Восточный (азиатский) путь возникновения государства

Кропачева А.В.

К83 ПРАВОВЕДЕНИЕ: Учебно-методическое пособие для студентов всех факультетов и форм обучения. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2007. – 144 с.

ISBN 978-5-93204-343-1

В работе рассмотрены 8 тем по дисциплине «Правоведения». По каждой теме приведены методические рекомендации, примерные темы докладов и рефератов, вопросы для самоконтроля, задачи и библиографический список.

ISBN 978-5-93204-343-1 © А.В. Кропачева, 2007

Содержание

Цели и задачи дисциплины ……………………………………………….……… 4

Содержание дисциплины …………………………………………………..……... 4

Тема 1. Государство и право ………………………………………………..……. 4

Тема 2. Основы государственного права ………………………………………. 42

Тема 3. Гражданское право ………………………………………………….…… 54

Тема 4. Семейное право ……………………………………………………….…. 64

Тема 5. Трудовое право ……………………………………………………….…. 84

Тема 6. Административное право ………………………………………………. 111

Тема 7. Уголовное право ………………………………………………………... 128

Тема 8. Экологическое право …………………………………………...………. 133

Темы контрольных работ ……………………………………………..….……… 141

Вопросы к экзамену (зачету) по дисциплине «Правоведение» …… 143

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью преподавания дисциплины «Правоведение» является подготовка специалистов со знанием основ права и действующего законодательства, порядка решения правовых и организационных вопросов, которые возникают на практике. По программе предусмотрено восемь тем: «Государство и право», «Государственное (конституционное) право», «Гражданское право», «Семейное право», «Трудовое право», «Адми-нистративное право», «Уголовное право», «Экологическое право». Пред-мет «Правоведение» охватывает широкий круг вопросов, дающих общее представление о закономерностях, возникновении, функционировании и развитии различных отраслей права. Учебная программа «Правоведение» составлена исходя из требований Государственного образовательного стандарта и обязательного минимума содержания профессиональной программы.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Государство и право

1. Основные теории возникновения права.

2. Восточный (азиатский) путь возникновения государства.

3. Западный путь возникновения государства.

4. Понятие и значение формы государства.

5. Форма правления.

6. Форма государственного устройства.

7. Политический режим.

8. Сущность права. Признаки права.

9. Принципы права.

10. Понятие нормы права и ее структура.

11. Виды правовых норм.

12. Функции правовых норм.

13. Понятие системы права и ее значение.

Методические рекомендации

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его приро­ды, сущности, назначения права и правового регулирова­ния.

Теологическая теория исходит из божественного про­исхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих {гуманистических} начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Теологи­ческая теория одна из первых связала право с добром и спра­ведливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные до­казательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во мно­гих странах мира) отличается большим плюрализмом мне­ний ее создателей по вопросу происхождения права. Сто­ронники этой теории считают, что параллельно существу­ют позитивное право, созданное государством путем законо-дательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, госу­дарства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как выс­шего и неизменного. С наступлением капиталистических от­ношений многие мыслители перестали связывать естествен­ное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Гроций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из не­изменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное пра­во, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливос­ти, из нравственных начал, Но во всех случаях естествен­ное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антрополо­гическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из "наци­онального", "народного" сознания. Историческая школа пра­ва смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что "право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право".

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действен­ность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возник­новения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в "императивно-атрибутивных правовых переживаниях". Пра­во - это "особого рода слож-ные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершаю-щиеся в сфере психики индивида.

Думается, отрицать влияние психологического факто­ра на возникновение и функционирование права нет основа­ний, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права после­довательно материалистическая. Марксизм убедительно до­казал, что корни права лежат в экономике, в базисе обще­ства. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в пра­ве лишь волю экономически господствующего класса. Одна­ко право имеет более глубокие корни, чем классы, его воз­никновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства

Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко — в десятки раз — повы­сить производительность труда. Именно там впервые были созда­ны условия для возникновения государственности: появилась ма­териальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управ­ления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других иррига­ционных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, рас­ширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Административно-государственные струк-туры, появление ко­торых жестко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собствен-ность (глав­ным образом на землю). На протяжении веков деспотическое го­сударство было не только орудием классового господства, но и само служило источником классообразования, возникновения различ­ных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпирова­лись не сами средства производства, а управление ими.

Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собствен­ность — верхушка государственного аппарата имела дворцы, дра­гоценности, рабов, однако она (частная собственность) не оказы­вала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» об­щинников. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

Не оказывала серьезного влияния на экономику и частная собственность других групп: купцов и городских ремесленников. Во-первых, она, как и ее владельцы, находилась в безраздельной власти монарха. Во-вторых, она также не играла решающей и даже важной роли: собственность купцов была связана со сферой не производства, а распределения, ремесленники же, прожива­ющие в городах, вносили в общественное производство заметно меньший вклад, чем общины, тем более что в состав последних входило немало ремесленников.

Постепенно, по мере роста масштабов кооперации коллек­тивной трудовой деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах «зачатки государственной власти» превращают­ся в органы управления и господства над суммами общин, кото­рые в зависимости от широты экономических целей складываются в микро- или макрогосударства, объединяемые силой централи­зованной власти. В этих регионах, как уже говорилось, она при­обретает деспотический характер. Авторитет ее был достаточно высок в силу ряда причин: достижения в хозяйственной деятель­ности объяснялись исключительно ее способностями к организа­ции, стремлением и умением действовать в общесоциальных, надгрупповых целях; принуждение также окрашивалось идеологи­чески, и прежде всего в религиозных формах — сакрализация влас­ти: «власть от Бога», правитель является носителем и выразите­лем «Божьей благодати», посредником между Богом и людьми.

В результате возникает структура, сходная с пирамидой: на­верху (вместо вождя) — неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ранга и т.д., а в осно­вании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер. Основное средство производства - земля - формально находится в собственности общин, и общин­ники считаются свободными, однако фактически, реально все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти госу­дарства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппа­рате во главе с абсолютным монархом.

Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значитель­ный вклад в экономику. Однако в отличие от европейского, анти­чного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государ­ства (фараона) или храмов.

Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономи­ки лежала государственная форма собственности на основные средства производства («власть-собственность»), а частная собст­венность имела второстепенное значение.

Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного об­щества в государство. Основными причинами появления государ­ства здесь были:

- потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

- необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

- необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Государственный аппарат возник из аппарата управления родопле-менными объединениями. Выделяясь из общества, государ­ственный аппарат становился во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособлялся от остального обще­ства, превращался в господствующий класс, эксплуатирующий ТРУД общинников.

Следует указать и на то, что восточное общество было застой­ным, стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий, оно практически не развивалось. Так, государство в Китае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные по­трясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные, и т.п.), однако они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.

Африканские государства формировались в основном по тому же «сценарию», однако исследователи указывают на некоторые особенности раннего государства Африки, отличающие его от го­сударства «восточной деспотии»: верховная власть была не на­следственной, а выборно-наследственной, система управления строилась на геронтократическом принципе для нижних уров­ней, на аристократическом (меритократии-ческом) - для более высоких. Кроме того, правители ранних государств Африки бы­ли связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населением, что вытекало из представлений об их сакральности; в принятии важнейших решений, так как существовал извест­ный противовес их власти в лице совета из представителей ро­довой знати.

В целом же и в этом регионе земного шара процесс монополи­зации функции общественного управления общинной верхушкой, т.е. зарождение государства, при отсутствии частной собственнос­ти на основное средство производства и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в становлении госу­дарственности, естест-венный ход которого был нарушен в резуль­тате колонизации материка.

Наши рекомендации