НЭП: причины введения, цели, мероприятия.
Причины введения.
Условия Гражданской войны. Гражданская война поставила перед большевиками задачу создания огромной армии, максимальной мобилизации всех ресурсов, а отсюда - максимальной централизации власти и подчинения ее контролю всех сфер жизнедеятельности государства. При этом задачи военного времени совпали с представлениями большевиков о социализме как бестоварном, безрыночном централизованном обществе.
Политическая доктрина большевиков. В партийных документах большевиков (второй Программе РКП(б), принятой VIII съездом в 1919 г.) в первые годы Советской власти доминировала идея непосредственного перехода к социализму без предварительного периода, приспосабливающего старую экономику к экономике социалистической. Предполагалось, как отмечал В.И. Ленин, непосредственным велением пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически в мелкобуржуазной стране, в том числе с помощью средств, позаимствованных у капиталистических государств, прежде всего Германии. В качестве предпосылок для построения социализма в стране В.И. Ленин называл диктатуру пролетариата и наличие пролетарской партии. Что касается материальных предпосылок, то они связывались с победой мировой революции и помощью западноевропейского пролетариата.
Сущность политики военного коммунизма. Таким образом, политика военного коммунизма, проводимая большевиками в 1918-1920 гг., строилась, с одной стороны, на опыте государственного регулирования хозяйственных отношений периода первой мировой войны (в России, Германии и др.), с другой - на утопических представлениях о возможности непосредственного перехода к безрыночному социализму в условиях ожидания мировой революции, что привело в конечном итоге к неоправданному форсированию темпов социально-экономических преобразований в стране в годы Гражданской войны.
Основные элементы политики.
В области производства и управления.
А). Национализация. В.И. Ленин считал, что новый социалистический строй предполагает наибольшую централизацию крупного производства по всей стране. На основе декрета от 28 июля 1918 г. проводилась ускоренная национализация всех отраслей промышленности, а не только важнейших. В конце 1918 г. из 9,5 тыс. предприятий Европейской России было национализировано 3,3 тыс. К лету 1919 г. под контролем ВСНХ находилось 4 тыс. предприятий, а через год было национализировано до 80% крупных и средних предприятий. В национализированном секторе трудилось 2 млн. человек -70% занятых. В ноябре 1920 г. ВСНХ принимает постановление о национализации всей, теперь уже и мелкой промышленности.
Б). Уничтожение рынка и товарно-денежных отношений. Огосударствление экономики и представления о социализме как бестоварном и безденежном обществе привели к упразднению рынка и товарно-денежных отношений. 22 июля 1918 г. был принят декрет СНК О спекуляции, запрещавший всякую негосударственную торговлю. Обеспечение населения продовольствием, предметами личного потребления осуществлялось через сеть государственного снабжения. К началу 1919 г. полностью была национализирована частная торговля. Завершается переход к полной натурализации экономических отношений: отменяется плата за топливо, коммунальные услуги; продукты питания и промышленные товары отпускаются бесплатно. С 1 января 1921 г. вводится бесплатное снабжение и обслуживание рабочих и служащих госпредприятий, членов их семей и красноармейцев.
В). Централизация государственного управления. В период гражданской войны была создана действенная централизованная государственная и партийная структура. В государственной сфере власть перешла к исполнительным органам СНК - Малому совнаркому и Совету Рабочей и Крестьянской Обороны, образованному 30 ноября 1918 г. под председательством В.И. Ленина. Совет Обороны занимался преимущественно ведением войны, а также курировал практически все области государственной политики, с 1920 г. в его ведении оказалось все народное хозяйство. Отрицательное отношение к рынку стимулировало переход к крайней централизации управления народным хозяйством, в первую очередь, промышленностью и распределением (через ВСНХ, Наркомпрод, систему потребительской кооперации и т.д.). Пиком централизаторства стал главкизм. В 1920 г. существовало 50 главков, координировавших смежные отрасли и занимавшихся распределением готовой продукции - Главторф, Главкожа, Главкрахмал. В 1919-1920 гг. создается потребительская кооперация - государственная организация, занятая распределением, вводятся карточки и пайки.
В области сельского хозяйства.
А). Продразверстка. Система принуждения, активно практиковавшаяся в годы войны, включала в себя совокупность трудовых натуральных повинностей (расчистка дорог, заготовка дров, гужевая повинность и проч. ), а также натуральную хлебную повинность - продразверстку. Декрет о разверстке был принят 11 января 1919 г. Государство сообщало цифру своих потребностей в зерне, затем это количество распределялось (разверстывалось) по губерниям, уездам, волостям. При продразверстке исходили не из возможностей крестьянских хозяйств, а из весьма условных государственных потребностей. С осени 1919 г. разверстка распространялась на картофель, сено; с 1920 г. - на мясо и еще 20 видов сырья и продовольствия. Данная политика поставила крестьянство в оппозицию к властям.
Б). Переход к коммунистическому производству и распределению законодательно оформили два документа: постановление ВЦИК от 14 февраля 1919 г. Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию и декрет СНК от 16 марта 1919 г. О потребительских коммунах. В целях создания единого производственного хозяйства, снабжающего страну всем необходимым, был принят курс на форсированное объединение единоличных хозяйств в коллективные, а также на создание совхозов. Декрет о земле практически отменялся. Земельный фонд отныне передавался не всем трудящимся, а в первую очередь, совхозам и коммунам, а во вторую - трудовым артелям и товариществам по совместной обработке земли (ТОЗам). Крестьянин-единоличник мог пользоваться только остатками земельного фонда.
Элементы насилия и принуждения.
А). Милитаризация труда. В период военного коммунизма вводится всеобщая трудовая повинность для населения в возрасте от 16 до 50 лет (лозунг времени Не трудящийся да не ест!). Труд становится обязательно-принудительным. Для закрепления рабочей силы на одном месте вводятся трудовые книжки. Еще одним элементом политики военного коммунизма стала милитаризация труда, превратившая рабочих в бойцов трудового фронта. Милитаризация охватила сначала рабочих и служащих военной промышленности; в ноябре 1918 г. - всех занятых в железнодорожном, а с марта 1919 г. - на морском и речном транспорте. С 1920 г. рабочие и крестьяне переводились на положение мобилизованных солдат. В начале 1921 г. создаются трудовые армии из тыловых армейских частей на Урале, Украине, Кавказе, в западных губерниях.
Б). Деятельность чрезвычайных органов. Гражданская война была временем чрезвычайных органов, особых полномочий и террора. В числе особых органов в этот период выделялась прежде всего Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), которая в июне 1918 г. по численности превзошла наркомат внутренних дел (около 1000 чел., в 1921 г. уже более 137 тыс.). 5 сентября 1918 г., после покушения на В.И. Ленина и убийства председателя Петроградской ЧК М.С. Урицкого, был принят декрет о красном терроре, открывший широкий простор для деятельности репрессивных органов. К началу 1920 г. в концлагерях содержалось 13900 человек, в трудовых лагерях - 4100, в тюрьмах - 36500. Но террор не был монополией только красных, поскольку речь идет о гражданской войне. Белые армии прибегали к такому же жестокому возмездию по отношению к своим противникам. Они имели разведку и части безопасности, специальные антиподрывные команды и карательные группы. Белые применяли индивидуальный и массовый террор против населения, участвовали в казнях и расправах над коммунистами, членами советов и целыми деревнями. Убийства и зверства стали в годы войны повсеместным явлением.
Итоги политики.
В результате проведения политики военного коммунизма были созданы социально-экономические условия для победы Советской республики над интервентами и белогвардейцами. Большевикам удалось мобилизовать силы и подчинить экономику целям обеспечения Красной Армии боеприпасами, обмундированием, продовольствием. Для страны война имела тяжелые последствия. К 1920 г. национальный доход упал с 11 до 4 млрд. рублей по сравнению с 1913 г., производство крупной промышленности составляло 13% от довоенного. Продразверстка привела к сокращению посевов и валовых сборов основных сельскохозяйственных культур. В 1920-1921 гг. в стране разразился голод.
Вывод. Феномен военного коммунизма включал в себя не только экономическую политику, но и особый политический режим, идеологию и тип общественного сознания. Многие меры и методы ведения хозяйства в этот период были определены чрезвычайной ситуацией войны и разрухи, опасности голода, хотя и рассматривались большевиками, как материальная подготовка социализма. В процессе осуществления политики военного коммунизма в общественном сознании сложились определенные представления о модели социализма, которая включала в себя: уничтожение частной собственности, создание единой общегосударственной безрыночной системы путем ликвидации товарно-денежных отношений; натурализацию заработной платы как важнейшего условия построения коммунистического безденежного хозяйства. Политика военного коммунизма, основанная на насилии и чрезвычайщине, прежде всего в отношении крестьянства, вызвала войну в деревне против большевиков и поставила под вопрос сам факт сохранения их у власти. В результате острый политический и экономический кризис подтолкнул вождей партии к пересмотру всей точки зрения на социализм.
Образование СССР.
Предпосылки образования ссср
Идеологические:
Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы, практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные, хотя бы для части населения, политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, теперь вынужденно стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед.
Национальная политика большевиков:
Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение Гражданской войны борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.).
Политические:
В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.
2. Причины образования ссср
Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.
Положительные и негативные стороны объединения республик.
Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х годов.
3. Этапы образования ссср
С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации.
Возникновение и нарастание конфронтации.
Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.
Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей.
Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик.
Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.
Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь.
Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации.
Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи.
«Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма.
Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе.
Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца.
13. Внутрипартийная борьба в ВКП(б) в 1920–30-е гг. Установление режима личной власти Сталина.
Борьба за власть среди лидеров большевистской партии началась еще в последние годы жизни В.И. Ленина. Ввиду болезни с конца 1922 г. он фактически отошел от руководства партией и страной, но сумел продиктовать ряд писем и статей. Ключевым стало «Письмо к съезду», где он предостерегал большевиков от возможного раскола, фракционной борьбы, бюрократизации и дал характеристики наиболее значимым деятелям партии: И.В. Сталину, Л.Д. Троцкому, Г.Е. Зиновьеву, Л.Б. Каменеву, Н.И. Бухарину и Г.Л. Пятакову.
По мнению В.И. Ленина, главная опасность заключалась во взаимоотношениях Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина, что могло привести к расколу. И.В. Сталина, который сосредоточил в своих руках огромную власть, он оценил, весьма нелицеприятно, отметив его грубость, капризность, нетерпимость к критике, и предложил переместить с поста Генерального секретаря ЦК РКП(б).
После смерти В.И. Ленина «Письмо к съезду» было доложено делегатам XIII съезда РКП(б) (май 1924), но И.В. Сталину удалось сохранить за собой высший партийный пост.
Внутриполитическая борьба была обусловлена как личными амбициями лидеров, так и разногласиями по проблемам партийно-политических и экономических отношений в стране и мире.
И.В. Сталин в 1923–1924 гг. образовал вместе с Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым неофициальную руководящую тройку. Одновременно он старался наладить контакт с группой Н.И. Бухарина. Вместе с этими союзниками он выступил против Л.Д. Троцкого, который претендовал на роль преемника В.И. Ленина.
В результате Л.Д. Троцкого обвинили в стремлении стать диктатором, и в январе 1925 г. он был снят с постов наркома по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета, что стало началом конца его политической карьеры.
Осенью 1925 г. триумвират Сталин—Зиновьев—Каменев распался. Страх перед возрастающей политической силой И.В. Сталина привел к созданию Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым «новой оппозиции», которая потерпела поражение в декабре 1925 г. на XIV съезде ВКП(б).
В 1926 г. Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев сблокировались для борьбы с И.В. Сталиным, но это было сделано с большим опозданием, так как позиции И.В. Сталина и его сторонников стали весьма сильны, и так называемая «объединенная оппозиция» в конце 1927 г. потерпела поражение. Все видные представители этого блока были исключены из партии. Л.Д. Троцкого в 1928 г. сослали в Алма-Ату, а в 1929 г. депортировали из СССР. В 1940 г. он был убит в Мексике агентом советских спецслужб.
И наконец, в 1928–1930 гг. наступила очередь группы Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова и М.П. Томского, которые ранее активно помогали И.В. Сталину в борьбе против других оппозиционеров. В период слома нэпа и начала форсированной реконструкции советского общества они высказывали иные, чем сталинские, точки зрения на политику партии в деревне, по вопросам о темпах и методах социалистического строительства. Их обвинили в «правом уклоне» и удалили с руководящих постов.
В итоге в стране установился режим личной власти И.В. Сталина, превратившийся вскоре в культ личности.