Международное воздушное право как отрасль современного международного права.
Международное воздушное право - это самостоятельная отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных сообщений. В предмет правового регулирования международного воздушного права входят следующие блоки общественных отношений: 1) отношения по поводу организации международной аэронавигации; 2) отношения по поводу деятельности иностранных воздушно-транспортных предприятий; 3) отношения по поводу обеспечения безопасности международных полетов воздушных судов государств.
С открытием в 20-х гг. ХХ в. регулярных авиаполетов начинается процесс активного и постоянно прогрессирующего практического использования воздушного пространства. И уже в 1929 г. принимается Варшавская Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. В 1944 г. принимается Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации, содержащую также устав создаваемой тогда специальной организации - Международной организации гражданской авиации. Был принят и еще целый ряд важных международных договоров, направленных на обеспечение безопасности гражданской авиации и предотвращения преступлений на борту воздушных судов. Поэтому сегодня международное воздушное право – это разветвленная система международно-правовых принципов и норм, определяющих правой статус воздушного пространства и регулирующих его безопасное использование в интересах гражданской авиации. При этом международное воздушное право не только налагает определенные обязанности и предоставляет определенные права государствам и международным организациям, но также регулирует деятельность частных лиц, занимающихся авиационной коммерческой деятельностью.
Принципами международного воздушного права являются: 1.Принцип суверенитета государства над воздушным пространством над своей сухопутной территорией. 2.Принцип «свободы открытого воздуха» над территориями с международным режимом (над открытым морем и Антарктикой). 3.Принцип безопасности гражданской авиации. 4.Принцип недискриминации при осуществлении коммерческой деятельности авиакомпаний. Основными источниками международного воздушного права являются: Парижская (1919 г.), Мадридская (1926 г.), Гаванская (1928 г.) конвенции о воздушной навигации, Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (1944 г.); Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (1952 г.) и др.
Воздушное пространство - это надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зрения права, воздушное пространство – это наземная территория высотой до 100 - 110 км. над уровнем моря, окутывающая всю земную поверхность, имеющая определенный юридический статус.
Существуют два вида воздушного пространства:: национальное пространство, входящее в состав территории государства, и международное воздушное пространство, находящееся над территориями и акваториями, не входящими в состав какого-либо государства, то есть над Антарктидой и открытым морем.
Воздушное пространство государства отграничивается вертикальной поверхностью, проходящейперпендикулярно к линии государственной границы, и находится под его полным суверенитетом.
Международное воздушное право регулирует полеты только воздушных судов. Воздушное судно - это летательный аппарат, который может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом. Все воздушные суда подлежат государственной регистрации.
Воздушное судно может быть занесено в реестр только одного государства и иметь только одну государственную принадлежность. Воздушные суда осуществляют два типа полетов: международные полеты и полеты в пределах одного государства.
Выделяются два основных режима полетов, регулируемых международных правом: полеты судов в воздушном пространстве одного государства, зарегистрированных в одном государстве, и полеты в международном воздушном пространстве.
Режим полетов иностранных судов в воздушном пространстве другого государства регулируется в первую очередь Чикагской Конвенцией 1944 г. Без специального разрешения государства в его воздушном пространстве запрещены полеты иностранных государственных воздушных судов, то есть судов, используемых на военной, полицейской, таможенной службе другого государства, полеты гражданских воздушных судов в регулярном воздушном сообщении, полеты любых беспилотных воздушных судов.
Открытие регулярного межгосударственного воздушного сообщения производится путем заключения специального международного договора. В нем стороны определяют те права, которые они предоставляют авиаперевозчику другой стороны на своей территории. Эти коммерческие права именуются «свободами воздуха».
Выделяют следующие пять основных «свободы воздуха»:
1. Право на транзитный полет над территорией иностранного государства без посадки.
2. Право на транзитный полет с посадкой в технических целях, то есть без посадки или высадки пассажиров, погрузки или выгрузки груза и почты
3. Право привозить в иностранное государство пассажиров, груз и почту, взятых на борт в государстве регистрации.
4. Право привозить в государство регистрации пассажиров, груз и почту, взятых на борт в иностранном государстве.
5. Право увозить, а равно привозить пассажиров, груз и почту из третьего государства в иностранное государство и обратно.
Каждое государство вправе самостоятельно или по согласованию с другими государствами определять те воздушные коридоры, по которым должны следовать воздушные суда в международном воздушном сообщении, и установить запретные зоны над своей территорией, полеты в которых иностранным воздушным судам запрещены.
Полет воздушного судна, пересекающего государственную границу и территорию другого государства без разрешения данного государства или в неустановленном месте, может вызвать ответные действия данного государства. Каждое государство имеет право требовать посадки в аэропорту иностранного гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без его разрешения, или может пресечь полет силами противовоздушной обороны. При этом государства должны воздерживаться от применения оружия против гражданских воздушных судов и при их перехвате не должна ставится под угрозу жизнь находящихся на борту лиц.
Государства определяют перечень аэропортов, в которых разрешена посадка иностранных воздушных судов. Государства вправе требовать от иностранных воздушных судов, находящихся в их воздушном пространстве или аэропорту, соблюдения правил полетов, действующих в данном государстве.