Общие труды по истории Древнего Рима

Античность и современность. М., 1972.

Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984.

Античность как тип культуры. М., 1988.

Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.

Быт и история в античности. М., 1988.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

Виппер Р. Ю. Очерки истории римской империи. М., 1923.

Всемирная история. М., 1955—1956. Т. 1—11.

Голубцова Е. С. Община, племя, народность в античную эпоху. М., 1998.

Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.

Кнабе Г. С. Древний Рим: история и повседневность. М., 1986.

Ковалев С. И. История Рима. Л., 1948.

Ковалев С. И., Штаерман Е. М. Очерки по истории древнего Рима. М., 1959.

Машкин Н. А. История Древнего Рима. 3-е изд. М., 1956.

Моммзен Т. История Рима. М., 1936—1941, 1949. Т. 1 — III, V.

От доклассовых обществ к раннеклассовым. М, 1987.

Религия и община в Древнем Риме. М., 1994.

Сергеев В. С. Очерки по истории Древнего Рима. М., 1938. Ч. 1—2.

Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1980.

Чалоян В. К. Запад — Восток. Преемственность в философии античного и средневекового общества. М., 1979.

Человек и общество в античном мире. М., 1998.

Социально-экономическая история

Бюхер К. Возникновение народного хозяйства. Пг., 1923.

Валлон А. История рабства в античном мире. М., 1941.

Грацианский Н. Г. Система полей у римлян по трактатам землемеров//ВДИ. 1940, № 1.

Егоров А. Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985.

Ельницкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII — И вв. до н. э. М., 1964.

Заборовский Я.Ю. Очерки по истории аграрных отношений в Римской республике. Львов, 1985.

Коптев А.В. От прав гражданства к праву колоната. Формирование крепостного права в поздней Римской империи. Вологда, 1995.

Кузищин В. И. Очерки по истории земледелия Италии II в. до н. э.— I в. н. э. М., 1966.

Кузищин В. И. Римское рабовладельческое поместье. М., 1975.

Кузищин В. И. Генезис рабовладельческих латифундий в Италии. М., 1976.

Кузищин В. И. Античное классическое рабство как экономическая система. М., 1990.

Луццатто Дж. Экономическая история Италии. М., 1954.

Маяк И. Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983.

Салъвиоли Г. Капитализм в античном мире. Харьков, 1922.

Сергеенко М. Е. Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. М.; Л., 1958.

Сергеенко М. Е. Помпеи. М.; Л., 1949.

Сергеенко М. Е. Ремесленники Древнего Рима. М.; Л., 1968.

Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. М.; Л., 1964.

Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима (очерки быта). Л., 1964.

Штаерман Е.М., Трофимова М.К. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италия). М., 1971.

Штаерман ЕМ. Древний Рим: проблемы экономического развития. М., 1978.

Штаерман ЕМ. и др. Рабство в западных провинциях Римской империи в I—III вв. М., 1977.

Штаерман ЕМ. и др. Рабство в восточных провинциях Римской империи в I—III вв. М., 1977.

Штаерман Е.М. История крестьянства в Древнем Риме. М., 1996.

Штаерман Е. М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. М., 1957.

Штаерман Е. М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике М, 1964.

Политическая история

Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов. М., 1990.

Дементьева В.В. Магистратура диктатора в ранней Римской республике. Ярославль, 1996.

Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985.

Залесский Н.Н. К истории этрусской колонизации Италии. VII—IV вв. Л., 1965.

Игнатенко А.В. Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре (Историко-правовое исследование). Свердловск, 1988.

Кощеев В.И. Эллинистический мир и Рим. М., 1993.

Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М., 1984.

Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983.

Маяк И.Л. Римляне ранней Республики. М., 1993.

Межерицкий Я.Ю. «Республиканская монархия». Метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М.; Калуга, 1994.

Парфенов В.Н. Рим от Цезаря до Августа. Саратов, 1987.

Ревяко К.А. Пунические войны. Минск, 1982.

Токмаков В.Н. Военная организация Рима ранней Республики (VI—IV вв. до н. э.). М., 1998.

Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики II в. до н. э. М., 1986.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1977.

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1978.

Провинции

Зубарь В.М. Северный Понт и Римская империя. Киев, 1998.

Кадеев В.И. Херсонес Таврический в первых веках н. э. Харьков, 1981.

Колосовым Ю.К. Паннония вI—III вв. М., - 1973.

Корсунекий А.Р. Готская Испания. М., 1969.

Кудрявцев О.В. Эллинские провинции Балканского полуострова во II в. М., 1954.

Павловская A.M. Египетская хора в IV в. М., 1979.

Ранович А.Б. Восточные провинции Римской империи в I—III вв. М., 1949.

Шифман И.Ш. Сирийское общество эпохи принципата (I—III вв.). М., 1977.

Шкунаев С.В. Община и общество западных кельтов. М., 1989.

Религия, культура, римское право

Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения. М., 1989.

Блаватский В. Д. Архитектура древнего Рима. М., 1938.

Буассье Г. Римская религия от Августа до Антонинов. СПб., 1914.

Варнеке В. В. История античного театра. М, 1940.

Виппер Р. Ю. Рим и раннее христианство. М., 1954.

Всеобщая история архитектуры. М., 1949. Т. II. Архитектура древнего Рима.

Всеобщая история искусств. В 6 т. М., 1956. Т. 1. Искусство древнего мира/Под ред. А. Чегодаева.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. М., 1913.

Голубцова Е. С. Идеология и культура сельского населения Малой Азии в I—III вв. М., 1977.

Дождев Д. В. Основание защиты владения в римском праве. М., 1996.

Дождев Д. В. Римское частное право. М., 1996.

Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940.

История римской литературы. М.. 1959— 1961. Т. I—II.

История римской литературы/Под ред. Н. Ф. Дератани. М., 1954.

История политических учений/Под ред. С. Кечекьяна, Г. Федькина. М., 1955.

Каждан А.П. От Христа к Константину. М., 1965.

Касперавичюс М. М., Саверкина И. И., Сидорова Н. А., Чубова А П. Искусство Восточного Средиземноморья I — IV вв. М., 1985.

Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. Л., 1964.

Ковельман А. Б. Риторика в тени пирамид. М, 1988.

Колпинский Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и древнего Рима. М., 1983.

Кофанов Л. Л. Обязательственное право в архаическом Риме. Долговой вопрос (VI—IV вв. до н. э.). М., 1996.

Кубланов М. М. Возникновение христианства. М., 1974.

Культура Древнего Рима/Под ред. Е.С. Голубцовой. М, 1985. Т. I — II.

Кун Н. А. Предшественники христианства (восточные культы в Римской империи). М, 1922.

Латинская юридическая фразеология/Сост. Б.С. Никифоров. М., 1979.

Лившиц Г.М. Очерки историографии Библии и раннего христианства. Минск, 1970.

Лившиц Г. М. Возникновение христианства. Минск, 1966.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. Ч. I — II.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

Немировский И. А. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964.

Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. М., 1960.

Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М, 1982.

Перетерский И. С. Всеобщая история государства и права. М., 1945. Ч. 1. Вып. II. Древний Рим.

Преображенский П.Ф. Тертуллиан и Рим. М., 1926.

Ранович А. Б. Очерк истории раннехристианской церкви. М., 1941.

Римское частное право/Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М., 1997.

Савельев В.А. История римского частного права. М., 1986.

Савельев В.А. Римское частное право. М., 1995.

Соколов Г. И. Римский скульптурный портрет III в. н. э. М., 1983.

Трофимова М.К. Историко-философские проблемы гностицизма. М., 1979.

Утченко С. Л. Древний Рим. События, люди, идеи. М., 1969.

Утченко С. Л. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения Республики. М., 1951.

Федосик В.А. Киприан и античное христианство. Минск, 1991.

Хвостов В. М. История римского права. М., 1919.

Чернышев Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме. Ч. 1—2. Новосибирск, 1992.

Штаерман Е. М. Кризис античной культуры. М., 1975.

Штаерман Е. М. Религия и мораль угнетенных классов Римской империи. М., 1961.

Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987.

Шуази О. Строительное искусство древних римлян. М.; Л., 1938.

ДРЕВНИЙ МИР НОВОГО СВЕТА

V—VI вв. стали временным рубежом, отделившим эпоху цивилизаций древности, собственно древнего мира как особого явления в мировой истории, от средневекового ее этапа. В исторических границах древнего мира как такового сформировались и раскрыли свои внутренние потенции три основных центра древних цивилизаций, на достижениях которых продолжался в трансформированном виде мировой цивилизационный процесс в эпоху средневековья, эпоху западного и восточного феодализма. Такими центрами стали Средиземноморский регион, в рамках которого были синтезированы достижения эллинского, эллинистического и италийско-кельтского миров, центрально-азиатский (включая Индию) и дальневосточный (включая Китай, прежде всего).

Располагая огромным материалом, современная историческая наука воссоздала конкретный ход исторического развития каждого из этих цивилизационных центров, получивших свое место в учебниках «История Древнего Востока», «История Древней Греции» и «История Древнего Рима», других учебниках и учебных пособиях.

Научные исследования второй половины XX в. позволили накопить ценные материалы, на основе которых можно говорить о существовании четвертого центра формирования мировой цивилизации как таковой. Он возник на Американском континенте. Здесь наметился свой, особый путь формирования социально расчлененного общества, государственности, культуры и религии. Этот особый тип цивилизации, развивающийся по своим специфическим внутренним законам, был в конечном итоге деформирован, а затем и насильственно разрушен европейскими завоевателями после открытия Нового Света Христофором Колумбом. По своим типологическим свойствам американский доколумбов тип цивилизации весьма похож на древние общества Старого Света и потому может рассматриваться как часть того исторического феномена, который условно определяется «история древнего мира».

Источники.

Источники.Когда речь идет об источниках исторических реконструкций в Новом Свете, следует учитывать их специфику, несколько отличающуюся от источников изучения традиционных культур Старого Света. Практически все реконструкции производятся по археологическим материалам, что предполагает косвенную оценку синхронных памятников материальной культуры, подлинное назначение которых зачастую долго остается условно-гипотетическим. Важным традиционным источником продолжают оставаться этнографические данные, собранные за пять веков с момента открытия Америки.

Майя представляют единственную письменную цивилизацию Нового Света, которая позволяет синхронным текстам дополнять интерпретацию археологического материала. Текстовые источники (записанные латиницей) датируются колониальным периодом, т. е. отражают лишь конечный этап развития автохтонных культур и

зачастую несут элементы чужеродного влияния. Наиболее характерными майяскими текстами, записанными латиницей, являются «родословные владык», содержащие мифологические и исторические сведения, информацию о социальном устройстве, генеалогических связях. Уже в этих памятниках отражены мировоззренческие христианские характеристики.

Определенные ограничения присущи и испанским колониальным хроникам. К ним относятся различного рода отчеты чиновников колониальной администрации, «географические сообщения», описания миссионеров и иногда путешественников. Особенно важны испанские хроники XVI—XVII вв., основанные на устных преданиях и сообщениях индейских информаторов. Среди хроник в первую очередь следует отметить содержащие сведения по культуре и социальному устройству юкатанских майя «Сообщение о делах в Юкатане» (1566) Диего де Ланды, и инков — «Историю государства инков» (1609) Инки Гарсиласо де ла Веги.

Таким образом, разная степень изученности древних американских цивилизаций зависит прежде всего от характера источников. О таких цивилизациях, как ольмеки или сапотеки можно судить только по археологическим данным, о классических майя — еще и по синхронным иероглифическим текстам, тогда как астеки и инки вступили в XVI в. в контакт с испанцами, что позволило достаточно подробно описать различные стороны жизни этих обществ.

ОЛЬМЕКИ

Наиболее ранние даты активного освоения Месоамерики, характеризующиеся появлением признаков доместикации маиса, восходят к V тысячелетию до н. э., а в IX тысячелетии в долине Теуакана уже отмечено маисовое земледелие. Середина II тысячелетия до н. э. становится точкой отсчета перехода от кочевого и полукочевого образа жизни охотников и собирателей к оседлости в долине Теуакана.

Признаки государства в Месоамерике возникают только с появлением во II тысячелетии до н. э. цивилизации ольмеков, просуществовавшей до начала н. э. Эта цивилизация сформировалась на побережье Мексиканского залива (территории современных мексиканских штатов Табаско и южной части Веракруса). Земли здесь со множеством рек и лагун в основном болотистые. Отсюда начинается путь внутрь континента по рекам Грихальва и Усумасинта. Со стороны побережья, на некотором удалении от основных городских центров, находятся небольшие горные массивы, на юге горные цепи начинаются ближе к границе со штатом Чьапас. Жаркий влажный климат и рекордное количество осадков создают прекрасные условия для получения до трех урожаев в год маиса и бобовых.

Древние ольмеки создавали протогородские центры, имевшие сакральное значение и воплощавшие религиозно-социальное устройство ми-

МАЙЯ

Наши рекомендации