Возвышение Македонии при Филиппе II и установление македонской гегемонии в Греции.

Возвышение Македонии при Филиппе II

Филипп II завершил политику своих предшественников по укреплению Македонии и централизации ее государственного управления. Вот почему именно Филиппу II античная традиция приписывает проведение целой серии различных реформ, после которых Македония превращается в одно из сильнейших государств не только греческого мира, но и становится соперницей мировой Персидской державы. Прежде всего Филипп II способствовал хозяйственному укреплению Македонии. Он оценил экономическое значение городских центров и стал основывать новые города на территории Македонии, переселяя в них сельское население из племенных поселков. Эти новые города (например, город Филиппы) строятся в стратегически важных пунктах и являются не только экономическими, но и военно — стратегическими центрами. Филипп II обратил самое пристальное внимание на разработку рудных месторождений, добычу железа для вооружения своей армии. Захватив богатые Пангейские рудники и ускорив их разработку, Филипп получал до 1 тыс. талантов золота в год, что позволило ему начать чеканку золотой монеты в широких размерах. Располагая огромными запасами золотой и серебряной монеты, македонский царь мог активно вмешиваться в торговые операции как в Эгейском мире, Причерноморье, так и во всем Восточном Средиземноморье. В связи с необходимостью строительства большого флота увеличилась добыча корабельного леса, смолы, дегтя, а кораблестроение становится процветающим производством.

Особенно велики были преобразования Филиппа II в военном деле Македонии. Филипп II несколько лет жил в Греции, в Фивах, и хорошо знал как достоинства, так и недостатки греческой военной организации. Военная реформа Филиппа должна была объединить сильные стороны греческой и собственно македонской военной организации. Вместо нестройного и слабо обученного греческого ополчения гоплитов, собираемого от случая к случаю, или капризных наемников Филипп II комплектовал свою армию из свободных македонских земледельцев, набираемых по территориальным округам на несколько лет, в течение которых они проходили специальный курс обучения.

Были введены изменения в построение основного рода войск — тяжеловооруженной пехоты. Если греческие полководцы обычно строили свои боевые порядки в виде единой фаланги, растянутой иногда до 1000 воинов по фронту и на 12 рядов в глубину, то Филипп II расчленил единый строй на несколько фаланг, стоящих близко друг к другу, но не сливающихся в один строй, что повышало маневренность и облегчало перестроение в ходе боя. Бойцы, стоящие в фалангах, были вооружены более длинными, чем у греческих гоплитов, копьями, и это усиливало ударную мощь пехоты. Основному строю фаланги были приданы специальные подразделения щитоносцев (гипаспистов), пелтастов, метателей копий и лучников, основной задачей которых было наносить упреждающий удар по подходящему врагу, отходить на фланги, освобождая место для решающей атаки фаланги, и вместе с тем обеспечивать защиту ее флангов.

В македонской армии издавна одну из важнейших ролей играла тяжеловооруженная конницах, в ней служила македонская знать — гетайры. Филипп не только сохранил, но и усилил значение конницы, которая из сугубо вспомогательных отрядов в греческих армиях превратилась в особый род войск, способный не только взаимодействовать с фалангой, но и решать самостоятельные задачи. В составе македонской армии находились комплексы метательных орудий (катапульт, баллист и др.), тараны и осадные машины, с помощью которых можно было брать штурмом сильно укрепленные города.

Филипп II приступил к строительству и своего флота, но македонский флот, не имея богатых традиций, по своим боевым качествам уступал греческим флотам и выполнял лишь вспомогательные задачи.

Структура македонской армии, таким образом, предполагала выделение особых родов войск, их тесное взаимодействие и маневрирование в бою, что предъявляло повышенные требования к командному составу и выучке рядовых воинов. С этой целью Филипп в своей армии ввел систему постоянных (в летнее и зимнее время) тренировок и упражнений. Македонская армия после реформ Филиппа превратилась в одну из лучших армий того времени.

Филипп реорганизовал и государственное управление. Прежде всего бьша уничтожена система полусамостоятельных княжеств. Большая часть македонской аристократии была вызвана ко двору и составила придворный штат царя, подчиненный его воле. Раздавая аристократам государственные и военные должности, царь тем самым ставил их в зависимость от центральной власти. Состав македонской аристократии был расширен за счет новых талантливых неродовитых людей, обязанных своим выдвижением царю. Из знатной молодежи Филипп создал особый корпус пажей, молодых телохранителей царя, которых он воспитывал в духе личной преданности и вместе с тем рассматривал в качестве заложников. Все эти меры способствовали централизации государственного управления и росту царской власти.

В результате проведенных реформ Македония в середине IV в. до н. э. превратилась в сильнейшее государство Балканского полуострова и начала активное вмешательство во взаимоотношения греческих полисов, преследуя при этом свои цели.

Борьба Филиппа II за установление македонской гегемонии в Греции

Филипп II был осторожным политиком, он ставил и решал реальные внешнеполитические задачи. Эти задачи диктовались конкретными условиями существования Македонии в неспокойном греческом мире. В первое пятилетие правления Филипп II, занятый проведением основных реформ, ставил перед собой довольно скромные задачи: обеспечение своих северных границ от вторжений иллирийцев и фракийцев, с одной стороны, и распространение своего влияния среди греческих городов Халкидского полуострова — с другой. Уже в этот начальный период своего правления Филипп II проявил незаурядное дипломатическое искусство, умение маневрировать и применять разнообразные средства для достижения своих целей. Так, с фракийцами он достиг примирения путем подкупа, для борьбы с воинственными иллирийцами, постоянно опустошавшими его северо-восточные владения, он заключил союз с царьком небольшого племени молоссов, на дочери которого, Олимпиаде, он женился. Иллирийцы были разгромлены и запросили мира.

В борьбе с сильным союзом халкидских городов во главе с Олинфом Филипп ценой некоторых уступок заручился поддержкой Афин, Добившись своих целей, Филипп II вскоре переменил свою политику: он осадил важный в стратегическом отношении город Амфиполь, на который претендовали Афины, и вскоре захватил его, опираясь на этот раз на союз с Олинфом. В середине 50–х годов IV в. до н. э. Филипп стал продвигаться на восток вдоль фракийского побережья Эгейского моря. Он захватил богатый район знаменитых Пангейских рудников и основал здесь город Филиппы, господствующий над округой. Активное проникновение Македонии на Халкидику и в приморские области Фракии заставило объединиться фракийских царей, Халкидский союз во главе с Олинфом и Афины. Однако Афины, занятые войной со своими союзниками, особой помощи оказать не могли, а войска фракийцев были разбиты македонянами. К концу 50–х годов IV в. до н. э. Халкидский союз был изолирован и уже не представлял серьезной опасности для Македонии, часть его земель была захвачена Филиппом.

Укрепив северные границы и позиции на Халкидике, Филипп начинает новый этап своей завоевательной политики, начав вмешательство в дела Средней Греции. Он ловко использовал запутанную политическую ситуацию, сложившуюся в греческом мире в середине IV в. до н. э., связанную с кризисом системы полисных отношений: существующие союзы греческих городов распадаются, города ведут бесконечные войны, которые ослабляют все воюющие стороны. Одной из таких войн, вспыхнувших по ничтожному поводу и постепенно вовлекших в свою орбиту множество греческих городов, была Священная война (355–346 гг. до н. э.). Поводом для открытия военных действий был захват фокидянами небольшого пограничного участка, принадлежащего дельфийскому храму Аполлона. Фокидяне были обвинены в святотатстве, на защиту общегреческой святыни выступили Фивы. Фокидяне, в свою очередь, предъявили права на руководство святилищем Аполлона, внезапно напали на Дельфы и захватили огромные сокровища, накопленные в храме за несколько сотен лет, достигающие огромной суммы — 10 тыс. талантов золота и серебра. На эти деньги фокидский стратег Филомел навербовал наемную армию в 20 тыс. гоплитов, чтобы защищать свои права на Дельфы. Местный конфликт в нервозной обстановке середины IV в. до н. э. вскоре вылился в общегреческую войну. На сторону Фив встали некоторые города Фессалии, Локриды. Фокидян поддержали Спарта и Афины. Военные действия велись главным образом наемниками и вылились в многочисленные небольшие столкновения в разных местах Средней Греции. Во время военных действий воюющие стороны искали для себя союзников, и это создавало благоприятные возможности для Филиппа вмешаться в греческие дела. Тщательно взвесив все обстоятельства, Филипп II решил принять сторону защитников общегреческой святыни Аполлона. Против такого неожиданного для греков вмешательства македонского царя трудно было возражать, и Филипп получил известную свободу действий. Македонский царь ввел свою армию в Фессалию и начал захватывать фессалийские города, поддерживающие фокидян. В 352 г. до н. э. Филипп наголову разбил армию фокидян, действующую в Фессалии. Демонстрируя свою любовь к богу Аполлону, защитником которого изображал себя Филипп, он приказал утопить в море 3 тыс. пленных фокидян, а тело их командующего с позором распять на кресте.

Эта победа укрепила авторитет македонского царя как защитника храма Аполлона и оправдывала его вмешательство в общегреческие дела. Фессалия была вынуждена признать верховенство Филиппа, он был объявлен предводителем общефессалийского ополчения и получил право поставить македонские гарнизоны в стратегически важных городах Фессалии. Стремительный рост популярности Филиппа в Греции и его активное вмешательство в ее дела стали вызывать обоснованную тревогу у Афин. Стремясь преградить путь македонской армии в Среднюю Грецию, афиняне заняли Фермопильский проход и блокировали Филиппа в Фессалии. Потерпев неудачу в попытке проникнуть в Среднюю Грецию, Филипп вновь обратился к завоеваниям на Халкидике и в Южной Фракии. После тщательной подготовки он неожиданно напал на центр Халкидской лиги — город Олинф. Афиняне сделали попытку помочь Олинфу и отправили на помощь осажденному городу 17 триер, 300 всадников и 4 тыс. гоплитов. Однако Филиппу удалось захватить город до того, как эта помощь подошла. Один из крупнейших греческих городов Олинф был полностью разрушен и покинут жителями (348 г. до н. э.). Халкидская лига была распущена, а сама Халкидика признала власть македонского царя.

Добившись таких серьезных успехов в Халкидике и на Фракийском побережье, Филипп освободил руки для нового вмешательства в события продолжавшейся Священной воины. Афины были вынуждены примириться с утратой своего влияния на Халкидике и в Южной Фракии и, желая спасти остатки своего влияния в Пропонтиде, в частности владения на Херсонесе Фракийском, заключили с могущественным Филиппом договор о мире (так называемый Филократов мир 346 г. до н. э.). Македонский царь воспользовался выходом из войны Афин и продолжил вмешательство в дела Средней Греции. В частности, он принял приглашение Фив, ввел свою сильную армию на территорию Фокиды и принудил фокидян к капитуляции. Филиппу были переданы все укрепленные пункты Фокиды, в том числе контроль над стратегически важным Фермопильским проходом. В 346 г. до н. э. продолжавшаяся около 10 лет изнурительная Священная война закончилась. Ее результатом было дальнейшее ослабление греческих полисов и усиление влияния македонского царя. Он не только стал хозяином на Халкидике и в Южной Фракии, но и гегемоном Фессалии, членом Дельфийской амфиктионии (союза греческих полисов — охранителей храма Аполлона в Дельфах) и тем самым получил законную возможность вмешиваться в дела Средней Греции.

Религия древних греков

Греки, как и другие народы древнего мира, боялись грозных сил окружавшей их природы и не понимали их. Поэтому греки верили, что природой управляют многочисленные боги.

Богов греки представляли себе в виде людей, но бессмертных и могущественных.

Могучий Зевс будто бы поражает людей своими золотыми стрелами-молниями. От него же зависит, прольётся или нет дождь на землю.

Жизнь людей, плававших по морю на маленьких деревянных судах, во многом зависела от погоды. Поэтому не меньше, чем грозного Зевса, греки боялись морского бога Посейдона, который может своим трезубцем поднять бурю и потопить корабли.

По верованиям греков, день наступает от того, что бог солнца выезжает на небо на золотой колеснице, запряжённой четвёркой белых коней.

Греки верили, что всю природу населяют боги и богини. Лесных богов греки называли сатирами и представляли их себе в виде людей, обросших шерстью и с козлиными ногами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами - невестами.

Считалось, что у каждой отрасли хозяйства - земледелия, скотоводства, охоты, ткацкого и других ремёсел - есть свой бог-покровитель.

Бога виноделия называли Дионисом. Ему посвящались праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино. В дни этих праздников из деревни в деревню и по улицам городов ходили толпы земледельцев, распевая песни и танцуя. Изображая сатиров, они надевали на себя козлиные шкуры. Нараспев, они рассказывали миф о Дионисе: будто бы Дионис умер, а с ним умерла и природа, но весной он воскрес, а с ним воскресла и природа. В этом мифе древние греки пытались объяснить себе, почему осенью растения увядают, а весной вновь пробуждаются

Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте - покровителе кузнецов. По представлению греков, Гефест сам работал в подземной кузнице. Руки и лицо его были постоянно выпачканы сажей. Вулканы, извергавшие огонь и дым, греки называли выходами из его кузницы.

Богом искусства считался прекрасный юноша Аполлон. Его сопровождали музы -покровительницы пляски, музыки, поэзии, истории.

У древних греков, как и у других народов, религия возникла из страха перед силами природы. Когда первобытнообщинный строй у греков стал сменяться рабовладельческим, в религии отразились возникновение неравенства и появление знати. В Греции, как и в других странах в древности, религия укрепляла господство угнетателей над угнетёнными.

Подобно другим народам древности, греки обожествляли силы и стихии природы. Их боги, населявшие Олимп, как и простые смертные, испытывали любовь и ненависть, были завистливыми и жадными, добрыми и отзывчивыми. О жизни богов повествуют древнегреческие мифы. «Миф» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание». Мифы объясняли мир, они являлись своеобразными духовными наставниками, учили и воспитывали. На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с удивительными мифами Древней Греции, узнаете о жизни богов и героев.

В Греции есть два места с похожим названием. Одно – это гора Олимп на севере Греции, согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов (рис. 1). Другое место – Олимпия на юге Греции, где раз в четыре года устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса – главного бога.

Верховный бог- громовержец жил на горе Олимп. Священной птицей Зевса был орел. Бога изображали могучим мужчиной средних лет. Взмахнет Зевс рукой – удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния, и хлынут потоки дождя на землю. Зевса, как и остальных богов, стремились умилостивить жертвами: животных закалывали, а затем часть их туши сжигали на особом камне – жертвеннике.

У Зевса есть брат – бог морей Посейдон . Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем – вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря. Представьте себе: плывут на корабле греческие мореходы. Поднимается сильный ветер, море, прежде спокойное, становится неузнаваемым. Маленький деревянный корабль бросает как щепку, ветер свалил мачту, водой смыло нескольких гребцов. Корабль дал течь. Люди в ужасе: чем они прогневали грозного бога, пославшего эту бурю?! Кому молятся греки о спасении корабля?

Бог Аид – брат Зевса и Посейдона – властитель мрачного подземного «царства мертвых». Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали.

Богиня Гера – супруга Зевса, верховная богиня. Греки почитали Геру как охранительницу семьи. Считалось, что она помогает женщинам во время родов. В Троянской войне Гера была ярой защитницей греков и противницей троянцев.

Гермес – вестник богов, поэтому его изображали в дорожной шапочке (греки носили головной убор, только находясь в пути), золотых крылатых сандалиях и с золотым жезлом в руке, обладающим волшебной силой. Этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Гермес выполняет важную обязанность проводника душ умерших в царство Аида. Гермес – покровитель всех путников, в том числе и купцов. Хитрость и ловкость Гермеса делают его также покровителем воровства.

По всей Греции почитали Афину – богиню мудрости, богиню-воительницу, охранявшую города, верили, что Афина помогает ткачихам, горшечникам и вообще всем ремесленникам. Афину представляли величественной девой в длинном одеянии. На ее голове шлем, а на груди часто изображали козью шкуру с головой сказочного чудища – горгоны Медузы. В правой руке Афины копье, у ее ног извивается священная змея.

Бог Дионис был покровителем виноградарства и виноделия. На почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Его изображали красивым юношей с гроздьями винограда в руках.

Афродита была богиней красоты и любви. Это ей отдал Парис золотое яблоко. Нежась в своих покоях, расчесывает она золотым гребнем кудри.

Самый искусный мастер и самый некрасивый из богов, хромоногий Гефест, трудится у наковальни в своей кузнице. Отцом Гефеста был Зевс, а матерью – Гера. Гефест – бог огня и кузнечного дела.

Арес – бог кровавой войны. Греки называли его «губитель людей, разрушитель городов, запятнанный кровью». Поэт Гомер же называл Ареса самым ненавистным из богов.

Бог Аполлон и богиня Артемида – брат и сестра. Аполлон – покровитель певцов и музыкантов, вообще всех искусств; он врач, к тому же обладает пророческим даром. Артемида – богиня-охотница, она вооружена луком и часто пользуется стрелами как орудием наказания. Артемида обладает решительным и жестоким характером. Так, например, один юный охотник, нечаянно подсмотревший купание обнаженной богини, был ею превращен в оленя и растерзан псами.

Деметра – богиня плодородия и земледелия, покровительница материнства. Дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Юную Персефону похитил царь подземного мира Аид. Погрузилась в печаль богиня земледелия Деметра. От ее тоски сохнут колосья на пашнях, облетают листья с деревьев, вянут цветы. Голод грозит всему живому. Встревожился Зевс и отправил к Аиду вестника богов Гермеса. Гермес вернул Персефону матери. Обняла любимую дочь Деметра (рис. 3). От ее радости распустились цветы, зазеленели пашни и виноградники. С той поры две трети года Деметра проводит с матерью на земле, а одну треть с мужем в подземном царстве.

Величайшим героем Греции был сын Зевса Геракл. Рожденный смертной женщиной, он должен был совершить двенадцать подвигов, чтобы обрести бессмертие. Геракл сражался с дикими зверями, мифическими чудовищами и всегда выходил победителем.

43. Восточный поход Александра Македонского. Создание мировой державы.

В 336 г.до н.э. Македонию возглавил сын Филиппа II Александр (356-323 pp. до н.э.).Он продолжил дело своего отца. Он не только совершил желанный ФилиппомII поход наПерсию, Но и создал могущественную империю, которая протянулась от Грециивплоть до Индии.

В 336 г.до н.э. македонская армия через север Греции вышла в земли Персии наполуострове Малая Азия. Поход на некоторое время было прервано восстанием впокоренных Фивах. Александржестоко подавил восстание и 30 000 фиванцевпродал в рабство. В 334 г. до н.э. 35000македонян во главе с Александром продолжили восточный поход.

Персидское государство в это время была ослаблена борьбой за власть между сатрапами, которые стали самостоятельными и не желали подчиняться царю Персии Дария III. А Персии противостояла сплоченная армия Александра, Состоящей из вооруженных сил всех крупных греческих полисов, кроме Спарты.

Командующий персидской армии Мемнон, Понимая, что силы неравны,предлагал заманивать македонцев в глубь Персии, уничтожая запасы продовольствияи кормов для лошадей, чтобы потом, когда армияАлександрабудет обессиленная, нанести ей сокрушительное поражение. Но Дарий боялся измены сатрапов ине согласился с планом Мемнона.

Первая великая битва между противниками произошла на реке Гранику 334 г. до н.э. Александр столкнулся с найбильшбоездатною частью персидського войска - греческими наемниками. Он выстроил свои войска так, что в центребыла фаланга тяжеловооруженной пехоты, а с флангов - кавалерияи легкая пехота. В таком порядке солдаты македонского царя форсировали реку иуничтожили персидских лучников. Затем ударила конница, которая разбила вражескую кавалериюи греческих наемников. Победа была одержана. Войско Дария отступило. НЕвстречая сопротивления, македоняне захватили большинство покоренных персами греческихколоний в Малой Азии. Только Милет и Галикарнас пришлось брать штурмом.

Александр продолжил войну с Персией. В 333 г. до н.э. на территории Сирии, Около залива Исса, на побережье Средиземного моря, между ним исвежими силами Дарья произошла новая битва. Дарий сразу бросил в бой личнуюгвардию. Александр возглавил атаку тяжелой кавалерии.После длительного и кровопролитного боя Дарий в окружении охранников покинул полебоя.

Персидскиевойска пали духом. Греческие наемники предпочли вернутьсяродину. Как трофей Александр захватил казну,царских придворных и личную колесницу персидского царя.

Послепобеды у Иссы македонская армия пошла в Финикии. Большинство финикийских городов Александру удалось захватить без особых усилий. Только Tip сдался после семи месяцев тяжелой осады. Македонянампришлось построить дамбу, соединившую материк с островом, на котором былогород. И только тогда войска смогли подойти к стенамТира.Во время осады Александр применил боевые метательныемашины, установленные на кораблях. Македонский царь отомстил защитникампосле победы: 8 000 жителей города были убиты, около 30000 продано в рабство.

Далееперед Александром лежали земли Египет, Которые были покорены персами. Египет сдался Александру без боя. Жрецы этой страны объявили Александра богом. Персидский царь ДарийIII почувствовал, что теряет свою империю,поэтому предложил Александру заключить мирное соглашение. Онбыл готов отдать побережье Малой Азии и уплатить огромный выкуп запленных. Но Александр требовал, чтобы Дарий IIIпризнал его единственным обладателем Малой Азии. Тогда персидский царь пошел наотчаянный шаг. Он собрал войска, которые у него остались, и весной 331 г.до н.э. встретился в последнем поединке с Александром.

Этопроизошло около поселка Гавгамелах, СевернееВавилона. Впервые персы применили против македонян боевых слонов и колесницы,к которым были прикреплены огромные серпасто ножи. ЛучникиАлександраперебили большинство возниц и погонщиков слонов. Неуправляемые, раненые инапуганные животные бросились назад и начали топтать персидскую пехоту. Остаткиперсидской конницы прорвали ряды македонян, но погибли, наткнувшись на сопротивлениемакедонской пехоты - воинов с копьями. Сам Александрво главе конницы атаковал личную гвардию персидского царя. В очередной раз Дарийвынужден был отступать. Он бежал в глубь империи, где в 330 г. до н.э.был предательски убит сатрапом, претендовавший на царский престол. Войско Александра разграбили и сожгли столицу Персии Персеполь.

Завоевание Индии. В 327 г. до н.э.войско македонян вошло в Индии и двинулось в долину Инда. Емупротивостояли отряды царя (раджи) Таксиль. В результатепереговоров Александру удалось заключить союз с этиминдийским царем и вместе с ним выступить против другого раджи - Пора. В 326 г.до н.э. на реке Гидасп состоялась решающая битва.Непобедимая македонская кавалерия, возглавляемая, как всегда, самым Александром, Легко победила всадников противника. Но,когда она приблизилась к слонам, напуганные лошади остановились. Индийские лучники,сидя на слонах, легко уничтожали македонскую конницу.Александрприменил уже опробованную в сражениях с персами тактику и одержал очередную блестящуюпобеду. Македоняне захватили большинство слонов, 9 000 солдат вражеской армиии самого царя Пора. Западную часть Индии была завоевана. Далее Александр планировал пойти в Ганга,но изнуренные воины и командиры уговорили полководца прекратить поход и вернутьобратно. Восточный поход завершился.

ата Событие

334 г. до н.э. Начало Восточного похода АлександраМакедонского. Переход македонских войск через черноморские проливы (Геллеспонт) в Азию

334 г. до н.э. Битва на рГраник. Победа войск АлксандраМакедонского

333 г. до н.э. Битва при Исси. Победа войскАлксандраМакедонского

Январь-август 332 г. до н.э. Осада и взятие города Тир македонскими войсками. Город, что находилось на острове неподалеку берегу и было главной базой персидского флота, удалось захватить лишь после того, как с берега до него было построено дамбу. Захваченный город был отдан на разграбление и разрушение, а жители проданы в рабство

Декабрь 332 - Март 331 г. до н.э. Покорение Египет. ПровозглашениеАлксандра Македонского равного богам

1 октября 331 г. до н.э. Битва при Гавгамелах стала решающей в дальнейшей судьбе Персии. Вскоре персидский царь Дарий, что бежал с поля битвы после сокрушительного поражения, был по предательски убит. Персидская империя фактическая прекратила существование

329 г. до н.э. Покорение Алксандром Македонским Средней Азии

Весна 327 - Июль 326 гг до н.э. Индийский поход Алксандра Македонского. Решающая битва состоялась на реке Гидасп, В который македонские войска одержали победу. Но македонское войско отказалось идти дальше на Восток

326-324 гг до н.э. Возвращение Алксандра Македонского до Вавилона. Часть войск двигалась по суше вдоль Персидского залива, а часть на кораблях. В результате похода возникла огромная империя от Балкан до г. Инд

Последствияи результаты Восточного похода Алксандра Македонского:

- Было уничтоженоПерсидскую империю давнего врага греческих государств, зато появилась новая империяАлксандра Македонского, которая включала Грецию, бывшиевладение Персии и часть Индии;

- Империя Алксандра Македонского оказалась не жизнеспособной и по егосмерти распалась, часть покоренных народов получила независимость;

- Большиебогатства накоплены персидскими царями и восторженныеАлександромМакедонским были пущены в оборот, дав толчок развитию торговли между всемиизвестными в то время странами, ранее развивались изолированно;

- Способствовалсочетанию греческой и восточной цивилизаций, культур, их взаимообмен.Греки ознакомились с достижениями Востока, в свою очередь восток перенял достижения греков.

Результатомвоенных походов и многочисленных победАлександраМакедонского было создание огромной империи. В ее состав вошли Греция,Сирия, Финикия, Персия, Египет, Западная Индия.

Это была одна из крупнейших империйдревнего мира. Столицей созданного государства стал город Вавилон. На всейтерритории империи основывались новые полисы, многие из которых называли в честьцаря - Александрия(Около 70 городов).

Стремясьпокорить весь мир, Александр начал готовиться кпокорение Рима и Карфагена. Но поход на запад так и не состоялся. В 323 г.до н.э.Александр неожиданно заболел и умер.Ему было 33 годы.

Послесмерти Александра его империя просуществовала недолго.Борьба за власть вызвала многочисленные войны между македонскими полководцами (диадохами).

44.Образование Римского государства. Основание Рима: миф и реальность. Периодизация истории Древнего Рима

В истории древнего Рима обычно выделяют пять периодов:

1. Царский период (VIII VI вв. до н.э.)

2. Ранняя республика (V III вв. до н.э.)

3. Поздняя республика (II I вв.до н.э.)

4. Ранняя империя (принципат) (I III вв. н.э.)

5. Поздняя империя (доминат) (IV V вв.н.э.).

- Царский период

Основное содержание Царского периода заключается в переходе римского общества к цивилизации и государственности.

- Ранняя республика

Основное содержание периода Ранней республики заключается в переходе Рима на особый античный путь исторического развития, формировании там общества и государства античного типа.

- Поздняя республика.

Главное содержание периода Поздней республики заключается в создании в результате завоеваний мировой державы. Это привело сначала к расцвету, а затем к кризису Рима полиса, к гибели республиканского строя.

- Ранняя империя (принципат)

Главное содержание периода Ранней империи заключается в распространении и укреплении в условиях Августова мира античного города и античной культуры на периферии. В Европе в этот период закладываются основы для будущего развития современной западной цивилизации.

-Поздняя империя (доминат)

Главное содержание периода Поздней империи заключается в трансформации и кризисе античного города и античной цивилизации. Это приводит к ослаблению Римской державы, а затем к гибели Западной Римской цивилизации.

Начало римской истории теряется во мгле легенд и преданий. Это связано с тем, что синхронных письменных источников, относящихся к первым векам истории Рима, почти не сохранилось.

Последовательное и связное изложение древнейшей истории Рима мы встречаем в сочинениях писателей и историков, живших не ранее I в. до н.э. Они сами могли обращаться к не дошедшим до нас трудам первых римских историков конца III начала II вв. до н.э., и к первым упоминаниям о Риме греческих историков V IV вв. до н.э. Но и у тех, и у других они также могли найти, главным образом, легенды и предания о ранней истории Рима VIII V вв. до н.э. Некоторые авторы, дошедших до нас сочинений, сами сомневаются в достоверности того, о чем они рассказывают.

Тем не менее, реконструируя раннюю историю Рима, нельзя игнорировать мифы и легенды, поскольку они не только отражают мировоззрение римлян, но нередко содержат в себе в преобразованном виде те или иные достоверные сведения.

Предание гласит, что прародителем римского народа был троянский герой Эней, сын Анхиза и богини Афродиты (римской Венеры). Со своими спутниками он бежал из взятой греками Трои и после долгих скитаний прибыл в Италию, где женился на дочери царя Латина. Сын Энея Асканий (Юл) основал в Лации город Альба Лонга, которым 400 лет правили его потомки.

Последнего законного царя Нумитора свергнул с престола его брат Амулий, позаботившийся, чтобы у дочери Нумитора Реи Сильвии никогда не было детей. Он зачислил ее в жреческую коллегию весталок, которые обязаны были хранить целомудрие. Но вскоре Рея Сильвия родила от бога Марса двух мальчиков близнецов Ромула и Рема. Взбешенный Амулий велел утопить младенцев. Его слуга бросил корзину с детьми в Тибр. Течением ее прибило к берегу, где пришедшая на водопой волчица нашла близнецов и выкормила их своим молоком. Впоследствии памятник этой волчице стоял на Капитолии, а сама она стала символом Рима.

Близнецов потом взял и воспитал простой пастух. Повзрослев, они во главе дружины удальцов стали нападать на разбойников, грабивших пастухов. Им удалось по счастливой случайности узнать тайну своего происхождения, после чего они вернули власть своему деду Нумитору, свергнув с престола злого Амулия.

Привыкнув к вольной жизни, они не захотели оставаться в Альбе Лонге и решили основать собственный город там, где их нашла волчица. При постройке первых городских укреплений на холме Палатин они поссорились, и Ромул убил Рема, став первым царем города, который был назван его именем (Рим по-латыни Roma).

Поскольку соседи считали Ромула и его дружинников разбойниками и не хотели выдавать за них замуж своих дочерей, римляне похитили во время праздника дочерей своих ближайших соседей сабинов и насильно сделали их своими женами. Сабины пошли на римлян войной, но их дочери сумели помирить своих отцов и мужей. После этого римляне и сабины составили одну общину и стали жить вместе под властью двух царей: Ромула и сабинского правителя Тита Тация.

Таким образом, согласно известной римской традиции, Рим был основан Ромулом, который построил город, разделил между первыми его гражданами землю, обеспечил им возможность семейной жизни - одним словом, дал вновь возникающему государству необходимое политическое и общественное устройство. Ромулу приписывают организацию римской общины. Он создал сенат из 100 "отцов", установил знаки отличия верховной власти, разделил народ на 30 курий, устроил убежище для беглецов, чтобы таким путем увеличить население города.

Новейшая историческая критика обнаружила полную несостоятельность этой легенды. Вся эта римская история, как она излагается нам древними писателями, есть не что иное, как народное предание, образовавшееся в самом Риме довольно поздно, полное внутренних противоречий и исторических несообразностей.

При таких условиях о древнейшей эпохе Рима мы можем составить себе только скудные и общие представления.

В общей массе арийцев, влившихся в Европу, различают пять основных групп: греки, италики, кельты, германцы, славяне.

На заре исторической эпохи италики отнюдь не являются единственными обитателями полуострова; напротив, они окружены многочисленными и разнородными соседями. Главнейшими из них являются: лигуры. на северо-востоке, япиги на юге и этруски на северо-западе. Все эти племена проникли в Италию, по-видимому, раньше италиков, и некоторые из них, быть может, не с севера, а с юга - путем Средиземного моря.

Из указанных соседей в древнейшей истории Рима наибольшее значение имели этруски. Этот народ, происхождение которого до сих пор остается загадочным, выступает пред нами уже в самую отдаленную эпоху с высокой культурой и с развитым, своеобразным гражданским укладом. Уже в древнейшее время он организован в крепко сплоченный "союз 12 народов" под властью одного общего царя. Многие косвенные данные свидетельствуют о том, что этруски играли большую роль в древнейшей жизни Рима. Некоторые из современных ученых предполагают целый период, когда Рим находился под владычеством этрусков; есть даже и такие, которые считают древнейший Рим прямо одним из этрусских поселков. Как бы то ни было, нельзя отрицать, что древнейшая история италиков после их поселения на полуострове находилась в сильной зависимости от этих соседей.

Каждая из латинских общин была совершенно самостоятельна как в своих внутренних, так и во внешних отношениях; тем не менее, общность национального происхождения, языка и религиозных верований связывала все общины латинов. Кроме общелатинских религиозных празднеств, внешним выражением этого единства была взаимность правовой охраны.

Одной из описанных латинских общин и был Рим. Подробности его древнейшей истории, как было указано выше, теперь восстановлены быть не могут; римское предание лишено исторической достоверности. Есть, однако, в этом предании один элемент, который имеет под собой некоторое исторической основание. По преданию, Ромул разделил первоначал<

Наши рекомендации