Функции современного российского государства.
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Выделяются внешние и внутренние функции.
Внутренние функции. Экономическая функция Экономическим фундаментом отечественной государственности должны быть многоукладная экономика, равные возможности для существования и развития всех форм и видов собственности. Экономическая функция реализуется по двум взаимосвязанным направлениям деятельности государства: 1) установление форм и методов воздействия на различные виды хозяйствования; 2) обеспечение надёжной охраны и защиты всех существующих форм собственности. При многоукладной экономике государство обычно регулирует экономические процессы путём: установления государственных цен на отдельные стратегические и социально значимые виды продукции; распределения квот на сырьё, импорт; установления (в той или иной мере) заработной платы; льготного кредитования в инвестирование; государственных субсидий и налогов. Социальная функция: обеспечить в стране начала социальной справедливости, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия. “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты” (ч. 1 и 2 ст. 7 Конституции РФ). Ф по налогообложению и взиманию налогов. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Научные принципы налоговой системы (по А. Смиту): 1) Налоги не должны быть чрезмерно обременительны; 2) Они должны быть понятны налогоплательщикам; 3) Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и когда ему надлежит платить и почему; 4) Налоги должны быть справедливыми. Ф обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка. В Конституции РФ говорится, что Россия – правовое государство. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, то есть всесторонне гарантированными и защищёнными. Охрана природы и окружающей среды. Экологически агрессивное промышленное и сельскохозяйственное производство агрессивно и по отношению к здоровью человека. Поэтому конституционной является обязанность государства обеспечивать условия оздоровления природы. Обеспечение научно-технического прогресса. Это – сбережение приобретённого, материальное стимулирование науки и учёных, направление в науку молодёжи. Создание благоприятных условий для деятельности научных коллективов.
Внешние функции. Торгово-экономические связи– налаживание таковых, продвижение российских товаров в другие страны, контроль за вывозом из страны стратегически важных ресурсов, товаров, технологий. Миротворческая функция – участие в международных миротворческих акциях, недопущения распространения военных и двойных технологий. Функция обороны – одним из важных аспектов укрепления государственности является обеспечение военной безопасности РФ.
23. Правовая культура и ее значение в жизни общества. Виды.
Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовуюжизньв целом и основные ее сферы в отдельности.Типичным и наиболееполным применительно к этому подходу следуетсчитатьопределение понятияправовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.
Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.
В структуре правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно выделяют следующие наиболее крупные элементы:
- право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;
- правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;
- правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;
- правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;
- правовое поведение, деятельность.
Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности. Основными составляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы или области культуры. Быть мастером своего дела в сфере правопорядка - значит обладать высоким уровнем профессиональной культуры.
24. Понятие и признаки и черты правового государства
Правовое государство - ϶ᴛᴏ демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и ϲʙᴏбоды человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - ϶ᴛᴏ демократическое государство, в кᴏᴛᴏᴩом обеспечиваются права и ϲʙᴏбоды, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать ϲʙᴏи взгляды и убеждения, что находит ϲʙᴏе выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в ϲʙᴏбоде прессы и т.п.
Основными признаками правового государства будут:
- верховенство закона во всех сферах жизни общества;
- деятельность органов правового государства, кᴏᴛᴏᴩая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- взаимная ответственность личности и государства;
- реальность прав и ϲʙᴏбод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
- политический и идеологический плюрализм, заключающийся в ϲʙᴏбодном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
- стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой грамотности;
- появление действенной способности противостоять произволу;
- разграничение партийных и государственных функций;
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций.
Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и ϲʙᴏбод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - ϶ᴛᴏ фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические ϲʙᴏбоды, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, ϶ᴛᴏ мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.
В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, ϲʙᴏбодой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.
В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.
Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, кᴏᴛᴏᴩые ϲʙᴏдятся к следующему:
- ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;
- оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующем социально-экономическом базисе общества;
- располагает специальным государственным механизмом;
- обладает определенной административно-территориальной организацией на ϲʙᴏей территории;
- существует благодаря налогам и другим сборам;
- обладает государственным суверенитетом.
25. Правоохранительные органы в механизме государства
В систему специализированных правоохранительных органов принято включать: органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.
Правоохранительные органы имеют общие функции: охрана правопорядка, обеспечение законности, защита прав и законных интересов, а также отличительные особенности в сфере компетенции и содержания деятельности.
Деятельность правоохранительных органов должна строиться в точном соответствии с законами. Во всех без исключения государствах деятельность суда, адвокатуры, прокуратуры с учетом их значимости для охраны прав и законных интересов граждан регламентируется на высшем законодательном уровне, то есть в Конституции.
Правоохранительные органы в механизме современного государства.
Под механизмом государства понимается система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции. В механизме каждого государства есть система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. К правоохранительной деятельности следует относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Правоохранительные органы это - государственные или негосударственные учреждения, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. Правоохранительная функция является основной для органов внутренних дел, а принцип законности - основополагающим принципом деятельности органов внутренних дел при выполнении последними своих функций.Конституционное праводает общую картину роли и места правоохранительных органов в системе всех органов государства. Делается это на базе положений конституции (РФ и республик).
Систему правоохранительных органов представляют:
- суд, как орган государственной власти, занимающий особое положение в правоохранительной системе (Конституционный Суд РФ и все прочие суды);
- специализированные правоохранительные органы, к которым относят прокуратуру, органы правосудия, юстиции, нотариата, внутренних дел, госбезопасности, внешней разведкии адвокатуру.
Задачи адвокатуры - содействие охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, осуществление правосудия, соблюдение и укрепление законности, воспитание граждан в духе закона.
Направления деятельности адвокатуры- дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, осуществление представительства в судах по гражданским и административным делам, составление заявлений, участие при производстве дознания и предварительного следствия, в суде по уголовным делам в качестве защитников, оказание правовой помощи всем органам, ведущим борьбу с правонарушениями, участие в правовой пропаганде и разъяснение законодательства населению, консультирование по вопросам применения законодательства, советы по судебным делам, юридическое обслуживание предприятий, учреждений, участие в уголовном судопроизводстве.
Прокуратура в силу стоящих перед ней задач в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. Принципы организации деятельности прокуратуры:
принцип единства и централизациисостоит в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую генеральным прокурором РФ. Это - единство целей и задач, стоящих перед прокуратурой, общность методов, способов осуществления надзора;
принцип независимостиот местных органов означает осуществление надзора за правильным применением законов, несмотря ни на какие местные различия;
Гласностьв деятельности прокуратуры означает, что прокуратура осуществляет свои функции не изолированно от общественности, от граждан;
Принцип законности -это значит, что законы и равные им акты должны неуклонно исполняться всеми государственными и иными организациями. Органы прокуратуры тоже действуют в соответствии с законами.
По своему содержанию деятельность правоохранительных органов не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) необходимо относить:
- конституционный контроль;
- правосудие;
- организационное обеспечение деятельности судов;
- прокурорский надзор;
- выявление и расследование преступлений;
- оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.
Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, “своих” результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности. Достижение этих результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений).
Существенным является то, что все названные функции (направления) взаимосвязаны и дополняют друг друга, образуя правоохранительную систему государства. Конституционный контроль и правосудие занимают важнейшее место важное место. Их реализация означает претворение в жизнь в значительной мере того, что называют судебной властью. Данная ветвь государственной власти должна стать главным атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности.
Правоохранительные органы представляют собой подсистему, согласованную по целям, средствам и методам с подсистемой правоохранительных норм. В свою очередь, правоохранительная система выступает как подсистема по отношению к системе более высокого порядка – правовой системе государства.
26. Соотношение государства и права
Соотношение государства и права включает в себя три главных аспекта: единство, различие и взаимодействие.
Единство,как уже показано, выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.
Есть и другие грани единства и взаимообусловленности рассматриваемых категорий. Они, в частности, проявляются в идее правового государства, о чем свидетельствует само это выражение; в сочетании в них классовых и общечеловеческих начал, корреляции функциональных связей. О родственности указанных понятий говорит и то, что они традиционно изучаются одной наукой – общей теорией государства и права. Ведь государственное и правовое развитие – единый процесс. Поэтому искусственный его разрыв неизбежно сказался бы на глубине научного осмысления двух сложнейших феноменов общественной жизни.
Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. Именно поэтому познание сущности государства и права предполагает необходимость выявления как их общих, так и специфических черт.
Различиявытекают уже из определений этих понятий, их онтологического статуса и общественной природы. Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, форма существования классового общества, то право – система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право – волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию.
Они, каждая по-своему, отражают реальную действительность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. Наконец, при известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях, резко коллизировать между собой.
Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. «Право формируется при непременном участии государства, оно есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности».
27. Основные теории происхождения государства и права.
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
К наиболее известным относятся следующие теории:
1. Теологическая (Фома Аквинский).Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.
Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.
2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский).По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
3. Патримониальная (А. Галлер).Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.
4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев).По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.
5. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К Каутский).Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.
По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.
К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.
6. Психологическая (Л.И. Петражицкий).Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.
7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов).Согласно этой террии, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.
Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины.
28. Типология государства
- Понятие и значение типологии государства
- Формационная типология государства
- Цивилизационная типология государства
Типология, классификация государства по типам представляет собой необходимый закономерный процесс познания государственно-правовой теории, отражает логику естественно-исторического развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств исторического процесса развития государства и права.
Категория типа государства и права занимает важное место в теории государства и права, позволяет более полно познать сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс этих общественных явлений.
Типология – высший и наиболее сложный вид классификации. Принципиальная специфика типологии состоит в том, что она представляет собой классификацию государств, взятых как целое, во всем объеме их содержания и сущности. Частная классификация же основывается на отдельных признаках (по формам правления). Усилие ученых, направленные на разработку типов государств, порождены стремлением выявить самые глубинные основы этих явлений и отразить их в научных категориях. Типология государства дает позитивные результаты, когда в науки уже сложилась достаточно развитая система абстракций, когда вычленены составляющие государство элементы, изучены их свойства и отношения, когда пройден первый этап научного познания. Главная задача типологии государства – выявление его основных исторических типов. Не уяснив основы исторических типов невозможно определить основные закономерности развития, сущность, роль и функции государства.
Тип государства – система наиболее общих и устойчивых свойств, присущих государству на определенном этапе его исторической эволюции, отражающих его социальную сущность, содержание и назначение.
Типология государства – учение о типах государства, которое включает в себя как исследование критерии деления на типы государств, так и характеристику самих этих типов.
В типологии государства находит свое воплощение принцип историзма. Типология проливает свет на процесс последовательной трансформации государства из одного качественного состояния в другое, перехода от одного исторического типа к другому.
Без изучения того, в каких условиях возникло государство, какие основные стадии оно прошло в своем развитии, что из себя представляет современное государство, невозможно проникнуть в сущность этого явления. Невозможно понять современное государство, не поняв причин, факторов, которые привели к этому государству.
Типология позволяет провести научно-обоснованное деление истории государства на качественно-различные стадии – этапы, которые проходит государство в своем развитии, тем самым мы познаем логику, движущую силу развития, а это в свою очередь может служить основой для прогнозирования развития государства.
- Тип государства позволяет определить место государства в общей цепи исторического развития
- Тип государства позволяет конкретизировать социальную сущность государства и его назначение в обществе
- Тип государства позволяет нам выявить особенности построения механизма государства, формы осуществления его функций
В современной науки преобладает два основных подхода к типологии государства: формационный подход и цивилизационный подходы.
Формационный подход
До недавнего времени, до 90-ых годов, все рассматривалось исключительно с точки зрения формационного подхода. Суть этого подхода состоит в том, что в основе типизации лежит научная категория общественная формации, основанная на том или ином способе производства, отражающая отношения базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиций его социального назначения. Формационная теория впервые была разработана Марксом, Маркс предлагал делить мировую история на три больших периода – макро-формации.
- Первичный период – архаичный
- Вторичный – экономический
- Третичный – коммунистический
Под первичной и третичной общественной формацией Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации. С разрушением общины, возникает обращение товаров, появляется закон стоимости и другие экономические закономерности, происходит возникновение экономической формации, на смену личной зависимости приходит экономическая зависимость. Первичная и коммунистическая могут быть характеризованы как общественные формации, не имеющие экономического характера. основные признаки экономической формации – наличие частной собственности, эксплуатация человека человеком, антагонистических классов товарного производства. Таким образом макро-формации по существу идентичны на доклассовое, классовое и бесклассовое общество. В марксистском учение вторичная или экономическая макро-формация является центральным элементом, но Маркс считал что экономическая формация – доисторическое время, история настанет только в бесклассовом обществе. Экономическую формацию Маркс делил на более меньшие периоды – общественно-экономические формации. Каждая из общественно-экономических формаций представляет собой эпоху господства определенного способа производства. В экономической формации таких общественно-экономических формаций обычно выделяют три. Рабовладельческая (античная), феодальная и буржуазная, каждой из которых соответствует свой способ производства. Согласно формационной типологии исторический тип государства определяется общественно-экономической формацией и соответственно государство служит классу, господствующему в данном обществе. Типов государства соответственно тоже три. Фридрих Энгельс в работе Анти-Дюринг: существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое движется в классовый противоречиях было необходимо государство, то есть 20т. с.40
Согласно учениям Маркса и Энгельса государственность не упраздняется после ликвидации господства буржуазии, потому что на первой фазу коммунизма (социализм), сохраняются классы, следовательно сохраняется потребность в государстве. После пролетарской революции возникает четвертый этап – социалистическое. Государство служит рабочему классу – государство диктатуры пролетариата. Высказывания Маркса и Энгельса носили прогностический характер, при их жизни таких государств не было. Но в 1917 большевики взяли эту идеологию на вооружение, и стали называть его социалистическим.
Каждая из форм собственности (рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалист) является главным элементом производственных отношений, в которые вступают люди в процессе общественного производства. Совокупность производственных получило название базиса общества, в отличие от его надстройки, куда входят политическая, правовая, идеологическая, моральная формы отношений. Сами же производственные отношения детерминируются уровнем развития производительных сил. Базис и надстройка в совокупности называются формацией. Исторически первым типом государства было рабовладельческое государство (Древние Греция и Рим). Возникновения государств-рабовладельцев было закономерностью, экономической предпосылкой являлось появление товарного производства, возникновения частной собственности и эксплуатация человека человеком. Экономический базис рабовладельческого государства составляет частная собственность не только на средство производства, но и на рабов. Рабовладельческое государство оставалось на всех этапах средством защиты собственности рабовладельцев и их классового господства.
Следующий исторический тип – феодальное государство, политическая власть в котором покоилась на феодально-производственных отношениях, основой этих отношений являлась собственность на главное средство производства (землю), и отсутствие такой собственности у главного производителя (крестьян). В то же время в эпоху феодализма феодал обладал неполной собственностью на работника, который обладал правом владеть некоторой частью орудий средств производства (для обработки земли и т.д.) Основной формой эксплуатации при феодализме была феодальная рента в трех формах:
1) барщина (отработка на феодала определенное время)
2) натуральный оброк (передача части произведенного продукта)
3) денежный оброк
Феодальное государство характеризуется иерархией социально-юридических статусов. Каждое сословие, группа, корпорация отличается особым юридическим статусом. Нет единого права, каждое сословие имеет свое право, распространяющееся только на это сословие. На всех этапах развития по своей сущности феодальное государство оставалось орудием насилия над крепостными крестьянами, органами диктатуры феодалов, важнейшим средством охраны и укрепления развития феодально-экономического базиса.
Буржуазное государство – впервые в Европе и Северной Америке, в результате буржуазных революций 17-18 веков. Эти революции положили начло новой формации – капитализму. В своем историческом развитии буржуазное государство проходит три стадии развития
- домонополистическое государство
- монополистическое государства
- государство глобального корпоративного капитала
Каждая из стадий имеет свои особенности. На первой стадии государство по своей социальной сущности представляло собой
Организация этого государства характеризуется установление равенства, в то же время благодаря системе различных цензов неимущие классы отстраняются от возможности управлять делами государства, соответственно оно и действует в интересах собственников. Господство собственников оправдывается доктриной государство ночной сторож (только административные функции) – экономический либерализм. Второй этап – империализм. Это государство, в котором обострились до предела все противоречия свойственный обществу предшествующего этапа. Эксплуатация людей (экономическая) приводила к социальным взрывам. Формирование монополистического капитала в ведущих странах сопровождалось политикой отхода от экономического либерализма, сопровождавшимся активным вмешательством государства в экономику. Рост расходов на социальные нужды преобразовывали характер государства, обеспечивали трудящимся определенные социальные гарантии. Главным результатом эволюции социальной природы государства на этом этапе стало становление социально-правового государства. Развитие этого гос-ва ускорилось после Второй мировой войны. В 80-90ых годах происходит подъем неолиберализма, что связано с возникновением однополярного мира, ускоренной глобализации мирового хоз-ва, буржуа<