Восстание «красных повязок» в Китае в 1351 – 1368 гг.

Ход восстания
2.1. Первый этап
Катализатором накаляющейся обстановки послужил обнаруженный в конце мая 1351 года одноглазый идол с надписью на спине: «Это и есть каменный одноглазый человек. Как только его найдут, Поднебесная восстанет».Обнаружение божка произвело неизгладимое впечатление на суеверных крестьян, поскольку в народе уже давно ходила песенка, предсказывавшая близость бунта: «Каменный одноглазый человек возмутит Хуанхэ, и Поднебесная восстанет». По имеющимся ныне у историков сведеньям, «обнаружение» статуи было инспирировано членами Белого лотоса, которые вскоре начали создавать из крестьян-строителей повстанческие отряды.
28 мая 1351 года в долине Хуанхэ началось восстание, которое привело к падению империи Юань.
Важную роль на первом этапе восстания (1351—1354 гг.) сыграли Лю Футун (кит. 刘福通), советник и активист Общества Белого Лотоса, и Хань Шаньтун, руководитель Белого Лотоса, которого провозгласили потомком сунского императора Хуэйцзуна и воплощением Будды Майтрейи. Отряды повстанцев получили название «красные войска», так как повстанцы в качестве отличительного знака повязывали головы красными платками.
Несмотря на то, что уже в скором времени Хань Шаньтун был схвачен и казнён, отрядам под руководством Лю Футуна сопутствовала военная удача: за вторую половину 1351 года они заняли уезды Лошань, Чжэнъян, Цюэшань, Уян, округа Сижчоу и Гуанчжоу, а число повстанцев достигло ста тысяч.[5]
Вслед за округом Инчжоу восстания «красных войск» охватили и соседние районы Хэнани. 31 августа восстание началось в Сюйчжоу области Гуйдэ, его возглавил Ли Эр, прозванный Чжима Ли (Кунжутный Ли). Вскоре войска Ли Эра присоединились к армии Лю Футуна, а сам Кунжутный Ли перешёл под его непосредственное начальство.
Спустя три месяца после начала восстания «красных войск» в северной Хэнани бунт вспыхнул в Центральном Китае. В конце августа 1351 года там начали борьбу повстанцы Сюй Шоухуя, который в скором времени был провозглашён императором новообразованного государства Цишуй. Подобно Чжима Ли, присоединившемуся к войскам Лю Футуна, к восстанию Сюй Шоухуя примыкали более мелкие повстанческие группы. В итоге за четыре-пять месяцев восстание охватило огромную территорию на юге и западе Хэнани, значительную часть Цзянси, а также часть провинций Хугуан и Цзянчжэ (Цзянси + Чжэцзян). При этом следует помнить, что территория каждой из них в юаньский период была намного обширнее современных провинций Хэнань и Цзянси[6]. По мнению советской исследовательницы Л. А. Боровковой, восставшие в Центральном Китае не выдвигали чётких лозунгов свержения иноземного ига, как повстанцы Лю Футуна, но и здесь борьба крестьян (а также примкнувших к ним беднейших слоёв) была направлена против феодалов, как монгольских, так и китайских.Несмотря на то, что к началу восстания монгольская армия была крайне дезорганизована, Тогто очень быстро смог навести порядок в рядах военных, и уже во второй половине государственная армия, поддержку которой оказывали местные военные формирования китайских и монгольских феодалов (ибин ), нанесла ряд существенных поражений как войскам Лю Футуна, так и Сюй Шоухуя, хотя в обоих случаях, восстания не были ликвидированы полностью.
После того как в 1354 году восстания в провинциях Хэнань, Цзянси, Хугуан и Цзянчжэ в целом потерпели поражение, Тогто предпринял попытку ликвидации бунта в низовье реки Янцзы, где продолжалось восстание во главе с Чжан Шичэном и Фан Гочжэнем. Однако неожиданное устранение главнокомандующего с занимаемого поста сорвало планы монголов[8].
В 1352—1354 гг. небольшой и медленно развивающийся очаг восстания существовал в Ханчжоу (провинция Хэнань). Руководство восставшими осуществлял Го Цзысинь, зажиточный горожанин, член Белого Лотоса[9]. Он был не единственным руководителем восставших в Ханчжоу, что в дальнейшем привело к вражде лидеров, расколу движения и победе в междуособной борьбе Чжу Юаньчжана, зятя Го Цзысиня.
2.2. Второй и третий этапы
31 марта 1355 года руководители северной ветви «красных войск» Лю Футун и другие разыскали сына первого вождя восставших главы общества Белый Лотос Хань Шаньтуня — Хань Линьэра и его мать, бежавших в 1351 году, привезли их в г. Бочжоу и объявили о создании повстанческой империи Сун. Хань Линьэр был провозглашён императором, а его мать — вдовствующей императрицей[10].
1357—1358 гг. были периодом наивысшего подъёма восстания «красных войск» Лю Футуна, а также кульминационным в ходе восстания Сюй Шоухуя — Чэнь Юляня[11]. Чжу Юаньчжан за 1356-57 гг. смог изгнать из подконтрольных территорий последние правительственные войска, а также стабилизировать территорию с владениями Чжан Шичэна. Поскольку последний перестал представлять для него какую-либо значимую угрозу с конца 1357 года Чжу приостановил наступательные действия и перешёл к обороне[11].
Псле того, как в конце февраля — начале марта 1363 года правительственная армия и армия Чжан Шичэна, который заключил перемирие с монголами, окружили Аньфын, последнее убежище Хань Линьэра и Лю Футуна, многолетнее восстание «красных войск» на Севере потерпело поражение, Лю Футун погиб, а Хань Линьэр был спасён войсками Чжу Юаньчжана[12]. Отныне император империи Сун становился почётным пленником Чжу Юаньчжана[13].
В 1360—1363 гг. обостряется борьба Чжу Юаньчжана с Чэнь Юляном (кит. 陳友諒). Исход противостояния в пользу Чжу Юаньчжана был предрешён в битве у озера Поянху, которую современный историк У Хань назвал одной из самых крупных речных баталий в истории Китая[14].
После поражения и гибели Чэнь Юляна Чжан Шичэн отказался от формального подчинения юаньскому правительству и заявил о создании собственного государства У, провозгласив себя монархом, У-ваном. 4 февраля 1364 года в противовес своему противнику такой же титул принял Чжу Юаньчжан. В конце 1366 года Чжу Юаньчжан захватил в плен своего противника, однако тот на все предложения покориться отвечал отказом. В конце концов Чжу Юаньчжан якобы послал ему шёлковый шнурок, которым тот и удавился[15].
На китайский новый год 1368 года (23 января[16] 1368 года) Чжу Юаньчжан в Нанкине объявил себя императором новой династии Мин, провозгласив свой девиз правления Хунъу (в пер. с кит. Разлив воинственности ). В сентябре того же года его войска взяли штурмом Пекин, изгнав последнего юаньского императора.
3. Итоги восстания
Хотя восстание подогревалось различными религиозными движениями, придя ко власти, новый монарх первым делом разгромил своих бывших союзников-сектантов. Роль государственной идеологии заняло учение Чжу Си, знаменитого конфуцианского учёного эпохи Сун.





13.Вьетнам в период XI – нач. XIII вв.

Династия Ли, в 1069 г. изменившая название страны на Дайвьет, разделила ее на 24 провинции во главе со сменяемыми губернаторами. Вся политическая администрация была преобразована по китайской модели: чиновники разных рангов с четкой иерархией; центральные ведомства и провинциальные администраторы; система экзаменов для замещения административных должностей; конфуцианство как основа администрации и всего образа жизни населения; регулярная армия, основанная на рекрутской повинности, и т.п.Китайская модель была базой и в сфере экономики и социальных отношений: земля считалась собственностью государства, олицетворенного королем; общинники платили в казну ренту-налог; чиновники жили за счет части этой ренты; существовала незначительная прослойка наследственной знати (в основном родня королей), имевшая земельные наследственные владения с ограниченными правами; немалым влиянием и имуществом пользовалась буддийская церковь. Буддизм, конфуцианство и близкие к даосизму местные крестьянские верования и суеверия имели явственную тенденцию к сближению в единую синкретическую народную религию - тоже по китайскому образцу.
Словом, как это ни покажется странным, но политическая независимость Дайвьета от Китая не только не привела к освобождению страны от влияния со стороны китайской культуры, укоренившейся за века своего господства во Вьетнаме, но, напротив, еще очевиднее реализовала это влияние, особенно в сфере политической культуры. По сути, вьетнамцы продолжали жить по тем стандартам, которые сложились прежде. Это видно даже на примере внутренней организации вьетнамских крестьянских общин, где существовали полноправные (местные) и неполноправные (пришлые), чаще всего не имевшие своей земли и оказывавшиеся в положении арендаторов. Это заметно проявилось и в организации городской жизни (цеха-гильдии; система государственных монополий и ремесленных мастерских и т.п.).
Внешняя политика династии Ли в XII в. принесла определенные успехи, особенно в борьбе с тьямами. Были успешно отражены также и предпринимавшиеся могущественной Ангкорской Камбоджей попытки потеснить Дайвьет. Но на рубеже XII-XIII вв. династия стала слабеть, чем не преминул воспользоваться один из аристократов, родственник короля Чан. Опираясь на недовольство крестьян притеснениями со стороны чиновников (похоже, что и династийный цикл вьетнамцы вместе со всей структурой заимствовали у Китая), Чан в 1225 г. совершил дворцовый переворот и объявил себя правителем новой династии, просуществовавшей до 1400 г. В принципе правители династии Чан продолжали ту же политику укрепления центральной власти, что и их предшественники. Но политическая обстановка в годы их правления сильно осложнилась вследствие нашествия монголов, затронувшего практически большую часть Индокитая. Хотя Чаны создали сильную армию и боеспособный военно-морской флот, противостоять монголам было не просто. Не только армия, но буквально весь народ поднялся против захватчиков. Война шла на износ, до победного конца. И монголы, особенно после гибели их военачальника Сагату, были вынуждены в конечном счете отступить. По условиям мирного договора 1289 г. китайская (монгольская) династия Юань признавалась формально сюзереном Вьетнама, но фактически Дайвьет остался независимым. Добившийся этого успеха главнокомандующий Чан Хынг Дао вплоть до сегодняшнего дня почитается как национальный герой.

Наши рекомендации