Понятие, возникновение и развитие общей теории права как науки. Объект и предмет общей теории права.

Понятие, возникновение и развитие общей теории права как науки. Объект и предмет общей теории права.

Теория государства и права — это фундаментальная юридическая наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования государства и права,а также формирует общие для всех юридических наук понятия и категории.

Как возникла теория государства и права? Уже подчеркивалось, что вначале появились отраслевые науки. Постепенно шел процесс разделения юридических наук. После возникла потребность объединить все знания. Потребности общественной практики вызвали необходимость концентрации внимания непосредственно на закономерностях правовой действительности. Их изучение легло в основу формирования общетеоретических (историко-теоретических) наук. Предшественниками общей теории права являлись философия права и энциклопедия права. На их основе она и оформилась.

Предметомобщей теории права являются сущность, содержание и формы права, закономерности его возникновения, развития и функционирования.

Объектом общей теории права являются государство и право.

Методология юридической науки: общефилософские, общенаучные и частно-научные методы познания права.

Методология – наука о принципах, способах и формах научного познания.

Метод общей теории права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях правовых явлений.

1) всеобщий философский метод, используемый во всех науках и на всех стадиях, этапах научного познания. Содержание философского метода составляют общие принципы познания: всесторонность познания, объективность познания, исторический подход в познании и др.

2) общенаучные методы –используемые во всех науках, однако они не охватывают всех стадий научного познания. К общенаучным методам относятся:

Синтез(изучение явлений, объектов путем объединения различных элементов в единое целое)

Анализ(изучение явлений, объектов путем разделения на различные элементы)

Системно-структурный метод может рассматривать любое явления одновременно и как систему (т.е. упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов), и как структурный элемент более общей системы.

Метод дедукции заключается в формулировании частных выводов на основе общих признаков (от общего к частному).

Метод индукции противоположен методу дедукции и позволяет сделать общие выводы на основе частных признаков (от частного к общему).

3) частные методы правовой науки – метод толкования, сравнительно-правовой метод, исторически-правовой метод, метод юридического анализа и другие, разработанные общей теорией права для проведения исследования правовых понятий.

Методы толкования права предназначены для раскрытия содержания норм права, выявления воли законодателя, выраженной в законах.

Сравнительно-правовой метод позволяет провести анализ сходных правовых явлений, существующих в различных правовых системах, а также в различных отраслях права.

Исторически-правовой метод призван помочь в уяснении сущности и содержания определенного правового явления путем проведения подробнейшего анализа подобного явления, существовавшего в прежние времена.

Метод юридического анализа предназначен для определения статуса, юридической сущности правового явления, его взаимосвязи со смежными правовыми явлениями, его общих и отличительных признаков.

Основные теории происхождения права: теологическая, договорная, историческая теория.

Теологическая теория.

Представитель: Фома Аквинский

Теологическая теорияисходит из сверхъестественного, надчеловеческого первоисточника права. Право подразделяется на божественное, данное от бога и исходящее от людей(позитивное). При этом право позитивное должно соответствовать божественному.

Договорная теория.

Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев.

утверждает, что право - результат соглашения людей. В обществе вместе с позитивным правом, созданным государством, существует естественное право, свойственное человеку от природы. Под естественным правом понимаются равные ко всем законы природы, следовательно, гос. законы также должны быть одинаково справедливы ко всем.

Историческая теория.

Представители: Г.Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.

находится в оппозиции к естественно-правовой. Право по этой теории не явл изобретением людей, оно возникает естественно и постепенно и присуще только данному народу, законодатель лишь фиксирует сложившееся право в нормативно-правовых актах. Право не обладает универсальностью и не может быть перенесено в другое общество.

Признаки права.

Нормативность. Право представляет собой совокупность норм, регулир. общ.отношения. Нормы существуют в форме запретов, дозволений и обязываний. Они носят обобщённый характер – применимы не к одной ситуации, а к разным общественным отношениям, адресуются не конкретному лицу, а всему обществу.

Общеобязательность. Право- система норм, которые подлежат неприкосновенному выполнению всеми субъектами права. Общеобязательность соблюдения правовых норм распростр. и на само гос-во.

Связь с государством. Право выражает гос. волю , устанавливается гос. органами. Гос-во санкционирует право, контролирует и обеспечивает его соблюдение гражданами. Для этого существуют предусмотренные зак-вом средства гос. воздействия.

Формальная определённость. Нормы права существуют в определённой, официально выраженной форме. Основной формой существования права явл. НПА.

Системность. Право представляет собой систематизированную совокупность норм. Система права должна обладать полнотой, внутр. непротиворечивостью, упорядоченностью.

Динамизм. Общ.отношения подвержены постоянным изменениям, а значит, должно меняться и право, которое их регулир. Вся система права той или иной страны постепенно, но неизбежно меняется.

Понятие и признаки права. Основные типы правопонимания: социологическая школа права (право как совокупность социальных и юридических норм, судебных и административных решений, определяющих интересы, заслуживающие защиты).

Социологическая юриспруденция начала формироваться в конце XIX в. В это время социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний. Социологические теории права складывались, с одной стороны, путем формирования правовых концепций в рамках общей социологии, с другой — путем распространения социологических методов познания в юриспруденции.

Сторонники данной теории считают, что право возникает и действует при реализации законов. К родоначальникам социологической юриспруденции относят Ф. Жени (1861-1959; Франция), Е. Эрлиха (1862-1922; Австро-Венгрия), С.А. Муромцева (1850-1910; Россия), Р. Паунда (1870-1964; США).

Тезисы концепции:

социологическая юриспруденция, так же как и доктрина естественного права, выходит за рамки закона (позитивного права), однако не в сторону естественных прав и свобод, а всферу реализации права, правоприменительной практики. Право воплощается не в законе (позитивном нраве), а в сфере реализации законов;

представители социологической школы называли позитивное право «мертвым», «книжным» правом. В противовес ему они ставили «живое право», «право в действии»;

под таким правом понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право — реальное поведение субъектов правоотношений — физических и юридических лиц;

формулируют такое живое право прежде всего судьи и администраторы. Они наполняют законы правом, выступая субъектами правотворчества.

Социологический подход концептуально формируется тогда, когда нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, перестали удовлетворять значительную часть общества. В новых условиях развития капитализма суды под видом толкования фактически устанавливали новые нормы. В результате и появился тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

Система законодательства Республики Беларусь. Структура законодательства, критерии деления законодательства на структурные элементы. Отрасли законодательства. Комплексность законодательства. Соотношение отраслей права и отраслей законодательства. Единый правовой классификатор Республики Беларусь.

Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:

- отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:

- комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;

- общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);

- законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);

- конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

Структура системы законодательства - это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.

Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):

-отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства - трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);

-иерархическая («вертикальная») - законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.

Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы - определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.

Виды правовых норм. Разграничение правовых норм по видам регулируемых общественных отношений, по характеру регулирования, по функциональной роли, по форме выражения предписаний, по сфере действия, по субъекту правотворчества и иным критериям.

Правовая норма– это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционируемое государством либо принятое на референдуме, выраженное в официальных государственных актах, регулирующее конкретную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается государством.

Виды правовых норм:

1. По характеру регулируемых отношений: Материальные нормы права:гражданские, уголовные, экономические и пр.Процессуальные нормы права:гражданско-процессуальные;уголовно-процессуальные.

2. По предмету правового регулирования:императивные, содержащие властные предписания;диспозитивные, содержащие свободу усмотрения;поощрительные, стимулирующие социально-полезное поведение (премия, повышение в должности и т. д.);рекомендательные, предусматривающие наиболее приемлемый для общества и государства вариант поведения.

3. По функциональной роли: исходные, определяющие основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы (Преамбула Конституции Республики Беларусь); дефинитивные, содержащие определения конкретных юридических понятий: «преступление», «вина» и т. д.

4. По форме выражения предписания разделяются на: обязывающие (все обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь); запрещающие (нельзя украсть); уполномочивающие (право распоряжаться личной собственностью по своему усмотрению).

5. По сфере действия: нормы, действующие на всей территории государства; нормы, действующие на определенной части территории государства; локальные нормы (действующие на определенном предприятии, в организации либо учреждении).

6. По субъектам правотворчества: нормы, исходящие от государства, т.е. изданные государственными органами – к ним относятся большинство правовых норм;нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

23. Понятие источника (формы) права. Источник права в материальном и формальном смысле.

Источник права - действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Источник права в материальном смысле – это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества определяющие содержания права.

Источник права в формальном (юридическом) смысле – способ закрепления и существования норм права.

Нормативный правовой акт;

Нормативный договор;

Правовой обычай;

Общие принципы права;

Юридический прецедент;

Религиозные догмы;

Юридическая наука (доктрины и идеи).

Закон: понятие, классификация, место закона в системе нормативных правовых актов. Закон в «узком» смысле и закон в «широком» смысле. Законодательные акты и акты законодательства в Республике Беларусь. Кодексы.

1.1Закон-нормативный акт высшей юридической силы, принятый в установленном порядке законодательным органом,регулирующий наиболее важные общественные отношения.
1.2В зависимости от юридической силы законы подразделяется на:
1)Конституционные- законы регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права и обязанности человека, определяют принципы организации и деятельности государственных органов. К конституционным законам относится сама Конституция, законы, вводящие ее в действие.
2)Органические законы определяют порядок формирования, организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей Конституции.
3)Обычные законы издаются парламентом и регулируют наиболее важные общественные отношения. Они должны соответствовать Конституции.
1.3Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.
Во-первых, они принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти.
Во-вторых, обладают высшей юридической силой.
В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения
В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера.
1.4Под законом в узком смысле понимается нормативно-правовой акт, принятый парламентом или иным представительным законодательным органом. Законом в обширном смысле должна быть признана всякая юридическая норма, установленная прямым велением того или другого авторитета.
1.5 Акты законодательства-нормативно-правовые акты, составляющие законодательство РБ.
Законодательные акты-Конституция, законы, декреты и указы Президента РБ.

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Вступление нормативного правового акта в силу. Прекращение действия нормативного правового акта. Обратная сила закона. Ультраактивность закона.

Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного события нормативный правовой акт автоматически утрачивает силу. Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь. Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Нормативный правовой акт прекращает свое действие в случаях: истечения срока, на который был рассчитан временный акт; признания нормативного правового акта неконституционным в установленном законом порядке; признания нормативного правового акта утратившим силу; отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.Декреты Президента и законы вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлениной срок. Постановления палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь вступают в силу с момента принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. Обратная сила закона — это распространение положений нового, более мягкого уголовного закона на деяния, совершенные до вступления его в силу. Переживание закона (ультраактивность закона) — правовое явление, прямо противоположное обратной силе закона, применение норм нормативно-правового акта, утратившего силу, к отношениям и фактам, имевшим место во время его действия.

32. Систематические, хронологические сборники и иные сборники действующего законодательства. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Базы данных правовой информации.

В хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания. В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности и т.д.

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – система учета правовых актов Республики Беларусь. Национальный реестр ведется в целях: обеспечения единой системы законодательства Республики Беларусь; обеспечения своевременного информирования государственных органов, иных организаций и физических лиц о законодательстве Республики Беларусь и т д. Включению в Национальный реестр подлежат: Конституция Республики Беларусь; решения, принятые республиканским референдумом; декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь; законы Республики Беларусь; международные договоры Республики Беларусь; постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь; постановления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; постановления Совета Министров Республики Беларусь; распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь; иные правовые акты Республики Беларусь, являющиеся нормативными.

Начиная с 1 июля 2012 г. единым источником официального опубликования правовых актов стал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь– основной государственный информационно-правовой интернет-ресурс в области права и правовой информатизации.

В Республике Беларусь создана и развивается государственная система правовой информации Республики Беларусь (далее – ГСПИ),которая представляет собой организованную совокупность государственных информационно-правовых ресурсов, информационных технологий, коммуникационной среды, государственных органов, Национального центра правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦПИ) и иных государственных организаций, осуществляющих деятельность по сбору, учету, хранению, систематизации и распространению правовой информации.

33. Правотворчество и правообразование: понятие, содержание, соотношение. Правовое регулирование правотворческого процесса в Республике Беларусь.

Правотворчество – деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.д.), наделённые соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Правотворчество является составной частью наиболее широкого процесса – формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой деятельности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования. Таким образом, правотворчество и правообразование соотносятся как часть и целое. Правообразование - широкое понятие, в ходе которого формируются взгляды и идеи о необходимости правового регулирования тех или иных общественных отношений, результатом и итогом этого процесса его и выступает правотворчество.

Многие вопросы, относящиеся к законодательному процессу, в силу их значимости регулируются в законодательстве, в том числе в Конституции. Специальные акты, которые наиболее подробно регламентируют эти вопросы, являются в настоящее время - Регламенты палат Национального собрания Республики Беларусь.

34. Стадии правотворчества в Республике Беларусь. Нормотворческая инициатива, планирование, составление проекта нормативного правового акта, экспертизы проекта нормативного правового акта (юридическая, криминологическая и т.д.). Внесение проекта нормативного правового акта в нормотворческий орган. Вступление акта в силу. Внесение акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Публикация и вступление в силу нормативных правовых актов.

1. Законодательная инициатива. Согласно Конституции РБ право законодательной инициативы принадлежит: * Президенту; * депутатам Палаты представителей; * Совету Республики; * Правительству; * гражданам, обладающим избирательным правом в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в палате представителей.

2.Подготовка проекта закона. Подготовка проекта включает в себя: - рассмотрение законотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта; - организационное и финансовое обеспечение его подготовки; - сбор необходимых материалов и информации; - разработку концепции проекта; - составление текста проекта; - согласование проекта с заинтересованными государственными органами; - проведение юридической и иных необходимых экспертиз. Проект закона подлежит обязательной юридической экспертизе, которую проводит Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь.

3. Обсуждение законопроекта в Парламенте. В соответствии с Конституцией РБ первоначально законопроект подлежит рассмотрению в нижней палате Парламента. При наличии возражений на законопроект, он по решению депутатов возвращается в соответствующую постоянную комиссию на доработку.. Затем доработанный постоянной комиссией законопроект возвращается в Палату Представителей для второго чтения. Законопроект принимается Палатой представителей простым большинством голосов от ее полного состава. После принятия законопроекта нижней палатой Парламента, он передается на рассмотрение в верхнюю палату Парламента. Если за законопроект проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным - десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен нижней палатой Парламента, закон считается одобренным. Если Совет Республики одобряет законопроект, то законопроект становится законом.

4. Принятие закона. Закон передается в десятидневный срок Президенту, который должен рассмотреть его в течение двух недель с момента получения. Президент его подписывает, если он согласен с текстом закона. Если по истечении двух недель Президент не возвратил закон в Парламент, то закон считается подписанным. В случае не подписания Президентом закона, он должен в течение четырнадцати дней с момента представления ему закона, возвратить его в Палату представителей со своими возражениями, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней и принять решение квалифицированным большинством голосов от своего полного состава.

5. Официальное опубликование и вступление в силу законодательных актов. Под официальным опубликованием понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизводства текста законов и декретов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь.

Систематизация нормативных правовых актов. Виды систематизации. Учет нормативных актов. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Инкорпорация и ее виды. Кодификация и ее виды. Рекодификация. Консолидация. Свод законов.

Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

Существуют три основных вида систематизации нормативных актов: 1.Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу.

Виды инкорпорации:

1. Официальная осуществляется компетентными государственными органами.

2. Неофициальная может проводится государственными и негосударственными организациями для удобства использования нормативного материала в учебных целях, для просвещения населения.

2.Консолидация- такая форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. 3.Кодификация- это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации.

1. Первый вид - это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов» (например, свод законов того или иного государства)

2. Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы)

3. Специальная (комплексная) кодификация - это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс).

Рекодификация - полная замена кодекса (группы кодексов) на новый кодифицированный акт (новую группу кодексов), либо существенное изменение структуры и объема правовой регламентации.

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – система учета правовых актов Республики Беларусь.

Национальный реестр ведется в целях:

обеспечения единой системы законодательства Республики Беларусь;

создания эталонного банка данных правовой информации и комплектования фонда правовых актов Республики Беларусь, поддержания их в контрольном состоянии на бумажных носителях и в электронной форме;

обеспечения своевременного информирования государственных органов, иных организаций и физических лиц о законодательстве Республики Беларусь;

осуществления межгосударственного обмена правовой информацией.

Начиная с 1 июля 2012 г. единым источником официального опубликования правовых актов стал Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь– основной государственный информационно-правовой интернет-ресурс в области права и правовой информатизации.

Применение права как особая форма реализации права. Субъекты применения права. Специфика правоприменительной деятельности. Требования правильного применения права. Законность, обоснованность, справедливость, целесообразность. Осуществление его в установленном процессуальном законодательном порядке.

Правоприменение–это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуальных предписаний

Признаки правоприменения:

1.это властно-императивная форма реализации права

2.осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами.

3.носит процессуальный характер

4.состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью

5.имеет под собой соответствующие юридических основания

6.связано с вынесением правоприменительных актов.

7.является разовым и индивидуально определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов

8.направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

ПРИНЦИПЫ:

1) ОБОСНОВАННОСТЬ - это означает, что:

1. Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

2. Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

3. Все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ в праве - это соответствие деятельности лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам общества, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.

Основные стадии правоприменительной деятельности. Установление фактических обстоятельств дела. Выбор правовой нормы. Юридическая квалификация и доказывание. Принятие решения в правоприменительной деятельности. Доведение решения до сведения заинтересованных лиц.

Применение права – сложный процесс, состоящий из нескольких связанных друг с другом стадий.

Выделяют три стадии правоприменения:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) установление юридической основы дела;

3) принятие решения по делу и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.

Первая стадия правоприменительного процесса состоит в установлении юридических фактов и юридических составов. В рамках этого этапа устанавливаются лишь те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми (правомерными или неправомерными).

Вторая стадия применения норм права – установление юридической основы дела – предусматривает поиск правоприменительным органом норм права, необходимых для разрешения дела.Нахождение норм права ведется от общего к частному, то есть вначале определяется отрасль прав, затем институт, а в рамках института уже устанавливаются конкретные нормативно-правовые предписания.

На третьей стадии процесс правоприменения завершается принятием и вынесением окончательного решения компетентным органом, должностным лицом.После вынесения решения его содержание доводится до сведения адресата правоприменителя, заинтересованных лиц и организаций, которым разъясняются порядок и последствия обжалования решений. Решение имеет общеобязательное значение и подлежит неукоснительному исполнению государственными органами, организациями, гражданами. После этого конкретное общественное отношение считается урегулированным.

40. Коллизии в законодательстве и способы их разрешения. Правило юридической силы. Правило специальности. Правило хронологии.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения.

Причины юридических коллизий могут быть:
1) объективными, одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;
2) субъективными, которые, прежде всего, возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Для преодоления этих коллизий применяется специально разработанный юридический механизм, состоящий из трех правил, последовательно дополняющих друг друга:

Правило юридической силы: подлежит применению та норма права, которая содержится в акте с большей юридической силой.

Если коллизирующие нормы права содержатся в актах равной юридической силы, то применяется правило специальности, которое обязывает руководствоваться нормой, содержащиеся в акте, специально изданном для регулирования определенных общественных отношений.

Если коллизирующие нормы находятся в актах равной юридической силы, имеющих статус специального или общего акта по отношению к рассматриваемому вопросу, следует использовать правило хронологии. Подлежать применению будет норма акта, принятого хронологически более поздно. Т.е. более поздно принята та норма, которая содержится в более позднем акте законодательства, даже если этот акт законодательства всего лишь вносит изменения и дополнения в ранее принятый акт.

Правоприменительный акт (индивидуально-правовой акт): понятие, структура и виды. Отличия правоприменительного акта от нормативного правового акта. Требования, предъявляемые к правоприменительному акту.

Понятие толкования права. Виды толкования прав по субъектам. Официальное и неофициальное толкование.

Правоприменительный акт – индивидуальный акт государственно-властного характера, который принимается компетентным органом на основе действующих правовых норм в отношении конкретного лица и конкретных жизненных обстоятельств.

По форме внешн

Наши рекомендации