Используемые формы правления в исламских государствах

Современный мусульманский мир представляет собой общее геополитическое, лингвистическое, культурное и религиозное пространство, занимающее территорию Северной Африки, Западной и Центральной Азии.

После краха колониальной системы здесь начинают формироваться национальные государства, со светскими, вестернизированными формами правления, не характерными для исламского государства. В настоящее время формы правления этих государств относят к монархическим и республиканским.

Монархия форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т.д.) и, как правило, передается по наследству. Отличие мусульманских монархий от монархий христианизированных стран заключается в том что конституционный или парламентский статус монархии европейских стран показывает что религиозный фактор из политики устранен. А в мусульманском мире, религиозный фактор оказывает на политику существенное влияние.

В настоящее время большинство мусульманских монархий сосредоточено на Аравийском полуострове, это – Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман, монархическая

Страна   Форма правления Законодательный орган
Азербайджанская Республика Президентская республика Однопалатный парламент (Милий Меджлис)  
Алжирская Народная Демократическая Республика Президентско-парламентская республика Двухпалатный парламент
Исламская Республика Афганистан Президентско-парламентская республика, Исламская Двухпалатный парламент
Народная Республика Бангладеш Парламентская республика Парламент «Джатия Сангсад»
Королевство Бахрейн Конституционная монархия Парламент двухпалатный
Бруней Даруссалам Абсолютная теократическая монархия  
Республика Гамбия Президентская республика Национальная Ассамблея
Республика Гвинея Президентская республика Парламент однопалатный
Республика Джибути Президентская республика однопалатное Национальное собрание
Арабская Республика Египет Президентско-парламентская республика Двухпалатное Национальное собрание
Республика Индонезия Президентская республика Народный консультативный конгресс
Иорданское Хашемитское Королевство Дуалистическая монархия Власть сосредоточена в руках короля
Исламская республика Иран Исламская республика Однопалатный парламент–Меджлисом
Йеменская Республика Президентская республика Двухпалатный парламент – Шура
Иракская Республика Парламентская республика Национальную ассамблея
Республика Казахстан Президентская республика Двухпалатный парламент
Государство Катар Абсолютная монархия Консультативный совет
Киргизская Республика Парламентская республика законодательного органа как такового не существует
Федеративная Исламская Республика Коморы Президентская республика Парламент (ассамблея
Республика Кот-д’Ивуар Президентская республика Однопалатный парламент
Государство Кувейт Дуалистическая монархия Власть принадлежит эмиру и однопалатному Национальному собранию
конфедерация Объединенные Арабские Эмираты, а также Малайзия и Марокко. конфедерация Объединенные Арабские Эмираты, а также Малайзия и Марокко. конфедерация Объединенные Арабские Эмираты, а также Малайзия и Марокко.
Ливанская Республика Парламентская республика Однопалатный парламент


Можно выделить четыре государства формы правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией это – Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху, как светская, так и религиозная. Объединенные Арабские Эмираты представляют собой федеративное государство, состоящее из семи эмиратов – абсолютных монархий. Влияние законодательных органов власти на внешнеполитический процесс и политику вообще сведено к минимуму. Действующие в этих странах советы – Консультативный совет в Катаре, Федеральный национальный совет в ОАЭ, Государственный совет в Омане и Консультативный совет в Саудовском королевстве – выполняют, как явствует из их названия, консультативно-согласительные функции, а не занимаются законотворчеством.

В этих странах исполнительная ветвь власти тесно связана с главой государства и не обладает какой-либо самостоятельностью по отношению к нему. Функции кабинета министров сводятся к консультациям и рекомендациям правителю по тем или иным вопросам внутренней и внешней политики и к ее реализации. В монархических государствах парламенты действуют в королевствах Бахрейн, Иордания, Марокко и эмирате Кувейт, которые относятся к дуалистическим монархиям. Дуалистическая монархия – (лат. dualis – двойственный; англ. dual monarchy) – конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия. В большинстве арабских монархий создание и деятельность политических партий запрещены. Партии имеются только в Иордании и Марокко. В этих арабских странах, где наиболее сильно традиционное общество, партии пользуются небольшой популярностью.

Тем не менее большинство мусульманских стран относят к республикам с президентской и парламентской формой правления. Однако при наличии всех формальных демократических институтов – всеобщих альтернативных выборов, двухпалатного парламента, многопартийной системы, разделения властей, профсоюзов, различных общественных организаций страны (Тунис) представляют собой типичный пример квазидемократии, за фасадом которой действует авторитарный режим личной власти.

К президентским республикам де-юре относятся Туркменистан, Тунис, Индонезия, Судан, Нигерия и.др.Конституция этих стран предусматривает сильную президентскую власть в которой мужчины и женщины равны перед законом.В этих республиках, существует четкое разделение между светской и духовной властью. В области светской власти президент обладает большими полномочиями. Многие части Конституции стран в настоящее время часто не действуют.

Некоторые страны в ходе революций провозгласили себя исламскими республиками, которые отличаются от президентских тем, что значительную роль в управлении государством играет исламское духовенство. В Иране, где эти принципы проведены наиболее последовательно, фактическим главой государства является высший по рангу исламский религиозный деятель.

Представляет собой компромисс между традиционной исламской монархией (так или иначе восходящей к принципам халифата или национальным традициям) и европейским принципом республиканского строя. Законы в исламской республике по большей части основаны на Шариате. К исламским республикам относятся, прежде всего, Иран, а также Афганистан, Мавритания и Пакистан; впрочем, конституция Пакистана, принятая в 1956 году, носит вполне светский характер, поэтому прилагательное «Исламская» трактуется как символ культурной идентичности. Культура Пакистана основана на мусульманском наследии, но также включает и доисламские традиции народов Индийского субконтинента. Правительство, утверждаемое президентом, формирует и возглавляет премьер-министр, обычно представляющий партию или коалицию большинства в Национальной ассамблее. Премьер-министр должен обязательно являться мусульманином, он назначается президентом из числа членов Национального собрания. Премьер должен пользоваться доверием большинства его депутатов. По его совету президент назначает министров. Правительство разрабатывает законопроекты и вносит их на обсуждение парламента.

В Иране на вершине лестницы власти стоит факих (духовный лидер), которому принадлежит верховная власть и который несет ответственность только перед Аллахом. Контрольный совет, состоящий из выборных представителей шиитского духовенства, призван осуществлять надзор за деятельностью законодательных и исполнительных органов и следить за соответствием исламу всех законов.

Одно из сильнейших государств в исламском мире, имеющих парламентскую форму правления является Турция, здесь существует развитая светская демократия, свободные рыночные отношения, кроме того, это единственная страна, имеющая и западную, и ближневосточную историю. Сегодня во главе правительства находится президент Абдулла Гюль. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Великому национальному собранию Турции, состоящему из 550 депутатов, избираемых на 4 года (до 2007 года – на 5 лет) всеобщим прямым голосованием по системе пропорционального представительства. Минимальный порог для партий установлен в 10%. Исполнительная власть (реальная) принадлежит правительству во главе с премьер-министром, но президент также имеет ряд полномочий. Конституционный надзор над исполнительной и законодательной властью осуществляет Конституционный Суд Турции, состоящий из 11 постоянных и 4 переменных членов, назначаемых президентом и судебными коллегиями более низких инстанций в ходе сложных и нередко запутанных переговоров, голосований и консультаций. Председателем Конституционного Суда (с октября 2007 года) является Хашим Килич.

Республики стран Африки имеют сложные формы правления. Политическая система в большинстве стран современной Африки носит авторитарный характер. Установленные авторитарные режимы преимущественно существуют в форме военных и гражданских диктатур (Ливия, Египет). Стремление к автократии объективно обусловлено экономической отсталостью, низким уровнем жизни, отсутствием элементов гражданского общества, многообразием и разнородностью племенных культур, являющихся причиной межэтнических конфликтов. Способность примирить эти противоречия связывается с авторитарным правлением вождя какого-либо племени, что одновременно порождает недовольство представителей племенной элиты других этносов.

Однако в некоторых странах Северной Африки проходят процессы либерализации и демократизации общества (Алжир, Тунис, Египет). В результате создания в последнее десятилетие в большинстве арабских стран современных демократических институтов (двухпалатный парламент, многопартийность, система всеобщих выборов, в достаточной степени свободная пресса) и развития экономических реформ, здесь сформировался слой, восприимчивый к идеям гражданского общества и демократии.

В странах Центральной Азии также распространена республиканская форма правления. С момента провозглашения независимости эти страны заявили о намерении создать демократическую политическую систему на основе западной модели. Несмотря на все обязательства все страны Центральной Азии движутся в направлении прогрессирующей концентрации власти в руках президента. В настоящее время все центральноазиатские страны ограничили политические свободы. В Туркменистане многопартийность хотя и гарантирована конституцией, остается де-факто запрещенной. В Узбекистане также многопартийность не более чем фасад. В Казахстане режим в целом сопоставим с «путинской» моделью. И наконец, главы центральноазиатских стран используют угрозу исламизма в качестве оправдания для проведения авторитарной политики.

Таким образом, при наличии всех формальных демократических институтов – всеобщих альтернативных выборов, двухпалатного парламента, многопартийной системы, разделения властей, профсоюзов, различных общественных организаций страны (Тунис) представляют собой типичный пример квазидемократии, за фасадом которой действует авторитарный режим личной власти.

Заключение

С самого начала зарождения ислам стал огромной силой давшей толчок для зарождения крупнейшему средневековому государству, которое распространилось от стран Магриба и Испании до Филиппинских островов.

На огромной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитой группы семитских племен в результате исламизации и последовавших за ней процессов превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстрыми темпами складывавшаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых, включая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседних с Аравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции.

Однако как и любая крупная империя, Халифат просуществовав около 13 столетий, в результате ряда причин распадается на мелкие государства. Эти страны, лишившиеся своей единой политической системы, составляют современный мусульманский мир, который весьма разнообразен и неоднороден. В XIX в., колониальное унижение и остро ощущавшаяся отсталость исламских стран вызвали к жизни энергичное движение модернизации ислама, если после второй мировой войны крушение колониальной системы повлекло за собой эпоху радикальных социальных, то с 70-х годов усиление экономической (за счет обильного потока нефтедолларов) и политической мощи стран ислама стало вести к росту националистических амбиций правящих слоев многих из этих стран и соответственно к увеличению роли ислама в качестве мощной национальной традиции, на которую удобнее всего опереться в борьбе с иноземными влияниями. С этого момента под знаменем ислама поднимаются силы, борющиеся за национальную независимость, за освобождение той или иной страны от давления иностранных держав. В силу этого зарождаются идеи возрождения исконно исламского государства и второго объединения Халифата. Однако в самом исламском мире не существует единства. В эти странах в настоящее время государственные устройства построены по образу западных держав, хотя и имеют свои отличия и особенности. В силу исторических, традиционных причин и экономической отсталости для стран исламского мира характерно наличие авторитарных режимов.

Все выше сказанное, свидетельствует о том, что в этом регионе образовалась сложная политическая география. Растущий интерес мировой общественности к этому региону обуславливают все большее изучение аспектов политической – географии мусульманских стран.

Наши рекомендации