Россия в конце ХХ — начале ХХI века.

СССР проводил единую политику, подкрепленную монолитной идеологией и защищал свои интересы на мировой арене. Планы его расчленения вынашивали и враги и союзники.

Стремясь сохранить рычаги управления, Б.Н. Ельцин предложил национальным окраинам брать власти столько, сколько они смогут. Власть в национальных республиках оказалась в руках местной бюрократии, несмотря на то, что в большинстве субъектов федерации русского населения было более половины, поэтому резко возрос национализм, и ухудшилось положение русского населения. В результате отсутствия четко продуманной национальной политики в Чечне установился криминальный режим, с которым до 1994 года никто не боролся. В результате, ситуация стала настолько сложной, что там начинается контртеррористическая операция, более напоминающая военные действия. Все это происходит на фоне расширения блока НАТО на восток, агрессии против Сербии, утраты рынков сбыта вооружений, нелегального проникновения и расселения на Дальнем Востоке граждан Китая, активизации японской дипломатии, вновь поднявшей вопрос о Южных Курилах.

Давайте предоставим слово одному из идеологов концепции крестового похода против СССР Збигневу Бжезинскому: «На Западе, вследствие процесса распада Советского Союза границы России существенно изменились в неблагоприятную для нее сторону, а сфера ее геополитического влияния серьезно сократилась. Прибалтийские государства находились под контролем России с 1700-х годов, и потеря таких портов как Рига и Таллинн, сделало доступ России к Балтийскому морю более ограниченным, причем в зонах, где оно зимой замерзает. Хотя Москва и сумела сохранить политическое главенствующее положение в новой, получившей официальный статус независимости, но в высшей степени русифицированной Белоруссии, однако еще далеко не ясно, не одержит ли в конечном счете и здесь верх националистическая инфекция. А за границами бывшего Советского Союза крах Организации Варшавского договора означал, что бывшие сателлиты Центральной Европы, среди которых на первое место выдвинулась Польша, быстрыми темпами склоняются в сторону НАТО и Европейского Союза. Самым беспокоящим моментом явилась потеря Украины…означало потерю потенциально богатой и индустриальной и сельскохозяйственной экономики и 52 млн. человек этнически и религиозно наиболее связанных с русскими, которые способны были превратить Россию в действительно крупную и уверенную в себе имперскую державу». Он предлагает осознать три беспрецедентных условия, которые в настоящее время определяют геополитическое состояние мировых дел: 1) впервые в истории одно государство является действительно мировой державой; 2) государством, превосходящим все другие в мировом масштабе, является неевразийское государство и 3) центральная арена мира – Евразия – находится под превалирующим влиянием неевразийской державы.

В краткосрочной перспективе Америка заинтересована укрепить и сохранить существующий геополитический плюрализм на карте Евразии.

Вместе с тем хотелось бы отметить: из того факта, что позиция Горбачева и Ельцина по многим вопросам была выгодна США, еще не вытекает то, что они были «агентами империализма». Просто их политика пересекалась с интересами некой заокеанской сверхдержавы. Для того чтобы опрокинуть СССР необходимо было сочетание целого ряда политических, социальных, экономических и иных явлений, которые и приведут к 1991 году.

Будущий писатель Владимир Богомолов в 15 лет бросил школу, приписал себе два года и ушел воевать. В 19 лет он был победителем, шесть боевых наград. В 1951 году попал в тюрьму, где невинно сидел. Когда его выпустили, на последние копейки дал телеграмму: «Кремль. Сталину. Я, офицер, участник войны, без суда и следствия пробыл в тюрьме 13 месяцев. Выпущен без предъявления обвинения. Ожидаю назначения. Нахожусь в бедственном положении, не на что купить хлеба. Прошу вашего незамедлительного вмешательства». Телеграмма была дана в субботу, а уже в понедельник его срочно вызвали в отдел кадров округа, накормили, неся ерунду, которую умеют плести в армии для солдат и младших офицеров, и в течение недели выплатили задолженность по зарплате за все тринадцать, теперь уже с половиной месяцев. С момента отправки телеграммы не прошло ни одной рабочей минуты (воскресенье – выходной). Все телеграммы в адрес вождя шли под грифом «правительственная», и их строго запрещалось задерживать. Почти полвека прошло после той телеграммы. В середине девяностых в Палдиски была ликвидирована база атомных подводных лодок. Русских офицеров бросили, их было 319 человек вместе с семьями, они жили в холодных бараках и были никому не нужны. Они трижды обращались к президенту России Ельцину, пять раз – к министру обороны Грачеву, много раз – в военную прокуратуру!

«Знаете почему? – говорил Владимир Богомолов, – у нас нет государства! Нет! Когда я отправлял свою телеграмму после войны, государство было!… Я не идеализирую Сталина, считаю его одним из величайших преступников в истории человечества…Государство может быть тоталитарным или демократическим – но оно должно быть».

31 декабря 1999 года Б.Н. Ельцин добровольно ушел в отставку, его главной заслугой было то, что он все-таки сумел сохранить Российскую Федерацию в условиях, когда почва колебалась под ногами, и государство напоминало космический корабль, потерпевший крушение на орбите – его гигантские обломки продолжали нестись вместе, влекомые лишь силой инерции. Исполняющим обязанности президента страны стал В.В. Путин, который в марте 2000 года победил на выборах.

6 февраля 2000 года завершилась операция по освобождению города Грозного, а через 10 дней появляется Постановление правительства Российской Федерации № 122 (г.Москва) от 16 февраля 2001 года «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».

Начинается эпоха возрождения государственности на основе демократических начал. Постепенно меняется отношение к России и Запада. Террористические акты 11 сентября 2001 года ясно показали США, что необходима совместная борьба с терроризмом. В начале XXI века начинается курс на конструктивное сближение, и хотя политика двойных стандартов относительно России еще не закончена, но проводится она уже не столь явно, как было в 90-е годы. Однако обольщаться пока не следует, осознание того, что СССР больше не существует, уже наступило, но перспективы дальнейшего существования России пока еще довольно расплывчаты. Вместе с тем, уже сегодня видно, что Россия стала осознавать свои национальные интересы и все больше их отстаивать. 25 сентября 2003 года даже А.Б.Чубайс заявил в своей предвыборной речи: «Я считаю, что Россия не просто уже является лидером, а она может и должна всемерно наращивать и укреплять свои лидирующие позиции в этой части планеты (СНГ – А.К.) в следующие 50 лет. Скажу больше. Я считаю, что идеология России, – я глубоко в этом убежден, – на всю обозримую историческую перспективу должна стать идеологией либерального империализма, а целью российского государства должно стать построение либеральной империи». Правда, на выборах правых все равно народ прокатил. По всей видимости, не последнюю роль в этом сыграло стремление про американски настроенных «разрушителей» СССР сыграть роль созидателей нового мира. Но и правые, и левые политические силы прекрасно понимают, что вслед за экономической интеграцией и восстановлением прерванных связей на всем постсоветском пространстве неизбежно должна последовать интеграция политическая, но строго на добровольной основе. Эта интеграция должна проходить с учетом национальных особенностей населения нашего государства и опыта объединенной Европы. Впрочем, пытаться предсказывать будущее довольно бессмысленное занятие, гораздо интереснее попытаться разобраться в прошлом.

Наши рекомендации