Проблемы и основные различия в обустройстве объектами социальной инфраструктуры
В 21 веке человечество к пришло к пониманию, что комфортная среда проживания является основой общественного здоровья, а оно в свою очередь - стратегический ресурс государства. Комфортная среда складывается из большого числа факторов, к которым относится и социальная инфраструктура.
В современных условиях существования России требуется обновление системы социально-экономического развития, прежняя модель роста уже исчерпала свои ресурсы. В связи с этим существует потребность в инновационном в выходе на траекторию устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей ей инфраструктуры постиндустриального общества.
Поэтому новая стратегия социально-экономического развития 2020 базируется на новой модели экономического роста и новой социальной политике. Данная стратегия определяет основные ориентиры развития с учетом задействования факторов конкурентоспособности, относительно высокого качества человеческого капитала и научного потенциала.
Высокая обеспеченность ресурсами является основой высокого инвестиционного потенциала региона. В целях развития Одинцовского района идет упор на создание специализированных кластеров и формирование инновационного профиля экономики, преимущественно в области автомобилестроения и химической промышленности. В настоящее время уже активно функционируют автомобильный, аэрокосмический, нефтехимический и ITкластеры, перспективными являются агропромышленный, биотехнологии и IT–медицина, туристический, малое авиа- и судостроение.
В Одинцовском районе развита дорожно-транспортная сеть. Большая часть приходится на автомобильный и железнодорожный транспорт. Транспортная сеть постоянно совершенствуется, действуют целевые программы по развитию транспортной системы. Водный транспорт осуществляет как пассажирские, так и грузовые перевозки.
Управленческие решения по развитию среды муниципальных образований необходимо принимать исходя из того, что: комфортная среда является одним из условий обеспечения общественного здоровья, а социальная инфраструктура, должна стать средой обеспечения здорового образа жизни. Основой социально-экономической оценки эффективности и устойчивости развития городских поселений является создание и ответственное поддержание здоровой искусственной среды обитания.
Развитие муниципальных образований выдвигают на передний план, исследование формирования среды обитания в социально-экономических системах.
В настоящее время изменение отношения к проблеме здоровья выражается в более активном взаимодействии в вопросах укрепления здоровья органов местной власти с медицинскими службами. Региональные администрации разрабатывают стратегии укрепления здоровья, ориентированные на повышение качества жизни и потенциала здоровья.
Стратегия регионального развития, направленная на привлечение частного капитала в развитие социальной инфраструктуры, нуждается в разработке критериев эффективности подобного сотрудничества.
В качестве миссии «Стратегии социально-экономического развития Одинцовского муниципального района Московской области на период до 2020 года» видится сохранение роли региона в качестве локомотива развития России, преобразовании в социально
ориентированный регион устойчивого процветания, оптимально встроенный в мировое разделение труда.[26]
Главная цель заключается в обеспечении современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях.
Главной задачей органов местного самоуправления муниципальных образований является реализация инновационного сценария развития с достижением основных целевых ориентиров.
Как говорилось ранее реализация стратегических целей муниципального образования лежит через, принятие и исполнение муниципальных программ развития. Программы ориентированы на такие сферы как: образование, ЖКХ, муниципальная собственность, культура, физическая культура и спорт, социально- экономическая политика, социальная политика и др.
В рамках инновационного сценария и стратегической цели развития системы образования – обеспечение условий для модернизации муниципальной системы Одинцовского района, реализация принципов доступности, повышения качества и роста эффективности образования, принята муниципальная программа (далее МП) «Развитие системы образования в муниципальных образованиях на 2014-2017 годы». Программа определяет в качестве основных целей: обеспечение качественных условий для эффективного функционирования системы дошкольного, общего и дополнительного образования, системы отдыха и оздоровления детей и подростков; создание условий для развития детско-юношеского спорта, подготовки спортивного резерва сборных команд Одинцовского района.
В рамках решения этих стратегических задач, принята муниципальная программа «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Одинцовском районе на 2014-2017 годы».
Основные цели программы, это:
1. Снижение уровня загрязнения окружающей среды.
2. Организация благоустройства и озеленения, приведение в качественное, соответствующее санитарным нормам состояние территории Одинцовского района.
3. Создание условий для повышения уровня комфортности проживания за счет грамотного функционального зонирования территории Одинцовского района.
4. Обеспечение рационального использования энергии и энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, снижение энергоемкости секторов жилищно – коммунального хозяйства, повышение комфортности и безопасности проживания населения Одинцовского района.
5. Организация газоснабжения населения Одинцовского района.
6. Повышение комфортности проживания населения Одинцовского района за счет развития и модернизации инженерной инфраструктуры.
В рамках совершенствования управления муниципальной собственностью, основной стратегической задачей является - развитие муниципального имущественного комплекса для выполнения функций социального характера. Для решения этой задачи принята муниципальная программа «Повышение эффективности управления собственностью муниципальных образований Одинцовского муниципального района на 2014-2017 годы».
В качестве основных целей программы утверждены:
1. оптимизация состава муниципального имущества и наполнение государственного кадастра недвижимости данными об объектах муниципальной собственности;
2. Обеспечение доходов муниципального бюджета от использования и приватизации муниципального имущества;
3. создание условий для сохранности муниципальной собственности, в том числе объектов, являющихся историко-культурным наследием;
4. создание условий для формирования и предоставления однократно бесплатно земельных участков гражданам льготных категорий.
Одним из факторов роста уровня и качества жизни населения Одинцовского района, является эффективность функционирования физкультурно-оздоровительного комплекса области, развитию которого уделяется значительное внимание в последние годы.
Физкультурно-оздоровительный комплекс является составной частью социальной инфраструктуры, и включает в себя совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих организацию деятельности в области физкультуры и спорта. На сегодняшний день деятельность отраслей и предприятий образующих социальную инфраструктуру Одинцовского района представляет собой совокупность динамично развивающихся видов экономической деятельности.
Различные формы государственно-частного партнерства, наиболее перспективный метод привлечения ресурсов в строительство объектов социальной инфраструктуры. Структура финансирования совместных проектов включает средства предприятия и внебюджетные фонды, бюджетные субсидии привлекаются в зависимости от формы реализации.
Повышение уровня инвестиционной привлекательности идет по нескольким направлениям. Во-первых, это функционирование институтов развития, способствующих привлечению инвесторов. Основные задачи институтов развития – это создание деловой среды на уровне региона, обеспечение правового регулирования, обеспечение гарантий инвестору. Действующие институты развития в регионе включают Корпорацию развития СО, Инновационный фонд СО, Региональный центр инноваций, Региональный венчурный фонд, Центр инновационного развития и кластерных инициатив СО, Центр развития предпринимательства СО, а также ряд других институтов узкой направленности.
Второе направление – это нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности. На территории региона действует Закон Московской области от 16.03.2006 г. №19-ГД «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности», гарантирующий защиту прав и имущества инвесторов, а также регулирующие все процессы инвестиционной деятельности для всех организационно-правовых форм. На региональном уровне приняты: инвестиционная декларация, инвестиционное послание и действует Совет по инвестициям.
Третье направление - это создание крупных объектов инвестиционной инфраструктуры, предоставляющих необходимые ресурсы для создания новых производственных компаний. На территории региона действуют особые экономические зоны и индустриальные парки.
Развитая институциональная среда для обеспечения инвестиционной деятельности в регионе способствовала активному привлечению инвесторов проекты с использованием механизма ГЧП.
Исходя из этого, при переходе к постиндустриальной эпохе значительно трансформируется роль городов и функции городской среды. Новый тип экономической системы предъявляет новые требования к городской среде как пространству жизнедеятельности населения и ведения бизнеса. Для выявления возможностей по развитию города, формирования условий для воспроизводства населения требуется информация о качестве среды локальных территорий.
Управление той или иной территорией, будь то муниципальный район, город или область – большая ответственность и человек, который занимает должность руководителя должен быть грамотным специалистом, который разбирается во многих сферах деятельности. Принятие решения есть результат глубокого анализа и оценки своим действиям. Только грамотный руководитель сможет провести правильный анализ, собрать нужную информацию и принять единственно верное решение.
Глава 3. Обоснование основных направлений развития социальной инфраструктуры на примере Одинцовского муниципального района