Источники по истории Империи.
Памятники материальной культуры.
Памятники материальной культуры. Территория современного Рима богата руинами императорского времени. Символом эпохи явились парадные, одетые мрамором площади, носящие имена построивших их императоров — форумы Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна. Большую часть старого форума занимают храмовые постройки, воздвигнутые или восстановленные в императорскую эпоху. Здесь сохранились остатки величественных храмов Веспасиана (I в.), Антонина и Фаустины (II в.), Ромула в честь юного наследника Максенция, гигантские арки базилики Константина (IV в.). Поражает фундаментальностью и вместе с тем простором и устремленностью ввысь храм в честь всех богов — Пантеон (II в.) на Марсовом поле. Примечательной особенностью императорского Рима, отражающей расширение его державы и синкретизм его культуры, являются святилища иноземных богов — Изиды, Сераписа, Митры. К специфическим римским памятникам относятся триумфальные арки. В южной части форума близ Палатина возвышается одно-пролетная арка Тита, воздвигнутая в память победы над иудеями (I в.); в северной части — арка Септимия Севера с тремя пролетами и с множеством скульптур в честь победы над парфянами (конец II в.); близ форума — огромная арка Константина с изображением многочисленных фигур окружающих императора подданных.
Памятники императорских деяний — алтари и колонны. Алтарь мира как знак политики гражданского умиротворения был воздвигнут при Августе, который изображен на нем вместе со своей семьей. Святилище было украшено также барельефами, символизирующими благоденствие Италии в правление Августа. Колонна Траяна (начало II в.), возвышающаяся на его форуме, опоясана рельефом, который представляет собой каменную летопись дакийских походов
и побед. Рельефы на колонне Марка Аврелия (И в.) прославляют победу императора в маркоманнских войнах.
Типичным атрибутом римской культуры являются термы. Все они в пределах Рима сильно разрушены. Но даже развалины огромных терм Каракаллы (начало III в.) у подножия Авентина впечатляют. Они занимали площадь в 12 га и были рассчитаны на 1600 посетителей. Еще грандиознее, судя по руинам, были термы Диоклетиана (начало IV в.), вмещавшие вдвое больше людей.
Представление о других культурных потребностях римлян дают зрелищные предприятия. Еще от Помпея идет традиция постройки стабильных каменных театров. От первого театра его имени остались незначительные фрагменты. Следующим был театр Марцелла на 14 000 зрителей. Об особой популярности кровавых гладиаторских игр и травли зверей свидетельствуют амфитеатры. Самым грандиозным из них является Колизей, возведенный в правление Флавиев (I в. н.э.). Он вмещал 50 000 человек. В эпоху ранней Империи был благоустроен Большой цирк, основанный еще в царскую эпоху для состязания колесниц.
Вкусы и придворный быт Рима могут быть прослежены по руинам дворцов императоров и членов их семей на Палатине. В качестве исторического источника выступают портретная скульптура, мозаики и фресковая живопись. Портретная скульптура — это парадные статуи императоров, их жен и детей, а также рельефные изображения на надгробиях знатных и простых римлян и даже вольноотпущенников и рабов. Вообще римские погребальные комплексы с изображением бытовых сцен и надписями несут многообразную информацию о социальной стратификации, этнической принадлежности, обычаях и религии провинциалов и столичных жителей. Сохранившиеся от конца Республики и эпохи Империи колумбарии, особенно в окрестностях Рима, принадлежат знати, коллегиям ремесленников, членам императорских семей. Подземные галереи, использовавшиеся для захоронений (катакомбы), проясняют для нас быт и верования ранних христианских общин. Памятником поздней Империи, напоминающим о внутренней и внешней неустойчивости державы, является городская стена в Риме, построенная императором Аврелианом (III в.).
Все перечисленные типы памятников повторяются в Италии и провинциях. Своеобразным и весьма красноречивым комплексом была вилла Адриана в Тибуре. По воле императора там были воспроизведены греческие театр, стадион, священный участок Сераписа из египетского города Канопа, даже часть полюбившейся Адриану Темпейской долины в Фессалии, помещены копии знаменитых статуй великих греческих художников.
Благодаря раскопкам в Остии, а также в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, освобожденных от пепла и лавы, извергнутых Везувием в 79 г. н. э., оживают в нашем представлении экономика, бытовая повседневность и культура римской Италии. Древняя Остия выросла при Империи в многолюдный город, главный торговый порт Италии. Она была распланирована по образцу римского военного лагеря с пересечением параллельно расположенных с севера на юг и с востока на запад улиц. Город украшали общественные здания храмов Юпитера, Митры, Изиды и Сераписа, театров и терм. Археологи вскрыли жилые кварталы преимущественно из многоэтажных доходных домов — инсул, здания контор и лавок, декорированных мозаикой. Иной облик имеют Помпеи, курортный город. Он был застроен изысканными домами — виллами, принадлежавшими как местной, так и столичной знати. Но форум, здания храмов, театров, палестры свидетельствуют и об интенсивной общественной и деловой жизни. Фресковая живопись дополняет эти свидетельства сценками ремесленного труда в мастерских, торговых сделок, наказания учеников в школе и т. п. Сельские усадьбы под Помпеями с господским домом, хозяйственными постройками и угодьями, с рабочим инвентарем, каморками и колодками для рабов — источник для изучения быта, экономики и социальных отношений Италии начала Империи.
О развитии строительства и внедрении римских форм жизни говорят остатки благоустроенных, построенных по плану римского военного лагеря городов Тамугади в Алжире, Честера в Англии, Аквинка в Венгрии. Повсеместно строятся мосты, дороги, акведуки, возникают форумы, ставятся арки. О продвижении римской цивилизации в провинциях напоминают остатки терм, амфитеатров и цирков.
Как символ римской власти высились по всей Империи храмы, посвященные императорам: Августу — в Ниме, Траяну — в Пергаме, Адриану — в Эфесе; а также монументы в честь римских побед: Траяна — в Адам-Клисси (Румыния). Вещественные следы римских фортификационных работ видны в остатках оборонительных валов, растянувшихся по длине государственной границы от Британии до Украины, а также крепости в Дура-Европос на Евфрате.
Раскопки в латифундиях на территории Англии, Бельгии, Испании, Северной Африки дают важный материал, освещающий хозяйственную деятельность, социальную структуру, аграрные отношения в провинциях. Быт и нравы провинциалов, как горожан, так и сельских жителей, наглядно и подробно иллюстрируются надгробными рельефами и декоративными мозаиками.
Особую группу источников образуют нумизматические данные.
Особую группу источников образуют нумизматические данные. Материал, из которого изготовлялись монеты, их вес и места находок являются указанием на экономическое состояние общества, включая направления торговых связей. Монетные легенды характеризуют пропагандистские цели правителей. Монеты вместе с другими памятниками помогают их датировке.
Надписи
Надписи эпохи Империи многочисленны и разнообразны. В качестве массового материала их можно обработать с помощью ЭВМ. Они могут содержать текст либо официальных документов, либо частных. К первой группе прежде всего относятся императорские надписи. Особое место среди них занимает автобиография Октавиана Августа. В ней император восхваляет свои заслуги перед Римом в установлении гражданского мира, налаживании восточной политики, в наделении землей ветеранов, в проведении щедрых раздач и строительных работ и лицемерно заявляет о восстановлении им республики. Надпись можно считать политическим манифестом Августа.
К правлению Тиберия относится надпись из города Гебы в Этрурии, касающаяся выборной реформы и указывающая на упадок народных собраний.
Об усилении императорской власти свидетельствует римская надпись о расширении полномочий Веспасиана (69 г. н. э.). Закон облачен в форму сенатского постановления, что говорит о стремлении императора править в согласии с сенатом.
О муниципальной жизни красноречиво свидетельствуют надписи, зафиксировавшие законы провинциальных городов Испании. Из них выявляются социальная структура, устройство управления и правовой статус муниципиев. Благодаря недавней находке такого текста узнали о существовании и местонахождении не упомянутого в других источниках испанского муниципия Ирни.
Красноречивым свидетельством муниципальной активности являются помпейские надписи. В них запечатлены предвыборная борьба, заботы городских властей о благоустройстве, благодеяния отдельных лиц в отношении города, объявления о гладиаторских боях и других представлениях.
Эпиграфические источники содержат материал, характеризующий экономическое состояние Римского государства, тяжелое положение населения. Попытка центральной власти установить твердые цены на продукты и оплату труда зафиксирована в эдикте Диоклетиана 301 г., фрагменты которого найдены в Малой Азии, Египте и других местах Империи.
О жизни сельских общин, о структуре общественных земель, о муниципальном землевладении, о росте императорского земельного фонда в Италии, а также об алиментарной политике императоров дает представление надпись I в. н. э. на таблице из города Велейя в Лигурии.
Африканские надписи эпохи Антонинов освещают организацию управления и труда в крупных императорских поместьях — сальтусах, положение там непосредственных производителей — колонов позволяет судить об условиях колонатных отношений, определенных поместным уставом. В их ряду стоит надпись из Бурунитанского сальтуса, имения императора Коммода. Она представляет собой жалобу мелких субарендаторов — колонов на притесняющего их крупного арендатора и на покрывающего его злоупотребления прокуратора. В конце приписана резолюция Коммода, удовлетворяющая просьбу колонов. Тысячи надписей из разных районов Империи, посвятительных, надгробных, позволяют проследить условия хозяйствования, социальную и культурную жизнь сельских общин разных категорий, муниципиев и колоний, составить представление о динамике развития рабовладельческих и колонатных отношений, о степени влияния римской админи-
страции в провинциях. Многие надписи освещают религиозные воззрения римлян, служат доказательством распространения культа императоров, а также христианских верований. Ряд эпиграфических памятников на латинском языке в Северном Причерноморье — солдатские эпитафии и клейма воинских отрядов на кирпичах — свидетельствуют о стационарном пребывании там римских легионов.
Специфическую группу источников, имеющих значение для изучения Империи, составляют папирусы, почти исключительно происходящие из Египта. Часть их содержит государственные акты. Важнейшим является эдикт Каракаллы (212 г.), или Антонинианская конституция, о предоставлении прав римского гражданства всем провинциалам. Основная масса папирусов — частноправовые документы (долговые расписки, договоры о найме и т. п.), а также личная переписка. Папирусы дают богатый материал о быте и социальных особенностях египетской провинции, в частности об аграрных отношениях и формах зависимости.
Письменные источники. Исторические сочинения.
Письменные источники. Исторические сочинения. Очень краткие сведения об установлении и начале Империи содержатся в извлечениях из труда Ливия. Более подробно описан этот период во 2-й книге труда Г. Веллея Патеркула (19 г. до н. э.— 31 г. н.э.), доведшего изложение до 30 г. н.э. Основное внимание он уделяет военно-политическим событиям, но касается и истории культуры. Об Августе и Тиберии Веллей говорит в апологетическом тоне. О войнах эпохи Империи с неточностями в именах и датах рассказывает во 2-й книге «Эпитом римской истории обо всех войнах за 700 лет» Луций Анней Флор (II в. н. э.). События эпохи Флавиев получили освещение в сочинении знатного иудея Иосифа Флавия «Иудейская война». Он был участником этой войны и перешел потом на сторону римлян.
Особое место среди историков, освещавших раннюю Империю, принадлежит Корнелию Тациту (ок. 55—120 гг.). Он был всадником, происходил из Галлии, но добился высокого положения в Риме, занимая почетные должности квестора, претора, консула и проконсула. Тацит писал в анналистической манере. Его «История» в 14 книгах содержит события правления Фла-
виев, а «Анналы» в 16 книгах — со смерти Августа до конца династии Юлиев — Клавдиев. Его интерес сосредоточен на внутренней истории, особенно на взаимоотношениях императоров с сенаторским сословием. Ход истории, по его мнению, зависит от моральных качеств людей. Тацит провозгласил принцип писать без гнева и пристрастия, но сам ему не следовал. С явным осуждением описывает он императорский произвол и развращенную придворную клику. Его идеал — свободная республика. Тацита отличают точность и одновременно образность, выразительность изложения.
Посвященная Империи часть Римской истории сенатора Диона Кассия Кокцейяна дошла до нас в плохой сохранности. Наиболее подробно изложена им эпоха Августа, много ценных сведений сообщено по политической истории Антонинов и Северов. Содержание утраченных книг известно по извлечениям, сделанным в XI —XII вв. византийскими историками Зонарой и Ксифилином.
Последние десятилетия правления Антонинов, начиная с Марка Аврелия, и эпоху Северов описал на греческом языке Геродиан (170—240 гг.). В «Краткой истории Рима», написанной Евтропием в жанре анналов по поручению императора Валента, изложена канва всей истории Империи. Она доведена до 367 г. н. э., т. е. до начала правления этого императора. Сочинение Евтропия пользовалось исключительной популярностью. Видным явлением римской историографии было творчество писавшего на латинском языке грека из Антиохии Аммиана Марцеллина (ок. 330 — ок. 400 гг. н.э.). Будучи военным, по делам службы он изъездил многие провинции и накопил множество знаний и впечатлений. Выйдя в отставку, Аммиан создал труд «Деяния» в 31 книге, стараясь подражать Тациту, как его продолжатель. Свое повествование Аммиан начинает с того момента, на котором кончалась «История» Тацита, т. е. с правления Нервы, и доводит его до 378 г. Почти половина его книг утрачена, сохранилась лишь часть их (книги с 14 до 31), посвященная времени с 353 по 378 г. Но и это большая ценность, поскольку Аммиан придерживался объективного и правдивого освещения событий, современником и участником которых он был.
В эпоху Империи приобрел популярность биографический жанр. Апологетическая биография Августа под названием «Жизнь Цезаря» была после его смерти написана на греческом языке иудейским аристократом Николаем Дамасским. Ему удалось стать приближенным иудейского царя Ирода, затем — близким человеком Агриппы, наблюдать Антония и Клеопатру в Египте. К тому же он знал автобиографию Августа и многие документы. Поэтому его сочинение — важный источник периода ранней Империи.
Знаменитый Плутарх написал лишь две императорские биографии — Гальбы и Огона. «Жизнеописания 12 цезарей», начиная с диктатора Гая Юлия Цезаря, и всех правителей династий Юлиев — Клавдиев и Флавиев принадлежат перу Гая Светония Транквилла (70—160 гг.). Это был всадник, адвокат, дослужившийся до должности императорского секретаря, что открыло ему доступ в императорские архивы и к знакомству с осведомленными людьми. Поэтому в его сочинениях много достоверных сведений. Одобряя монархию, он порицает дурных монархов.
В IV в. было написано сочинение «О цезарях», краткие биографии императоров от Августа до Констанция II. Автором их признается в науке Секст Аврелий Виктор. Это — компиляция, но она содержит сведения, нигде более не упомянутые. В IV в. появился сборник шести писателей Истории об Августах, содержащий биографии императоров от Адриана до Нумериана (117—284 гг.). Историческая ценность его разных частей неодинакова. Но это — одно из немногих сочинений, описывающих историю III в. с позиции сенаторской знати.
Несколько особняком стоит произведение Тацита «Жизнеописание Юлия Агриколы», героем которого выступает не император, а тесть автора, наместник в Британии (68—74 гг.). В этом труде много данных о социальном строе, быте и борьбе британцев против римского владычества.
Специальная литература,
Специальная литература, отображающая жизнь Империи, многообразна. Трактаты о сельском хозяйстве Колумеллы (I в.) и Палладия (IV в.) рисуют состояние агрикультуры. Это — важные источники по истории аграрных отношений и динамике развития рабовладения. Своеобразным источником для изучения форм земельной
собственности и социальных отношений республики, особенно ранней Империи, являются трактаты римских землемеров — Юлия Фронтона, двух Гигинов, Сикула Флакка, Агенния Урбика. В них содержатся сведения о технике межевания полей и правила ведения земельных споров. В состав этих трактатов входит «Книга колоний», содержащая земельный кадастр Италии I в. н. э. Практическая направленность названных трактатов делает их достоверными.
Столь же практически ориентированы «Десять книг по архитектуре» Витрувия Поллиона. Они адресованы как строителям, так и заказчикам, дают представление не только о строительной технике и искусстве зодчего, но и о социально-политическом аспекте градостроительства в эпоху Августа.
«Краткий очерк военного дела» Флавия Вегеция Рената (IV в.) представляет собой компиляцию сведений, относящихся и к Республике, и к Империи.
Для понимания идеологических исканий важны сочинения Л. Аннея Сенеки Младшего, или Философа (4 г. до н. э.—65 г. н. э.), воспитателя Нерона, впавшего в немилость императора и вынужденного покончить с собой. В его трактатах (о милосердии, о счастливой жизни и др.), в «Моральных письмах к Луцилию» высказаны идеи стоической философии. Адептом стоицизма выступает и император Марк Аврелий (II в.) в сочинении «К самому себе», написанном по-гречески.