Основы международной защиты прав человека в рамках Совета Европы. Европейский Суд по правам человека.
Старейшей региональной организацией для мирного разрешения «местных споров» является Совет Европы. Совет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между её членами, странами Европы, в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Будучи основанным в 1949 году, Совет Европы является старейшей в Европе международной организацией. В его состав входят 47 государств, в которых проживают более 800 млн человек. Совет Европы является полностью самостоятельной организацией, не входящей в систему Европейского союза, объединяющего только 28 государств. В отличие от Евросоюза, Совет Европы не может издавать обязательные законы, однако эти две международные организации имеют некоторые общие символические атрибуты, например, гимн и флаг.
Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из единственной статьи. В ней, в частности, говорится следующее:
«а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.
b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений, проведением совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, равно как и путём защиты и развития прав человека и основных свобод».
Постепенно СЕ сосредоточился на правовых и правозащитных вопросах. Сегодня его цель определяется как построение Европы без разделительных линий, основывающейся на принципах демократии, прав человека и верховенства закона (правового государства). Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека. Однако экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается.
Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
4 ноября 1950 г. Комитет министерства Европы в Риме принял Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу для первых 10 государств в 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод прежде всего определяет те права и свободы, которые она охраняет, а также предусматривает создание органов, которые обеспечивают соблюдение государствами обязательств, определенных Конвенцией. Конвенция открыта только для государств — членов Совета Европы. В настоящее время Конвенция ратифицирована более чем 30 государствами — членами Совета Европы. В результате вступления России в Совет Европы (1996) и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод граждане Российской Федерации получили право обращения с жалобами в Европейский суд в Страсбурге. Конвенцию дополняют соответствующие протоколы.
Защита прав человека и основных свобод является одним из главных направлений в деятельности Совета Европы. Среди других общеевропейских организаций Совету Европы в этой области принадлежит ключевая роль. Наряду с традиционными гражданскими и политическими правами, в круг полномочий Совета Европы все шире входят новые категории прав человека: социальные и экономические права, права национальных меньшинств, права ребенка, защита женщин от насилия и сексуальной эксплуатации, защита материнства, права человека применительно к биомедицине и др. Неотъемлемой частью деятельности Совета Европы по защите прав человека и основных свобод является контрольный механизм, который включает Европейский суд по правам человека, Институт национальных уполномоченных по правам человека, а также соответствующие комитеты и комиссии: Руководящий комитет по правам человека; Руководящий комитет по проблемам равенства мужчин и женщин; Комитет экспертов по расширению прав человека; Комитет экспертов по улучшению процедур защиты прав человека; Комитет экспертов по вопросам защиты национальных меньшинств; Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью; Руководящий комитет по биоэтике; Европейский комитет по предупреждению пыток; Консультативный комитет Конвенции о защите национальных меньшинств, а также Группа специалистов по проблеме доступа к официальной информации.
Права и свободы человека, изложенные в ст. 2—12 Конвенции, относятся к основополагающим. Они включают: право на жизнь; запрет пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания; запрет рабства и принудительного труда; свободу и личную неприкосновенность; право на справедливое судебное разбирательство; отсутствие обратной силы закона в уголовном праве; право на уважение личной и семейной жизни; право на свободное вступление в брак, создание семьи и равенство супругов; свободу мысли, совести и религии; свободу мнений; свободу информации; свободу собраний; свободу ассоциаций и право создавать профсоюзы; право беспрепятственно пользоваться своим имуществом; право на образование; право на свободные выборы; свободу передвижения и выбора местожительства; право гражданина покидать страну и возвращаться в нее; запрет индивидуальной или коллективной высылки, включая запрет коллективной высылки иностранцев; права иностранцев, проживающих на территории государств-участников.
Членство государств в Совете Европы само по себе не предполагает участия во всех договорах Совета Европы, относящихся к правам человека. Тем не менее можно согласиться с той точкой зрения, что к настоящему времени сложилась практика, своего рода международный обычай, согласно которому участие в Совете Европы влечет за собой также присоединение к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Во всяком случае Российская Федерация при вступлении в Совет Европы взяла на себя обязательство подписать и ратифицировать Конвенцию и Протоколы к ней. Участие РФ в деятельности Совета Европы и прежде всего в Европейском суде по правам человека уже оказало значительное влияние на ситуацию с правами человека в нашей стране.
Главное место в структуре Совета Европы и в его контрольном механизме за соблюдением прав и свобод человека занимает Европейский суд по правам человека. Количество входящих в его состав судей равно числу государств - участников СЕ (в настоящее время 41 судья). Судьи независимы; они избираются из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям в их стране для назначения на высшие судебные должности, или из числа правоведов с общепризнанным авторитетом. Судьи избираются Парламентской ассамблеей СЕ большинством голосов сроком на шесть лет с правом переизбрания из списка, включающего трех кандидатов, представленных каждым государством-участником. В свою очередь, Суд избирает Председателя и одного или двух заместителей, а также образует комитеты в составе трех судей, Палаты суда в составе семи судей и Большую палату, в которую входят семнадцать судей. В настоящее время Европейский суд по правам человека действует на постоянной основе в качестве единственной стадии судебного разбирательства. Решения Суда носят для государств-участников Конвенции обязательный характер. Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением только тех прав и свобод, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. За время своего существования Суд вынес более 500 решений, связанных с нарушением прав и свобод в разных европейских странах (Бельгия, Великобритания, Греция, Италия и ряд других). Судебная практика затронула практически все права и свободы, предусмотренные нормами Конвенции, что повлекло за собой ряд изменений в национальных законодательствах. Европейский суд по правам человека рассматривает заявления, петиции или жалобы, направленные в адрес Генерального секретаря Совета Европы от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской конвенцией.
Неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. Бывают исключения. Например Великобритания отказалась выполнять решение ЕСПЧ по делу "Hirst v. UK". В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.
В соответствии со ст. 46 конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников конвенции.