Пробелы в законодательстве. Понятие правовой аналогии. Аналогия закона и аналогия права.
Пробелы в праве – отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием правовой системы государства, принципами и нормами международного права.
Причины возникновения пробелов в праве: а) поскольку законодатель не смог охватить регулированием все жизненные ситуации; б) вследствие недостатков юридической техники; в) вследствие объективной невозможности законодателя поспеть за развитием общественных процессов.
Пробел в праве может быть восполнен созданием новых норм права, которые регулировали бы не опосредованные правом общественные отношения. Таким образом, основное средство устранения пробелов - это правотворчество.
Однако возможно и разрешение юридического дела в случае пробела в праве и до издания соответствующим правотворческим органом новых правовых норм. В этом случае прибегают к правовой аналогии.
Правовая аналогия – один из способов преодоления пробелов в законодательстве, необходимый для целей правоприменения.
Аналогия закона – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения.
Аналогия права – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал, смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права.
Аналогия является только юридическим приемом, позволяющим только преодолеть, но не устранить пробел. Общая неурегулированность данной ситуации остается, но при помощи аналогии в данном конкретном случае она преодолевается.
Правоприменительный акт (индивидуально-правовой акт): понятие, структура и виды. Отличия правоприменительного акта от нормативного правового акта. Требования, предъявляемые к правоприменительному акту.
Понятие толкования права. Виды толкования прав по субъектам. Официальное и неофициальное толкование.
Правоприменительный акт – индивидуальный акт государственно-властного характера, который принимается компетентным органом на основе действующих правовых норм в отношении конкретного лица и конкретных жизненных обстоятельств.
Структура правоприменительного акта
Вводная часть (наименование акта, место и дата его принятия)
Описательная часть (описание фактов)
Мотивировочная часть (анализ доказательств)
Резолютивная часть (решение по делу)
Виды правоприменительного акта
По форме внешнего выражения
* акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления и др.);
* акты-действия (словесные - устные распоряжения и конклюдентные - жесты постового милиционера).
По субъектам
* акты представительных органов;
* акты исполнительных органов;
* акты правоохранительных органов;
* акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа);
* акты органов местного самоуправления.
По функциональному признаку
*акты-регламентаторы, которые выполняют следующие функции:
- определяют субъектов определенного отношения;
- указывают объем их субъективных прав и юридических обязанностей;
- предусматривают моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;
*правоприменительные акты, обеспечивающие реализацию
правоотношений и достижение целей правового регулирования.
По предмету правового регулирования
* акты конституционно-правовые;
* акты административно-правовые;
* акты уголовно-правовые;
* акты применения материального и процессуального права.
По характеру общественных отношений
* регулятивные, устанавливающие права и обязанности (приказ ректора вуза о зачислении);
* охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).
По способу принятия
* принятые коллегиально;
* принятые единолично.
По характеру решения
* запрещающие;
* обязывающие;
* управомочивающие.
По юридическому значению
* основные, содержащие завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда);
* вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля).
По времени
* акты однократного действия (наложение штрафа);
* длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).