Решения нужно принимать быстро
Был в жизни Петра Васильевича и переломный момент, когда на общем собрании акционеров генеральный директор отказался от своей должности, хотя за него тогда проголосовало более 90 % акционеров. Когда совет директоров собрался в кабинете заседаний, Петр Васильевич увидел, кто его окружает. Люди незнакомые и некомпетентные. Непрофессионалы. С такими он работать не привык. И принял решение, о котором не поставил в известность даже жену. Вышел на трибуну, поблагодарил всех за многолетний совместный добросовестный труд и снял свою кандидатуру. Коллектив был в шоке. Некоторые обижаются на него по сей день.
Наследники
Петр Васильевич очень гордится своими детьми и внуками. С улыбкой говорит: Мы с женой ими руководим как заводом!
Две его дочери – врачи, сейчас уже на пенсии.
Трое внуков. Старший после окончания Омского государственного университета работает юристом в правительстве Омской области. Средний – служащий «Менатеп-банка». Самый младший занимается менеджментом на заводе пластмасс.
Особая гордость – внучка. Работу в областной офтальмологический больнице сейчас совмещает с учебой в аспирантуре.
Александр ПЕРШУКЕВИЧ.
«Коммерческие вести» 7 АПРЕЛЯ 2004 года
Предметом отображения в проблемном очерке выступает некая проблемная ситуация. Выше уже говорилось о сходстве проблемного очерка со статьей, в силу преобладания в этом виде очерка исследовательского начала (анализ причин возникновения проблемы, сегодняшнее состояние вопроса, прогноз на будущее и пути решения). Вместе с тем существенное отличие проблемного очерка от статьи заключается в том, что в очерке идет рассказ о конкретных людях и столкновении их интересов. Через эти человеческие конфликты очеркист исследует суть проблемы, опираясь на всевозможные ассоциации, параллели, используя отступления от темы. Система доказательств в проблемном очерке (в отличие от статьи) строится на разработке конфликта, на взаимодействии персонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описание поступков действующих лиц, так и рассуждения автора.
Путевой очерк относится к наиболее «старым» журналистским жанрам, появившимся на заре становления специальности. Он представляет собой описание событий, встреч с разными людьми в ходе путешествия автора. В соответствии со своим замыслом, основной идеей, которую стремится донести автор, он отбирает и включает в очерк только самые интересные эпизоды своего путешествия, самые яркие иллюстрации своей идеи.
Приведем пример путевого очерка.
Наш человек в Буэнос – Айресе
Как омич пытал трудовое счастье в Аргентине
Каково оказаться за границей не по турпутевке, а по рабочей визе, испытал омич Виктор (фамилию просил не называть). Он, до тех пор бывавший в краях не далее Литвы, собрался за океан по принципу извечного «авось». Знакомый расписал аргентинский рай: страна вечного лета, море работы, зарплаты – не сравнить с нашими...
Работать Виктор умел. И на БАМе вкалывал, и в Экибастузе уголь добывал. Долго раздумывать не стал. Продал квартиру, гараж, грузовичок, через московскую фирму оформил визы себе и семье. Но вначале решил ехать с 14-летним сыном. Когда уже в Бразилии во время дозаправки самолета ступил на землю, ощутил вдруг растерянность: что же я наделал?.. Поначалу, впрочем, все складывалось неплохо. Была рабочая виза, а это, уверили его, уже полдела. За нее и другие нужные документы в Москве уплатил 3,5 тысячи долларов. На месте получил внутренний паспорт иностранца, налоговый документ. А еще в России в посольстве говорили: по таким документам легко будет найти работу.
Встретили Виктора с сыном и летевшего вместе с ними Евгения из Кормиловки земляки-омичи: одни уже несколько лет, а другие с полгода жили в Аргентине. За комнату платил вначале по 100, позже по 75 долларов с брата и по 50 за питание. Всё бы ничего, если бы не обнаружившаяся по приезде... напряженка с работой. Об аргентинском экономическом чуде толковали у нас, там же узнал о спаде промышленности и росте безработицы.
Впору бы голодать…
Без возможности оплатить жилье наперед, без знания языка трудоустроиться никак не получалось. Купив велосипеды, Виктор с сыном объезжал Буэнос-Айрес район за районом. Проучившийся пару месяцев в примарии (учебное заведение первой ступени) сын сносно говорил по-испански и служил переводчиком, но и это не помогало.
Деньги таяли на глазах, работа всё не находилась. Впору бы голодать... «Но если не быть слишком щепетильным, можно и без единого песо в кармане найти себе пропитание – и неплохое. Совершенно свежие хлебобулочные изделия, торты в упаковке, не говоря уже о прочей снеди, всё, что не реализовывается в течение 24 часов, здесь в специальных мешках выставляется перед заведением. Вечером приходят мусорщики, чтобы закинуть мешки в машины. До них «по маршруту», как называли это безработные, шли мы. У ресторанов выставлялось совершенно свежее куриное мясо, белые тушки. Такое впечатление, что аргентинцы готовят только бедрышки и крылышки. Во время оферты – распродажи – за копейки можно было купить целые упаковки соков и разной еды, не говоря уже о фруктах». В общем, так жить было можно. Киевлянин Володя поучал: «Главное в этой стране – найти, где жить, где кушать и, выковыривая мясо из зубов, вопрошать: где тут у вас работенка-то имеется?» Кого-то, может, такое и устраивало. Но не за халявой ехал сюда Виктор.
Ощущение растерянности – «что же я наделал» – так и не покидало его до самого отъезда домой. Но Виктор не собирался сдаваться. Он упорно искал работу. Его готовность браться за любое дело, отсутствие вредных привычек должны были дать результат. Главное – втянуться в окружающую жизнь, не падать духом, учить язык.
Но даже при почти дармовом питании деньги исчезали всё быстрее. Виктору пришлось по примеру других идти в ночлежку. Озадачило, что туда не пускали с сыном. Как и в бесплатную столовую. «С ребенком нельзя!..» Пришлось согласиться с предложением соотечественника Славы, прислуживавшего при православной церкви, и устроить сына туда на житье.
Работа по-аргентински
Из почти семидесяти обитателей ночлежки человек пятнадцать были свои, русские. Жили там и аргентинцы, оказавшиеся без работы, студенты. Работницы ночлежки – «ассистент-социаль» и психолог Норма и Лаура – помогли в конце концов устроиться на работу. И Виктор стал помощником строителя за 550 долларов. Работа из серии «принеси-подай». Теперь у него была трудовая книжка, и, «если бы со мной была семья, так, наверное, здесь и остался»...
В первый же день вверг в растерянность мастера. Виктор с напарником обрушил стену за день. Оказалось, что эта работа по демонтажу размечена чуть ли не на месяц. Позже они с тоской наблюдали за работой аргентинца: тот по кирпичику на веревочке спускал кирпич, который пойдет на перемалывание в щебенку.
Однако работу Виктора с напарником одобрил прораб, симпатичный аргентинец Тито. «Он из-за нас двух рабочих уволил из своих. Но хитроумные аргентинцы изводили нас по-другому. Каменщик Серхио, к примеру, мне заказывает ведро раствора – «уно балдо». Я – вручную, зачем зря бетономешалку включать. Он через время – опять «уно балдо»... Думаю, ну малость не хватило, мешаю еще. И так – раз десять. Пока я ему в ответ кукиш не показал. Он начальнику жаловаться – «руссо...»
А руссо всё может. «Нас учить не надо, – говорит Виктор, – надо варить – пожалуйста. Отбойным молотком работать – умеем. По электрике – то же самое». Аргентинцы дивились, что русский лампу дневного света починил – стартер заменил. «Ты – электрик?!» Аргентинец Луне, имевший собственный грузовик, зарабатывал на стройке «на запчасти». Оказалось, погнута в его машине поперечная рулевая тяга. Виктор ему: «Я тебе сделаю, заплатишь мне...» – «Да ты что, тут механик нужен...». Так и не согласился.
Особенности национального быта
«Страна шумная очень, люди темпераментные. Гуляют на всю округу. Свадьба ли, победа ли любимой команды – барабаны, свистки, шутихи, гонки кругами на мотоцикле без глушителя... Внешне – больше жгучие испанцы. Есть и коренные индейцы, но не похожие на киношных. Если идет белобрысенькая, красивая, «стопудово» – это славянка. Местные – смуглые, черноволосые.
Город это многомиллионный, но заблудиться невозможно. Всё, что требуется, легко найти по карте. Улицы строго параллельны, ровные кварталы. Вид из самолета на Аргентину – красная земля и голубые квадратики бесчисленных бассейнов. На улицах чисто. Конечно, если только не бастуют мусорщики. Невообразимый культ собак. Привычная картина: подрабатывающий студент в окружении десятка псов, они за ошейники привязаны к ремню на его поясе...». Целую неделю по телевизору показывали суд над женщиной – ее собака в дождь целый день просидела на крыльце. Виктора самого однажды из ночлежки чуть не выгнали из-за собаки.
Жили они почти на берегу залива Рио де Плато. Невдалеке был Русский парк. Когда-то здесь находилась русская миссия. Стоит церковь, целиком, до последнего бревнышка, привезенная морем из России в начале прошлого века. На правах иностранного рабочего довелось попользоваться бесплатной медициной. И УЗИ-обследование, и томография, и куча лекарств – всё было действительно бесплатно. То же – когда понадобилась медпомощь сыну.
«А еще там хорошо относятся к алкашам, жалеют их: мол, больные они. Большинство обитателей ночлежки из русских были таковыми: бывшие моряки, дармовое питье...» Но вот когда эти же ребята накинулись на чтиво, привезенное Виктором с собой, недели две, пока читали, не пили, даже посвежели лицами. Рассказывали, был раньше среди них Витя по прозвищу Плюшевый – культурист, весельчак, токарь-универсал. Спился, замерз осенью. Большинство же здесь уже по нескольку лет, и ничего им не делается. Сносно одеты – благотворители помогают. На шелловских заправках приспособились люди даже ванны принимать. Там это бесплатно, и их не гонят, уже привыкли.
Ностальгия по-русски
«Удивительно много там нашей техники. «Пятерки», «семерки» встречаются среди такси. Есть даже «Москвичи», «Таврию» видел. УАЗы, газики с новыми кабинами, ЗИЛы, КрАЗы, МАЗы. На стройку привозил песок КамАЗ... Увижу – тоска накатывает по дому. А в магазине синьору увижу с ребенком – тоска по младшим детям, что в Омске остались...»
Стал Виктор обивать пороги консульства, узнавать в местных органах, что бы такое совершить, чтобы его депортировали домой. Оказалось, в Аргентине нет статей о депортации. Но как-то в ночлежку вместе с комиссией муниципалитета пришла синьора Мари – потомок русских эмигрантов. Через нее вышел Виктор на синьору Нину, правнучку белого генерала Алексеева. Саму благодетельницу так и не видел. Соотечественники ее несколько раз обманывали. Взяв деньги, оставались здесь, и она не пожелала встречаться. Тысячу долларов она передала через синьору Мари. Сына Виктор отправил домой еще в мае – помогла католическая церковь.
Удачу омрачил инцидент. Заехав по ошибке в неблагополучный район, нарвался на грабителей. «Я сдуру полез драться и получил по голове... Забрали велосипед, сумку с документами». Документы потом подкинули в украинское посольство. «Благородство» бандитов объяснялось тем, что местная мафия побаивалась русских, получив однажды хороший отпор от наших моряков.
Аргентина отпускала трудно. Сниться же перестала совсем недавно, с год как.
«Главное, что я вынес оттуда: оказалось, что я семьянин. Теперь из дому – никуда, даже в дальнобойщики не пошел». Тем, кто всё же хочет на собственном опыте испробовать хлеб чужбины, советует Виктор накопить предварительно денег для оплаты жилья хотя бы на год. За это время можно подучить язык, познакомиться ближе с местными жителями. Если тебя хорошо узнали, составят протекцию, а это в поисках работы – главное.
«Когда я, вернувшись, почти год не мог в Омске устроиться на работу и перебивался чойсами, даже пожалел, что вернулся...»
В общем, там хорошо, где нас нет.
Айгуль БЕСКЕМПИРОВА
«Труд – 7» 19 июля 2006 года
Фельетон
Фельетон – художественно-публицистический жанр журналистики, вскрывающий сатирическое содержание отрицательного факта или явления действительности.
Сатира – в переводе с греческого «смесь», это критика реальной действительности с целью ее улучшения, совершенствования.
Слово фельетон в переводе с французского означает «листок». 27 января 1800 года в журнал «Де Пари» был впервые вложен листок с театральными афишками, с мелкими объявлениями. Вначале так называли приложение к газетам, которое обычно размещалось в нижней части полосы и отделялось от остальной части газеты жирной линией. Жанр фельетона и получил свое название от этого приложения, так как позднее на таких листках и печатались сатирические произведения, осмеивающие смешные и нелепые явления жизни, препятствующие нормальному развитию.
Фельетон близок к очерку. Так же, как и очерк, фельетон строится по законам художественной литературы, публицистики и науки. Своеобразие фельетона – его сатирическое начало, определяющее природу жанра. Сущность фельетонной сатиры – в комическом иносказании, которое составляет основу текста. Предметную основу фельетона составляют отрицательные факты действительности, комическая природа которых очевидна для сатирика.
Главная задача фельетона – осмеять. Но не обязательно вызвать смех. В одном случае сатирик стремится вызвать презрение к людям определенной нравственной категории, в других – возбудить гнев, ненависть, в-третьих – показать ничтожность, обреченность и никчемность их методов действий. Одно из главных условий успеха фельетона – верное определение социальной сущности рассматриваемых фактов, правильная позиция автора. В общем случае автор должен дать понять читателю, что отрицательный факт, описанный в фельетоне не единичен, за ним скрывается комическое явление.
Журналистский фельетон отличается от литературного достоверностью описания, адресностью фактов.
Подготовка к созданию фельетона начинается с поиска так называемого «фельетонного факта» или, если это не очевидно – то с выявления комической сути негативных явлений. Основой фельетона может стать факт, «содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Причем это должны быть черты, достойные осмеяния (нельзя, например, высмеивать трагические события). Разумеется, фельетон может строиться не на одном факте, а на их совокупности, что чаще всего и происходит. В этом случае типичное выступает как определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов. А факты в свою очередь выступают как опорные точки сатирической типизации, т.е. создания сатирического образа определенного жизненного явления, которое таким путем сводится до уровня ущербного» [82].
Основу типизации в фельетоне составляет комическое заострение – преувеличение или преуменьшение черт, свойств и признаков изображаемого явления. В качестве средств для создания эффекта комического заострения в фельетоне используются гротеск, гипербола, пародирование, окарикатурирование (преувеличивающее заострение) и литота (преуменьшающее заострение). Благодаря этим средствам выявляется содержание комического парадокса – противоречие отрицательного факта общепринятому мнению и здравому смыслу или противоречивость его формы, внешних признаков. «Комизм заключается в том, что силы, выражающие данное противоречие, своей отрицательности не осознают: персонаж всегда претенциозен, предъявляя права на роль, которую сыграть не в состоянии. Эту аномалию и высмеивает публицист-сатирик, показывая всю несостоятельность объекта насмешки, стремящегося постоянно выдавать желаемое за действительность»[83].
Фельетонное повествование – всегда особый код (эзопов язык), который предстоит разгадать читателю, и это не просто прием повествования, а типологический признак жанра. В основе приема лежит сознательное нарушение не только лексико-стилистических норм языка, но и – что более принципиально – нарушение внешнего правдоподобия в изображении предмета или явления, нарочитое смещение пропорций описываемого факта.
Виды фельетонов: фельетон-статья, фельетон-корреспонденция, фельетон-очерк, фельетон-зарисовка; фельетон в стиле деловых бумаг: фельетон-жалоба, фельетон-заявление; драматические фельетоны: фельетон-пьеса, фельетон - скетч и т.д.
Разойдись, а то… куплю!
Переполненный автобус подъехал к железнодорожной станции. В открывшиеся двери меня вынесло на площадь. У кассы, плотно вжимаясь друг в друга, стояли люди. Я мысленно уже занимал очередь, как вдруг перед моими глазами возникла бабулька с носком в руке.— Милок, купи носок за 30 рублей, второй отдам бесплатно! Или возьми вот эту скалку, сделана из березового клёна, прочнее не бывает!..
Я взглянул на очередь и увидел, что она выросла раз в шесть. «Ладно, на другой стороне тоже касса есть», — подумал я и рванул к переходу. Но не тут-то было…
— Маладой чалавек, не тарапись, да! — страстный голос с акцентом остановил меня. — Слюшай, купи трусы, меховые, из тигровой шерсти, нигдэ не найдешь…
— Да зачем ему твои трусы? — перебила его яркая женщина с сигаретой в зубах. — Слышь, парень, купи лифчик, девушке своей подаришь, это ж лучший подарок!
— У меня нет девушки… — растерянно начал оправдываться я.
— Тогда маме или бабушке, у меня все размеры есть.
«Засада!» — мелькнуло у меня в мозгу. Со всех сторон ко мне спешили окрестные продавцы ягод, заколок для волос, резиновых динозавриков, лотерейных билетов… Я побежал к переходу и чуть не наступил на ящик с котятами, возле которого стояли две девочки. Одна принялась жалобно уговаривать взять котенка, а другая совала в мой карман черепаху. «Не-е-ет!» — заорал я и метнулся вниз по ступенькам. Света в подземелье не было. Над головой, прощаясь, простучала колесами электричка. Мне ничего не оставалось делать, как просто брести на свет в конце тоннеля. Посередине образовался затор, и меня прижали к стенке. Бабуля, торговавшая семечками, тут же воспользовалась этим и уже собралась было насыпать мне свой товар, но, откуда ни возьмись, появился человек в форме:
— Собирайтесь, дамочка!
Дамочка от меня отстряла, и я кинулся к выходу. Поднимаясь по лестнице, обернулся и прямо перед собой увидел табличку «Торговля в переходах строго запрещена!». С ухмылкой посмотрел я на укутанную продавщицу под ней и вышел из туннеля.
…Двери электрички закрылись, и состав тронулся. Только я развернул газету, как за моей спиной раздался голос:
— Уважаемые пассажиры, хочу предложить вашему вниманию новое средство от клопов…
Интересно, почему не торгуют в автобусах?
Т.ГРИГОРЬЯНЦ
«Сорок один» 25 октября 2004 года
Памфлет
Разновидностью фельетона является памфлет (от греч. «pamm fhlego» «все воспламеняю» или «все испепеляю») – художественно-публицистический жанр журналистики, сориентированный на бескомпромиссное обличение чуждых автору взглядов, действий и других факторов, характеризующих атмосферу общественного бытия. Объект насмешки в памфлете – не просто отдельные недостатки лица или явления, а концепция, вся система взглядов идейного оппонента.
Сатирическое начало памфлета составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое – злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения. Как правило, сатира памфлета касается крупных социальных явлений, государственных или общественных деятелей.
Памфлет ведет родословную от древнегреческого баснописца Эзопа. Среди основоположников европейского памфлета более позднего времени называют имена Эразма Роттердамского («Письма темных людей»), Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), Блеза Паскаля («Письма к провинциалу»), Бернарда Мандевиля («Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными»). Памфлет Д. И. Писарева «Пчелы» считается образцом политической сатиры на современное общественное устройство. Даниэль Дефо за памфлет «Кратчайший путь расправы с диссентерами» выстоял у позорного столба. «Философские мысли» Дени Дидро были осуждены на сожжение. За «Философские письма» А. Чаадаев был объявлен сумасшедшим. «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского распространялось в списках.
В настоящее время памфлеты встречаются почти исключительно в партийной прессе. Любят работать в этом жанре В. Новодворская, А. Проханов. Вот один из памфлетов В. Новодворской.
Что такое социал-демократы и как они воюют против друзей народа
Социал-демократы проснулись к жизни не очень давно, раньше конца XIX века их и в помине не было. И неудивительно. Ведь социал-демократы, эсдеки, «седые», как их называли в романтическом обиходе классовых драк и бандитских налетов, эксов и подпольных кружков (в совокупности это почему-то считается «революционным подъемом» 1905 года), не что иное, как политическая саранча, которая «села, все съела и дальше полетела». На новые даровые харчи. На выборы. На митинги протеста, идейное содержание которых исчерпывается стишком: «Киска плачет в коридоре, у нее большое горе. Злые люди бедной киске не дают украсть сосиски».
Впрочем, киска еще имеет совесть. Она просто хочет эти сосиски украсть. А социал-демократы требуют, чтобы им эти сосиски отдали как нечто должное, да еще и закрепили их право на чужие сосиски конституционно.
Право кисок из социал-демократических райкомов на чужие, незаработанные сосиски называется «социальным государством». С одной стороны, как государство может социальным не быть? Самый плохонький социум, самое забитое общество всегда у людей имелись. Нет, социальное государство — это государство, где делят «социалку», то есть дают что-то незаработанное, даром, отобрав это предварительно у кого-то другого с помощью прогрессивного налога или прямого насилия (как у Гусинского, скажем, отобрали НТВ).
Или еще одна примета правления саранчи, то есть «седых»: «социальная справедливость». Думаете, это значит, что каждый будет жить плодами своих личных (или семейных) трудов, что у всех будет право на стремление к счастью (а суды будут решать дела по хорошим законам), что у всех будут равные политические права и ни у кого не будет никаких привилегий? Черта с два. Это значит как раз обратное. Что успешных предпринимателей будут грабить, что у нажившего честным путем деньги часть отнимут в пользу лодыря, пьяницы или наркомана, что ответственные будут платить за безответственных. Социальная справедливость — это рэкет, экс, раскулачивание, продразверстка. А большевики ходят не только в пыльных шлемах, но и в борсалино, дорогих костюмах от лучших кутюрье и в модельной обуви. И все это куплено, как правило, на «откат», который лодыри, пьяницы, слабоумные и наркоманы выплачивают своим защитникам, эсдекам, «седым» за счет средств, конфискованных налоговой системой, льготами, госраспределением или другими уголовными методами у честных и успешных тружеников.
Так вот почему социал-демократы появились поздно! Чтобы саранче было что съесть — посевы кто-то должен сначала вырастить. Правые должны поработать, чтобы левые могли потом тратить и отнимать.
Лучше всех про социал-демократию все объяснил Салтыков-Щедрин в сказке «Карась-идеалист». Помните доктрину?
«Ах, если бы все рыбы согласились!» Деловое предложение было сделано щуке: поскольку она большая и сильная, она должна была делиться с плотвой. Щука предпочла съесть самого карася. Согласитесь, это было логично. Только Салтыков-Щедрин не знал, что эсдеки — не караси, а пираньи.
Они обглодали Россию до костей, уничтожили в ней всякую волю к труду, умение и желание стоять на своих ногах, чувство собственного достоинства, которого не может быть без экономической независимости от общества и от государства; десятилетиями истребляли самых умелых, способных, трудолюбивых; бросили все национальное достояние на идеологию, нужную только болтунам и приспособленцам; вывезли наши запасы в Африку и прочие экзотические края на прокормление тамошних бездельников-коммунистов.
Если европейские эсдеки — это бездельники и жулики, покушающиеся на карман с бумажником, то в наших условиях г-да социал-демократы покушаются на нашу жизнь, берут за горло. Если страна будет слушать их и поплетется за ними, у нее нет шансов.
Всегда и во все времена, под всеми широтами бедность чаще всего была следствием личных ошибок, пороков и недостатков бедняка (если речь идет не о тоталитарных государствах, где бедность просто культивируется и возводится в добродетель). И порождала желание «все взять и поделить».
Читайте Некрасова: «В ней ясно и крепко сознанье, что все их спасенье в труде, и труд ей несет воздаянье: семейство не бьется в нужде».
Все ужасы раннего капитализма, так ярко описанные склонными к социализму Джеком Лондоном и Золя («Люди бездны» и «Жерминаль», «Железная пята» и «Западня»), слишком очевидно вызваны неверными действиями страдальцев-рабочих (шахтеров, мастеровых, прачек). Это пьянство, лень, распутство, неумеренное деторождение (все-таки человек не кролик и должен иметь столько детей, сколько он может достойно вырастить, воспитать и отправить в хорошую школу), преждевременная, развязанная демагогами забастовка, нелегитимный бунт.
Даже при советской власти люди вели себя по-разному. Одни шабашили, мыли после работы полы в офисе, вязали, давали уроки и зарабатывали себе на машину. А другие пили водку или играли в домино. Или заводили столько детей, что не могли их одеть, обуть и накормить! Умение содержать себя — это главная христианская добродетель, основа протестантской этики. Без нее все остальные добродетели превращаются в пороки. Мужество человека, которому нечего терять, — это фанатизм, убежденность его — сектантство. «Мученики Аль-Аксы» — вообще герои: жизнь им не дорога, они готовы расстаться с ней в первом же автобусе, взорвав себя и пассажиров. Но их жизнь и гроша ломаного не стоит, а жертва их не имеет никакой цены.
А вот когда жизнью рискует просвещенный, благоустроенный человек, имеющий виды на будущее, престижную работу и счет в банке, то это значит, что в героизме есть некая общественная потребность, и тогда жертва дорогого стоит.
Как сказал один персонаж Куприна: «Бедность — не порок, но большое свинство». Когда она предопределена нашим собственным неразумным и безответственным поведением.
История нашей социал-демократии — история мрачная, темная и преступная. В России в начале прошлого века были и социальная защищенность, и социальная справедливость, и социальное государство. Даже с избытком. Земство, школы, больницы (и прекрасные), гимназии за счет земства для способных, рабочие кассы, спектакли, библиотеки. Охранка сама профсоюзы создавала (зубатовщина)! Благотворительность была в большом ходу. И в этих-то условиях эсдеки отравили умы рабочих своей пропагандой, и рабочие захотели все взять и поделить. Палец им давали охотно, а они захотели всю руку. Естественный порядок вещей разрушился, экономика остановилась, страна превратилась в помойку, на которой копошились миллионы нищих.
И вот когда после гайдаровско-чубайсовских реформ перед нами забрезжил новый капиталистический день, когда появилась надежда на то, что страна будет сыта и богата, явились бессмертные, как чума, социал-демократы (ибо жажда халявы и зависть к тем, кто умнее, сильнее, способнее и богаче, неискоренимы и органичны для неудачников и бездарей). И на старом пепелище, которое они устроили из страны (без Мартова, Плеханова и иже с ними не было бы Ленина и Дзержинского), запели те же старые песни под старую ржавую шарманку. То они требовали на ваучеры незаработанные «Волги», то хотели увеличить инфляцию (ради народа, ясное дело), то сетовали на то, что сбережения, обесцененные развалившейся экономикой, не обернулись вкладами в швейцарские банки.
Имя им легион. «Яблоко», горбачевцы, Партия социальной справедливости, новые левые, старые анархисты, селезневцы...
Друзья народа, либералы, правые, говорят ему горькую правду и обещают много мук и трудов, потом — честно заработанный достаток. Но приходят эсдеки, называют нас извергами и обещают народу очередную порцию елочной мишуры и лапши на уши. И указывают путь на дно, лишая лучших желания работать, выгоняя их из страны.
Снова на одного с сошкой набрасываются семеро с ложкой.
Если они не подавятся и на этот раз, считайте, что путь России — путешествие на казенный счет. От помойки — к помойке. От концлагеря — к концлагерю.
Валерия Новодворская
«Правое дело» № 4-5, 2003 год
Эссе
Эссе– художественно-публицистический жанр журналистики, выявляющий закономерности бытия человека через изображение процесса восприятия мира. Слово «эссе» в переводе с французского означает: «опыт», «сочинение», «попытка», «испытание», «набросок».
Родоначальником этого жанра обычно называют М. Монтеня, который писал в своих «Опытах»:«Содержание моей книги – я сам». Известны эссе Стефана Цвейга. В основе этого жанра – постижение хода развития мысли, анализ увиденного в жизни сквозь призму ощущений автора, т.е. процесс познания мира, отраженный в процессе самопознания личности. Показывая жизнь вокруг нас, эссеист показывает одновременно и свой внутренний мир. Его внутренний мир, восприятие реальности, реакция на него и являются «главными героями» жанра эссе.
Поэтому для эссе так необходимо создание психологически достоверного образа повествователя. С помощью системы разнообразных ассоциаций – логических, эмоциональных и др. – автор предлагает самоанализ личности, познающей окружающий мир и самое себя. Откровенность в описании собственных переживаний, своего внутреннего состояния – важнейшее качество эссеистского текста.
Отсюда и свободная форма эссе, допускающая перетекание друг в друга элементов репортажа, очерка, статьи, комментария, письма, дневника, новеллы. В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный «поток информации». Преобладание общих суждений и выводов над фактическим материалом является чертой, отличающей эссе от публикаций других жанров журналистики. Но свободная форма эссе предполагает, тем не менее, четкость и продуманность авторской идеи, вокруг которой и выстраивается вся цепь ассоциаций, создавая тем самым внутреннее единство произведения.
А.А. Тертычный предлагает в этой связи ряд рекомендаций, повышающих ясность текста эссе для аудитории[84]. Итак, «желательно, чтобы:
а) текст сразу вводил аудиторию в курс дела;
б) содержание текста было хронологически упорядоченным, чтобы аудитория могла понять, что за чем следует;
в) аудитории было ясно, что автор доказывает себе и другим, какие аргументы при этом использует;
г) сложные рассуждения сопровождались пояснениями, примерами;
д) текст завершался определенными выводами, резюмирующими главную мысль автора».
Выделяют следующие виды эссе политические, экономические, литературные, публицистические и др.
Поводом для подготовки публицистических эссе обычно являются вопросы, вызывающие повышенное внимание аудитории. Автор размышляет на предложенную тему на уровне обыденного мышления, используя ассоциации массового сознания, собственный жизненный опыт.
Литературно-критическое эссе – общие рассуждения об одном или нескольких литературных произведениях. Эссеист не занимается детальным анализом произведения, а рассуждает об общих закономерностях литературного творчества, о судьбах литературы, ценностях, которым она призвана служить или служит в данный момент.
В искусствоведческом эссе автор рассуждает о социальном служении искусства, о роли таланта в становлении искусства, о массовом и элитарном искусстве и т.д.
Научно-популярное эссе посвящается общенаучным проблемам: роли науки в жизни общества, судьбой цивилизации, гуманизации науки и т.д.
Философское эссе представляет собой рассуждение эссеиста о наиболее общих проблемах бытия, смысле жизни, добре и зле, поисках истины.
В качестве примера приведем отрывок из эссе Дарьи Костиковой.
Культура, религия и традиции в современном мире
Вероятно, не было и нет на свете такого народа, который не гордился бы своей культурой, не стремился бы сохранить свои традиции. Можно возразить, что история знает немало примеров, когда новые владыки пытались в прямом и переносном смысле откреститься от прежних богов и создать новых, по своему образу и подобию. Действительно, история человечества начиная со времен античности и кончая сегодняшним днем представляет собой непрекращающуюся череду идеологических, мировоззренческих, эстетических, этических, богословских, политических, философских битв и споров, где каждая сторона ожесточенно пытается разрушить прежний миропорядок и водворить свой. Петр Первый каленым железом вытравлял «посконный дух» на Руси, насаждая европейские приоритеты; католики не сомневались в своей правоте, учинив резню гугенотов в Варфоломеевскую ночь; первые христиане не задумываясь уничтожили прекраснейшие произведения античного искусства, восставая против язычества; философ, поэт и ученый Джордано Бруно за свои научные убеждения был обвинен в ереси и сожжен, так и не убедив своих преследователей в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот… Продолжать перечисление мировоззренческих столкновений можно до бесконечности. И тем не менее эта столетиями длящаяся игра приоритетов в конечном счете органично укладывается в емкое понятие культуры, ибо именно таков путь ее развития и залог разнообразия. В противном случае она была бы лишь сводом косных догм. Говорят, в споре рождается истина. Но что есть истина? Этот вопрос, некогда обращенный Пилатом к Христу, до сих пор остается без ответа. Вероятно, частная истина у каждого своя (кто сказал, что истина лишь одна?), но существуют и вечные, неиссякаемые и нетленные истины и ценности, одни на все времена и для всех народов, – это красота, вера, добро. Безусловно, в каждом уголке земного шара и в разные эпохи в эти понятия вкладывается свой смысл (что тоже вечно служило яблоком раздора). Так, если в античном мире красота обнаженного человеческого тела вызывала восторг и преклонение, в Средние века оно воспринималось как нечто безобразное, постыдное, богомерзкое. Известен исторический анекдот, согласно которому один стыдливый кардинал повелел надеть «штаны» на обнаженные фигуры на знаменитой фреске Микеланджело «Страшный суд».
Дарья Костикова
«В мире науки» февраль 2006 года
Дадим определения еще некоторым художественно-публицистическим жанрам, встречающимся на страницах современных СМИ.
Пародия высмеивает отдельных личностей (политиков, артистов и др.) и явления (произведения литературы, способ мышления и др.), специально имитируя их. Качество пародии часто зависит от точности в повторении нюансов пародируемого явления.
Шутка – это предметное действие или сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации. Обычно шутки включаются при необходимости в текст в качестве его фрагмента, но иногда бывают и самостоятельным жанром. В отличие от других жанров журналистике фактическая основа материала здесь может быть полностью выдуманной в целях развлечения и розыгрыша читателя.
Вопросы и задания
1. Чем отличаются тексты художественно-публицистических жанров от произведений художественной литературы? Что объединяет их?
2. Назовите известных Вам очеркистов. Сравните индивидуальный стиль работы этих авторов. Что объединяет созданные ими произведения?
3. Прочитайте фельетон В. Дорошевича «Русский язык» и фельетон А. Эрдэ «Кипяток горячей воды» [11,75].
4. Назовите жанровые признаки фельетона, характерные для обоих произведений. Как эволюционировал жанр фельетона от начала к концу ХХ-го века?
5. Почему памфлет иногда называют разновидностью фельетона? Что отличает эти жанры?
6. Бывают ли «фельетонные» и «нефельетонные» факты? Аргументируйте свою точку зрения.
7. В чем заключаются основные трудности для автора, работающего в жанре эссе?