Мусульманская цивилизация (цивилизация ислама)
Одной из самых молодых цивилизаций Востока наряду с японской является исламская. Она начала формироваться лишь в VII в. Колыбелью ее стал Аравийский полуостров - пустыня с полосой плодородных земель вдоль побережья, на которых выращивали зерно, финики, виноград, пряности, разводили овец и верблюдов. Древние города Аравии вели активную торговлю со странами Средиземноморья, Африкой и Индией. А в аравийских пустынях жили кочевники-бедуины, занимавшиеся скотоводством и обслуживанием торговых караванов (сопровождение их по пустыне, снабжение верблюдами, водой, продовольствием и пр.). Племена бедуинов враждовали друг с другом и совершали набеги на соседей. Этот пестрый в культурном и социально-экономическом отношении облик Аравии совершенно изменило появление новой религии. Ислам не только сыграл объединяющую и цивилизующую роль в судьбах арабов, он наряду с другими факторами привел к возникновению гигантского исламского мира. До принятия ислама у арабов преобладали языческие верования, но на них оказывали сильное влияние иноземные религии. На севере и юге Аравии рядом с арабским населением мирно уживались христианские и иудаистские (еврейские) общины. Еще до появления ислама арабские проповедники выступали с идеей единобожия. Одним из них был пророк Мухаммед (Магомет, 570-632), заложивший религиозные основы исламской цивилизации. В Коране, священной книге ислама, содержались откровения, которые Аллах ниспослал Мухаммеду. В них ясно прослеживается влияние христианства и иудаизма, хотя сам пророк считал, что эти религии лишь предшествовали исламу, с его несравненно более полными откровениями. Догматика Корана довольно проста, она покоится на пяти "столпах веры". Мусульманин должен верить в единого Бога (Аллаха) и его посланника Мухаммеда, ежедневно пять раз читать молитву, поститься, подавать милостыню и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, где в храме Кааба находится священный черный камень (по мнению мусульман, это окаменевший ангел, который должен ожить в день Страшного Суда). Идеи ислама пронизаны фатализмом - верой в предопределение. Фатализм чрезвычайно сильно укрепился в массовом сознании мусульман, поэтому объективно этика ислама (в отличие от конфуцианской, католической или тем более протестантской) принижает роль деятельного начала в человеке и не ориентирует его на активное преобразование мира. Вскоре после смерти Мухаммеда к основным положениям ислама было добавлено еще одно, сыгравшее огромную роль в дальнейшей истории исламской цивилизации. Это вера в то, что священная война (джихад), т. е. насильственное распространение ислама, является религиозным долгом мусульманина. И хотя сам Мухаммед советовал обращать людей в ислам "добрыми, мудрыми наставлениями", его последователи настаивали на том, что мусульмане должны вести войну с "неверными", пока те не покорятся исламу. Погибшим в этой войне открывается путь в рай. Но и для оставшихся в живых идея джихада была весьма привлекательна: участники сражения (похода) получали четыре пятых добычи, а остаток в качестве "доли Аллаха" раздавался бедным.
69.Социально-политическая структура Древнего Китая
Социальная структура Китая имела довольно сложную систему. Все его жители считались вассалами императора, но каждое состояние выделялся особенностями своего положения, поведения, этикета и т.п.. Высшим сословием была наследственная аристократия, которая подразделялась на основе своих титулов и рангов. К знати также принадлежали "особо заслуженные", аристократы без титулов и др.. Значительной прослойкой были чиновники, составлявшие основу централизованного аппарата (9 рангов с разделением на пидрангы). Неоднородным было и крестьянство: его верхушку составляли старосты, начальники родов и та.ин., большинство было самой бедной частью населения. До самых низких же слоев принадлежали полностью бесправные рабы, слуги, лично зависимые, держатели частных земель.
Политическая мысль Китая представляет собой – совокупность ранних политических представлений, взглядов и учений древних китайцев. Характерной чертой древнекитайской политической мысли является то, что она рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и поставила в центр изучения организацию государства, проблемы взаимоотношения человека с обществом. Уже в ранних политических учениях, отраженных в книге “Шуцзин”, древнейшие части которой берут начало в XIV-XI вв. до н.э., проводится стержневая идея о “тань-мин” – праве Неба, которое контролирует всю Поднебесную, на отзыв мандата властелина и передачи его более достойному.