Правовой режим международных проливов и каналов.

Международные проливы — это естественные морские пути, соединяющие отдельные моря и океаны и используемые для международного судоходства.

На земном шаре насчитывается несколько сотен морских проливов, но только около 100 из них используются для международного судоходства. Судоходное значение проливов учитывается в экономике и в политике.

Ряд международных проливов весьма важны для судоходства.

К их числу можно отнести такие проливы, как Ла-Манш, Па-де-Кале (Дуврский), Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Магелланов и др. Достаточно сказать, что, например, через Ла-Манш и Па-де-Кале ежегодно проходят более 400 тыс.судов, а через Гибралтарский пролив - свыше 150 тыс. судов.

Режим этих проливов регулируется общими нормами международного права и предусматривает свободу прохода всех судов на принципе равенства флага. Свободен также пролет самолетов. Режим других международных проливов более сложен, поскольку он вытекает из специально заключенных международно-правовых документов.

По своему значению проливы классифицируются по следующим критериям:

1) географическое значение пролива, указывающее на то, ведет ли он только во внутренние воды прибрежного государства или же соединяет между собой две части открытого моря;

2) значение пролива для международного судоходства.

Проливы, соединяющие открытое море с внутренними водами одного государства, являются частью территории этого государства (например, горло Белого моря и пр.). Правовой режим таких проливов определяется соответствующим государством.

В международном мореплавании особое место занимают проливы, соединяющие закрытые моря (Балтийское, Черное и др.) с открытым морем (Балтийские и Черноморские проливы). Проливы, соединяющие две части открытого моря и играющие роль основных мировых путей (например, Магелланов пролив), подчиняются режиму свободного прохода судов и пролета самолетов.

Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном, на основе ряда соглашений с участием Великобритании, Испании, Франции, Марокко еще в XIX в имел режим свободного для плавания все судов пролива, а со временем - и свободного для пролета самолетов.

Режим Магелланова пролива регулируется соглашением между Чили и Аргентиной, заключенном еще 1881 г. В Соглашении указывается: "Магелланов пролив остается навсегда нейтрализованным, и свобода судоходства в нем обеспечивается за флагами всех наций. В целях обеспечения указанных свободы и нейтралитета на его берегах не будет возводиться ни укреплений, ни военных оборонительных сооружений, которые могли бы противоречить этой цели".

Проход через Черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы) регулируется Конвенцией 1936 г., заключенной в швейцарском городе Монтрё. Суть режима в том, что для прохода военных судов предусмотрены определенные ограничения, хотя они и освобождены от сборов. Проход торговых судов в мирное время свободный с уплатой маячных и санитарных сборов. Относительно военных судов черноморских стран должно быть уведомление об их проходе за 8 суток (15 — для нечерноморских). Линкоры следуют поодиночке с эскортом не более двух эсминцев. Так же поодиночке следуют подлодки, в светлое время суток, в надводном положении, с поднятым национальным флагом. Запрещен проход для авианосцев.

Проход через Балтийские проливы (Большой и Малый Бельты, Зунд) регулируется международными соглашениями, в частности, Копенгагенским трактатом 1857 г. Россия в нем участвует. Гражданские суда проходят беспрепятственно, военные — тоже, но для них установлены правила прохода, сроки и количество. Так, для следования через датские территориальные воды необходимо уведомление за 3 дня, если количество кораблей не более трех, и за 8 суток, — если их больше.

Если попытаться классифицировать нормы о проливах в Конвенции 1982 г., то по характеру правового регулирования международные проливы можно разделить на четыре группы.

Во-первых, проливы, которые используются "для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны"(ст.37 Конвенции 1982 г.). К ним относятся Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Ормузский и др. Все суда в таких проливах пользуются "правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий" (ст.38 Конвенции 1982 г.). Такое же право есть и у летательных аппаратов. При транзитном проходе суда должны соблюдать правила безопасности судоходства, запрета рыболовства, недопущение загрязнения, запрет погрузки и выгрузки товаров и пассажиров, соблюдение законов и правил прибрежного государства.

Во-вторых, проливы, ширина которых превышает двойную ширину территориального моря и в пределах которых в открытом море или в исключительной экономической зоне имеется столь же удобный с точки зрения навигационных условий путь, как и в прилегающем территориальном море. Иначе говоря, как бы не шло в таком проливе судно и как бы не летел над ним самолет они будут пользоваться свободами прохода и пролета.

В-третьих, проливы, в которых в соответствии с Конвенцией устанавливается режим мирного прохода. Им посвящен раздел 3 части III Конвенции. К этой группе относятся две разновидности проливов:

1) "Если пролив образуется островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью, транзитный проход не применяется, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне" (п.1 ст.38 Конвенции 1982 г.). Например, Мессинский пролив, находящийся между континентальной частью Италии и итальянским островом Сицилия.

2) Проливы, находящиеся "между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государтва". Например, пролив Тирана, проходящий через территориальные воды Египта и Саудовской Аравии, соединяя воды Красного моря с Акабским заливом (ст.45 Конвенции 1982 г.).

В-четвертых, проливы, проход в которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, специально относящимися к таким проливам. Например, Магелланов пролив, Черноморские и Балтийские проливы.

Многие каналы находятся в пределах территории одного государства, что сказывается на их правовом режиме. К числу таких каналов относятся Суэцкий, Панамский и Кильский.

Морские каналы как искусственные сооружения предназначены для сокращения протяженности морских дорог и уменьшения риска и опасностей мореплавания. Проход судов через искусственные проливы (каналы) подчинен требованиям соответствующих международных актов.

В Суэцком канале действует режим, предусмотренный Константинопольской конвенцией 1888 г. Проход судов свободен после уплаты сборов. Лоцманская проводка обязательна. Для кораблей — мирный проход. В ст.1 Конвенции 1888 г. указывалось, что Суэцкий канал должен всегда оставаться свободным и открытым как в мирное, так и военное время для всех торговых судов и военных кораблей независимо от их флага. Право свободного прохода через канал имели и военные корабли воюющих государств. В канале, в его выходных портах и водах, прилегающих к ним, на протяжении трех морских миль воспрещаются всякие действия, могущие создать затруднения для свободного судоходства. Блокада канала недопустима. На Египет была возложена обязанность обеспечения выполнения Конвенции 1888 г.

В Панамском канале в принципе действуют нормы Панамо-американского договора 1979 г. о Панамском канале и Договора 1979 г. О постоянном нейтралитете и функционировании канала с протоколом к нему. В зоне канала действует панамская административно-судебная юрисдикция, но США получили право управлять, эксплуатировать и обслуживать канал. Они «несут основную ответственность за защиту и оборону канала». По закону США, который был принят Конгрессом в сентябре 1979 г. и стал составной частью Договора, США присвоили себе особые права не только на проход своих судов, но и на применение силы, если будет иметь место попытка закрыть канал. Именно поэтому мы и указали, что нормы Договора действуют только «в принципе». Формально канал открыт для мирного транзита судов всех стран на условиях равенства. Суверенитет Панамы над каналом должен был быть восстановлен 1 января 2000 г. Это произошло, но не полностью.

Килъский канал проходит по территории ФРГ и подчинен ее юрисдикции. Предусмотрено свободное плавание для всех судов после уплаты сборов с соблюдением установленных правил и при обязательной лоцманской проводке. Предусмотрен уведомительный порядок прохода для военных судов. Килький канал соединяет Балтийское море с Северным. Он был построен Германией и открыт для судоходства в 1896 г. До первой мировой войны канал был внутренним водным путем Германии с соответствующим режимом. По Версальскому мирному договору 1919 г.(ст.380) Кильский канал получил международный статус. Он был объявлен постоянно свободным и открытым для торговых судов и военных кораблей всех государств, находящихся в мире с Германией. В настоящее время режим Кильского канала регулируется Германией. Действующие правила плавания по Кильскому каналу предусматривают свободу торгового мореплавания всех стран.

Наши рекомендации