Управление духовным производством
Духовное производство представляет собой особую форму духовной деятельности, выделившуюся в самостоятельную сферу, "отрасль" производства в процессе общественного разделения труда и расслоения общества (22); это деятельность, определенным образом организованная, институционализированная и профессионально закрепленная за особой группой людей (идеологи, ученые, художники и т.д.). Духовное производство появляется в результате "рассечения" человеческой деятельности на материальный и духовный труд, получая статус и вид особой сферы общественного производства наряду с материальным производством.
В современных условиях духовное производство представляет собой сложную систему духовной деятельности, включающую в себя как сферу духовного творчества (научного, художественного, идеологического и т.д.), так и сферу распределения и освоения продуктов этого творчества в масштабе всего общества. Последняя охватывает образование населения, его нравственное и эстетическое воспитание, различные формы его приобщения к духовной культуре (22).
Управление духовным производством касается преимущественно отношений, в которые вступают производители духовного продукта, поскольку технология его изготовления также имеет управленческую часть (например, дирижер управляет оркестром, режиссер руководит постановкой спектакля, руководитель хора управляет подготовкой и исполнением хоровых произведений и т.д.) (22). В более сложном виде управление духовным производством может осуществляться с помощью определенного знания, в частности, идеологического, в форме манипулирования общественным и личностным сознанием, в том числе через систему средств массовой информации, путем внедрения в общественное поведение различных программ благодаря системам образования и другим формам воздействия. Объект воздействия в таких системах становится духовным продуктом, который создается с помощью другого духовного продукта (22).
Объектом управления в духовном производстве являются отношения, в которые вступают работники этого производства, а субъект управления состоит из непосредственных административных учреждений в сфере духовного производства (например. министерство образования, министерство культуры, министерство печати и т.д.) и потребителя духовного продукта, который, в конечном итоге, является решающим фактором регулирования духовного производства в конкретном обществе.
Государственная система управления духовным производством состоит из административных учреждений, функционально организованных в соответствии с отраслью или видом духовного производства (соответствующие министерства и ведомства, их органы на местах), а также из общественных самоуправляющихся структур: писателей, композиторов, архитекторов, ученых, художников и других (22).
Существуют различные методы управления духовным производством, используемые из общего арсенала методов управления отношениями, в которые вступают работники духовного производства, и методы управления технологией производства духовного продукта. Первая группа — это организационно-правовые, экономические и социально-психологические методы, регулирующие отношения работников духовного производства, обеспечивающие защиту их прав, стимулирующие их творческую деятельность и т.д. Вторая группа — это методы общей организации духовной деятельности, убеждения творчеством, его результатами, свободного самовыражения, коллегиальной оценки процесса и результатов деятельности, обеспеченной компетентности и необходимого профессионализма, невмешательства в творческий процесс незанятых в нем лиц и другие (22).