В41. Правовой статус Антарктики. Особенности правового статуса Арктики
Антарктика - территория с международным режимом. Это огромная по площади часть земной поверхности, простирающаяся от Южного полюса до 60 градусов южной широты, охватывающая материк Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60-й параллели южной широты. Этот ненаселенный континент был открыт в начале ХIХ в. и в дальнейшем, несмотря на проводившиеся там научные исследования, заселен не был. В первой половине ХХ в. ряд государств, таких как Великобритания, Аргентина, Чили, Франция, Австралия, Новая Зеландия, заявили претензии на принадлежность им антарктических районов. В 1959 г. в г. Вашингтоне (США) состоялась Международная конференция по Антарктике. В ее рамках был выработан Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г., определивший правовой статус данного континента. В соответствии со ст. IV данного Договора никакие его положения не означают отказ государств-участников от ранее заявленных претензий на территорию Антарктики, но при этом никакие действия, совершенные в период действия данного договора, не образуют основания для поддержания данных претензий. Статьи I и II объявляют Антарктиду свободной только для научно-исследовательской деятельности всех государств. Запрещается любая деятельность военного характера. Зоной действия Договора определяется район южнее 60 параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. Таким образом, государства-участники Договора 1959 г., с одной стороны, не отказались от заявленных ранее претензий на антарктические районы, но с другой стороны, согласились не настаивать на них в течении действия Договора и участвовать в исследовании континента и использовании его природных ресурсов на равных с государствами, не предъявивших никаких претензий. При этом Договор об Антарктике заключен на неопределенный срок. Международно-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов определяется Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г. принят Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике. В 1991 г. был подписан еще один международный договор об Антарктике - Протокол об охране окружающей среды, который запрещает проведение геологоразведочных работ в Антарктике в течение 50 лет. Цель этого договора – обеспечить экологическую безопасность Антарктики и превратить в её в уникальный природный заповедник.
В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Однако подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых государств. СССР и США всегда выступали противниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики международной территорией.
В настоящий момент эти претензии заморожены.
В рамках Договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государствам. Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности государств в Антарктике - Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года; оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике.
Арктика – это северная область земного шара, включающая глубоководный бассейн Северного Ледовитого океана, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки. Арктический регион исторически разделен на «сектора владения» приарктических государств, хотя и существует предложение интернационализации Арктики, пока не нашедшее поддержки. Приарктическими государствами считаются Россия, Норвегия, Канада, Дания (к территории которой относится остров Шпицберген) и США. Правовой режим Арктики определяется нормами международного права и национальным законодательством приарктических государств.
В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. Королевский указ от 1926 г. в дополнение к Акту о северо-западных территориях Канады установил право, согласно которому иностранные граждане, желающие посетить сухопутные районы, прилегающие к побережью Канады в Арктике, должны предварительно получить на это разрешение канадских властей.
Постановлением ЦИК и СНК СССР было принято аналогичное решение, однако архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как согласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит Норвегии. К режиму полярных секторов прибегли также Норвегия и Дания. Все территории (в том числе неоткрытые и неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Однако водная поверхность океанских и морских 80 пространств в пределах Арктики является открытым морем. При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Таким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами международного морского права, согласно которому у побережья земель и островов устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее - открытое море.
Что касается Российского сектора, то здесь есть некоторые особенности. Нота МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии закрепляла права Советской России на Белое море, а Декретом СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. - на Баренцево море. Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское - это исторические моря заливного типа и внутренние национальные морские пути России. Это основано на ряде причин. Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север. Во-вторых, русское государство в течение трех веков владело Карским морем (см. царские указы 1617-1620 гг.) и другие государства не возражали против этого. В-третьих, они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана обширными архипелагами и островами. В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств принимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики.
Правовой режим районов, прилегающих к побережью России в Арктике, определяется рядом законов и нормами других правовых актов Российской Федерации 15 апреля 1926 г. Постановлением Президиума ЦИК СССР территорией СССР были объявлены все земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР до Северного полюса в пределах между меридианами 32 04'35'' в.д. и 168 49'30'' западной долготы. Ряд вопросов использования прилегающих северных районов регулируется также Законом РФ "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 25 октября 1995 г. Исключение составляют лишь земли и острова архипелага Шпицберген.
Правовой статус расположенного в Арктике архипелага Шпицберген регулируется многосторонним международным Договором о Шпицбергене 1920 г., устанавливающим режим демилитаризации и нейтрализации архипелага, признающим, что на него на определенных условиях распространяется суверенитет Норвегии, и предусматривающим, в частности, свободный доступ на острова и в воды Шпицбергена граждан всех участников указанного Договора для проведения хозяйственной, научной или иной деятельности.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает особые права приарктических государств в области регулирования судоходства в морских районах у своего северного побережья. В соответствии с Конвенцией прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны.
Для России проходящий вдоль её арктического побережья Северный морской путь является главной национальной коммуникацией страны в Арктике.