Пробелы в законодательстве. Понятие правовой аналогии. Аналогия закона и аналогия права.

Пробелы в праве – отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием правовой системы государства, принципами и нормами международного права.

Причины возникновения пробелов в праве: а) поскольку законодатель не смог охватить регулированием все жизненные ситуации; б) вследствие недостатков юридической техники; в) вследствие объективной невозможности законодателя поспеть за развитием общественных процессов.

Пробел в праве может быть восполнен созданием новых норм права, которые регулировали бы не опосредованные правом общественные отношения. Таким образом, основное средство устранения пробелов - это правотворчество.

Однако возможно и разрешение юридического дела в случае пробела в праве и до издания соответствующим правотворческим органом новых правовых норм. В этом случае прибегают к правовой аналогии.

Правовая аналогия – один из способов преодоления пробелов в законодательстве, необходимый для целей правоприменения.

Аналогия закона – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения.

Аналогия права – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал, смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права.

Аналогия является только юридическим приемом, позволяющим только преодолеть, но не устранить пробел. Общая неурегулированность данной ситуации остается, но при помощи аналогии в данном конкретном случае она преодолевается.

Правоприменительный акт (индивидуально-правовой акт): понятие, структура и виды. Отличия правоприменительного акта от нормативного правового акта. Требования, предъявляемые к правоприменительному акту.

Понятие толкования права. Виды толкования прав по субъектам. Официальное и неофициальное толкование.

Правоприменительный акт – индивидуальный акт государственно-властного характера, который принимается компетентным органом на основе действующих правовых норм в отношении конкретного лица и конкретных жизненных обстоятельств.

Структура правоприменительного акта

Вводная часть (наименование акта, место и дата его принятия)

Описательная часть (описание фактов)

Мотивировочная часть (анализ доказательств)

Резолютивная часть (решение по делу)

Виды правоприменительного акта

По форме внешнего выражения

* акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления и др.);

* акты-действия (словесные - устные распоряжения и конклюдентные - жесты постового милиционера).

По субъектам

* акты представительных органов;

* акты исполнительных органов;

* акты правоохранительных органов;

* акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа);

* акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку

*акты-регламентаторы, которые выполняют следующие функции:

- определяют субъектов определенного отношения;

- указывают объем их субъективных прав и юридических обязанностей;

- предусматривают моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;

*правоприменительные акты, обеспечивающие реализацию

правоотношений и достижение целей правового регулирования.

По предмету правового регулирования

* акты конституционно-правовые;

* акты административно-правовые;

* акты уголовно-правовые;

* акты применения материального и процессуального права.

По характеру общественных отношений

* регулятивные, устанавливающие права и обязанности (приказ ректора вуза о зачислении);

* охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия

* принятые коллегиально;

* принятые единолично.

По характеру решения

* запрещающие;

* обязывающие;

* управомочивающие.

По юридическому значению

* основные, содержащие завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда);

* вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля).

По времени

* акты однократного действия (наложение штрафа);

* длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Наши рекомендации