Акты президента: декреты, указы, директивы Президента Республики Беларусь. Понятие, виды, место в иерархии нормативных правовых актов.

2.1Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает декреты, указы, распоряжения.
Декрет Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт главы государства, имеющий силу закона, издаваемый для регулирования наиболее важных общественных отношений.
Декреты Президента могут быть двух видов:
1)Декреты,издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий.
2)Временные декреты. Временные декреты издаются Президентом РБ в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий
2.2Указ президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт главы государства, издаваемый для реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.
2.3Директива президента Республики Беларусь - указ программного характера, издаваемый главой государства для системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Вступление нормативного правового акта в силу. Прекращение действия нормативного правового акта. Обратная сила закона. Ультраактивность закона.

Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного события нормативный правовой акт автоматически утрачивает силу. Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь. Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Нормативный правовой акт прекращает свое действие в случаях: истечения срока, на который был рассчитан временный акт; признания нормативного правового акта неконституционным в установленном законом порядке; признания нормативного правового акта утратившим силу; отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.Декреты Президента и законы вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлениной срок. Постановления палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь вступают в силу с момента принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. Обратная сила закона — это распространение положений нового, более мягкого уголовного закона на деяния, совершенные до вступления его в силу. Переживание закона (ультраактивность закона) — правовое явление, прямо противоположное обратной силе закона, применение норм нормативно-правового акта, утратившего силу, к отношениям и фактам, имевшим место во время его действия.

32. Систематические, хронологические сборники и иные сборники действующего законодательства. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Базы данных правовой информации.

В хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания. В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности и т.д.

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – система учета правовых актов Республики Беларусь. Национальный реестр ведется в целях: обеспечения единой системы законодательства Республики Беларусь; обеспечения своевременного информирования государственных органов, иных организаций и физических лиц о законодательстве Республики Беларусь и т д. Включению в Национальный реестр подлежат: Конституция Республики Беларусь; решения, принятые республиканским референдумом; декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь; законы Республики Беларусь; международные договоры Республики Беларусь; постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь; постановления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; постановления Совета Министров Республики Беларусь; распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь; иные правовые акты Республики Беларусь, являющиеся нормативными.

Начиная с 1 июля 2012 г. единым источником официального опубликования правовых актов стал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь– основной государственный информационно-правовой интернет-ресурс в области права и правовой информатизации.

В Республике Беларусь создана и развивается государственная система правовой информации Республики Беларусь (далее – ГСПИ),которая представляет собой организованную совокупность государственных информационно-правовых ресурсов, информационных технологий, коммуникационной среды, государственных органов, Национального центра правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦПИ) и иных государственных организаций, осуществляющих деятельность по сбору, учету, хранению, систематизации и распространению правовой информации.

33. Правотворчество и правообразование: понятие, содержание, соотношение. Правовое регулирование правотворческого процесса в Республике Беларусь.

Правотворчество – деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.д.), наделённые соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Правотворчество является составной частью наиболее широкого процесса – формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой деятельности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования. Таким образом, правотворчество и правообразование соотносятся как часть и целое. Правообразование - широкое понятие, в ходе которого формируются взгляды и идеи о необходимости правового регулирования тех или иных общественных отношений, результатом и итогом этого процесса его и выступает правотворчество.

Многие вопросы, относящиеся к законодательному процессу, в силу их значимости регулируются в законодательстве, в том числе в Конституции. Специальные акты, которые наиболее подробно регламентируют эти вопросы, являются в настоящее время - Регламенты палат Национального собрания Республики Беларусь.

34. Стадии правотворчества в Республике Беларусь. Нормотворческая инициатива, планирование, составление проекта нормативного правового акта, экспертизы проекта нормативного правового акта (юридическая, криминологическая и т.д.). Внесение проекта нормативного правового акта в нормотворческий орган. Вступление акта в силу. Внесение акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Публикация и вступление в силу нормативных правовых актов.

1. Законодательная инициатива. Согласно Конституции РБ право законодательной инициативы принадлежит: * Президенту; * депутатам Палаты представителей; * Совету Республики; * Правительству; * гражданам, обладающим избирательным правом в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в палате представителей.

2.Подготовка проекта закона. Подготовка проекта включает в себя: - рассмотрение законотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта; - организационное и финансовое обеспечение его подготовки; - сбор необходимых материалов и информации; - разработку концепции проекта; - составление текста проекта; - согласование проекта с заинтересованными государственными органами; - проведение юридической и иных необходимых экспертиз. Проект закона подлежит обязательной юридической экспертизе, которую проводит Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь.

3. Обсуждение законопроекта в Парламенте. В соответствии с Конституцией РБ первоначально законопроект подлежит рассмотрению в нижней палате Парламента. При наличии возражений на законопроект, он по решению депутатов возвращается в соответствующую постоянную комиссию на доработку.. Затем доработанный постоянной комиссией законопроект возвращается в Палату Представителей для второго чтения. Законопроект принимается Палатой представителей простым большинством голосов от ее полного состава. После принятия законопроекта нижней палатой Парламента, он передается на рассмотрение в верхнюю палату Парламента. Если за законопроект проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным - десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен нижней палатой Парламента, закон считается одобренным. Если Совет Республики одобряет законопроект, то законопроект становится законом.

4. Принятие закона. Закон передается в десятидневный срок Президенту, который должен рассмотреть его в течение двух недель с момента получения. Президент его подписывает, если он согласен с текстом закона. Если по истечении двух недель Президент не возвратил закон в Парламент, то закон считается подписанным. В случае не подписания Президентом закона, он должен в течение четырнадцати дней с момента представления ему закона, возвратить его в Палату представителей со своими возражениями, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней и принять решение квалифицированным большинством голосов от своего полного состава.

5. Официальное опубликование и вступление в силу законодательных актов. Под официальным опубликованием понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизводства текста законов и декретов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь.

Наши рекомендации