Глава 1. Меры государственной социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий
ВВЕДЕНИЕ
Иногда, наверное, каждый с грустью чувствует несовершенство человеческой памяти. Я говорю не о склерозе, к которому все мы приближаемся с прожитыми годами. Печалит несовершенство самого механизма, его неточная избирательность...
Когда ты мал и чист, как белый лист бумаги, память только приготовляется к будущей работе - мимо сознания проходят какие-то малозаметные, по причине своей привычности, события, но потом ты вдруг с горечью понимаешь, что были они значительными, важными, а то и важнейшими. И ты будешь мучиться этой неполнотой, невозможностью вернуть, восстановить день, час, воскресить живое человеческое лицо.
Актуальность исследования заключается в том что, в настоящее время меры государственной социальной поддержки труженикам тыла, ветеранам труда и жертвам политических репрессий является актуальной темой для исследования. Так как люди пожилого возраста, ветераны войны и труда, самая уязвимая социальная группа населения страны. Отдав свою молодость служению обществу, они вправе рассчитывать на то, что общество вернет им долги, обеспечив достойную старость. Однако именно ветеранов внесших неоценимый вклад в создание экономического и оборонного могущества Родины, отстоявших в годы ВОВ ее свободу и независимость, более всего затронули процессы перехода к рынку, заставив на старости лет испытывать неуверенность в завтрашнем дне. Эти категории граждан заслуживают социальную поддержку от государства. В связи с этим в системе социального обслуживания обострились противоречия: а) между необходимостью предоставления мер государственной социальной поддержки категориям граждан и невозможностью достичь этого в силу отмены некоторых льгот; б) между потребностью категорий граждан в мерах государственной социальной поддержки и отсутствием средств, для реализации этих мер.
Проведенный анализ нормативно - правовых актов и научной литературы показал, что меры государственной социальной поддержки в отношении ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий рассмотрены достаточно широко, затронуты вопросы финансирования этих мер, но вопрос по социальному обеспечению этих граждан остается пока недостаточно разработанной проблемой.
Цель исследования заключается в изучении и характеристики мер государственной социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий.
Объект исследования заключается в организации и реализации мер государственной социальной поддержки.
Предмет исследования состоит из мер государственной социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий.
Гипотеза - труженики тыла, ветераны труда и жертвы политических репрессий получат ощутимую поддержку от государства, если будут полностью реализованы соответствующие нормы законов.
Задачи:
1. Изучить правовое регулирование мер государственной социальной поддержки.
2. Выявить круг лиц имеющих право на меры государственной социальной поддержки.
3. Охарактеризовать меры государственной социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий.
4. Определение права на льготы ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий (решение ситуационных задач).
Методы исследования состоят из анализа, синтеза, систематизации, обобщения, практических методов.
Теоретическая значимость исследования заключается в актуальности рассматриваемой темы и соблюдение прав ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий.
Практическая значимость исследования заключается ввозможности использования полученных данных по мерам социальной поддержки при изучении дисциплин «Право социального обеспечения», «Организация работы органов социального обеспечения», «Теория и методика социальной работы» и т.д.
Глава 1. Меры государственной социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий
Меры государственной социальной поддержки ветеранов труда
Меры государственной социальной поддержки тружеников тыла
Меры государственной социальной поддержки жертв политических репрессий
Решение ситуационных задач
Задача
Иванов В.Е. относится к категории «Жертва политических репрессий». В период с октября 1917 года по июнь 1918 года он был подвергнут репрессиям по политическим мотивам, в виде принудительного лечения в психиатрической лечебнице. Так как Иванов В.Е. был репрессированным, его лишили наград и право на жилье. Имеет ли право Иванов В.Е. на возвращение ему наград и на право вернуться на прежнее место жительства? Положена ли Иванову В.Е. единовременная денежная компенсация? В каком размере будет установлена единовременная денежная компенсация?
Решение:
Согласно ст.12 и ст. 13 ФЗ № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» репрессированный Иванов В.Е. имеет право на возвращение ему государственных наград, а также имеет право возвратиться на прежнее место жительство. В соответствии со ст. 15 ФЗ № 1761-1 Иванову В.Е. положена единовременная денежная компенсация в размере 75 руб. за каждый месяц лишения свободы, но не более 10 тыс. руб.
Единая денежная компенсация Иванова В.Е. составляет:
ЕДВ = 9 м. Ч 75 руб. = 675 руб.
Задача
Серов А.А. проживает и работал в г. Новокузнецке до достижения им пенсионного возраста. В связи с этим ему было присвоено звание «ветеран труда». Серов А.А. обратился в муниципальную стоматологическую клинику по месту жительства за бесплатным изготовлением зубных протезов из драгоценных металлов. Медицинские работники отказали Серову А.А. в изготовление протезов, мотивируя тем, что протезы из драгоценных
металлов не изготовляются бесплатно. Правомерны ли действия медицинских работников?
Решение:
В соответствии пп. 2 п.1 ст. 4 Закона Кемеровской области №105 Серов А.А. имеет право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями. Следовательно, отказ медицинских работников, в бесплатном изготовление протезов из драгоценных металлов является правомерным.
Задача
Петров Е.А. был подвергнут в административном порядке ссылке и привлечен к принудительному труду в условиях ограничения свободы. В период ссылки он совершил насильственные действия в отношении гражданского населения и военнопленных и был осужден судом. В 18 октября 2000 года он обратился в комитет социальной защиты населения, за назначением ему реабилитации. Комитет социальной защиты населения отказал Петрову Е.А. в назначение, ему реабилитации, ссылаясь на то, что он не подлежит реабилитации, как репрессированный. Правомерны ли действия Комитета?
Решение:
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 1761-1 Петров Е.А. не подлежит реабилитации, так как он был осужден судом за совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных. Исходя, из этого отказ комитета социальной защиты населения считается правомерным.
Задача
В период политических репрессий у Морозова А.Е. было конфисковано жилье. Жилищный фонд сообщил Морозову А.Е., что его имущество сохранилось, но они не могут возвратить имущество, так как его жилье занято другими собственниками. Также жилищный фонд пояснил Морозову, что ему полагается возмещение стоимости имущества(в соответствии с оценкой имущества).Жилищный фонд произвел оценку имущества в размере
15 тыс. руб. В каком размере полагается компенсация Морозову А.Е. за его имущество?
Решение:
Согласно ст. 16.1 ФЗ № 1761-1 при невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. Так как оценка имущества составляет 15 тыс. руб., то Морозову А.Е. полагается компенсация в размере 10 тыс. руб. за имущество.
Задача
Мельников К.П. проживает в г. Новокузнецке, относится к категории «Ветеран ВОВ». Мельникову социальная поддержка обеспечивалась в форме предоставления мер социальной поддержки. 15 октября Мельников К.П. подал в Управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему социальной поддержки в форме ежемесячной денежной выплаты. УСЗН заявление не приняли и не дали Мельникову К.П., ни какого разъяснения. Имеет ли право Мельников на выбор формы социальной поддержки? Разъясните отказ УСЗН в принятии заявления Мельникова?
Решение:
В соответствии сп. 1ст. 5 Закона Кемеровской области №105 –ОЗ Мельников К.П. имеет право на выбор социальной поддержки в форме предоставления мер социальной поддержки, либо в форме ежемесячной денежной выплаты с сохранением мер социальной поддержки предусмотренных пп. 1и пп. 6 п. 1 и п.2 ст. 3 Закона №105-ОЗ.
УСЗН отказали Мельникову в принятии его заявления согласно п.7 ст.5 Закона Кемеровской области №105-ОЗ- ветераны ВОВ подают заявления о выборе на следующий календарный год формы социальной поддержки в орган, уполномоченный на предоставление мер социальной поддержки до 1 октября текущего года. В случае если данные заявления не поданы в указанный срок, социальная поддержка предоставляется в прежней форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день меры государственной социальной поддержки рассмотрены достаточно широко. Из-за сложившейся масштабной системы льгот, даже при нормальной экономике, вряд ли возможно предоставление мер социальной поддержки на хорошем уровне. Финансирование расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Законодательство РФ предусматривает нормативно-правовые акты, регулирующие меры государственной социальной поддержки.
На основе проведенного анализа нормативно-правовых актов и научной литературы, можно сделать следующие выводы: а) социальная защита ветеранов труда предусматривает осуществление мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов труда, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы; б) труженики тыла имеют право на сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица прикреплены в период работы до выхода на пенсию, также на снижение стоимости лекарств на 50 %, бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) и т.д. ; в) реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья, а проживающие в сельской местности – на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья и другими льготами; г) при наличии у ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию на выбор.
Надо отметить, что в конце прошлого века появилась тенденция увеличения количества льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан. Это обусловлено тем, что в условиях спада производства, развития рыночной экономики ветераны труда, труженики тыла и жертвы политических репрессий на старости лет испытывают нужды по обеспечению своей жизнедеятельности. Естественно чтобы как-то поддержать жизнеобеспечение этих граждан правительство идет на такие меры как увеличение количества льгот предоставляемых ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий. Эта мера принесла определенные результаты. И можно сказать, что на данном этапе развития нашего общества это положительно отразилось на жизни ветеранов труда, тружеников тыла и жертвам политических репрессий, а также оказало им материальную и моральную поддержку.
[1] Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О ветеранах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
[2] Федеральный закон «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-1 от 18 октября 1991 г. (ред. от 30.11.2011)
[6] Российская Федерация. Законы. О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда [текст] Закон Тамбовской области области № 105-ОЗ; [принят Советом народных депутатов Тамбовской области 08 декабря 2014 г.]// опубликован в изданиях «ВЕСТИ», №244, 28.12.2014 и «Законодательный вестник Совета народных депутатов Тамбовской обл.», №31, декабрь,2014 г.
[7] Российская Федерация. Законы. О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий [текст] Закон Тамбовской области № 114-ОЗ; [принят Советом народных депутатов Тамбовской области 08 декабря 2014 г.]// опубликован в изданиях «Кузбасс», №244, 28.12.2014 и «Законодательный вестник Совета народных депутатов Тамбовской области», №31, декабрь,2014 г.
[8] Российская Федерация. Законы. О реабилитации жертв политических репрессий [текст] ФЗ закон № 1761-1 [принят Гос. Думой 18 октября 1991 года] (ред. от 30.11.2011)
[9] Российская Федерация. Законы. О ветеранах [текст] федер. закон № 5 [принят Гос. Думой 16 декабря 1994 г ] – [5-е изд.]. -Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2014.- 26 с.
[10] Апросичева Н.В. Право социального обеспечения [текст]: Курс лекций: Учебное пособие для вузов/Н.В. Апросичева, Е.А. Исайчева.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.- 352 с. (Серия «Курс лекций»)
[11] Захаров М.Л. Право социального обеспечения России [текст]: Учебник. – [3-е издание], переработанное и дополненное.: Волтерс Клувер/ М.Л. Захаров, Э.Г. Тучков 2004.-608 с.— (Серия «Библиотека студента»)
ВВЕДЕНИЕ
Иногда, наверное, каждый с грустью чувствует несовершенство человеческой памяти. Я говорю не о склерозе, к которому все мы приближаемся с прожитыми годами. Печалит несовершенство самого механизма, его неточная избирательность...
Когда ты мал и чист, как белый лист бумаги, память только приготовляется к будущей работе - мимо сознания проходят какие-то малозаметные, по причине своей привычности, события, но потом ты вдруг с горечью понимаешь, что были они значительными, важными, а то и важнейшими. И ты будешь мучиться этой неполнотой, невозможностью вернуть, восстановить день, час, воскресить живое человеческое лицо.
Актуальность исследования заключается в том что, в настоящее время меры государственной социальной поддержки труженикам тыла, ветеранам труда и жертвам политических репрессий является актуальной темой для исследования. Так как люди пожилого возраста, ветераны войны и труда, самая уязвимая социальная группа населения страны. Отдав свою молодость служению обществу, они вправе рассчитывать на то, что общество вернет им долги, обеспечив достойную старость. Однако именно ветеранов внесших неоценимый вклад в создание экономического и оборонного могущества Родины, отстоявших в годы ВОВ ее свободу и независимость, более всего затронули процессы перехода к рынку, заставив на старости лет испытывать неуверенность в завтрашнем дне. Эти категории граждан заслуживают социальную поддержку от государства. В связи с этим в системе социального обслуживания обострились противоречия: а) между необходимостью предоставления мер государственной социальной поддержки категориям граждан и невозможностью достичь этого в силу отмены некоторых льгот; б) между потребностью категорий граждан в мерах государственной социальной поддержки и отсутствием средств, для реализации этих мер.
Проведенный анализ нормативно - правовых актов и научной литературы показал, что меры государственной социальной поддержки в отношении ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий рассмотрены достаточно широко, затронуты вопросы финансирования этих мер, но вопрос по социальному обеспечению этих граждан остается пока недостаточно разработанной проблемой.
Цель исследования заключается в изучении и характеристики мер государственной социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий.
Объект исследования заключается в организации и реализации мер государственной социальной поддержки.
Предмет исследования состоит из мер государственной социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий.
Гипотеза - труженики тыла, ветераны труда и жертвы политических репрессий получат ощутимую поддержку от государства, если будут полностью реализованы соответствующие нормы законов.
Задачи:
1. Изучить правовое регулирование мер государственной социальной поддержки.
2. Выявить круг лиц имеющих право на меры государственной социальной поддержки.
3. Охарактеризовать меры государственной социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий.
4. Определение права на льготы ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий (решение ситуационных задач).
Методы исследования состоят из анализа, синтеза, систематизации, обобщения, практических методов.
Теоретическая значимость исследования заключается в актуальности рассматриваемой темы и соблюдение прав ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий.
Практическая значимость исследования заключается ввозможности использования полученных данных по мерам социальной поддержки при изучении дисциплин «Право социального обеспечения», «Организация работы органов социального обеспечения», «Теория и методика социальной работы» и т.д.
Глава 1. Меры государственной социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий