Методические рекомендации. При подготовке вопросов, связанных с внешней политикой России во второй половине XIX в., студентам необходимо уяснить основные направления

При подготовке вопросов, связанных с внешней политикой России во второй половине XIX в., студентам необходимо уяснить основные направления, факторы, задачи и особенности внешней политики России в 1856-1894 гг.

Важно также познакомиться с деятельностью министра иностранных дел А.М. Горчакова, понять сущность его внешнеполитической концепции.

Рассматривая европейскую политику России, студенты должны изучить те методы, которые применялись российским МИД и А.М. Горчаковым для того, чтобы добиться выхода России из дипломатической изоляции и отмены статей Парижского трактата о нейтрализации Черного моря. Для внешней политики 1870-х гг. важным событием явилось создание Союза трех императоров. Студенты должны знать состав его участников, цели, которые преследовали страны-участницы Союза, в первую очередь – Россия. Важно понять причины ухудшение отношений России с Германией и Австро-Венгрией, проследить развитие франко-русских отношений: от разрыва их в 1863 г. до формирования Франко-русского союза.

Одним из внешнеполитических направлений во внешней политики России конца 1850-х – середины 1890-х гг. было дальневосточное направление. Студентам необходимо выяснить причины обострения проблемы незащищенности дальневосточных рубежей России к середине XIX в.; причины активизация великих держав на Тихом океане. Следствием понимания в правящих кругах необходимости закрепления России на дальневосточных рубежах явилась экспедиция Г.И. Невельского. Важно понять стратегическое значение открытия судоходности устья Амура, разобраться в результатах разграничения дальневосточных территорий России с сопредельными государствами, определить роль Н.Н.Муравьева в решении дальневосточной проблемы.

Центральной частью темы являются Айгунский, Тяньцзинский и Пекинский договоры с Китаем. Студентам следует выписать даты заключения этих договоров, знать руководителей делегаций, принимавших участие в их подписании и, естественно, условия и последствия каждого из них. В частности, следует обратить внимание на такие факты, как заселение российского побережья Амура и Уссури, основание Благовещенска, Хабаровска и Владивостока, создание базы флота на Тихом океане.

Изучая отношения России с Японией, необходимо понять цель, с которой была направлена миссия Е.Путятина в Японию, результатом которой было заключение Симодский договор 1855 г. Студенты должны познакомиться с содержанием договора. Проследить за развитием русско-японских дипломатических отношений, знать содержание Петербургский протокол 1875 года.

Изучение дальневосточного направления внешней политики 1860-1870-х гг. должно завершиться вопросом, связанным с продажей Аляски.

Во второй половине XIX в. Россия активно проводила политику присоединения к империи Средней Азии. Студентам следует выяснить ее причины и методы. Содержательная часть вопроса включает войны 1864-1868 г.г. против Коканда и Бухары, взятие Хивы, договоры 1868 г. с Кокандом и Бухарой, а также договор 1873 г. с Хивинским ханом. Результатом этих событий явилось создание Туркестанского генерал-губернаторства и Ферганской области. Студенты должны разобраться в этих событиях, понять сущность политики российского правительства в отношении кочевых и оседлых народов новых административно-территориальных единиц.

После Коканда, Бухары и Хивы, в начале 1880-х гг., произошло завоевание Туркмении. Студенты должны обратить внимание на причины, которые не позволили русским войскам занять эту территорию раньше. Важно обратить внимание на выяснение результатов присоединения Средней Азии к России.

Следует понять также сущность противоречий России с Англией в Средней Азии, проследить за Англо- российскими переговорами по Афганистану.

Русско-турецкая война 1877-1878 г.г. явилась одним из важных внешнеполитических событий второй половины XIX в. Перед студентами стоит задача изучения вооруженных сил и планов воюющих сторон, хода военных действий на основных театры ведения войны, ее итоги. Непременным условием изучения темы является знание условий Сан-Стефанского прелиминарного мирного договора. Это поможет понять причины ревизии этих условий на Берлинском конгрессе.

После Берлинского конгресса произошли изменения в руководстве Российским МИД. Студенты должны познакомиться с литературой, в которой характеризуется личность и деятельность нового министра иностранных дел – Н.К. Гирса. Одним из направлений во внешней политике России 1880-х -1890-х гг. были попытки упрочить свои позиции в Болгарии. Необходимо понять причины, которые привели к переориентации Болгарии с России на страны Тройственного союза.

Изучение темы должно завершиться анализом итогов российской внешней политики к концу XIX в.

Темы рефератов.

1. А.М. Горчаков – министр иностранных дел России.

2. Н.К. Гирс на посту министра иностранных дел.

3. Берлинский конгресс.

Источники и литература.

1. Внешняя политика России XIX и начала XX века // Документы Российского МИДа. Л., 1960.

ХХХ

1. Айрапетов О. Р. Николай Николаевич Обручев – талантливый исследователь, военный, журналист, педагог. // Вопросы истории. 1996. № 7.

2. Асиновская М.Ю. Русская военная разведка на Балканах в конце XIX века // Вопросы истории. - 2002. №11.

3. Беляев Н. И. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. М., 1956.

4. Бескровный Л. Г. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освободительная борьба балканских народов // Вопросы истории. 1967. № 6.

5. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. Военно-экономический потенциал России. М., 1973.

6. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война: 1817 - 1864 гг.М., 1994.

7. Бовыкин В.И. Очерки истории внешней политики России. -М., 1960.

8. Болховитинов Н.Н. Аляскинский скандал (1867-1868 гг.) (О продаже русских владений в Северной Америке США) // Вопросы истории. - 1989, №4.

9. Бушуев С. Александр Михайлович Горчаков. - М. 1966.

10. Дубинин Ю.В. Сто лет спустя: К истории подписания русско-французского договора о согласии и сотрудничестве // Вопросы истории. 1994, № 9.

11. Киняпина Н.С. Внешняя политика России второй половины 19 века. - М. 1974.

12. Киняпина Н.С. Балканы и проливы во внешней политике России в конце ХIХ века ( 1878-1898). - М., 1994.

13. Кудрявцева Е.П. Россия и Турция на рубеже XVIII-XIX вв.: от войны к союзным договорам // Новая и новейшая история. - 1996, №6. С. 45-59.

14. Нарочницкая Л. Россия и отмена нейтралитета Черного моря. - М. 1989.

15. Орлов А.А. Англо-российский «крымский» дипломатический конфликт 1856-1868 гг. // Новая и новейшая история. - 2002, №3.С. 113-125.

16. Тихонов А.К. Присоединение Средней Азии к России. // Преподавание истории в школе. 2004, №4.

Хевролина В.М. Министерство иностранных дел России в 1856-1878 гг. К 200-летию МИД // Новая и новейшая история. 2002, №4.

17.Хевролина В.М. Внешнеполитические концепции российского либерализма в конце XIX в. // Вопросы истории. 1997 , №10.

Тесты

к теме: « Внешняя политика России в 1860-х – начале 1890-х гг.»

1. Министерство иностранных дел при Александре II возглавлял:

А. К.В. Нессельроде.

Б. Н.П. Игнатьев.

В. А.М. Горчаков.

Г. С.Д. Сазонов.

2. Циркулярная нота МИД об отказе России от соблюдения ограничительных статей Парижского мира была обнародована:

А. В 1861 г.

Б. В 1870 г.

В. В 1878 г.

Г. В 1881 г.

3. В Средней Азии во второй половине XIX века Россия соперничала с :

А. Англией.

Б. Турцией.

В. Австро-Венгрией.

Г. Пруссией.

4. Разграничение территорий между Россией и Китаем на Дальнем Востоке произошло в результате подписания договоров:

А. 1855-1861 гг.

Б. 1858-1860 гг.

В. 1867-1875 гг.

Г. 1881-1883 гг.

5. Союз трёх императоров был заключен в 1873 г. между странами:

А. Россией, Англией и Францией.

Б. Россией, Турцией и Италией

В. Россией, Германией и Австро-Венгрией

Г. Россией, Германией и Италией.

6. Присоединение Средней Азии к России происходило:

А. В 1801-1825 гг.

Б. В 1825-1855 гг.

В. В 1887-1894 гг.

Г. В 1864-1885 гг.

7. Аляска была продана:

А. При Екатерине II.

Б. При Александре I.

В. При Александре II.

Г. При Александре III.

8. Союзницей России в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. не была:

А. Черногория.

Б. Сербия.

В. Румыния.

Г. Австро-Венгрия.

9. По Сан-Стефанскому мирному договору независимость получили:

А. Болгария и Сербия.

Б. Босния и Герцеговина.

В. Молдавия и Валахия

Г. Черногория.

10. Так называемый «перестраховочный договор» 1887 г. был подписан между странами:

А. Россией и Францией.

Б. Россией и Австро-Венгрией.

В. Россией и Германией.

Г. Россией и Турцией.

Ключ к тестам.

1 - В.

2 - Б.

3 - А.

4 - Б.

5 - В.

6 - Г.

7 - В.

8 - Г.

9 - А.

10 - В.

VI. Русская культура во второй половине ХIХ века.

План.

1. Основные тенденции в развитии культуры во второй половине XIX в.

2. Развитие просвещения, науки и техники, как отражение потребностей страны в пореформенное время.

3. Библиотеки и музеи, печать, книгоиздательство.

4. Влияние русской литературы на духовное развитие общества.

5.Изобразительное искусство, скульптура и архитектура: основные тенденции развития.

5. Театр и музыкальная культура.

6.Выдающиеся деятели русской культуры и их влияние на мировую культуру.

Наши рекомендации