Идеи политического насилия в теоретических установках РСДРП и НСДАП

Вопросы политического насилия занимали видное место в теоретических разработках Российской социал-демократической рабочей партии и национал-социалистической рабочей партии Германии. Однако политическое насилие в теоретических работах этих партий носило явно выраженную различную направленность. У Российской социал-демократической рабочей партии политическое насилие имело в основном социальный характер, а у национал-социалистической рабочей партии Германии политическое насилие было направлено на другие народы и нации.

В первый период формирования Российская социал-демократическая рабочая партия еще не обозначает четко идею политического насилия. Ни в одной работе лидеров этой партии мы не видим открытого призыва к насилию по отношению к непролетарским слоям и классам России. В своих первых фундаментальных работах один из лидеров социал-демократии России, В. И. Ленин, разрабатывая идею установления диктатуры пролетариата в России, не делает акцента на необходимости политического насилия. В работе «Что делать?» он даже пытается отмежеваться от группы «Свобода», подчеркивая, что «группа "Свобода", внося в программу террор, тем самым зовет к организации террористов, а такая организация действительно отвлекала бы нас...»1

В работе «Почему социал-демократия должна объявить решительную и беспощадную войну социалистам-революционерам» В. И. Ленин уже решительнейшим образом выступает против политического терроризма. Он пишет: «Ставя в свою программу террор и проповедуя его как средство политической борьбы в современной его форме, социалисты-революционеры приносят этим самым серьезный вред движению, разрушая неразрывную связь социалистической работы с массой революционного класса»2. Осуждение террора мы находим и в другой работе В. И. Ленина «Революционный авантюризм». Правда, сама идея установления диктатуры пролетариата в стране, где он составлял незначительный процент в составе населения, уже изначально предполагала жесткие меры ко всем социальным слоям и классам, несогласным с этой идеей. И это подчеркивается в работе В. И. Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической революции». В главе 12 он пишет: «Пролетариат должен совершить социалистический переворот, присоединяя к себе массу полупролетар­ских элементов населения, чтобы сломить силой сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии». В главе 13 В. И. Ленин еще более жестко формулирует свои взгляды на политическое насилие: «Рабочие не ждут сделок, не просят подачек, они стремятся к тому, чтобы беспощадно раздавить реакционные силы, то есть к революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства»3.

Осенью 1917 г. В. И. Ленин отбрасывает идею неприятия политического терроризма и в работе «Задачи революции» он требует арестовать генералов-корниловцев и, как он выражается, главарей буржуазной контрреволюции (Гучкова, Милюкова, Рябушинского, Маклакова и К°), распустить контрреволюционные союзы (Государственную Думу, союзы офицеров и т.п.). Для ослушников он предложил такие меры, как конфискация имущества, соединенная с непродолжительным арестом4.

После прихода к власти в России большевистской партии В. И. Ленин возводит политический террор против непролетарского населения в ранг государственной политики. В воззвании «К населению» он призывает «арестовывать и предавать революционному суду народа всякого, кто посмеет вредить народному делу, будет ли такой вред проявляться в саботировании (порче, торможении, подрыве) производства или в скрывании запасов хлеба и продуктов, или задержке грузов хлеба, или в расстройстве железнодорожной, почтовой, телеграфной деятельности и вообще в каком бы то ни было сопротивлении великому делу мира…»5

Но наиболее четко идея политического терроризма, как важнейшая часть государственной политики, отражена в «Декрете об аресте вождей Гражданской войны против революции». В нем все члены руководящих учреждений партии кадетов объявлялись врагами народа, которые подлежали аресту и преданию суду революционного трибунала6.

В «Проекте воззвания второго Всероссийского съезда крестьянских депутатов к крестьянству» В. И. Ленин расширяет круг лиц, подлежащих политическому террору. Кровавому истреблению подлежали богачи, авксентьевцы, черновцы, масловцы, если они не согласятся на перевыборы депутатов от крестьянства в Учредительное собрание7.

Через два месяца после октябрьского переворота, оправдывая широкий политический террор, В. И. Ленин дает соответствующую трактовку термина диктатура пролетариата: «Переходному периоду от буржуазного к социалистическому обществу соответствует особое государство (т. е. особая система организованного насилия над известным классом), именно: диктатура пролетариата. А диктатура пролетариата и означает состояние придавленной войны, состояние военных мер борьбы против противников пролетарской власти». Причем в этой же работе он призывает ужесточить насилие: «А если говорить с пролетарской прямотой, то придется сказать: продолжающееся холопство перед денежным мешком, вот – суть воплей против современного, рабочего насилия, применяемого (к сожалению, слишком еще слабо и не энергично) против буржуазии, против саботажников, против контрреволюционеров»8.

На VIII съезде РКП(б) в «Докладе о партийной программе» В. И. Ленин уже более жестко и определенно ставит вопрос о необходимости политического насилия: «Мы говорим только, что тот, кто понимает переход к социализму без подавления буржуазии, тот – не социалист»9.

Два месяца спустя в письме к питерским рабочим «О голоде» В. И. Ленин расширяет социальный состав населения, подлежащего политическому насилию. В этом письме он подчеркивает: «Либо сознательные передовые рабочие победят, объединив вокруг себя массу бедноты, установив железный порядок, беспощадно – строгую власть, настоящую диктатуру пролетариата, заставят кулака подчиниться...»10

В начале августа 1918 г. вспыхивает крестьянское восстание против советской власти, которое охватило 5 богатейiих волостей Пензенской губернии. В. И. Ленин в телеграмме пензенскому руководству требует организовать «беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города»11.

В ноябре 1918 г. В. И. Ленин, правда, еще довольно осторожно, говорит о необходимости насилия в отношении интеллигенции. Обещая всестороннюю помощь коммунам, он подчеркивает, что если понадобятся интеллигенты-специалисты – их пошлют. «Они в большинстве хоть и контрреволюционеры, но комбеды сумеют их запречь, и они будут работать для народа не хуже, чем работали раньше для эксплуататоров»12. Но уже в октябре 1919 г. в работе «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» в адрес интеллигенции уже звучат более жестокие интонации: «И с теми образованными людьми, которые не хотят понять этой разницы, мы будем обращаться как с белогвардейцами, хотя бы эти люди назывались демократами, социалистами, интернационалистами, Каутскими, Черновыми, Мартовыми»13.

Таким образом, к 1919 г. В. И. Ленин четко определяет социальные слои и классы России, подлежащие политическому террору со стороны пролетарского государства. И. В. Сталин, будучи наиболее последовательным учеником В. И. Ленина, в последующие годы осуществляет более широкую практическую политику государственного террора в отношении непролетарского населения Советской России.

Лидер национал-социалистической рабочей партии Германии А. Гитлер в своем основополагающем труде «Моя борьба», обосновывая необходимость политического насилия, исходит из двух предпосылок. Во-первых, он доказывает необходимость изменения границ Германии. В четвертой главе он подчеркивает, что «никогда внутренняя колонизация не будет в состоянии обеспечить будущее нашей нации без новых территориальных приобретений. Если мы будем поступать иначе, то в кратчайшей срок мы исчерпаем не только наши земельные территории, но и наши силы вообще»14.

Обоснование данного положения осуществляется А. Гитлером довольно прагматично. Он утверждает, что от объема земли, которой владеет народ, в сильной степени зависит его внешняя безопасность. Чем больше территория, которая принадлежит народу, тем сильнее его естественная защита. Расправиться с народом, расселенным только на небольшой стесненной территории, гораздо легче, чем с народом, который обладает обширной территорией. Таким образом, пишет А. Гитлер, уже сама большая протяженность данного государства является известной гарантией свободы и независимости данного народа, и наоборот небольшие размеры государства прямо вводят в соблазн противника.15

А. Гитлер указывает и пути приобретения новых земель: «Новые земли необходимо теперь искать почти исключительно в Европе... Если верно, что наша планета обладает достаточным количеством земли для всех, то пусть же нам дадут то количество земли, которое необходимо и для продолжения жизни»16.

Во-вторых, А. Гитлер видит решение основных проблем Германии через выяснение расовых вопросов. Он делит все человечество на три группы: 1) основатели культуры, 2) носители культуры и 3) разрушители культуры. Представителями первых двух групп, считает А. Гитлер, являются одни арийцы. «Именно арийцы создали, так сказать, фундамент и стены всех человеческих творений. Другие народы наложили свой отпечаток только на внешнюю форму и окраску. Все основные планы человеческого процесса, все самые большие камни, необходимые для постройки, – все это дал ариец. Другим расам принадлежало только выполнение планов»17.

В рамках своей расовой теории А. Гитлер основное место отводит еврейскому вопросу. Он пытается доказать, что евреи никогда не имели своего государства со своей определенной территорией, а по этой причине никогда не имели и своей собственной культуры. А. Гитлер утверждает, что «еврей несет с собой только смерть. Куда ни ступит его нога, там народ, до сих пор живший своим трудом, раньше или позже начнет вымирать»18. Отсюда, считает А. Гитлер, и проистекают те колоссальные проблемы и трудности, которые испытывает народ Германии.

Поэтому именно через призму так называемого «еврейского вопроса» А. Гитлер рассматривает внутреннюю и внешнюю политику Германии. Он считает, что евреи постепенно захватывают руководство в государстве, подчиняют себе экономическую и финансовую жизнь в стране, создают под своим контролем профсоюзные и политические организации, всесторонне контролируют прессу. Поэтому создаваемое национал-социалистическое движение должно спасти немецкий народ и создать «Германское государство, действительно представляющее немецкую нацию»19.

Таким образом, в книге А. Гитлера «Моя борьба» мы не находим открытых призывов к политическому террору. Однако задачи, которые ставит А. Гитлер перед национал-социалистическим движением, напрямую предполагают этот террор, т. к. эти задачи без применения террора невыполнимы. И это ясно прослеживается после прихода к власти в Германии национал-социалистической рабочей партии. Антисемитизм объявляется официальной государственной политикой. А осуществить эту политику можно было только через насилие и террор.

27 февраля 1933 г. был подожжен рейхстаг. А. Гитлер, глядя на огонь, громко сказал: «Это – знамение Господне! Никто теперь не помешает нам железной рукой раздавить коммунистов»20. Сразу же по радио была объявлена новость: «Коммунисты подожгли рейхстаг». Еще до начала расследования стало известно, что поджечь рейхстаг могли лишь коммунисты. В ту же ночь начались репрессии. Политический террор обрушился на тысячи немецких коммунистов.

28 февраля 1933 г. были обнародованы так называемые «чрезвычайные законы», принятые «для защиты народа и государства». Основной удар был нанесен по коммунистической партии, но и все газеты социал-демократов оказались также запрещенными.

1 апреля 1933 г. А. Гитлер призвал к бойкоту еврейских магазинов и товаров. Последовали почти повсеместно погромы и избиение евреев. Боевым кличем нацистов стала фраза: «Пусть сдохнут евреи!»21.

Следующий этап политического террора коснулся профсоюзов. 2 мая 1933 г. отряды штурмовиков и полиции заняли штаб-квартиры всех профсоюзов, народные дома, редакции профсоюзных газет, кооперативов, а также Трудовой банк и все его отделения на местах.

В начале июля был нанесен удар и по социал-демократической партии. 7 июля было принято постановление об исключении депутатов социал-демократов из рейхстага и всех правительственных органов земель. Многие руководители социал-демократической партии попали в тюрьмы или в концентрационные лагеря. Еще 25 марта был открыт первый концентрационный лагерь близ Штутгарта. Он был рассчитан на содержание полутора тысяч узников, но очень скоро в нем их было уже в три или четыре раза больше. В короткие сроки эти учреждения станут одним из основных столпов режима.

А Гитлер довольно четко определяет свое отношение ко всей оппозиции: «Там, где есть мы, нет места никому другому»22. По его инициативе публикуется пакет из 19 законов, которые окончательно ликвидировали политическое многообразие Германии. Национал-социалистическая немецкая рабочая партия объявлялась в Германии единственной политической партией. «Лица, оказывающие поддержку какой-либо иной политической партии или пытающиеся создать какую-либо новую политическую партию, наказываются каторжными работами на срок до 3 лет или тюремным заключением от 6 месяцев до 3 лет, если иное наказание не предусмотрено в текстах других законопредложений».

Через «еврейский вопрос» А. Гитлер рассматривает и восточную политику. В 1-й главе «Народ и раса» А. Гитлер утверждает, что Россия стала жертвой заговора евреев, которые «погубили в ней 30 млн человек, безжалостно перерезав одних и подвергнув бесчеловечным мукам голода других, и все это только для того, чтобы обеспечить диктатуру над великими народами за небольшой кучкой еврейских литераторов и биржевых бандитов»23. И как «русские не могут своими собственными силами скинуть ярмо евреев, так и одни евреи не в силах надолго держать в своем подчинении это громадное государство. Сами евреи отнюдь не являются элементом организации, а скорее ферментом дезорганизации. Это гигантское восточное государство неизбежно обречено на гибель. К этому созрели уже все предпосылки». Отсюда А. Гитлер делает вывод: «Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окрайние государства, которые ей подчинены»24.

Неизбежность насилия против России А. Гитлер объясняет и необходимостью спасения Германии от опасности большевизма. «Ближайшей приманкой для большевизма в нынешнее время как раз и является Германия и поэтому наш народ надо еще раз вырвать из змеиных объятий интернационального еврейства...» Одновременно А. Гитлер выступает и спасителем всего человечества. «Чтобы провести успешную борьбу против еврейских попыток большевизации всего мира, мы должны, прежде всего, занять ясную позицию по отношению к Советской России»25.

Позднее А. Гитлер определит свое отношение и к русскому народу: «При заселении русского пространства "имперский крестьянин" должен жить в прекрасных поселках. В окружности радиусом в 30–40 километров от города мы разместим красивые деревни, соединенные превосходными дорогами. Все остальное пространство будет принадлежать как бы другому миру – миру русских... Мы станем их господами, а в случае бунта сбросим на их города несколько бомб и дело с концом»26.

Таким образом, и в России, и в Германии разрабатывались две суперидеи. С одной стороны – это установление мирового господства пролетариата, с другой стороны – установление мирового господства арийской нации. И та и другая идеи неизбежно предполагали массовое политическое насилие и террор, что и было отражено в теоретической и практической деятельности большевистской партии в России и национал-социалистической партии в Германии.

_____________________

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 175.

2 Там же. С. 375.

3 Там же. Т. 11. С. 83.

4 Ленин В. И., Сталин И. В. Избранные произведения 1917 г. М., 1938. С. 396.

5 Там же. С. 521.

6 Там же. С. 538.

7 См.: Там же. С. 541–542.

8 Ленин В. И. Запуганные крахом старого и борющегося за новое // Ленин В. И., Сталин И. В. Избранные произведения… С. 555.

9 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 91.

10 Ленин В. И., Сталин И. В.. Избранные произведения… С. 321.

11 Там же. С. 329.

12 Ленин В. И. Речь к делегатам комитетов бедноты Московской области 8 ноября 1918 г. // Ленин В. И., Сталин И. В. Избранные произведения… С. 337.

13 Ленин В. И., Сталин И. В. Избранные произведения… С. 371.

14 Гитлер А. Моя борьба. М.,1992. С. 115.

15 Там же. С. 115.

16 Там же. С. 117.

17 Там же. С. 243.

18Там же. С. 256.

19 Там же. С. 276.

20 Деларю Ж. История гестапо. Смоленск, 1993. С. 79.

21 Там же. С. 41.

22 Там же. С. 45.

23 Гитлер А. Указ. соч. С. 174.

24 Там же. С. 556.

25 Там же. С. 563.

26 Там же. С. 591.

А. А. Мить (Кемерово)

Наши рекомендации