Коалиция Помпея, Цезаря и Красса (первый триумвират).
После разгрома заговора Каталины в Риме и Италии как популяры, так и сенатская знать с тревогой ожидали возвращения восточной армии Помпея. Опасались, что победоносный военачальник вместе с верными ему легионами насильственно захватит власть в государстве. Однако Помпей рассеял тревоги столичных политиков. Прибыв в Италию в 62 г. до н. э., он, как и предписывала конституция, сразу распустил свои войска, не обнаружив охоты вести их на Рим по примеру Суллы. К тому же после подавления заговора Каталины политическое положение для установления диктатуры было неблагоприятным. Трусливая сенатская аристократия, которая так боялась легионов Помпея, после их роспуска приложила все силы, чтобы унизить победоносного полководца. Ему было отказано в консульстве на следующий год, сенат не утверждал сделанных им распоряжений на Востоке, наконец, был провален законопроект народного трибуна Флавия, который предлагал наделение ветеранов Помпея земельными участками.
Помпей оказался в затруднительном положении. Военачальник, одержавший множество побед, разбивший войска 22 восточных царей и царьков, хорошо устроивший дела в восточных провинциях, в результате происков столичных политиков оказался перед опасностью потерять свой авторитет. Сенат грозил аннулировать его распоряжения на Востоке. Он даже не мог выполнить свое обещание о наделении ветеранов земельными участками.
Помпей действовал энергично и решительно, чтобы сломить сопротивление сенатской олигархии. Он договорился с двумя наиболее крупными политическими деятелями того времени — Крассом и Юлием Цезарем. Это негласное соглашение о совместной борьбе с сенатской олигархией, заключенное в 60 г. до н. э., и получило в истории название первого триумвирата.
Первый триумвират был, по существу, объединением различных антисенатских сил: победоносного полководца Помпея, опиравшегося на ветеранов, Красса, которого поддерживали всадники, Юлия Цезаря, одного из наиболее популярных среди городского плебса политических деятелей.
Кельтский ритуальный сосуд с рельефными изображениями божеств и животных
Центральной Европы, но затем сместились под напором наседавших на них с востока германских племен к западу и к VI в. до н. э. осели на территории за Рейном, а также в Северной Италии. Войны 235—222 гг. до н. э. позволили римлянам покорить кельтские племена, жившие в Паданской равнине. В конце II в. до н. э. римляне распространили свое влияние на лигурийские и южнокельтские племена, жившие на побережье Средиземного моря, и образовали провинцию Нарбонская Галлия. Однако основной массив галльских племен, занимавших огромную территорию Западной Европы, сохранял независимость. Римляне называли эту часть Галлии «косматой» Галлией в отличие от завоеванных ими Цизальпинской и Нарбонской Галлии.
«Косматую» Галлию населяли несколько десятков племен. Часть из них уже объединялась в племенные союзы или федерации, возглавляемые каким-нибудь племенем. Могущественные союзы на северо-востоке Галлии возглавляли белги, на территории современных Бретани и Нормандии — арморики, в Центральной Галлии — арверны, эдуи и секваны. Юго-западный угол Галлии, между Пиренеями и рекой Гаронной, занимали аквитаны — племена, среди которых были сильны иберийские элементы.
Кельты жили в условиях разлагающегося первобытнообщинного строя. У них уже выделились родовая знать и сильное жречество, вокруг отдельных вождей из знати
группировались дружины. Рядовые общинники разорялись и попадали в зависимость от знати. Разложение родового строя шло быстрее у тех племен, которые ближе соприкасались с греками и римлянами. Источником греческого культурного влияния была большая и богатая колония Массилия. Из нее по реке Родану во II в. до н. э. в глубь Галлии проникало много греческих и италийских торговцев. При археологических раскопках кельтских поселений обнаруживают множество греческих и италийских изделий.
К I в. до н. э. Галлия была густонаселенной и богатой страной. У галлов уже существовали укрепленные поселения полугородского типа, в момент опасности они служили крепостями, здесь же жили ремесленники, устраивались ярмарки.
В северных областях преобладало скотоводство, в центральных и прирейнских — земледелие. Кельты первые в сельскохозяйственной практике использовали минеральное удобрение (удобряли почву мергелем). Кельтское ремесло, особенно металлообработка, стояло на высоком уровне. Римляне отмечали большое искусство галльских ремесленников, их умение подражать любым образцам. Племена северо-западной приморской части (венеты) строили хорошие морские корабли.
Среди кельтских племен и племенных союзов не было единства. Постоянно враждуя, они не только истощали друг друга в бесконечных войнах, но и привлекали на
ноотпущенников, даже рабов и гладиаторов. Движение приняло такой размах, что оптиматы решили противопоставить отрядам Клодия, терроризировавшим Рим, отряды Милона, народного трибуна 57 г. до н. э., сторонника сената.
Рим оказался во власти отрядов Клодия и Милона, устраивавших настоящие побоища между собой. Безопасность граждан была под угрозой. Иногда даже Помпей оказывался блокированным в своем доме. Дебаты в народных собраниях перерастали в драки. Особенного накала достигала эта борьба при выборах в консулы. В течение 7 месяцев не могли из-за беспорядков избрать консулов на 53 г. до н. э. В связи с полной анархией в Риме поднялись цены на продовольствие.
Поход Красса против парфян.
Вконце 55 г. до н. э. Красе отбыл в провинцию Сирию еще до окончания срока своего консульства. Он намеревался совершить поход на Восток и присоединить земли бывшей монархии Селевкидов, захваченные парфянами. В распоряжении Красса была сильная армия в 7 легионов и 4 тыс. конницы. Положение Красса облегчалось тем, что в Парфии шла династическая междоусобица. В борьбе с Парфией большую помощь оказывала Риму и Армения. За Евфратом в Месопотамии города, населенные греками и эллинизированными жителями, были настроены дружественно к Риму. В 54 г до н. э. Красе, перейдя Евфрат, занял ряд городов в Северной Месопотамии и оставил в них свои гарнизоны. В 53 г. до н. э. Красе направился вниз по Евфрату, стремясь достигнуть Ктезифона. Римлян поддерживали местные князья и армянский царь Артавазд. Углубляясь в территорию противника, римляне оказались под угрозой парфянской конницы, наступавшей на их тылы.
Путь шел по знойной пустыне в непривычных для римлян условиях. Противник отходил, не вступая в соприкосновение с римлянами. Но когда римская армия, достигнув реки Хабур, начала переправу, авангард римлян был атакован парфянской конницей. Затем недалеко от города Карры римская армия была атакована всеми силами парфян. Римской пехоте парфяне противопоставили тяжелую конницу (всадник и лошадь были покрыты кольчугой) и конных стрелков из лука. Когда римляне развернули свои ряды и пытались пойти в
наступление, парфянская конница отступила, но засыпала римлян тучами стрел. Битва превратилась в побоище. К вечеру Красс отошел к Каррам, где римская армия распалась на части. Квестор Красса — Гай Кассий с частью войск начал отступление на запад. Сам же Красс попытался продвинуться в Армению, но около местечка Синнака парфяне настигли римское войско. Командующий парфянами Сурена предложил Крассу встретиться якобы для переговоров. Во время этой встречи римский полководец был вероломно убит, а его войско почти полностью уничтожено. Лишь около 10 тыс. из 40 тыс. римской армии вернулось в пределы римской провинции.
Поражение римской армии под Каррами и Синнакой имело большое военно-политическое значение. Оно показало силу Парфянского царства. Мощи Рима оказалось недостаточно для того, чтобы разбить и покорить парфян. Парфия стала заслоном против римской экспансии на Восток. С битвы при Каррах взаимоотношения Рима с Парфией на многие столетия определили восточную политику Рима.
Непосредственные последствия побед парфян были очень велики. Гибель большой римской армии делала беззащитными римские восточные провинции, прежде всего Сирию и Киликию. Не говоря о мелких князьях Эдессы, Коммагены, Осроены, которые сразу же перешли на сторону парфян, с Парфией заключил союз и армянский царь.
Используя свой успех, парфянская армия вторглась в пределы провинции Сирии и дошла до столицы ее Антиохии. Слабые римские отряды были блокированы в городах. Но римлян выручила внутренняя борьба в Парфянском царстве. Командующий парфянской армией, наследник престола Пакор, поднял оружие против своего отца — царя Орода. Парфяне очистили территорию римской провинции и ушли за Евфрат. Воспользовавшись неожиданной передышкой, римляне подтянули силы и вновь восстановили полный контроль над своими восточными владениями.