Социально-экономическое развитие России в конце XIX – начале XX в.
Внешняя политика России в конце XIX – начале XX вв.: направления, задачи, итоги.
С середины 90-х гᴦ. XIX в. острие внешней политики России было направлено на Дальний Восток, поскольку в конце столетия объектом устремлений Англии, США, Японии становятся Корея и Манчжурия — территории, непосредственно граничившие с Россией. Укреплению российских позиций на Дальнем Востоке способствовало завершение строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.
Утверждение Японии на Ляодунском полуострове и в Корее создавало прямую угрозу интересам России на Дальнем Востоке. Россия, которую поддержали Франция и Германия, добилась от Японии отказа от аннексии (насильственного присоединения) Ляодунского полуострова. Японо-китайская война обострила борьбу империалистических держав за сферы влияния в Китае. 22 мая 1896 ᴦ. был заключен русско-китайский договор об оборонительном союзе против Японии и о постройке Китайско-Восточной железной дороги. По договору 15 марта 1898 ᴦ. Россия получила в аренду Порт-Артур.
Размещено на реф.рф
Вслед за этим Англия захватила порт Вэйхайвэй. Захват баз в Китае, усиление иностранного проникновения вызвали народное восстание в стране, в подавлении которого приняли участие войска всех империалистических держав. Войска России были введены в Манчжурию. Все эти события происходили на фоне военных приготовлений Японии, поддержанных Англией и США.
В ночь на 27 января 1904 ᴦ. японский флот внезапно напал на русскую эскадру в Порт-Артуре. После ряда поражений царской армии на фронтах русско-японской войны самодержавие пошло на подписание мирного договора с Японией в августе 1905 ᴦ. По нему Россия уступала Японии аренду Порт-Артура и передавала ей южную часть Сахалина. Россия также обязалась предоставить Японии право на рыболовство вдоль российских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях.
Русско-японская война вскрыла не только внешнеполитические просчеты, но и военно-политическую слабость царского самодержавия. Потери в войне 1904—1905 гᴦ., включая раненых и пленных, составили до 400 тыс. человек. Война оказала огромное революционизирующее влияние в российском обществе. Она ослабила также международное положение страны.
Все это привело к усилению процесса сближения России с Англией (в 1904 ᴦ. было заключено соглашение между Англией и Францией, а еще раньше — в 1894 ᴦ. — завершилось оформление русско-французского союза). Заключением в 1907 ᴦ. англо-русского договора завершается образование Атланты.
В первую мировую войну, начавшуюся летом 1914 ᴦ., включились 38 государств с населением 1,5 млрд. человек или 3/4 населения земного шара Противоречия между капиталистическими государствами, борьба за сферы влияния, рынки сбыта͵ передел мира лежали в базе столкновения двух ведущих группировок: Германии, Австро-Венгрии, Италии (Тройственный союз), с одной стороны, Англии, Франции и России (Антанта), с другой стороны. В октябре 1914 ᴦ. в войну против России вступила Турция.
1915 ᴦ. оказался еще более тяжелым для Антанты и прежде всего для России. Основной удар австро-германские войска нанесли на Восточном фронте. В случае если в апреле 1915 ᴦ. на Западном фронте было 100 германских дивизий, то в августе того же года на западе сосредоточилось 90 германских дивизий, а на востоке — 105 дивизий. В то же время Англия и Франция не поддержали своевременно своего союзника. Русские войска были вынуждены оставить Польшу, Литву, часть Прибалтики и Белоруссии. Но, несмотря на тяжелые поражения, российский фронт все же устоял.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, борьба России за сферы влияния втянула ее в войны, к которым она оказалась не подготовленной и которые поставили общество в критическое положение
Образование СССР.
Предпосылки образования ссср
Идеологические:
Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы, практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные, хотя бы для части населения, политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, теперь вынужденно стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед.
Национальная политика большевиков:
Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение Гражданской войны борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.).
Политические:
В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.
2. Причины образования ссср
Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.
Положительные и негативные стороны объединения республик.
Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х годов.
3. Этапы образования ссср
С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации.
Возникновение и нарастание конфронтации.
Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.
Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей.
Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик.
Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.
Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь.
Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации.
Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи.
«Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма.
Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе.
Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца.
13. Внутрипартийная борьба в ВКП(б) в 1920–30-е гг. Установление режима личной власти Сталина.
Борьба за власть среди лидеров большевистской партии началась еще в последние годы жизни В.И. Ленина. Ввиду болезни с конца 1922 г. он фактически отошел от руководства партией и страной, но сумел продиктовать ряд писем и статей. Ключевым стало «Письмо к съезду», где он предостерегал большевиков от возможного раскола, фракционной борьбы, бюрократизации и дал характеристики наиболее значимым деятелям партии: И.В. Сталину, Л.Д. Троцкому, Г.Е. Зиновьеву, Л.Б. Каменеву, Н.И. Бухарину и Г.Л. Пятакову.
По мнению В.И. Ленина, главная опасность заключалась во взаимоотношениях Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина, что могло привести к расколу. И.В. Сталина, который сосредоточил в своих руках огромную власть, он оценил, весьма нелицеприятно, отметив его грубость, капризность, нетерпимость к критике, и предложил переместить с поста Генерального секретаря ЦК РКП(б).
После смерти В.И. Ленина «Письмо к съезду» было доложено делегатам XIII съезда РКП(б) (май 1924), но И.В. Сталину удалось сохранить за собой высший партийный пост.
Внутриполитическая борьба была обусловлена как личными амбициями лидеров, так и разногласиями по проблемам партийно-политических и экономических отношений в стране и мире.
И.В. Сталин в 1923–1924 гг. образовал вместе с Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым неофициальную руководящую тройку. Одновременно он старался наладить контакт с группой Н.И. Бухарина. Вместе с этими союзниками он выступил против Л.Д. Троцкого, который претендовал на роль преемника В.И. Ленина.
В результате Л.Д. Троцкого обвинили в стремлении стать диктатором, и в январе 1925 г. он был снят с постов наркома по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета, что стало началом конца его политической карьеры.
Осенью 1925 г. триумвират Сталин—Зиновьев—Каменев распался. Страх перед возрастающей политической силой И.В. Сталина привел к созданию Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым «новой оппозиции», которая потерпела поражение в декабре 1925 г. на XIV съезде ВКП(б).
В 1926 г. Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев сблокировались для борьбы с И.В. Сталиным, но это было сделано с большим опозданием, так как позиции И.В. Сталина и его сторонников стали весьма сильны, и так называемая «объединенная оппозиция» в конце 1927 г. потерпела поражение. Все видные представители этого блока были исключены из партии. Л.Д. Троцкого в 1928 г. сослали в Алма-Ату, а в 1929 г. депортировали из СССР. В 1940 г. он был убит в Мексике агентом советских спецслужб.
И наконец, в 1928–1930 гг. наступила очередь группы Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова и М.П. Томского, которые ранее активно помогали И.В. Сталину в борьбе против других оппозиционеров. В период слома нэпа и начала форсированной реконструкции советского общества они высказывали иные, чем сталинские, точки зрения на политику партии в деревне, по вопросам о темпах и методах социалистического строительства. Их обвинили в «правом уклоне» и удалили с руководящих постов.
В итоге в стране установился режим личной власти И.В. Сталина, превратившийся вскоре в культ личности.
Цели коллективизации с/х
- Обеспечение перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации.
-Ликвидация «аграрного перенаселения».
-Ликвидация кулачества как класса.
-Распространение влияния государства на частный сектор сельского хозяйства (полное огосударствление экономики).
-Попытки наладить эффективное сельскохозяйственное производство.
15. Внешняя политика Советского государства в 1920−30-е гг.: направления, задачи, итоги.
Основной задачей Советской России в начале 20-х гг.– было снятие экономической и политической блокады.
Наиболее важным препятствием на пути признания России странами Запада были взаимные претензии друг к другу:
Генуя (10 апреля -19 мая 1922г.)
· Запад: о национализированном имуществе иностранных капиталистов в России, о долгах царского и Временного правительств
· контрпретензии Советской России: в связи с ущербом, нанесенным интервентами ее хозяйству в ходе гражданской войны (39 млрд. золотых руб.).
С 1922 года начинается «полоса признания» Советской России.
16 апреля 1922 г. в Рапалло подписан двусторонний договор России и Германии. Договор предусматривал восстановление дипломатических отношений, взаимный отказ от возмещения военных расходов и убытков; Германия отказывалась от претензий в связи с аннулированием старых долгов и национализацией иностранной собственности в Советской России.
В течение 1924 года СССР установил дипломатические отношения с Великобританией, Италией, Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией, Францией, Китаем, Мексикой, в 1925 г. с Японией.
Активное сотрудничество с Германией в том числе и в военной сфере (до прихода Гитлера к власти)
Основной задачей внешней политики СССР в 30-х гг. являлось создание системы коллективной безопасности для взаимной защиты от агрессии со стороны Германии.
1933– установлены дипломатические отношения с США
18 сентября 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций.
В 1935 г. был подписан договор о взаимопомощи между Францией и СССР (на 5 лет), а также между СССР и Чехословакией.
Отрицательные стороны подписанных договоров: 1) не предусмотрен автоматизм действия обязательств о взаимопомощи;
2) не заключена военная конвенция о формах, условиях и размерах военной помощи;
3) в советско-чехословацком договоре оказание помощи со стороны СССР ставилось в зависимость от оказания помощи со стороны Франции.
Демократические страны Запада опасаясь угрозы со стороны коммунистической России проводили политику уступок фашистским державам с целью сохранить с ними мирные отношения, направив их агрессию на другие страны (прежде всего на СССР) (политика "умиротворения агрессора").
29 сентября 1938 г. на Мюнхенская конференции премьер-министр Великобритании Чемберлен, главы правительств Франции (Даладье), Италии (Муссолини) и Германии (Гитлер) подписали соглашение по которому Судетская область (часть Чехословакии) присоединялась к Германии,
15 марта 1939 г. германские войска полностью оккупировали Чехословакию,
Восток: Усиление Японии. Захвачена часть Китая. Столкновения с советскими войсками у о. Хасан (29 июля-11 августа 1938 г.) и реки Халхин-Гол (11 мая-31 августа 1939 г.)
Весной-летом 1939 г. начались советско-англо-французские переговоры. Цель: договор о взаимопомощи в случае агрессии Германии. Одновременно все три страны начинают искать союзника в Германии (на тот случай если советско-англо-французский союз не удастся). 3 мая 1939 г. на пост наркома иностранных дел был назначен В.М. Молотов (сторонник сближения с Германией)
21 августа переговоры закончились безрезультатно.
23 августа 1939 г. (в Москве заключен советско-германский договор о ненападении, рассчитанный на 10 лет (пакт Молотова-Риббентропа). + 28 сентября 1939 г.–договор о дружбе и границе К договорам были приложен секретные протоколы о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы СССР были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Литва,. часть Польши и Бесарабия).
1 сентября 1939 г. (Германия напала на Польшу. Союзники Польши (Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Началась II Мировая война.
17 сентября 1939 г.на стороне Германии во вторую мировую войну вступил СССР (Красная Армия заняла Западную Белоруссию и Западную Украину).
28 сентября 1939 г.заключен советско-германский договор "О дружбе и границе", закрепивший эти территории в составе СССР.
В ноябре 1939 г. - марте 1940 г. проходила советско-финская война. (за агрессию против Финляндии СССР был исключен из Лиги Наций – декабрь 1939 ). По советско-финскому мирному договору СССР получил весь Карельский перешеек с городом Выборг.
В 1940 г. в состав СССР вошли Эстония, Латвия и Литва.
Летом 1940 г. Румыния уступила СССР Бесарабию и Северную Буковину. Создается Молдавская ССР (в том числе и из части территории Украины).
Период Брежневского застоя
Период застоя (эпоха застоя) – период в развитии Советского Союза, который характеризуется относительной стабильностью всех сфер жизни, отсутствием серьезных политических и экономических потрясений и ростом благосостояния граждан.
Под эпохой застоя обычно понимают период между приходом к власти Л.И. Брежнева в середине 1960-х годов и началом перестройки в начале 1980-х. В среднем, условно можно обозначить годы периода застоя с 1964 по 1986.
Понятие периода застоя
Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС, когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.
Следует отметить, что однозначной трактовки термин не имеет, так как под застоем понимают, как положительные, так и негативные явления. С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос, появилась уверенность в завтрашнем дне. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период.
Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. По удачному стечению обстоятельств произошел так называемый «нефтяной бум» и цены на черное золото выросли, что позволило руководству страны получать прибыль просто от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».
Таким образом, с одной стороны, в это время СССР достигло свое наивысшего рассвета, обеспечил гражданам стабильность и вышел в число мировых держав, а с другой стороны заложил не самый хороший фундамент для экономического развития страны в будущем – в период перестройки.
20. Внешняя политика СССР в 1945−1985 гг.: основные принципы, направления, задачи, итоги.
Победа в Великой Отечественной войне, решающая роль во Второй мировой войне существенно укрепили авторитет СССР, его влияние на международной арене. СССР стал одним из создателей Организации Объединенных Наций, постоянным членом Совета Безопасности. Столкновение внешнеполитических интересов СССР, с одной стороны, и его партнеров по антигитлеровской коалиции (США, Великобритания) — с другой, в сущности, было неизбежным. Советское руководство стремилось с максимальной выгодой использовать победу для создания собственной сферы влияния в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые были освобождены Красной Армией (Польша, Румыния, Югославия, Чехословакия, Болгария, Албания и др.). США и Великобритания расценивали данные действия как угрозу своим национальным интересам, попытку навязывания этим странам коммунистической модели. В 1946 г. в американском городе Фултоне выступил бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль с речью, содержавшей призыв к сдерживанию советской экспансии объединенными усилиями англосаксонского мира («доктрина сдерживания»). В 1947 г. президент США Г. Трумэн предложил образовать военно-политический союз западных стран, создать на границах СССР сеть военных баз, развернуть программу экономической помощи европейским странам, пострадавшим от фашистской Германии («доктрина Трумэна). Реакция СССР была вполне предсказуема. Разрыв отношений между прежними союзниками стал реальностью уже в 1947 г. Наступила эпоха «холодной войны». В 1946—1949 гг. при непосредственном участии СССР в Албании, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Румынии, Китае к власти пришли коммунистические правительства. Советское руководство не скрывало своего намерения направлять внутреннюю и внешнюю политику этих стран. Отказ югославского лидера И. Броз Тито подчиниться планам СССР об объединении в балканскую федерацию Югославии и Болгарии привел к разрыву советско-югославских отношений. Более того, в компартиях Венгрии, Чехословакии, Болгарии и др. прошли кампании по разоблачению «югославских шпионов». Нечего и говорить, что отказ от советской модели для руководства стран социалистического лагеря был попросту невозможен. СССР заставил их отказаться от финансовой помощи, которую предложили США в соответствии с планом Маршалла, и в 1949 г. добился создания Совета Экономической Взаимопомощи, координировавшего экономические отношения внутри социалистического блока. В рамках СЭВа СССР на протяжении всех последующих лет оказывал весьма существенную экономическую помощь странам-союзникам. В этом же году была оформлена Организация Североатлантического договора (НАТО), а СССР заявил об успешном испытании ядерного оружия. Опасаясь глобального конфликта, СССР и США мерялись силами в локальных столкновениях. Наиболее острым было их соперничество в Корее (1950—1953), завершившееся расколом этой страны, и в Германии, где в мае 1949 г. была провозглашена ФРГ, созданная на основе английской, американской и французской зон оккупации, а в октябре — ГДР, вошедшая в сферу советского влияния. «Холодная война» в 1947—1953 гг. не раз приводила мир к порогу настоящей («горячей») войны. Обе стороны проявляли упорство, отказывались от серьезных компромиссов, разрабатывали военно-мобилизационные планы на случай глобального конфликта, включавшие возможность нанесения первыми ядерного удара по противнику. XX съезд КПСС (1956) одобрил новую внешнеполитическую доктрину СССР. Наиболее важными новациями были: выдвижение принципа мирного сосуществования с капиталистическими странами и вывод о возможности предотвращения мировой войны; признание множественности путеи к социализму; оценка стран так называемого «третьего мира» как естественных союзников СССР в борьбе за мир во всем мире. Соответственно во внешней политике СССР 1953—1964 гг. приоритетными были три направления: отношения с капиталистическими странами; отношения с союзниками по социалистическому лагерю; отношения со странами «третьего мира», в первую очередь членами движения неприсоединения (Индия, Египет и др.). Отношения с капиталистическими странами складывались противоречиво. С одной стороны, удалось несколько снизить уровень конфронтации. В 1955 г. был подписан государственный договор с Австрией, прекращено состояние войны с Германией, в 1956 г. — с Японией. В 1959 г. состоялся первый визит советского руководителя в США. Н. С. Хрущев был принят президентом Д. Эйзенхауэром. С другой стороны, обе стороны активно развивали программу вооружений. В 1953 г. СССР заявил о создании водородной бомбы, в 1957 г. провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Запуск советского спутника в октябре 1957 г. в этом смысле буквально потряс американцев, осознавших, что отныне и их города находятся в зоне досягаемости советских ракет. Начало 60-х гг. оказалось особенно напряженным. Сначала полет американского самолета-шпиона над территорией СССР был прерван в районе Екатеринбурга точным попаданием ракеты. Затем берлинский кризис, вызванный строительством по решению ГДР и стран Варшавского Договора стены, отделившей восточную часть Берлина от западной (1961). Наконец, в 1962 г. произошел так называемый Карибский кризис, поставивший мир на грань войны. СССР разместил ядерные ракеты средней дальности на Кубе, США ответили угрозой вторжения на «остров свободы». Компромисс между Хрущевым и американским президентом Дж. Кеннеди был достигнут буквально в последний момент. Ракеты с Кубы были вывезены, США, с свою очередь, гарантировали ее безопасность и демонтировали направленные на СССР ракеты в Турции. Непросто развивались отношения и со странами социалистического лагеря. В 1955 г. был создан военно-политический союз стран — участниц Варшавского Договора (СССР, Польша, Венгрия, Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания), обязавшихся координировать свою оборонную политику и вырабатывать единую военную стратегию. Противовес НАТО наконец появился. Урегулировав свои противоречия с Югославией, СССР заявил о готовности считаться с национальными особенностями стран социализма. Но уже в 1956 г. советское руководство пошло на попятную. Антикоммунистическое восстание в Будапеште было подавлено при помощи советских вооруженных сил. С этого времени СССР вернулся к чрезвычайно жесткой политике по отношению к социалистическим странам, требуя от них твердой приверженности советской модели социализма. Между тем критика культа личности Сталина не была поддержана руководством Китая и Албании. Китайская коммунистическая партия претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 1964—1985 гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов. Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния. В начале 1980-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех. Вторая половина 60-х — 70-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией. В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Наконец, в 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Разрядка была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.
21. Перестройка в СССР (1985–1991 гг.): причины, цель, задачи преобразований.
В 1985 г. политическое лидерство в стране перешло к М.С. Горбачеву.
Был выработан новый курс развития страны, получивший название «перестройка». Характер нового курса, продолжавшегося с 1985 по 1991 г., определялся стремлением реформировать советское общество, которое к 80-м гг. вступило в затяжной социально-экономический кризис. Новый курс предполагал соединение социализма и демократии, улучшение социализма.
Разработанный в 1987 г. проект реформы предполагал:
1) расширить хозяйственную самостоятельность предприятий;
2) возродить частный сектор экономики;
3) отказаться от внешнеторговой монополии;
4) сократить число административных инстанций;
5) в сельском хозяйстве признать равенство пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств.
Выделяют три этапа перестройки:
1) 1985–1986 гг.;
2) 1987–1988 гг.;
3) 1989–1991 гг.
Первый этап. Период ускорения, 1985–1986 гг.:
1) начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме речь шла о неотложности глубоких перемен во всех областях жизни общества; рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны;
2) успех курса на ускорение связывали:
– с более активным использованием достижений НТР;
– децентрализацией управления народным хозяйством;
– внедрением хозрасчета;
– укреплением дисциплины на производстве;
3) на основе реформированной экономики намечалось решить важные социальные проблемы – жилищную (к 2000 г.) и продовольственную.
Второй этап. «Гласность» и перестройка, 1987–1988 гг.:
1) перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет, журналов;
2) в обстановке более реальной свободы в стране стали возникать многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 1930-1950-х гг.;
3) возросла роль публицистики, средств массовой информации. Начался процесс восстановления исторической памяти народа, раскрытия «белых пятен» истории. Перестала быть запретной критика В.И. Ленина.
Трудности и противоречия проведения перестройки:
1) экономическое реформирование не привело к позитивным переменам. Обострялись проблемы повседневной жизни. Становилась очевидной необходимость перехода к полноценным рыночным отношениям;
2) несмотря на многомиллионные вливания в экономику, не удалось выйти на передовые позиции, не оправдались надежды и на закон о кооперации. Она в основном вылилась в вымывание дешевых товаров из госторговли и последующую их перепродажу по высоким ценам. Зато произошла легализация «теневой экономики»;
3) противоречивость начатых преобразований в рамках командно-административной системы особенно ярко проявилась в политической сфере. Актуальным стал вопрос о ликвидации монополии КПСС и активизации деятельности Советов;
4) в 1989 г. в стране начинает оформляться демократическая оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), которая выступила за необходимость не реформ, а изменения всего общественного строя, который существовал в СССР;
5) хотя на III съезде Советов народных депутатов СССР была отменена монополия КПСС, было введено президентство в стране (президентом СССР стал М.С. Горбачев), этот институт оказался очень слабым и не смог противостоять распаду государства, который начинается после демонтажа его основы – власти партии.
Перестройка оказала неоднозначное воздействие на обществен