Основные виды источников по истории стран Азии и Африки.

Основные типы и виды источников по средневековой истории Азии, Африки и Америки такие же, как и по истории европейского Средневековья. Наибольшую информацию дают письменные, вещественные, художественно-изобразительные, этнографические типы источников.
Письменные источники содержат наиболее полные и разнообразные сведения по истории азиатских цивилизаций. Один из видов письменных источников — исторические повествования, часть из которых сохранилась до наших дней. Историческим сочинениям придавалось весьма большое значение в средневековых странах Азии. В ряде стран занятие историей было поставлено под контроль правителей и поэтому составленные при их дворах исторические труды выражали прежде всего взгляды монархов на те или иные события прошлого. Такой официальный характер имели, например, истории императорских династий Китая, «Анналы Японии» («Нихонги»). Но даже если исторические труды в Средневековье были написаны не придворными чиновниками, к ним следует относиться осторожно. Так или иначе на содержание этих сочинений влияли собственный взгляд автора-историка на исторические события, его оценки деятельности выдающихся личностей, иногда весьма далекие от реальности.
Исторические сочинения дают сведения главным образом по политической истории. Религиозная, художественная, научная литература является тем видом письменных источников, который помогает проникнуть в духовный мир людей того времени, в восприятие ими окружающего мира, понять, что они читали прекрасным, к чему стремились, оценить их с овеНЬ знаний. Невозможно, например, изучить ара-исламскую цивилизацию, не зная священной книги мусульман - Корана.
Группа документальных источников включает в себя акты дарений (например, земель, поселений), завещания, договоры о купле-продаже, об аренде, указы правителей государств и т.д. Эти источники дают историкам ценные сведения об экономической, социальной жизни той или иной средневековой цивилизации.
Законодательные источники — это прежде всего своды законов той или иной страны. Изучение, например, японского кодекса законов «Тайхоре» (начало VIII в.) позволяет исследовать не только историю права этой страны, но и социальную структуру, поземельные отношения и многие другие стороны жизни ранней средневековой Японии.
Однако письменные источники содержат скудный материал по истории африканских и американских цивилизаций, поскольку не все из них имели собственную письменность, хотя, например, она имелась в средневековой Эфиопии, жители же государств бассейна реки Нигер пользовались арабской письменностью. Оригинальную письменность изобрели инки — так называемое узелковое письмо, в котором начертанные буквы или другие знаки заменялись комбинациями узелков на шнурках. Только недавно специалистам удалось расшифровать необычную письменность индейцев майя. Для изучения средневековых цивилизаций Тропической Африки. Обильный материал дают этнографические источники, и прежде всего фольклор, эпос. Так, главным источником при изучении религии, мировосприятия майя является эпос этого народа «Пополь-Вух».
К типу вещественных источников относятся раз-(хп° Р°Да матеРиальные памятники Средневековья 5bj амы' Дворцы, орудия труда, оружие, предметы хео И Т,д')' К0Т0Рые либо добыты в результате ар-логических раскопок, либо сохранились до наших
дней (например, немало средневековых мечетей, буд. дийских, индуистских храмов. При этом археологических раскопок в результате которых ученые получают ценные данные по истории средневековых цивилизаций, проведено недостаточно. Особенно это касается средневековой истории Африки — многие из нынешних государств этого континента не имеют средств для их проведения. Историки используют также другие типы и виды источников, например, нумизматические (средневековые монеты). Они дают информацию не только о состоянии финансов той или иной страны, но и о торговых связях, о некоторых событиях политической истории, даже о религиозных верованиях (например, появление знака креста на монетах африканского государства Аксум позволило уточнить дату принятия христианства правителями этой страны).
Изучение средневековой истории стран Азии началось еще в эпоху Средневековья. Как правило, азиатские историки излагали события истории своей страны. Но уже в раннем Средневековье история Востока привлекла внимание византийских историков, составлявших хронографы или «всемирные истории», а затем и историков Западной Европы. Сведения по азиатской и африканской истории имеются, например, во «Всемирной хронике» Иоанна Малалы (VI в.), «Вселенской истории» Феофилакта Симоккаты (VII в.), «Хронографии» Феофана Исповедника (VIII — IX вв.).Мощный подъем в изучении Средневековья внеевропейских цивилизаций начался после распада колониальной системы. История средних веков становилась действительно всемирной, освобождаясь от европоцентризма, когда в ее центре находилась история одной цивилизации — западноевропейской. Это вызвало острые научные дискуссии среди историков, в которых одной из главных проблем было определение характера средневековых цивилизаций Азии, Африки, Америки. Такие дискуссии происходили и среди историков СССР.





Наши рекомендации