Особенности полисной общинной идеологии.
Римская община (civitas) в начале республиканского периода была одним из государственных образований Апеннинского полуострова. Это было небольшое государство с единственным городом — центром политической и культурной жизни. Город был окружен оборонительными стенами и представлял собой крепость — убежище окрестных жителей в дни военных опасностей. Гражданами общины были
лишь местные уроженцы, владевшие земельными участками. Пришельцы и иноземцы, а тем более рабы, не имели права владеть землей и потому не являлись гражданами. Граждане должны были служить в ополчении, принимать участие в народных собраниях. Исполнительная власть исправлялась выборными магистратами.
Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях и защищал границы своего небольшого госу-
дарства, собираясь в ополчение. Над гражданином не было давления бюрократии; сама государственная машина не представлялась ему чем-то чуждым и страшным. Гражданин вместе со своими домочадцами и рабами обрабатывал свой участок, голосовал в народном собрании и выбирал магистратов, с оружием в руках отстаивал родной город от врагов.
Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательного выбора своих действий. Если нужно было идти в поход, то гражданин знал, что это не прихоть должностного лица, а суровая необходимость борьбы с врагом; если народное собрание решало обложить граждан налогом, то это вызывалось необходимостью, а не произволом правящей администрации. Главные поступки и меры представлялись жителю города-государства понятными, реальными. К тому же принимались эти меры на народном собрании, в котором участвовал сам гражданин. Подобный порядок порождал чувство свободы, собственного достоинства, уверенности в своих силах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отношения.
Поскольку все политические и военные вопросы решались коллективно на народном собрании или в ополчении, то это формировало чувство коллективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализма. Отдельная личность, ее мысли и интересы растворялись в гражданском коллективе.
Для граждан античных полисов характерно стремление к обособленности и замкнутости. Особенно ярко это проявляется в жизни землевладельческих общин, одной из которых был Рим. Граждане, обрабатывая свои земельные участки, вели натуральное хозяйство и мало нуждались в посторонней помощи. Со стороны соседей могла исходить опасность земельных захватов, поэтому граждане античных городов-государств обычно находились в натянутых отношениях как раз с ближайшими соседями. Эта натянутость еще более усиливала замкнутость общины, ее враждебность, направленную вовне, ее агрессивность. Этим, в частности, объясняется тесная связь гражданской и военной организации в античных общинах. Граждане общины, мелкие землевладельцы, занятые тяжелым сельскохозяйственным трудом, стремились не к заимст-
вованию новых мыслей и идей, а к сохранению дедовских нравов и обычаев, с опаской относились ко всему новому, иноземному. Привязанность к своему местному, дедовскому, исконному — одна из ярких особенностей идеологии аграрного полиса.
Кризис полисно-общинных структур начался с проникновения в среду гражданства пришлых элементов, которые стояли вне общинной политической и военной организации. Развивающееся рабство и социальное расслоение самого гражданства разлагали полисные порядки и учреждения.
Постепенно, по мере успешных завоеваний римская община, город-государство, расположенное на Тибре, возглавила новое государственное образование — Римско-италийский союз, включавший весь Апеннинский полуостров, а во II—I вв. до н. э. многие области Средиземноморья с многомиллионным населением, многими городами, сложным хозяйством, разными социальными структурами, постоянной армией, сложным государственным аппаратом.
Разложение полисно-общинных институтов привело к изменениям в идеологии его гражданства. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность. Старинные дедовские нравы подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеология и религия.