Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н. э.
Для ведения войны с кимврами и тевтонами Рим отозвал большую часть регулярных войск из провинций. Мало того, римляне обратились за военной помощью к союзным царям с просьбой прислать вспомогательные отряды.
Переброска большей части римских войск из провинций на борьбу с северными племенами создавала благоприятные условия для оживления сепаратистских настроений среди провинциального населения, способствовала новым вспышкам вооруженных восстаний низших слоев населения. В конце II в. до н. э. в разных местах Римской державы сразу началось несколько крупных восстаний: в самой Италии, на острове Сицилия и в Греции (Аттике).
Самым крупным из них было 2-е сицилийское восстание рабов, начавшееся в 104 г. до н. э. и бушевавшее на этом острове в течение четырех лет. Подавление 1-го сицилийского восстания в 132 г. до н. э. не устранило причин, поднимавших рабов на борьбу. Как и прежде, Сицилия оставалась страной зрелого рабовладения. Массы рабов подвергались самой жестокой эксплуатации. Поводом к восстанию явились противозаконные действия наместника Сицилии Лициния Нервы, который не выполнил распоряжение римского сената об освобождении незаконно порабощенных людей.
Римские дельцы, используя огромные ростовщические проценты и располагая поддержкой провинциальной администра-
ции, а также зависимых от Рима правителей союзных государств, доводили жителей провинций и зависимых от Рима царств до полного разорения, после чего следовала их продажа в рабство за долги. Много подобных рабов попало на Сицилию. В связи с нехваткой воинов для борьбы с кимврами и тевтонами римский сенат издал эдикт об освобождении таких незаконно порабощенных провинциалов и подданных союзных царей, с тем чтобы завербовать их в армию в качестве воинов-союзников. Однако попытка освободить таких порабощенных людей привела к недовольству сицилийских рабовладельцев, под давлением которых наместник прекратил освобождение, нарушив тем самым распоряжение сената. Это вызвало большое недовольство рабов и послужило поводом к началу мощного восстания.
Первыми восстали рабы в Центральной Сицилии. Восставшие убили господ и через своих посланцев призвали к восстанию живущих в ближайших имениях работников. Вскоре их число стало значительным, и они построили укрепление. Выступивший против них наместник с войсками не мог его взять и вынужден был отступить с большим уроном. Неудача римлян вызвала распространение восстания. Однако римский наместник искусно использовал несогласие в стане рабов и подкупил за большую сумму предводителя, который впустил римские войска в укрепление. Большая часть рабов была уничтожена, первая попытка восстания была подавлена.
Считая, что положение стабилизировалось, наместник распустил своих воинов. Однако вскоре вспыхнуло новое восстание, на этот раз в Западной Сицилии в районе города Гераклеи. Наместник, только что успешно подавивший восстание, не придал значения новому движению. Пользуясь бездействием наместника, восставшие увеличивали свои силы, освобождали рабов и вооружали их, спешно создавая из сбежавшейся разношерстной массы боеспособный контингент, и им удалось разбить высланный против них римский отряд. Восстание охватило внутреннюю Сицилию.
Инсургенты приступили к организации своего управления на захваченных территориях. На общем собрании был избран царь, принявший тронное имя Трифона (прежнее
рабов, работавших в ужасных условиях и под самым строгим контролем. Перебив стражу, они бежали, захватили крепость на полуострове Суний и совершали из нее опустошительные набеги на Аттику. Однако и это восстание было подавлено.
Крупным восстанием местного скифского населения, в котором приняли участие и боспорские рабы, было движение Савмака в Боспорском царстве в 107 г. до н. э. Неспокойно было в царстве Селевкидов и в Египте.
Длительные восстания рабов показали, насколько напряженной стала социальная обстановка в римском средиземноморском обществе. Они поставили перед руководящими кругами Римской республики задачу укрепления управленческого и репрессивного аппарата, а господствующие слои эллинистических государств заставили объединиться вокруг Рима, как оплота их социального господства и привилегированного положения.