Серебряный век русской культуры.
Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался примерно четверть века: 1898-1922 гг. Начальная дата совпадает с годом создания объединения «Мир искусства», основания Московского художественного театра (МХТ), где была поставлена «Чайка» А.П. Чехова, а конечная — с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Краткость периода вовсе не умаляет его значимости.
Серебряный век включает в себя прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX в., известное также под именем«богоискательство», ирусский модернизм,охватывающий главным образом символизм и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения. К серебряному веку следует также отнести художественное объединение «Мир искусства» (1898-1924), создателями которого были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев, снискавший себе славу организацией знаменитых «Русских сезонов» в Европе и Америке.
Что касаетсярусского авангарда, то он представляет собой отдельное, самостоятельное явление. По своему духу и устремлениям он расходится с серебряным веком.
Выражение и название«серебряный век»является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...» Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман «Серебряный голубь». Редактор журнала «Аполлон» С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX в.
Русское религиозное возрождение начала XX в. представляют такие философы и мыслители, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. и Е.Н. Трубецкие.
Первые четверо, являющиеся центральными фигурами богоискательства, прошли сложный путь духовной эволюции. Они начинали как марксисты, материалисты и социал-демократы. К началу XX в. они сделали поворот от марксизма и материализма к идеализму, существенно ограничили возможности научного объяснения мира и перешли на позиции либерализма. Об этом свидетельствовали их статьи, опубликованные в сборнике «Проблемы идеализма» (1902).
После революции 1905-1907 гг. их эволюция завершилась и они окончательно утвердились как религиозные мыслители. Свои новые взгляды они выразили в сборнике «Вехи» (1909). С. Булгаков стал священником.
Концепция русского религиозного возрождения явилась плодом осмысления многовековой истории России и Запада. Она во многом стала продолжением и развитием славянофильства. Поэтому ее можно определить как новое славянофильство. Она также явилась развитием идей и взглядов Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Л.Н. Толстого и B.C. Соловьева.
Многие идеи и особенно учение о ненасилии Л.Н. Толстого также были созвучны воззрениям представителей религиозного ренессанса.
Вл. Соловьев разработал концепцию возрождения России на христианских основах. Он посвятил свою жизнь неустанной борьбе против враждебного отношения интеллигенции к Церкви, за преодоление разрыва между ними, призывал к взаимному примирению.
Развивая идеи своих предшественников, представители религиозного возрождения весьмакритически оценивают западный путь развития.
Именно эти стороны, как отмечают представители богоискательства, были взяты на вооружение русской революционной интеллигенцией. В своей борьбе за благо и счастье народа, его освобождение она избрала радикальные средства: революцию, насилие, разрушение и террор.
Билет №8.
Объединение русских земель вокруг Москвы.
Объединение Руси – процесс создание единого централизованного государства под управлением Москвы и Великого князя. Объединение Руси началось в 13 веке и закончилось лишь в 16 веке.
Начало объединения Руси
Объединение Киевской Руси имело несколько предпосылок. До начала 13 века Киевская Русь представляла собой не единое государство, а содружество нескольких разрозненных княжеств, которые номинально подчинялись власти Киева и Киевского князя, однако по факту были абсолютно самостоятельными территориями со своими законами и своей политикой. Более того, княжества и князья регулярно воевали между собой за территории и право политического влияния. В результате междоусобных войн, Русь сильно ослабла, как политически, так и военно и не могла противостоять постоянным набегом кочевников и попыткам других государств завоевать территории страны. В результате отсутствия единой армии, Русь в 13 веке находилась под влиянием Литвы и Золотой Орды (монголо-татарское иго), потеряла независимость и вынуждена была выплачивать дань захватчикам. Экономика ослабла, страна была в хаосе и отчаянно нуждалась в новой политической системе.