Китай в эпоху династии Мин (1368 – 1644 гг..)
Великая Минская империя— государство под властью династии Мин, правившей в Китае после отделения Китая от монгольской империи Юань с 1368 года по 1644 год. Несмотря на то, что минская столица Пекин пала в 1644 году в результате восстания Ли Цзычэна, часть страны оставалась под контролем лояльного к минской семье режима (Южная Мин) до 1662 года.
В империи Мин был построен флот и создана постоянная армия, общая численность которой достигала миллиона человек. Частный сектор земельных владений в результате продолжительных войн сократился до одной трети всей обрабатываемой площади, в противовес чему возрос государственный сектор. По сути, в империи победила надельная система, хотя её установление формально и не было объявлено. Была проведена жёсткая централизация управления, предпринимались попытки регламентировать все сферы жизни граждан. Несмотря на успешное правление первых двух императоров — Чжу Юаньчжана и его сына Чжу Ди — со временем в государственном аппарате империи появились признаки разложения, и к началу XVII века он уже был насквозь пропитан коррупцией, императоры мало интересовались политикой, и вся высшая власть была сосредоточена в руках их многочисленного окружения (родственников, евнухов и придворных). Кризис затронул также аграрные отношения: после тотальной приватизации земли приближёнными императоров государственный сектор практически исчез. Минский Китай начал проводить политику самоизоляции. В это время на северо-восточных окраинах Китая возникло молодое, но сильное государство маньчжуров под властью клана Нурхаци. Воспользовавшись крестьянским восстанием Ли Цзычэна, они захватили Пекин и присоединили Китай к маньчжурской империи Цин.
После падения столицы и смерти императора Чжу Юцзяня, покончившего жизнь самоубийством, властители оставшихся под контролем Мин Нанкина, Фуцзяня, Гуандуна, Шаньси и Юньнаня так и не смогли скоординировать свои действия и к 1662 году один за другим пали под натиском маньчжуров. Один из главнокомандующих Южной Мин, Чжэн Чэнгун, сознавая бесперспективность борьбы против маньчжуров на материке, решил оставить материк (сохранив за собой две базы — Сямэнь и Цзиньмэнь), изгнать голландцев с Тайваня и превратить этот остров в основную базу войны против завоевателей. Формально Тайвань стал считаться частью империи Мин, но после казни последнего законного минского императора Чжу Юлана Чжэн не хотел больше никого признавать в качестве монарха. Так возник редко встречающийся в мировой истории курьёз — «монархия без монарха»; вся реальная власть на острове принадлежала «главнокомандующему-усмирителю» Чжэн Чэнгуну, фактически основавшему новую династию. Чжэны правили Тайванем и воевали с маньчжурами под флагом империи Мин ещё двадцать лет.
Чжу Юаньчжан, первый правитель государства Великая Мин, правил с 1368 по 1398 годы. Как и многие создатели китайских империй, Чжу Юаньчжан был военачальником и пришел к власти в результате боевых действий.
Будущий император родился в 1328 году в провинции Аньхой, что в самом сердце Китая, в крестьянской семье. Будущему императору не удалось получить образования, всего лишь несколько месяцев он смог ходить в начальное училище и выучил несколько десятков иероглифов. Большую часть времени он был вынужден проводить в поле. Его детство закончилось, когда ему исполнилось 16 лет – эпидемия унесла жизни его родителей и старшего брата. Чтобы не умереть с голоду, он был вынужден обратиться в соседний буддистский монастырь и стать его послушником. Но в буддистском монастыре он провел не более 50 дней. Соседние крестьяне, которые тоже терпели голод, более не могли кормить монахов, и Чжу Юаньчжан с товарищами принимает решение отправиться в странствия.
Путешествия Чжу Юаньчжана длились около трех лет. В это время он знакомится со страной, бывает в разных уголках Поднебесной и знакомится с жизнью простых людей. Через три года он попадает в верховья реки Хуанхэ, расположенной к северу от его родных мест. Именно там в это время развертывается антимонгольское движение, инициаторами которого становятся странствующие монахи. В 1348 году Чжу Юаньчжан вступает в первый же им встреченный боевой отряд. Чжу Юаньчжан быстро поднимается по военной лестнице, в течение нескольких лет он становится полевым командиром, в подчинении у которого находится не менее 30 тысяч солдат.
В это время в монгольской столице ситуация очень неспокойна. Наследник смещает своего отца и приходит к власти, но монгольская знать выступает против этого, наследник вынужден бежать. Представитель знатного монгольского рода, изгнавший наследника, гибнет в результате интриг. Наследник возвращается, и именно в это время Чжу Юаньчжан во главе своего отряда, не вступая в мелкие стычки, совершает обходной маневр и занимает свободную столицу – город Даду, Великая Столица, нынешний Пекин.
За несколько лет до этого стремительно усиливающийся военачальник Чжу Юаньчжан присваивает себе княжеский титул гун, а в 1367 году объявляет себя ваном. Выше только титул императора - ди, именно к этому он стремился. Именно этого он и достиг, когда в 1368 году занял императорскую столицу.
Объявив себя императором, Чжу Юаньчжан развертывает реформаторскую деятельность. Для того чтобы как-то управлять империей, он принимает единственное в тот исторический момент верное решение разделить страну не на провинции, а на владения, и назначить в них своих сыновей в качестве князей. Понимая, что этим он закладывает зерна будущего сепаратизма, Чжу Юаньчжан всячески стремится сократить власть своих сыновей, назначая к ним первых министров и военных из числа своего окружения.
Но как всегда в конце правления (а Чжу Юаньчжан правил не менее 30 лет) обостряется вопрос передачи власти. Дело в том, что умирает старший сын и преемник императора и реальным претендентом становится следующий сын Джу Ди. Но по какой-то причине Чжу Юаньчжан не видит в нем своего преемника, наследником становится его внук, малолетний будущий император. Все это время Джу Ди не оставляли не только мечты о власти, но и стремление к ней. Активно участвуя в борьбе, Джу Ди свергает своего племянника и занимает столицу. Именно с его правлением связаны самые яркие страницы в истории государства Мин. Достаточно вспомнить экспедицию флотоводца Джан Хэ, который посещает страны Юго-Восточной Азии, Индии, Африки. Но этот период был бы невозможен без колоссальной работы, предпринятой первым императором Чжу Юаньчжаном.
На рубеже ХV-ХVI вв. империя Мин вступает в эпоху упадка: слабые правители, господство "сильных домов" на местах и их ставленников временщиков-евнухов при дворе, оборонительная политика по всем азимутам - от монголов на Севере, от японских набегов теперь уже слабым флотом, с 1613 г. усиливается маньчжурская угроза.
В этих условиях в 1498 г. низы господствующего класса и верхи города и деревни добились через Палату Инспекторов в форме доклада трону отстранения временщиков. Это способствовало усилению реформаторского движения в нач. ХVI в. с традиционными требованиями реформы госаппарата, личного участия императора в управлении, запрета торговли должностями, свободы слова для чиновников и запрета бить их палками, ограничения дворцовых расходов. Выдвигались и нетрадиционные требования в интересах развития товарно-денежных отношений (ликвидировать казенные мануфактуры, государственные монополии и госторговлю, внутренние таможенные перегородки и т. д.).
В борьбе за выполнение этих требований прошел почти весь ХVI век, реформаторы арестовывались сотнями. На короткий период 1567-82 гг. у власти оказался реформатор Чжан Цзюйчжен, не сумевший ликвидировать только государственные монополии. Однако после его смерти началось контрнаступление консервативных сил: реформаторы были сосланы в Академию Дунлинь, а в 1620 г. новый император, сторонник дунлиньцев, был отравлен, дунлиньцы казнены, Палата Инспекторов распущена, школы и другие учебные заведения закрыты как рассадники реформаторских идей.
Таким образом, реформаторское движение в эпоху Мин не удалось - это привело к загниванию и усилению противоречий. Неэффективность внутренней политики, провалы во внешней политике и стихийные бедствия привели к голоду вплоть до людоедства и, начиная с 1628 г., к локальным крестьянским восстаниям.
Дуньлинская шкла. Это Течение в неоконфуцианстве кон. XVI — нач. XVII в. Получило назв. по имени частной академии Дунлинь (дунлинь шуюань — Книжная палата Восточного леса), созданной в 1604 в вост. лесном предместье г. Уси (пров. Цзянсу) на месте школы, основанной в нач. XII в. Ян Ши и закрытой в XIII в. Создатели академии Гу Сянь-чэн и его брат Гу Юнь-чэн разработали в качестве руководства к учению «Положение о Дунлиньском сходе» («Дунлинь хуй юэ»), где перечислялись «Правила ученичества в Пещере белого оленя» («Бай лу дун сюэ гуй»), назв. к-рых подчеркивало преемствование традиций знаменитого в прошлом учебного заведения, возглавлявшегося Чжу Си. После смерти Гу Сянь-чэна в 1612 распорядителем академии, объединявшей более 300 членов, стал Гао Пань-лун. Дунлиньская школа имела тысячи последователей, образовывавших дочерние академии. Объединение наиболее активных ее сторонников именовалось Дунлиньской «партией» (дунлинь дан). Ее ядро составляли гос. деятели, репрессированные в начале 1590-х гг. В основе их оппозиц. настроений лежало стремление к восстановлению исконных норм и ценностей конф. этики в качестве гл. регуляторов жизни об-ва в условиях политич. кризиса династии Мин (1368-1644). В 1620 в результате восшествия на престол нового императора дунлиньцы пришли к власти, но уже в сер. 1620-х гг. потерпели поражение и подверглись репрессиям. В 1625 академия была запрещена и разрушена, а в 1628-1629 восстановлена под началом У Гуй-сэня, ученика Гао Пань-луна, после смерти к-рого бездействовала до 1643, когда ее возглавил племянник Гао Пань-луна Гао Ши-тай. В 1680-х гг. она стала гос. учреждением, а в ХХ в. — обычной школой.
Дунлиньская школа противостояла гл. обр. тайчжоуской школе последователей Ван Ян-мина (кон. XV — нач. XVI в.) и стремилась обосновать целостность человеч. существования, в к-ром внутр. свобода личности согласуется с нормами социальной жизни. Критикуя нек-рые аспекты янминизма и чжусианства, ратуя за преодоление даос.-буд. влияний и ориентируясь на ханьское конфуцианство, Дунлиньская школа подготовила возникновение при династии Цин (1644-1911) «непосредственного», или «ханьского», учения (пу-сюэ, хань-сюэ).