Анализ морфологических особенностей
В тексте научного стиля имена существительные и прилагательные преобладают над другими частями речи. Это объясняется предметным, а не динамическим характером научного изложения. Наука прежде всего трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные – наименования этих вещей. Роль же глаголов сводится к функции связи, соединения понятий. Сравнительно большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характерным и важным в тексте научного стиля. По данным Большого академического словаря (БАС), в тексте может быть следующее соотношение частей речи: существительных – 39,9%, местоимений – 5,5% прилагательных – 12%, наречий – 2,9%, деепричастий – 4,6%, числительных – 1,4% причастий – 14,8%, других, в т.ч. глаголов – 18,9%. | |
Употребление абстрактных и вещественных существительных во множественном числе является морфологической особенностью научной речи: Наша область богата глинами; слова спирты, смолы, стали, могут быть употреблены во множественном числе в качестве терминов. Напротив, существительные единственного числа, обозначающие единичные считаемые предметы, выражают обобщенные понятия: Далее в глубь материка преобладают дуб и граб (класс деревьев, а не множественные предметы) или Береза относится к породе светолюбивых. Другими морфологическими особенностями научного текста являются: - широкое использование существительных среднего рода; - преобладание глаголов несовершенного вида в настоящем времени; - употребление причастий и деепричастий; - употребление указательных местоимений. |
´31. Определите, какие части речи и их грамматические формы чаще всего встречаются в тексте.
ОМОНИМИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ
Случается, что выбор словообразовательного средства осуществляется в нарушение требований определенного словообразовательного типа. Это происходит оттого, что образованное “по правилу” производное совпало бы по звучанию с уже имеющимся в языке словом. В результате возникли бы омонимы, чего язык по возможности избегает. Например, ещё с доисторической эпохи в древнерусском языке широко употреблялось слово половина – одна из двух равных частей чего-нибудь целого, например: “Послушайте мене, аще не всего приимите, то половину” («Поучение Владимира Мономаха»). О древности этого слова свидетельствует то, что оно известно и старославянскому языку, и болгарскому, и сербскохорватскому. В древнерусском языке появилось еще одно производное с тем же значением – половица: “Половицу пенязей (денег) же не заплатила” (из переписки татарских царей с королем польским Казимиром). Однако оно не вошло в употребление, так как представляло явный омоним слова половица со значением “одна из досок, составляющих деревянный пол”.
С давних пор в русском языке существовал словообразовательный тип: прилагательное + суффикс –ИН(а), по которому создавались существительные со значением абстрактного признака: глубокий – глубина, старый – старина, тихий – тишина, толстый – толщина. Однако от прилагательного дикий существительное такого рода оказалось образованным при помощи суффикса –ОВИН(а) – диковина (XVIII в.) Присоединение к прилагательному дикий суффикса –ИН(а) дало бы производное дичина – явный омоним к широко распространенному в языке существительному дичина в значении “мясо диких птиц и животных”.
(По книге В.И.Максимова
“К тайнам словообразования”)
´32. Прочитайте текст. Выделите морфологические признаки отвлеченно-обобщенного характера изложения.
За неоном идет натрий – одновалентный металл, похожий на литий. С ним как бы вновь возвращаемся к уже рассмотренному ряду. Действительно, за натрием следует магний – аналог бериллия; потом алюминий, хотя и металл, а не неметалл, как бор, но тоже трехвалентный, обнаруживающий некоторые неметаллические свойства. После него идут кремний – четырехвалентный неметалл, во многих отношениях сходный с углеродом; пятивалентный фосфор, по химическим свойствам похожий на азот; сера – элемент с резко выраженными неметаллическими свойствами; хлор – очень энергичный неметалл, принадлежащий к той же группе галогенов, что и фтор, и, наконец, опять благородный газ аргон.
Если проследить изменение свойств всех остальных элементов, то окажется, что в общем оно происходит в таком же порядке, как и у первых шестнадцати (не считая водорода и гелия) элементов: за аргоном опять идет одновалентный щелочной металл калий, затем двухвалентный металл кальций, сходный с магнием, и т.д.
Таким образом, изменение свойств химических элементов по мере возрастания их атомной массы не совершается непрерывно в одном и том же направлении, а имеет периодический характер. Через определенное число элементов происходит как бы возврат назад, к исходным свойствам, после чего в известной мере вновь повторяются свойства предыдущих элементов в той же последовательности, но с некоторыми качественными и количественными различиями.
´33. Прочитайте текст и проанализируйте морфологические особенности. Определите части речи и их частотность употребления.
КИНЕМАТИКА ТОЧКИ
Рассматривая движение, мы связываем изменение положения тела (или точки) с течением времени (будем обозначать его через t).
При изучении движения всегда устанавливается начало отсчета времени t = t0 (во многих задачах будем полагать t0=0). Под промежутком времени понимают разность между значениями времени в какой-либо момент времени t2 и момент времени t1.
При движении тела все его точки в общем случае совершают различные движения, например, при качении колеса по прямому рельсу центр колеса движется по прямой линии, а точки обода движутся по циклоидам. Поэтому изучению движения тела, естественно, должно предшествовать изучение движения точки. Кроме того, некоторые практические задачи о движении тел могут быть решены непосредственно на основании изучения движения точки.
Непрерывную кривую, которую описывает точка при своем движении, называют траекторией точки. В задачах небесной механики траекторию именуют также орбитой. Если траектория точки является прямой линией, то движение точки называют прямолинейным. Если же траектория – кривая линия (не обязательно плоская), то движение точки называется криволинейным.
Мы сразу начнем с изучения криволинейного движения точки, т.к. прямолинейное движение представляет собой частный случай криволинейного. Приступая к изучению движения точки, мы должны сформулировать те задачи, которые решаются в кинематике. Исходя из того, что основными пространственно-временными (кинематическими) характеристиками движения точки являются ее положение, скорость и ускорение, мы можем сформулировать эти задачи следующим образом: найти способы задания движения и, исходя из них, найти методы определения скорости и ускорения.
´34. Проанализируйте форму глаголов и выражаемое ими грамматическое значение времени.
Положение точки в пространстве будет вполне определено, если ее радиус-вектор r, проводимый из какого-либо заданного центра, известен как функция времени, т.е. r = r(t).Следует, однако, иметь в виду, что задать вектор как функцию времени – значит уметь находить его модуль и направление в любой момент времени. Это можно сделать, если избрана какая-либо определенная система координат, т.е. задание радиуса-вектора как функции времени обязательно предполагает наличие системы координат, но в то же время не конкретизирует ее. Считая, что радиус-вектор задан, мы тем самым должны предполагать, что умеем определять его модуль и направление в избранной нами системе координат.