Раздел I. Типология СМИ и тенденции трансформации системы средств массовой информации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

М.Г. Федотова

Теория и практика

Массовой информации

Часть II

Учебное пособие

Омск – 2007

УДК 659 (075)

ББК 76.01 я 73

Ф 34

Рецензенты:

Н.И. Мартишина, д-р филос. наук, профессор Омского государственного университета путей сообщения

ГУПС

Л.Н. Кибардина, канд. филос. наук, доцент Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Федотова М.Г.

Теория и практика массовой информации: Учебное пособие: Часть II. ­­– Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 400 с.

В учебном пособии дается представление о типологии СМИ и тенденциях ее трансформации. Подробно рассмотрены этапы творческой деятельности журналиста: выбор темы, специальные методы сбора и изложения информации. Обращается внимание на функциональные аспекты журналистского текста, технологию создания текстов информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров. В пособии также рассматриваются аспекты деятельности СМИ как производственного предприятия, оговариваются условия его эффективной работы на рынке.

Содержит методические указания по выполнению домашних заданий, по организации деловой игры и тесты.

Предназначено для студентов специальности 030602 – «Связи с общественностью» дистанционной формы обучения.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.

УДК 659 (075)

ББК 76.01 я 73

М.Г. Федотова , 2007

Омский государственный

технический университет, 2007

Введение

Любой студент специальности «связи с общественностью», открывая эту книгу, наверняка задается вопросом: для чего мне, специалисту в смежной области деятельности, изучать журналистику и технологию создания журналистского произведения? Вот краткий ответ на этот резонный вопрос:

ü чтобы профессионально оценивать мастерство тех журналистов, с которыми приходится работать любому специалисту по СО;

ü чтобы, когда понадобится, уметь работать вместо журналиста, готового принять к публикации материал о деятельности организации, которую вы представляете, но не готового работать над его созданием. От качества этого материала, его соответствия канонам журналистики, зависит его дальнейшая судьба – посчитает ли возможным редакция опубликовать этот материал;

ü чтобы «влезть в шкуру журналиста» и понимать его требования к «пиарщику»;

ü и не в последнюю очередь, чтобы в рамках этого курса приобрести еще одну нужную на рынке труда специальность.

Для тех, кто уже имеет опыт в журналистике, это пособие – теоретическое обобщение известных вещей. Познакомившись с материалом, изложенным здесь, они смогут закрепить выработанные практические навыки, найти объяснения, почему нужно поступать так, а не иначе. Например, почему так важно писать интервью по канонам интервью, а информацию – по канонам информации. И где заканчиваются эти самые каноны, что можно привнести в журналистский текст, чтобы повысить степень индивидуальности автора? Те, кто задавал себе вопрос – почему материал не принят к публикации – тоже найдут ответ в этом пособии.

Всю изложенную здесь теорию, применяя ее на практике, вы будете переосмысливать и, конечно, что-то в ней изменять «под себя», критиковать. Это полезно, поскольку критичность и критический ум – одна из составляющих журналистского и «пиаровского» мышления. И еще – тем самым вы будете развивать теорию, которая не в последнюю очередь строится на анализе практики конкретных журналистских публикаций.

Когда говорят о месте журналистики в социуме, часто употребляют выражение «четвертая власть», т.е. власть, действующая в обществе наряду в законодательной, исполнительной и судебной. История формирования специальности свидетельствует о том, что СМИ на протяжении столетий выступают как медиатор (посредник) между социальными силами, создающий динамическое равновесие между выражением интересов разных социальных сил при помощи общественной дискуссии. Немаловажно при этом насколько точно понимают СМИ потребности и интересы аудитории. Существует ряд методик для активизации аудитории СМИ: работа редакции с почтой, проведение читательских конференций, анкетирование аудитории и др., о которых пойдет речь в соответствующей главе данного пособия. Эффективная работа СМИ предполагает также в качестве обязательного условия создание благоприятного микроклимата внутри самого редакционного коллектива: установки на творческое взаимодействие с коллегами, обучение молодых журналистов более опытными коллегами, помощь в определении журналистской специализации.

Как же журналист выполняет свои профессиональные обязанности? Какие творческие ресурсы при этом использует? Технология создания журналистского произведения – одна из основных составных частей данного курса. В основе создания любого журналистского произведения лежит сочетание творческих и нетворческих моментов. Журналистика не является творчеством в чистом виде, она с необходимостью предполагает и «ремесленные» моменты, общепринятые методы работы: способ общения с источником информации, формы познавательного процесса, методы анализа полученных фактических данных и др. Эти приемы, сумевшие за период существования журналистики как профессии стать универсальными, значительно облегчают и оптимизируют творческий процесс.

С чего начинается журналистское творчество? В пособии есть ответ и на этот вопрос. Но, отвечая на него, необходимо иметь в виду, что журналист не просто занимается сбором актуальной информации и предоставлением ее аудитории, но и предоставляет для обсуждения на страницах газет, в теле- и радиоэфире актуальные общественные проблемы, делает попытки решить их средствами журналистики.

Качественно и в срок собрать нужный материал, проанализировать и интерпретировать его – только половина пути к созданию журналистского произведения. Как представить материал в СМИ, чтобы он был интересен аудитории? Конечно, каждый текст неповторим, но, овладев приемами построения схожих по жанровым и стилевым характеристикам текстов, автор может создавать более качественные произведения.

К моменту написания текста у журналиста имеется не просто сумма данных, которые он собирается изложить в тексте, а складывается собственное понимание, целая концепция изученной им ситуации. В этой концепции центральное место занимает идея будущего текста.

При рассмотрении тем этого раздела нужно обратить особое внимание на представленность в тексте темы и идеи журналистского произведения. При этом нужно помнить, что тема включает не только описание реального конкретного события или конкретной ситуации, но и масштабную общественную проблему, под углом зрения которой эта ситуация и рассматривается журналистом.

Тема и идея составляют как бы каркас текста, это основа, на которой он строится. Средствами внутренней организации текста также являются композиция, монтаж, интертекстуальные включения, использование образно-эмоциональных языковых средств. О том, как их эффективно использовать, также рассказывается в этом пособии.

Наиболее распространенной классификацией журналистских текстов является классификация их по жанровому признаку. В этой связи обычно выделяют три основных группы жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Необходимо обратить особое внимание на специфику текстов каждой из групп жанров: в основе текстов информационных жанров лежит новость, факт; главным компонентом аналитических жанров является анализ новости в ряду других, сопоставление разных общественных явлений и выявление общественных проблем; основой текстов художественно-публицистических жанров является образ, типизируя который журналист также ставит проблемы общественного бытия.

В процессе журналистского творчества особое место занимает техника. Даже собственно производство массовых информационных потоков не было возможно до возникновения технических способов тиражирования – изобретения печатного станка. Тем более невозможно без опоры на технику осуществление теле– и радиовещания. При изучении тем этого раздела нужно обратить особое внимание на использование в повседневной практике работника редакции техники, без которой сегодня журналисту уже не обойтись: телефона, диктофона, фотоаппарата, электронной записной книжки и т. д. Особое значение приобретает сегодня умение журналиста работать в Интернете. Причем речь идет не только о поиске информации, но и о создании редакционных и персональных Web-сайтов. Появилась особая высокотехнологичная отрасль журналистики – Интернет-журналистика, в которой будущему специалисту по связям с общественностью необходимо ориентироваться точно также как и в журналистике традиционной, уметь определять надежные источники информации в Сети, максимально эффективно использовать поисковые системы и базы данных.

Пусть напутствием желающим изучать журналистику станет высказывание И.М. Дзялошинского, председателя Совета директоров Независимого Института Коммуникативистики, президента Правозащитного Фонда «Комиссия по свободе доступа к информации»: «Наука о журналистике увеличивает степень творческой свободы журналиста».

Раздел I. Типология СМИ и тенденции трансформации системы средств массовой информации

Наши рекомендации