формы правления;

определение государственного устройства;

определение политико-правового режима.

Уметь:

применять полученные знания в процессе правоприменительной деятельности.

Ответ на первый вопрос начните с понятия «форма государства». «Форма» - это философская категория, обозначающая внутреннюю организацию предмета, явления. Другими словами, форма выступает как устройство или способ взаимосвязи элементов конкретного явления. Исходя из определения «формы вообще», «форма государства» отражает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, характер их взаимоотношений друг с другом и с народом, а также методы осуществления ими государственной власти. «Форма государства» отвечает на вопрос: кто и как правит в обществе; как устроены и действуют государственные органы, осуществляющие политическую власть; как объединяется население на данной территории; как оно связано с государством; с помощью каких методов, приемов осуществляется государственная власть.

Таким образом, форма государства, по сути, означает его устройство. Своеобразие конкретной формы государства в любом историческом периоде зависит от степени зрелости, развитости общества, от культурного уровня народа, его исторических традиций, характера религиозных воззрений, национальных особенностей, природных условий проживания и других факторов. В разное время в различных странах формы государства имели свои специфические особенности. Вместе с тем формам государства присущи общие признаки, что позволяет определить три взаимосвязанных элемента формы государства: форму правления, форму государственного устройства и характер политического (государственного) режима.

Продолжая ответ на данный вопрос, следует оговориться, что понятие «тип государства» здесь используется с позиций формационного подхода, а «форма государства» означает, по сути, форму правления. Обратите внимание на то, что не существует четкого соотношения между типом и формой государства. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы правления, а с другой - государства разного типа могут облекаться в одинаковую форму. Необходимо конкретизировать данные положения историческими примерами. Вместе с тем государства определенного типа имеют некоторые формы правления, присущие только им, так же как есть формы, которые противоречат данным типам государства. Приведите примеры таких типов и таких форм правления.

Ответ на второй вопрос посвящен анализу формы правления. Вначале следует определить форму правления как способ организации высших органов государственной власти и систему их взаимоотношений друг с другом и с населением. В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики. Необходимо знать, какие виды монархий существуют в современном мире, уметь охарактеризовать их наиболее типичные признаки. Перечислите признаки республики. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно современные республики подразделяются на парламентские, президентские и смешанные (полупрезидентские). Рассмотрите признаки этих форм правления.

Необходимо провести анализ формы государственного правления современной России, указав характерные черты и имеющиеся особенности.

Ответ на третий вопрос связан с анализом формы государственного устройства и ее разновидностей. Начните с определения формы национально-государственного и административно-территориального устройства. Укажите формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация. Охарактеризуйте простое и сложное государственное устройство. Раскройте, что такое протекторат и уния. Детально рассмотрите особенности унитарного государственного устройства и федерального государственного устройства.

Проанализируйте построение федерации по территориальному и национально-территориальному принципам. Проиллюстрируйте каждое построение конкретными историческими примерами. Важным является вопрос о суверенитете федерации и входящих в ее состав государств. Особое значение при любой форме государственного устройства имеет распределение полномочий между центром и периферией. Отметьте, что споры и конкуренция между регионами и центральным правительством присутствуют в любой стране. Конкретно-исторические условия определяют своеобразие той или иной формы федерации.

Ответ на четвертый вопрос о политическом режиме начните с определения политического режима. Покажите, что в зависимости от особенностей методов осуществления политической власти со стороны государства различают два полярных режима: демократический и антидемократический. Охарактеризуйте демократический режим, раскройте его социально-экономические, политические предпосылки, выделите его признаки. Дайте характеристику антидемократического режима, его разновидностей: тоталитарного, авторитарного режимов. Подчеркните, что политический режим выступает в качестве определяющей стороны формы государства. Анализ формы государства обязательно должен сопровождаться характеристикой современной российской государственности.

Словарь терминов:

Государственно-правовой режим— система приемов и способов осуществления власти.

Монархия— форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха, который, выполняя функции главы государства, законодательной и во многом исполнительной власти, контролирует правосудие и местное самоуправление.

Республика — форма правления, при которой государственная власть передается (делегируется) народом представительным органам, избранным на определенный срок.

Унитарное государство — единые, централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают.

Федеративное государство (федерация) — сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторой долей суверенитета.

Форма государства — это совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

Форма правления — порядок организации высшей государственной власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами государства.

Форма государственного устройства— территориальная организация государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его частей между собой.

Рекомендуемая литература

Основная

Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2013.

Кулапов В.Л. Теория государства и права : учебное пособие. Саратов, 2006.

Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права : учебник. М., 2008.

Марченко М.Н. Теория государства и права : учебник. М., 2003.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права : учебник. М 2008.

Общая теория права и государства : учебник / под ред. В.В. Лазарева. Ч . 2005.

Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузов, А.В. Малько. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2012.

Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. В.Д. Перевалов. 3-е изд. М., 2007.

Теория государства и права : учебник для вузов. 2-е изд. / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2000.

Дополнительная

Азми Д.М., Фромм Э. О позитивных и негативных аспектах современной демократии // Государство и право. 2002. № 5.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Барщиц И.Н. Федеральное вмешательство: основания и механизмы // Правоведение. 2000. № 4.

Безруков А.В. Усиление централизации: совершенствование или разрушение российского федерализма? // Журнал российского права. 2001. № 12.

Боровых О.В. Правовые формы установления и функционирования государственного режима : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

Брезгулевская Н.В. Виды федерации и модели федерализма // Правоведение. 2005. № 3.

Варламова Н.В., Гаврилов О.А., Дудко И.Г. Российская Федерация и ее субъекты: проблемы укрепления государственности. Саранск, 2003.

Глебова В.Л. Принцип разделения властей в различных формах государственного устройства// Основы государства и права. 2007. № 2.

Грачев Н.И., Гаджи-Заде Э.А. Формы правления и институт президентства в странах СНГ. Волгоград, 2005.

Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен // Журнал российского права, 2003. № 3.

Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы //Государство и право. 2003. № 11.

Зиновьев А.В. Федеративное устройство России: проблемы и перспективы // Правоведение. 1997. № 3.

Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства // Журнал российского права. 2002. № 1.

Иванов В.В. Новые подходы к теории территориального устройства и федеративная система России // Правоведение. 2002. № 9.

Иринин А.Е. Унитарная форма государственного устройства: понятие и основные признаки // Закон и право. 2007. № 5.

Каутский К. Развитие форм государства. Ростов н/Д, 1905.

Кокотов А.Н., Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации // Государство и право. 2004. № 1.

Кононов А.П. Проблемы сущности, типа и формы правления постсоциалистического российского государства : учебное пособие. М., 2005.

Корнеев В.Н. Учение о формах правления в либеральном государствоведении России начала XX века // Журнал российского права. 2001. № 6.

Краснов М.А. Россия как президентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. 2003. № 10.

Кремлянская Е.А. Развитие федерализма на современном этапе: опыт Канады и Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 4.

Кулапов В.Л. Проблемы теории государства и права : учебное пособие. Саратов, 2009.

Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. 2003. № 1.

Осипян Б.А Критерии правомерности типов и форм государств // История государства и права. 2007. № 18.

Павлушкин А.В. Роль права в обеспечении интересов в федерации // Журнал российского права. 2005. № 12.

Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1977.

Петров В.С. Тип и форма государства. Л., 1967.

Радченко В.И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации. Саратов, 2003.

Силонян Г.Р. Механизм обеспечения интересов субъектов Российской Федерации в деятельности федеральных органов государственной власти // Журнал российского права. 2006. № 3.

Синюков В.Н. О форме федерации в России // Государство и право. 1993. № 5.

Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

Худолей Д.М. Основные, гибридные и атипичные формы правления // Вестник Пермского университета. 2010. № 4.

Чиркин В.Е. Государствоведение : учебник. М., 2000.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1.

Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии // Государство и право. 2003. № 7.

Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма //Государство и право. 1997. № 1.

Чиркин В.Е. Президентская власть //Государство и право. 1997. № 5.

Чиркин B.E. Современное федеративное государство. М., 1997.

Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов Государство и право. 1995. № 3.

Наши рекомендации