Османская империя и ее наследие
С начала девятнадцатого века государственный строй халифата подвергся значительным изменениям. Огромная исламская империя состоящая из разнородных частей не смогла долго существовать как единое централизованное государство.
В первую очередь произошло значительное ограничение светской власти халифа. Великий визирь, опираясь на сильнейшую поддержку знати, оттеснил правителя от всех реальных рычагов государственного управления.
К началу девятнадцатого века страной стали управлять визири. Визирь мог, не отчитываясь перед халифом, мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Помимо высших государственных чинов разделению подверглась так же и духовная сфера, так халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием.
Во вторую очередь возросла роль армии в государственном механизме управления. Армия оказала большое влияние на политическую жизнь государственного управления. Так на смену простому ополчению пришла квалифицированная, наемная армия. Была создана дворцовая стража из плененных рабов. Бывшие рабы организовались в армию под названием «мамлюки», которая в девятнадцатом веке становится главной опорой центральной власти. Однако к концу девятнадцатого века ее влияние усилилось на столько, что военачальники расправляются с неугодными халифами, возводя на престол своих людей.
В третью очередь усиливаются сепаратистские волнения в провинциях исламской империи. Усиливается власть местных руководителей-эмиров, а местные племена под руководством вождей становится все более независимой от центра. С девятнадцатого века меняется регламент передачи политической власти над всеми подвластными территориями. Власть становится наследственной и передается старшему сыну. Возникают целые династии эмиров, которые в лучшем случае признают духовный авторитет халифа.
Династии эмиров начинают создание собственного войска, вводят новые указы, на основании которых налоговые отчисления уходят в пользу эмиров и не попадают в казну государства. Из-за распада халифата на эмираты и султанаты стали образоваться независимые государства, такие как Марокко и Египет.
Начиная с десятого и всю первую половину одиннадцатого веков происходит захват и передел государственного строя различными кочевыми племенами. Из-за продолжительных переделов государственного устройства светской власти дважды лишался халиф. После завоевания халифат был упразднен, а резиденция халифа была перенесена в западную часть халифата, город Каир. Именно здесь до начала шестнадцатого века халиф сохранял духовное лидерство среди племен суннитов, которое поле перешло к правителям Османской империи.
Ислам в современном мире
Вторая по численности своих последователей религия исповедуется в более чем пятидесяти государств исламского мира. В настоящее время число населения, которое исповедует ислам, составляет пятую часть населения Земли - это примерно полтора миллиарда человек..
Такое понятие как «исламский мир» охватывает два географически разнородных региона.
Во-первых, так называемый мусульманский Восток. Данный регион включает государства Персидского залива, Ближнего востока и Юго-Восточной Азии. В этих государствах даминирующим фактром выступает религия.
Во-вторых, это мусульманский Север, который включает в своем составе страны Центральной Азии, некоторые регионы России, а так же бывшие советские республики.
Однако в последнее время за пределами этих двух регионов начинают формироваться довольно крупные ареалы исламского мира. Так например мусульманские общины во Франции, Германии и Великобритании насчитывают от одного до шести миллионов человек, которые исповедуют ислам.
Государства современного мусульманского мира выступают важным фактором геополитики. Исламские государства обладают значительными запасами полезных ископаемых. Колоссальные запасы нефти и газа подталкиваю мировой рынок капиталов. Помимо полезных ископаемых исламский мир контролирует большую часть воздушных и сухопутных путей, которые связывают Европу с Азией.
Мировую общественность волнует феномен, который происходит в странах Ближнего и Среднего Востока. Данный феномен носит название «исламское возрождение». Сильный толчок, который вывел «исламское возрождение» в ранг первостепенных проблем глобальной экономики и политики послужила "антишахская» революция.
Быстрое развитие исламского мира способствует демографический фактор. В 1980 году численность мусульман в мире составляла всего восемнадцать процентов от всего населения Земли. В 2011 году численность населения достигла уже двадцати трех процентов. А по составленным прогнозам ООН к две тысячи тридцатому году численность населения составит двадцать семь процентов и превзойдет по численности христианское население планеты.