Арабские завоевания при Омейядах
Омейяды – первая халифская династия, правившая арабской империей в 661-750 гг
При Абд аль-Малике и его преемнике Валиде I (705-715) благодаря деятельности высокоодаренного, хотя и деспотичного министра Хаджаджа в мусульманской империи восстановился порядок. Возобновились войны с Византией.
Затем халифы династии Омейядов быстро сменяли один другого в течение первой половины VIII в., если не считать долгого правления Хишама (724-743). Из всех этих халифов выделялся высоко религиозный Омар II (717-720) он стоял за милосердие даже по отношению к противникам (что едва не привело к крушению государства). Остальные: Сулейман (715-717), Язид II (720-724), Валид II (743-744), любители искусств и наслаждений, вызывали только недовольство своих подданных и способствовали упадку династии, несмотря на значительность завоеваний, сделанных их военачальниками.
Арабские завоевания, на короткое время приостановленные при Али, в эпоху Омейядов возобновились с прежней силой, направляясь и на восток, и на запад. На востоке арабы уже в 661 г. достигли афганского Герата, а оттуда их войска дошли до Инда, пройдя через Афганистан. Начиная с 674 г. они совершали нападения на Мавераннахр («междуречье» Амударьи и Сырдарьи) и к началу 710-х гг. захватили эту область. Они окончательно подчинили Армению и ринулись за Кавказ, где столкнулись с могущественными хазарами. При халифе Хишаме омейядские армии одержали над хазарскими каганами ряд побед, дошли до Волги, поднялись по ней до широты Саратова и на обратном пути совершали рейды на равнины Южной Руси. Покорить Анатолию им, однако, не удалось, хотя арабы были уже близки к этому и даже в течение года осаждали Константинополь (717-718). Менее чем за сорок лет ислам достиг на востоке долины Инда.
В западном направлении завоевания были не менее значительными. В то время подчинявшиеся Византии берберские племена Северной Африки делились на три основные группы: 1) ловата на востоке (Триполитания, Джерид, Ор); 2) санхаджа на западе (кутама в Кабилии масмуда на побережье Марокко и собственно санхаджа в Сахаре); 3) кочевники зената, в районе Тлемсена. Вражда между санхаджами и зенатами сыграла на руку арабским завоевателям.
Полководец Омейядов Окба (Укба) ибн Нафи стал делать набеги на Ифрикийю (Тунис) и в 670 г. основал здесь Кайруан – опорный укреплённый лагерь завоевателей. После смелого набега, приостановленного лишь на атлантическом побережье Марокко, Окба попал в засаду и погиб. Когда положение Омейядов на троне упрочилось халиф Абд аль-Малик двинул свои войска на Карфаген. Город был взят и разорен (697 г.), затем отбит византийцами и снова оставлен ими через год. Соседние берберы организовали сопротивление мусульманам, возглавленное авторитетной пророчицей Кахиной (буквально – «Колдунья»). Но арабам опять помогла разобщенность их противников, и им удалось соединить с военной экспансией религиозную. Побеждённые берберы приняли ислам и, увлекаемые перспективой захвата военной добычи, стали лучшей опорой арабов при последующем завоевании Испании. Армии Омейядов дошли до берегу Северной Африки до самой Атлантики, захватили Танжер и Балеарские острова.
В занятой вестготами Испании порабощенный феодалами и епископами народ жаждал освобождения. В роли освободителей предстали арабы. Рабы и крепостные купили себе освобождение ценой обращения в ислам и облегчили задачу завоевателей: арабская конница одержала верх над христианской пехотой, и в 711-714 гг. практически весь Пиринейский полуостров перешёл под власть мусульман (см. статью Завоевание Испании арабами).
С 721 г. арабы начали предпринимать набеги по ту сторону Пиренеев, в Галлию, где королевство Меровингов агонизировало подобно вестготской монархии в Испании. Остановленные графом Эвдом на Гаронне, арабы повернули в долину Роны и опустошили ее в 725 г. Спустя семь лет, в 732 г., их всадники пересекли Гасконь, взяли Бордо и помчались на Пуатье, где их (ровно через сто лет после смерти Мухаммеда) разгромил в страшной битве Карл Мартелл. В 737 г. он опять обратил их в бегство в битве у Нарбонны.
Несмотря на это поражение, военная экспансия арабов не прекратилась. Халифат достиг тогда вершины своего величия: он простиралась от Атлантического океана до Инда, от Каспия до Нильских порогов. Деятельность халифов в основном была направлена к централизации. Как Мухаммед умел сплавить враждебные друг другу племена Аравии в одну религиозную общину, так Омейяды объединили в огромной империи народы, которые незадолго до этого боролись между собой. Для осуществления такой задачи была необходима терпимость – политическая, религиозная и духовная. Её всегда проявляли Омейяды: основатель этого рода, современник Мухаммеда Абу Суфьян жил в добром согласии с христианами и евреями, а его потомки женились на христианках, назначали пенсии ораторам и поэтам, среди которых встречались и христиане, и люди, насквозь проникнутые языческими традициями (не говоря уже о музыкантах, певцах и певицах). Они незаметно подпали под очарование цивилизации древней Сирии. Это свободомыслие шокировало многих верующих, не изменивших суровому духу ислама раннего периода. Правоверная Медина осуждала омейядский Дамаск, как в XVI в. кальвинистская Женева – «развратный» папский Рим.